Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
по делу об оспаривании постановления административного органа
о привлечении к административной ответственности
г. Архангельск Дело№А05-9809/2007
Резолютивная часть решения принята и оглашена 15 ноября 2007 года.
Полный текст решения изготовлен 15 ноября 2007 года.
Арбитражный суд Архангельской области
в составе: Ипаева С.Г., ведущего протокол судебного заседания
рассмотрев заявление индивидуального предпринимателя Кузнецовой Ирины Анатольевны
к Управлению Федеральной миграционной службы по Архангельской области
о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной миграционной службы по Архангельской области №249 от 14.09.2007 о привлечении к административной ответственности по ч.4 ст.18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
при участии в заседании представителей:
от заявителя: Кузнецова И.А., Костик Т.П. , доверенность от 03.11.2006
от ответчика: Залесова Н.В., доверенность от 23.07.2007
установил:
Индивидуальный предприниматель Кузнецова И.А. обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной миграционной службы по Архангельской области №249 от 14.09.2007 о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ответчик с заявленными требованиями не согласнее, по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
Как следует из материалов дела, 06 сентября 2007 года инспектором Управления Федеральной миграционной службы по Архангельской области составлен протокол об административном правонарушении в отношении Кузнецовой Ирины Анатольевны, генерального директора индивидуального предпринимателя Кузнецовой Ирины Анатольевны, за совершение административного правонарушения выразившегося в нарушении правил миграционного учета, ответственность за совершение которого установлена частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ.
Исполняющим обязанности начальника Управления Федеральной миграционной службы по Архангельской области вынесено постановление №249 от 14.09.2007 о привлечении должностного лица Кузнецовой И.А. (генерального директора предпринимателя Кузнецовой И.А.) к административной ответственности по части 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения штрафа в размере 40 000 руб.
Предприниматель Кузнецова И.А. не согласившись с постановлением №249 от 14.09.2007 о привлечении к административной ответственности, просит признать незаконным и отменить, названное постановление. В обоснование ссылается на нарушение административным органом порядка составления протокола об административном правонарушении и отсутствием вины в совершении административного правонарушения.
В представленном отзыве на заявление, ответчик не согласен с заявленными требованиями и ссылается на то, что индивидуальным предпринимателем Кузнецовой И.А., являющейся одновременно должностным лицом генеральным директором индивидуального предпринимателя Кузнецовой И.И. (т.е. самой себя), нарушен порядок и сроки представления уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания. Таким образом, индивидуальным предпринимателем Кузнецовой И.А. нарушены требования миграционного законодательства.
Согласно части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации порядок рассмотрения дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях (далее в параграфе 2 главы 25 настоящего Кодекса - административные органы), о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
При определении подведомственности арбитражному суда дела об оспаривании постановления Управления Федеральной миграционной службы по Архангельской области №249 от 14.09.2007 о привлечении Кузнецовой И.А. к административной ответственности по части 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд исходит из того, что административный орган привлек Кузнецову И.А. к административной ответственности как индивидуального предпринимателя, поскольку как в протоколе об административном правонарушении, так и в оспариваемом постановлении имеется указание на государственный регистрационный номер 306290117700052, соответствующий государственному регистрационному номеру, указанному в свидетельстве о регистрации Кузнецовой И.А. в качестве индивидуального предпринимателя. Согласно содержанию отзыва на заявление (абзац 2) административный орган, считает, что административное правонарушение совершено индивидуальным предпринимателем Кузнецовой И.А., одновременно являющейся генеральным директором Кузнецовой И.А.
При таких обстоятельствах, суд считает, что настоящее дело об оспаривании постановления административного органа, подведомственно арбитражному суду поскольку оспариваемое постановление вынесено в отношении индивидуального предпринимателя Кузнецовой И.А..
Согласно части 4 статьи 18.9 КоАП РФ неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.07.2006 №109-ФЗ (далее-Закон №109-ФЗ) сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее - принимающая сторона), - гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (находится) либо в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства работает.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 20 Закона №109-ФЗ принимающая сторона с соблюдением сроков, установленных пунктами 1 и 2 части 2 и частью 3 статьи 20 настоящего Федерального закона: представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, по истечении трех рабочих дней со дня прибытия иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением.
Как видно из материалов дела, Кузнецова И.А. выступающая принимающей стороной, первоначально 02 февраля 2007 года подала в УФМС России по Архангельской области уведомление о прибытии гражданина Азейрбаджана Мамишзаде Эльданиз Али оглы в место пребывания.
12 марта 2007 года предприниматель Кузнецова И.А. заключила трудовой договор с гражданином Азейрбаджана Мамашизаде Э.А, имеющим разрешение на работу, трудовой договор. Согласно данному договору Мамашизаде Э.А. принят на работу помощником повара.
Согласно приказу от 01.08.2007 предприниматель Кузнецова И.А. предоставила Мамашизаде Э.А. отпуск без сохранения заработной платы.
В период нахождения в отпуске с 02.08.2007 по 03.09.2007, Мамашизаде Э.А., выехал за пределы территории Российской Федерации. Однако не уведомил работодателя о намерении выехать за пределы территории Российской Федерации.
Согласно представленным билетам, Мамашизаде Э.А. вернулся на территорию Российской Федерации и прибыл в город Архангельск 20 августа 2007 года. По окончании отпуска, вышел на работу 04 сентября 2007 года.
Предприниматель Кузнецова И.А., узнав, что Мамашизаде Э.А. выезжал на родину, пришла 04 сентября 2007 года в УФМС России по Архангельской области, по вопросу регистрации Мамашизаде Э.А.
Сотрудниками УФМС по Архангельской области было разъяснено, что необходимо заполнить уведомление и представить документы: паспорт Мамашизаде Э.А., разрешение на работу, копию трудового договора, миграционную карту и предложили прийти 06 сентября 2007 года, т.к. 05 сентября 2007 года в Управлении был выходной.
Статьей 18.9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение должностным лицом организации, принимающей в Российской Федерации иностранного гражданина или лицо без гражданства, либо гражданином Российской Федерации или постоянно проживающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства правил пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации. Частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с примечанием к статье 18.1 КоАП РФ за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей и иными статьями настоящей главы, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях настоящей главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.
Таким образом, индивидуальные предприниматели, предоставившие рабочее место иностранным гражданам, в соответствии с Законом №109-ФЗ выступают в качестве принимающей стороны, несут административную ответственность за нарушение миграционного учета, как юридические лица.
В рассматриваемом случае, административный орган привлек предпринимателя за нарушение срока представления уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания к административной ответственности по части 4 статьи 18.9 КоАП РФ, не как юридическое лицо, а как должностное лицо организации, которым индивидуальный предприниматель Кузнецова И.А., не является.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из данной нормы административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Статьей 26.1 КоАП РФ также предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
Вина индивидуального предпринимателя как физического лица в форме умысла или неосторожности должна быть установлена и доказана административным органом в соответствии со статьей 2.2 КоАП РФ.
В постановлении УФНС по Архангельской области о привлечении предпринимателя к административной ответственности не отражено, в чем конкретно выражается неисполнение либо ненадлежащее исполнение предпринимателем правил миграционного учета. Материалы дела об административном праовнраушении не содержат сведений о том, знала или нет предприниматель Кузнецова И.А. о выезде Мамашизаде Э.А. и дате въезда на территорию Российской Федерации,поскольку такие сведения необходимы для установления нарушения срока представления уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания.
Напротив, из объяснений Кузнецовой И.А. следует, что она узнала о выезде Мамашизаде Э.А. за пределы территории Российской Федерации и возращении его в г. Архангельск, только 04 сентября 2007 года, работник приступил к исполнению трудовых обязанностей.
Таким образом, административным органом не доказана вина предпринимателя Кузнецовой И.А., в совершении вменяемого правонарушения.
При таких обстоятельствах, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ :
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной миграционной службы Архангельской области от 14.09.2007 №39 о привлечении к административной ответственности Кузнецову И.А. по части 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения штрафа в размере 40 000 рублей.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Судья С.Г.Ипаев