ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05-9949/08 от 27.10.2008 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

163069, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

28 октября 2008 года

г. Архангельск

Дело № А05-9949/2008

Резолютивная часть решения объявлена 27 октября 2008 года

Решение в полном объёме изготовлено 28 октября 2008 года

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Бекаровой Е.И.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело №АО5-9949/2008

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Деком»

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области

о признании незаконным и отмене постановления № 06/09-36-08 от 29.08.2008

при участии в судебном заседании представителей сторон:

от заявителя – Хвиюзовой С.А.;

от органа, чьё постановление оспаривается – ЛеванидоваН.Г.

Протокол судебного заседания вела судья Бекарова Е.И.

Суд установил следующее:

Общество с ограниченной ответственностью «Деком» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области (далее – ответчик; административный орган) о признании незаконным и отмене постановления № 06/09-36-08 от 29.08.2008 о назначении административного наказания в виде штрафа в сумме 30 000 руб. на основании статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий лицензии.

Представитель заявителя в заседании суда поддержал заявленные требования в полном объёме. Просит признать незаконным постановление о назначении административного наказания № 06/09-36-08 от 29.08.2008

Административный орган в заявленными требованиями не согласился, сославшись на доводы, изложенные в представленном в материалы дела отзыве.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, суд установил следующие фактические обстоятельства дела.

Общество с ограниченной ответственностью «Деком» зарегистрировано в статусе юридического лица, о чём в Единый государственным реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1042900001660.

04.07.2008 государственными инспекторами Управления Росприроднадзора Поповым А.Н. и Куэль И.Л, проведена проверка по факту незаконного недропользования (забора песка) на о. Краснофлотский.

По результатам проверки установлено, что 04.07.2008 в 10 час 30 мин на территории острова Краснофлотский была осуществлена погрузка песка экскаватором на базе трактора «Беларусь» в автомашину ГАЗ-САЗ, государственный номер Е339 СО29 РУС. При проверке водителем и экскаваторщиком не были представлены должностным лицам проверяющего органа документы, на основании которых производится забор песка. Владельцем автотехники, с использованием которой осуществлялся забор песка, является ООО «Деком».

Управлением в действиях юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «Деком» усмотрен состав административного правонарушения, ответственность за которое наступает по статье 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

На основании рапорта проверяющих должностных лиц 04.07.2008 государственным инспектором Управления вынесено определение №55 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. Определение направлено в адрес ООО «Деком» заказным письмом 07.07.2008.

В ответ на указанное определение ООО «Деком» письмом исх. №807 от 28.07.2008 сообщило Управлению, что о факте забора песка на о. Краснофлотский узнало из определения о возбуждении дела об административном правонарушении. По данному факту в организации проведена проверка, установлены виновные лица и к ним применены меры дисциплинарной ответственности. Общество полагает, что не осуществляло забор песка, следовательно, вины общества в совершении административного правонарушения нет. Письмо получено Управлением 01.08.2008 вх. №1956.

Управление письмом от 04.08.2008 №06-13/1878 уведомило общество о времени и месте рассмотрения материалов административной проверки и составления протокола об административном правонарушении. Письмо вручено представителю общества 14.08.2008.

01.08.2008 старшим государственным инспектором по геологическому контролю Управления по Архангельской области Рудик Г.П. в присутствии директора общества Деснева О.В. рассмотрены материалы административной проверки и составлен протокол об административном правонарушении №06/09-28-08.

Согласно протоколу обществом нарушены положения статьи 11 Закона Российской Федерации «О недрах», на основании чего общество подлежит привлечению к административной ответственности по статье 7.3 КоАП РФ. Директор общества письменные объяснения на протокол не представил, от получения протокола отказался (о чём имеется отметка в тексте протокола). Протокол об административном правонарушении направлен Управлением в адрес общества почтой, о чём свидетельствует копия почтового уведомления о вручении.

29.08.2008 государственным инспектором по геологическому контролю Куэль И.Л. в присутствии представителя общества по доверенности вынесено постановление №06/09-36-08 о привлечении к административной ответственности по статье 7.3 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением о назначении административного наказания, ООО «Деком» обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.

В обоснование заявленных требований общество ссылается на отсутствие состава правонарушения, поскольку погрузка песка осуществлялась водителем и трактористом в личных целях, а не в интересах общества, и вины общества в совершении административного правонарушения. Общество утверждает, что им были приняты все необходимые меры по соблюдению законодательства. Кроме того, общество считает недоказанной объективную сторону состава административного правонарушения, поскольку, по мнению общества, проверяющий орган не указал конкретное место добычи песка на о. Краснофлотский и не определил статус острова.

Административный орган не согласился с доводами заявителя, считает, что общество привлечено к административной ответственности правомерно, поскольку для осуществления деятельности по добыче песка необходима лицензия (разрешение), так как в соответствии со ст.11 закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование осуществляется при наличии лицензии или соответствующего разрешения, которую водитель и тракторист не представили проверяющему органу ввиду её отсутствия. Указывает на соблюдение процедуры привлечения к административной ответственности.

Заслушав представителей сторон и исследовав имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, суд считает заявление общества не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 207 АПК РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях (далее в параграфе 2 главы 25 настоящего Кодекса - административные органы), о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях. Производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.

В соответствии с часть 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Исходя из положений частей 6,7 статьи 210 АПК РФ 6. при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах», недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Статьей 11 Закона установлено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Порядок предоставления недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, порядок пользования недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставлены им земельных участков с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 18 Закона).

Отношения, возникающие при предоставлении и использовании участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, в целях геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или участков недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения, не связанных с добычей полезных ископаемых на территории Архангельской области, урегулированы Областным законом Архангельской области от 22.06.2005 №48-4-ОЗ «О предоставлении недр и пользовании недрами на территории Архангельской области». В соответствии со ст.7 указанного Областного закона пользование недрами производится на основании лицензии. В соответствии со ст.6.1 указанного Областного закона не требуется получения лицензии собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков на добычу без применения взрывных работ в границах земельных участков общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для собственных нужд на глубину до пяти метров, а также на устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения.

Общество к категории собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков на о.Краснофлотский не относится.

Следовательно, добыча общераспространённого полезного ископаемого – песка, должна производиться им при условии наличия специального разрешения (лицензии) на данный вид деятельности.

Статьей 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность граждан, должностных лиц и юридических лиц за пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией).

Суд не принимает и не может положить в основу решения довод общества об отсутствии состава правонарушения и вины общества в его совершении, поскольку административными материалами подтверждается и в ходе судебного исследования установлено, что на территории острова Краснофлотский была осуществлена погрузка песка экскаватором на базе трактора «Беларусь» в автомашину ГАЗ-САЗ, государственный номер Е339 СО29 РУС трактористом Веселковым А.Н. и водителем Городковым В.В. При проверке водителем и экскаваторщиком не были представлены должностным лицам проверяющего органа документы, на основании которых производится забор песка. Владельцем автотехники, с использованием которой осуществлялся забор песка, является ООО «Деком». Путевые листы на автомашину и погрузчик выданы обществом с ограниченной ответственностью «Деком». Веселков А.Н. и Городков В.В. являются наёмными работниками ООО «Деком». Работники: тракторист и водитель,- не могли дать государственным инспекторам объяснение и представить документы, обосновывающие погрузку песка, ввиду их отсутствия.

Кроме того, судом учтено, что обстоятельства осуществления добычи песка работниками общества установлены вступившим в законную силу решением арбитражного суда от 09.09.2008 по делу №А05-8920/2008 (копия решения прилагается к материалам дела).

ООО «Деком» были представлены документы - путевые листы, приказ по предприятию № 67 от 18.07.2008 о привлечении работников, Веселкова А.Н. и Городкова В.В. к дисциплинарной ответственности за использование автотехники в личных целях. Однако доводы ООО «Деком» в заявлении об оспаривании постановления о том, что в действиях общества отсутствует вина, не соответствуют материалам дела, законодательству.

Технические средства (автомашина и погрузчик), с использованием
 которых осуществлялось незаконное недропользование - добыча песка -
 принадлежат ООО «Деком». Административное правонарушение совершено в
 рабочее время работниками ООО «Деком». При проведении административного расследования и рассмотрении дела заявитель не доказал, что работники действовали не в интересах предприятия. Вместе с тем, юридическое лицо, его должностные лица отвечают за правильное, в соответствии с установленным порядком использование принадлежащих ему автотранспортных средств.

Относительно довода общества о недоказанности проверяющим органом объективной стороны состава правонарушения, суд отмечает, что лицензия на добычу песка является обязательным условием для осуществления его добычи в соответствии с действующим законодательством. В протоколе об административном правонарушении от 01.08.2008 и постановлении административного наказания от 29.08.2008 указано место добычи песка – о.Краснофлотский.

При осуществлении деятельности по добыче песка лицензия необходима, так как в соответствии со ст.11 закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование осуществляется при наличии лицензии или соответствующего разрешения. При таких обстоятельствах, не имеет правового значения для привлечения к ответственности по ст.7.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в каком конкретно месте острова Краснофлотский производилась добыча песка.

Согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400, Положению об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области, утвержденному приказом Росприроднадзора от 06.09.2004 №38, Управление в пределах своей компетенции (пункт 5.1.3. Положения) контроль и надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр. Порядок осуществления государственного геологического контроля осуществляется в соответствии с Положением о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.05.2005 № 293. Перечень должностных лиц Управления Росприроднадзора по Архангельской области утвержден приказами Управления № 590 от 25.12.2006 и № 55 от 16.08.2007.

При составлении протокола об административном правонарушении присутствовал законный представитель общества генеральный директор Деснев О.В., который отказался давать в протоколе какие-либо объяснения, права ему разъяснены, протокол законный представитель не подписал, о чём в протоколе имеется соответствующая отметка. Протокол направлен обществу почтой и назначен день рассмотрения дела об административном правонарушении. При рассмотрении дела присутствовала представитель общества по доверенности. Судом не установлено нарушений процедуры привлечения к ответственности со стороны проверяющего органа.

Таким образом, ООО «Деком» при осуществлении хозяйственной деятельности совершено административное правонарушение, предусмотренное ст. 7.3 КоАП РФ - пользование недрами без разрешения (лицензии), чем нанесен ущерб охраняемым законом отношениям в данной сфере природопользования.

Санкция данной статьи устанавливает размер штрафа, суд считает его соответствующим совершённому правонарушению.

Оснований для удовлетворения заявления общества о признании незаконным и отмене постановления о привлечении его к административной ответственности по ст.7.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации не ввиду законности и обоснованности вынесенного постановления.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления № 06/09-36-08 от 29.08.2008, вынесенного в г.Архангельске Управленим Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области в отношении общества с ограниченной ответственностью "Деком", зарегистрированного в статусе юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1042900001660, расположенного по адресу: 163015, г.Архангельск, пр.Ленинградский, дом 167, корп.2, к административной ответственности, предусмотренной статьёй 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 30000 рублей.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Судья

Е.И. Бекарова