АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТОЯННОЕ СУДЕБНОЕ ПРИСУТСТВИЕ В ГОРОДЕ НАРЬЯН-МАРЕ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА |
ул. Смидовича, 4, г. Нарьян-Мар, 166000, тел. (81853) 40-522
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
апреля 2021 года | г. Нарьян-Мар | Дело № А05П-116/2021 |
Резолютивная часть решения объявлена марта 2021 года
Решение в полном объёме изготовлено апреля 2021 года
Арбитражный суд Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа в составе судьи Болотова Б.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кудиновым А.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ненецком автономном округе (место нахождения: Россия, 166000, Ненецкий автономный округ, <...>)
в защиту прав индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, место жительства: Россия, 166000, Ненецкий автономный округ, г. Нарьян-Мар)
к ответчику - Департаменту финансов и экономики Ненецкого автономного округа (ОГРН <***>; адрес: Россия, 166000, Ненецкий автономный округ, <...>)
о признании недействительным требования №60/03 от 13.01.2021 о возврате средств субсидии,
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя: ФИО2 (доверенность от 23.09.2020), ФИО3 (уполномоченный по защите прав предпринимателей, предъявлен паспорт);
предпринимателя: не явился (извещен);
ответчика: не явился (извещен),
установил:
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ненецком автономном округе (далее – заявитель, уполномоченный) обратился в Арбитражный суд Архангельской области в защиту прав индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – предприниматель, ИП ФИО1) с заявлением к Департаменту финансов и экономики Ненецкого автономного округа (далее – ответчик, департамент) о признании недействительным требования о возврате средств субсидии №60/03 от 13.01.2021.
В обоснование заявления уполномоченный указал, что между предпринимателем и ответчиком заключено соглашение на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях развития процесса оказания услуг от 16.11.2018 №01-08/58 в сумме 326 830 руб. 80 коп. и соглашение на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях модернизации процесса оказания услуг от 21.10.2019 №01-08/55 в сумме 61 800 руб. В здании торгового центра, расположенного по адресу: <...>, в котором предприниматель арендовала помещение под детский игровой центр, 22.10.2019 произошел пожар, в результате которого помещение и оборудование было полностью утрачено. В связи с невозможностью дальнейшего осуществления деятельности, с целью минимизации расходов на уплату налогов и страховых платежей ИП ФИО1 была вынуждена сняться с регистрационного учета, а 24.03.2020 вновь зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в суд не направил, представил отзыв на заявление, в котором указал, что прекращение ИП ФИО1 06.12.2019 деятельности в качестве индивидуального предпринимателя является основанием для возврата субсидии. В марте 2020 года предприниматель вернулась к предпринимательской деятельности, однако уже в рамках другого бизнес-проекта. Вместе с тем, факт произошедшего 22.10.2019 пожара в арендуемых ИП ФИО1 помещения, расположенных по адресу: <...>, является обстоятельством непреодолимой силы, повлекшим невозможность дальнейшего осуществления деятельности игрового цента, которое по усмотрению суда может быть определено как основание для исключения ответственности предпринимателя за нарушение условий предоставления субсидии.
Заслушав пояснения уполномоченного и его представителя, ознакомившись с материалами дела, суд установил следующие фактические обстоятельства.
Распоряжением департамента №257 от 16.11.2018 ИП ФИО1 предоставлена субсидия в целях возмещения части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях развития процесса оказания услуг за 2018 год в размере 326 830 руб. 80 коп.
Между ответчиком и предпринимателем заключено соглашение о предоставлении субсидии индивидуальному предпринимателю ФИО1 на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях развития процесса оказания услуг №01-08/58 от 16.11.2018 (далее – соглашение №01-08/58), согласно пункту 1.1 которого, предметом соглашения является предоставление из окружного бюджета в 2018 году субсидии получателю (предприниматель) в целях возмещения части фактически произведенных и документально подтвержденных затрат, связанных с приобретением оборудования в целях развития процесса оказания услуг.
Субсидия предоставляется в размере 60 % от произведенных получателем затрат на приобретение детского игрового лабиринта «Калибри», аттракциона «Чингачгук», аттракциона «Брилиантовая рука», но не более максимальной суммы, установленной Порядком предоставления субсидии (пункт 1.2).
Распоряжением ответчика №233 от 21.10.2019 предпринимателю предоставлена субсидия в целях возмещения части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях модернизации производства за 2019 год в сумме 61 800 руб.
Департамент и ИП ФИО1 заключили соглашение о предоставлении субсидии индивидуальному предпринимателю ФИО1 на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях модернизации процесса оказания услуг №01-08/55 от 21.10.2019 (далее – соглашение №01-08/55), согласно пункту 1.1 которого, предметом соглашения является предоставление из окружного бюджета в 2019 году субсидии получателю (предприниматель) в целях возмещения части фактически произведенных и документально подтвержденных затрат, связанных с приобретением оборудования в целях модернизации процесса предоставления услуг.
Субсидия предоставляется в размере 60 % от произведенных получателем затрат на приобретение настольного лабиринта (пункт 1.2).
Между ИП ФИО1 и индивидуальным предпринимателем ФИО4 (далее – ИП ФИО4) заключен договор аренды нежилого помещения №25/2С от 01.05.2019 (далее – договор №25/2С), согласно пункту 1.1 которого арендодатель (ИП ФИО4) предоставляет, а арендатор (предприниматель) принимает в аренду нежилое помещение общей площадью 148,50 кв. м, расположенное на втором этаже нежилого здания (здание) по адресу: Ненецкий автономный округ, <...>, согласно приложению №1.
Также ИП ФИО1 и индивидуальный предприниматель ФИО5 (далее – ИП ФИО5) 01.05.2019 заключили договор аренды нежилого помещения №25/2 В, в соответствии с пунктом 1.1 которого, арендодатель (ИП ФИО5) предоставляет, а арендатор (предприниматель) принимает в аренду нежилое помещение общей площадью 148,50 кв.м, расположенное на втором этаже нежилого здания (здание) по адресу: Ненецкий автономный округ, <...>, согласно приложению №1.
Согласно справке №100-3-9 от 13.11.2019 отдела надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ненецкому автономному округу 22.10.2019 в помещении здания общественного назначения, расположенного по адресу: Ненецкий автономный округ, <...>, произошел пожар. В результате происшествия конструктивные элементы здания и имущество, расположенное внутри, повреждено огнем.
Из заключения специалиста №348-19 об определении рыночной стоимости работ и материалов, необходимых для устранения ущерба, причиненного внутренней отделке и имуществу в помещениях, расположенных по адресу: Ненецкий автономный округ, <...>, от 10.02.2020 следует, что стоимость работ и материалов, необходимых для устранения ущерба, причиненного внутренней отделке и имуществу в помещениях, принадлежащих ФИО1, без учета износа на материалы, по состоянию на 20.10.2019 (с учетом НДС), составляет 5 287 211 руб. 79 коп.
В указанную сумму входит и стоимость имущества, на возмещение приобретения которого была предоставлена спорная субсидия.
В сведениях, содержащихся в выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по состоянию на 28.01.2021, содержится запись о том, что 06.12.2019 ИП ФИО1 (ОГРН <***>) прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
В связи с наличием вышеуказанной записи ответчик потребовал от предпринимателя возвратить в окружной бюджет средства субсидий, полученных по соглашениям №01-08/58 и №01-08/55 (требование №60/03 от 13.01.2021).
Полагая, что прекращение деятельности в качестве индивидуального предпринимателя произошло не по ее вине, предприниматель направил жалобу в адрес уполномоченного, который обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, рассмотренным в настоящем деле.
Оценив доводы и доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, суд считает заявление подлежащим удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее – Закон №209-ФЗ) оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (здесь и далее – БК РФ, в соответствующей редакции) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 2 вышеназванной статьи предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8 этой статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Условия, порядок и размер предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ, услуг, отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП), на возмещение части затрат, возникающих в связи с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), в рамках государственной программы Ненецкого автономного округа "Развитие предпринимательской деятельности в Ненецком автономном округе", утвержденной постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 26.06.2014 №223-п, установлены в Положении о порядке и условиях предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования в целях создания и (или) развития, и (или) модернизации производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), утвержденном Постановлением администрации Ненецкого автономного округа от 05.05.2017 №145-п (здесь и далее – Положение №145-П, в соответствующей редакции).
В соответствии с пунктом 5 Положения №145-П, претендентами на получение субсидии могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели, отнесенные в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам МСП, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории Ненецкого автономного округа (далее - соискатель).
Пунктом 9 Положения №145-П установлено, что субсидия предоставляется при соблюдении следующих условий:
1) гражданско-правовой договор на приобретение оборудования заключен не ранее одного календарного года, предшествующего году подачи заявки;
2) на дату подачи заявки для участия в конкурсе соискатель произвел оплату по договору в полном объеме и получил оборудование в собственность;
3) соискатель соответствует требованиям, установленным этим Положением;
4) оборудование соответствует требованиям, установленным этим Положением.
Требования, которым должен соответствовать соискатель, определены в пункте 10 Положения №145-П.
К таким требованиям относится, в том числе: включение соискателя в реестр МСП; осуществление соискателем основного вида деятельности по приоритетным направлениям, определенным Программой; осуществление соискателем предпринимательской деятельности на территории Ненецкого автономного округа; уплата им налогов в консолидированный бюджет Ненецкого автономного округа.
Согласно пункта 41 Положения №145-П, субсидия подлежит возврату в случае:
1) ненадлежащего исполнения получателем субсидии условий предоставления субсидии, требований этого Положения и заключенного Соглашения, в том числе требований по представлению отчетности;
2) отсутствия ведения получателем субсидии хозяйственной деятельности в течение двух лет со дня получения субсидии (принятия решения о прекращении ведения хозяйственной деятельности, начала процедуры банкротства);
3) отчуждения оборудования, на приобретение которого предоставлена субсидия.
Из анализа вышеназванных положений в совокупности и взаимосвязи следует, что одним из условий предоставления субсидий является осуществление предпринимательской деятельности с использованием оборудования, на приобретение которого предоставлена субсидия, в течении не менее двух лет, со дня ее получения.
Указанное соответствует цели предоставления субсидии: создание и (или) развитие, и (или) модернизация производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), в рамках государственной программы Ненецкого автономного округа "Развитие предпринимательской деятельности в Ненецком автономном округе", утвержденной постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 26.06.2014 №223-п.
При этом, целевыми показателями подпрограммы 1 «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ненецком автономном округе» являются в том числе, оборот субъектов малого и среднего предпринимательства от реализации товаров (работ, услуг); прирост налоговых поступлений в консолидированный бюджет Ненецкого автономного округа от деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
Кроме того, в качестве характеристики сферы реализации подпрограммы названо повышение занятости населения, формирование здоровой конкурентной среды, как следствие, повышение качества производимых товаров (услуг), увеличение темпов экономического роста регионов и Российской Федерации в целом.
Таким образом, осуществление хозяйственной деятельности в течении двух лет со дня получения субсидии, является обязанностью получателя субсидии, а нарушение такой обязанности, в том числе в результате прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, - основанием для направления требования о возврате средств субсидии в течении 30 календарных дней (пункт 42 Положения №145-П).
Вместе с тем, правоотношения между органом, предоставляющим субсидию, и лицом, претендующим на получение субсидии (производителем товаров, работ, услуг), несмотря на то, что в большей степени регулируются нормами БК РФ, не являются бюджетными правоотношениями.
Следовательно, к отношениям сторон по исполнению условий соглашений о предоставлении субсидии могут быть применены нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).
Аналогичный подход изложен в определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.01.2018 №308-ЭС17-9296 по делу №А32-41306/2016.
В соответствии с пунктом 1 статьи 416 ГК РФ обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана наступившим после возникновения обязательства обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает.
В рассматриваемом случае предприниматель, в том числе при помощи детского игрового лабиринта «Калибри», аттракциона «Чингачгук», аттракциона «Брилиантовая рука», настольного лабиринта осуществлял в качестве индивидуального предпринимателя хозяйственную деятельность по адресу: Ненецкий автономный округ, <...>, то есть надлежащим образом исполнял обязательства, взятые на себя в связи с получением субсидий.
Вместе с тем, в указанном здании, в том числе в арендованном предпринимателем помещении, 22.10.2019 произошел пожар, имущество, способное быть использованным в целях осуществления предпринимательской деятельности, в том числе детский игровой лабиринт «Калибри», аттракцион «Чингачгук», аттракцион «Брилиантовая рука», настольный лабиринт, сгорело, что подтверждается приложенными к заключению специалиста №348-19 фотоматериалами и ответчиком не оспаривается.
Следовательно, с 22.10.2019 ИП ФИО1 утратила возможность исполнять взятые на себя в связи с получением субсидий обязательства, доказательств того, что указанная утрата явилась следствием обстоятельств, за которые несет ответственность предприниматель, материалы дела не содержат.
Нормами БК РФ, Положения №145-П, не предусмотрена обязанность получателя субсидии по ее возврату в случае, если он лишен возможности исполнять условия, установленные при ее получении, по объективным причинам.
При таких обстоятельствах, поскольку обязательства ИП ФИО1, взятые на себя в связи с получением субсидий, прекратились по объективным причинам, тот факт, что она 06.12.2019 прекратила предпринимательскую деятельность в связи с принятием соответствующего решения, основанием для направления в ее адрес оспариваемого требования являться не может.
Более того, согласно выписке из протокола заседания комиссии по конкурсному отбору субъектов малого и среднего предпринимательства на право получения государственной поддержки в виде субсидий и грантов от 30.12.2020 №55, было решено не требовать с ИП ФИО1 возврата средств субсидии на модернизацию в связи с не достижением показателей результативности.
При этом, согласно выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, ФИО1 вновь получила статус индивидуального предпринимателя 24.03.2020, то есть чуть более, чем через три месяца (непосредственно после получения объективной возможности для занятия этой деятельностью), и на дату принятия оспариваемого требования (13.01.2021) почти год соответствовала критериям, нарушение которых положено в основу оспариваемого ненормативного правового акта.
При таких обстоятельствах, заявление уполномоченного подлежит удовлетворению, требование департамента о возврате субсидии №60/03 от 13.01.2021, признанию недействительным.
Руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
Признать недействительным требование о возврате субсидии №60/03 от 13.01.2021, принятое Департаментом финансов и экономики Ненецкого автономного округа в отношении индивидуального предпринимателя Гавриловой Анны Анатольевны.
Обязать Департамент финансов и экономики Ненецкого автономного округа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя ФИО1.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья | Б.В. Болотов |