ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05П-174/20 от 22.12.2020 ПСП Арбитражного суда Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТОЯННОЕ СУДЕБНОЕ ПРИСУТСТВИЕ

В ГОРОДЕ НАРЬЯН-МАРЕ

НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ул. Смидовича, 4, г. Нарьян-Мар, 166000, тел. (81853) 40-522

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

декабря 2020 года

г. Нарьян-Мар

Дело № А05П-174/2020

Резолютивная часть решения объявлена декабря 2020 года  

Арбитражный суд Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа в составе судьи Лях Н.М.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кадулиной А.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Совместная компания "РУСВЬЕТПЕТРО" (ОГРН <***>; адрес: Россия 127422, Москва, Москва, проезд Дмитровский, дом 10, строение 1)

к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН <***>; адрес: Россия 166000, г.Нарьян-Мар, Ненецкий автономный округ, ул. Оленная, дом 25А)

о признании недействительными решений от 17.12.2019 №834 и №835,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: ФИО1, ФИО2, доверенность №78 от 20.03.2020,

от ответчика: ФИО3, доверенность №2.2-33/10542 от 26.12.2019, ФИО4, доверенность №2.2-33/10537 от 26.12.2019,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Совместная компания "РУСВЬЕТПЕТРО" (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительными:

- решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения №834 от 17.12.2019;

- решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения №835 от 17.12.2019,

принятых Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – ответчик, инспекция).

В обоснование предъявленных требований общество указало, что с оспариваемыми решениями оно не согласно, поскольку решения вынесены по факту уточненных деклараций по налогу на имущество организаций за 2016 и 2017 годы, поданных обществом в октябре 2018 года, налог в отношении спорных объектов был уплачен в полном объеме при подаче первоначальных деклараций по налогу на имущество в марте 2017 года и марте 2018 года соответственно, в связи с чем неправомерно требование инспекции осуществить уплату налога в отношении тех же самых объектов. Повторная уплата налога на имущество в отношении тех же объектов приведет к их двойному налогообложению; привлечение общества к ответственности в виде штрафа и доначисления пеней неправомерно, поскольку заявление налоговой льготы осуществлено обществом путем подачи уточненных деклараций по налогу на имущество организаций только в октябре 2018 году, в связи с чем отсутствует факт неуплаты или неполной уплаты сумм налога в результате занижения налоговой базы; обществом соблюдены все условия, определяющие право налогоплательщика на применение налоговой льготы по пункту 21 статьи 381 НК РФ; предоставлена нормативно-техническая документация, необходимая для подтверждения налоговой льготы; обществом соблюдены все условия, определяющие право налогоплательщика на применение пониженной ставки по налогу на имущество в соответствии с пункту 3 статьи 380 НК РФ; единственное основание, по которому инспекция отказала обществу в применении пониженной ставки - отсутствие передачи электроэнергии третьим лицам. Данное основание не является законным так как согласно положениям пункта 3 статьи 380 НК РФ, передача электроэнергии третьим лицам не является условием для применения пониженной ставки; обществом представлены документы, подтверждающие факт передачи электроэнергии третьим лицам.

В судебном заседании представители общества на предъявленных требованиях в части применения льготы, предусмотренной пунктом 21 статьи 381 НК РФ, настаивали по мотивам, изложенным в заявлении и дополнительных пояснениях к нему.

Представители заявителя в судебном заседании заявили, что решение налогового органа от 17.12.2019 №834 в части применения льготы, предусмотренной пунктом 3 статьи 380 НК РФ не оспаривают.

В судебном заседании представители инспекции с заявлением не согласились по доводам, изложенным в отзыве и дополнении к нему, указав, что переплата по налогу отсутствует, имеющаяся по данным КРСБ переплата учтена управлением при пересмотре решения инспекции; поскольку имела место недоимка по налогу начисление пеней и штрафа правомерно; применение льготы, предусмотренной пунктом 21 статьи 381 НК РФ, неправомерно, поскольку не подтверждена соответствующими документами, представленная документация не содержит сведений об индикаторе энергетической эффективности в соответствии с Перечнем №308, заявленные объекты не входят в перечень объектов и технологий высокой энергетической эффективности, код ОКОФ, определенный в отношении энергоблоков не входят в перечень; в отношении УПСВ-3 обществом не представлена инвентарная карточка, бухгалтерская справка-расчет не является первичным документом, остаточная стоимость УПСВ-3 полностью совпадает с остаточной стоимостью инвентарного объекта «газопровод попутного газа», введенному в эксплуатацию в 2014 году, оснований для применения льготы в отношений УПСВ-3 не имеется; линии электропередачи используются налогоплательщиком для обеспечения собственных нужд, а не для передачи электроэнергии иным субъектам (в том числе потребителям электрической энергии), что свидетельствует о необоснованном применении ставки, определенной пунктом 3 статьи 380 НК РФ.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующие фактические обстоятельства.

Общество, являясь в соответствии со статьей 373 НК РФ плательщиком налога на имущество организаций, представило в инспекцию уточненные налоговые декларации за 2016 и 2017 годы.

В ходе проведения камеральной проверки вышеназванных деклараций инспекция установила и в актах налоговой проверки №13433, №134434 от 17.07.2019 отразила, что:

- заявитель в обоснование льготы, предусмотренной пунктом 21 статьи 381 НК РФ, по объектам недвижимости с инвентарными номерами 000-00-УПП007058, 000-00-УПП7059, 000-00-УПП7060 не обосновал соответствие присвоенного кода ОКОФ объектам и технологиям, указанным в перечне, по объекту УПСВ-3 не представил нормативно-технические документы, подтверждающие правомерность ее применения,

- заявитель при расчете налога по объектам недвижимости с инвентарными  номерами УПП000808, УПП000809, УПП000810, УПП000811, УПП001741 в 2016 и 2017 годах применил пониженную ставку в размере 1,3% и 1,6%, при этом, данное имущество (высоковольтные линии электропередачи) используются для обеспечения собственных нужд, а не для передачи электроэнергии иным субъектам (в том числе потребителям электрической энергии).

Выявленные обстоятельства, послужили основанием для принятия инспекцией решения №834 от 17.12.2019 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу доначислено 40 523 748 руб. налога на имущество организаций, пени 10 848 589,98 руб., общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 1 923 069,70 руб., а также для принятия решения №835 от 17.12.2019 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу доначислено 35 827 766 руб. налога на имущество организаций, пени 11 282 163,51 руб., общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 1 791 388,30 руб.

Решением по итогам рассмотрения апелляционной жалобы от 26.03.2020                            №07- 10/1/03997 управление отменило решение инспекции №834 от 17.12.2019 в части уплаты суммы штрафа в размере, превышающем 1 911 889,60 руб. и пени по налогу на имущество организаций в размере, превышающем сумму пени, рассчитанную с учетом состояния расчетов налогоплательщика, и отменило решение инспекции №835 от 17.12.2019 в части уплаты суммы штрафа в размере, превышающем 31 597,1 руб. и пени по налогу на имущество организаций в размере, превышающем сумму пени, рассчитанную с учетом состояния расчетов налогоплательщика.

С учетом рассмотрения апелляционной жалобы инспекция направила в адрес общества информацию о внесении изменений в оспариваемые решения от 30.03.2020 32.6-32/02285, в соответствии с которой за 2016 год сумма с учетом уменьшения составила: 40 532 748 руб. недоимки, 5 585 593,15 руб. пени и 1 911 889,60 руб. штраф, за 2017 год – 35 827 766 руб. недоимки, 7 019 463,69 руб. пени, 31 597,10 руб. штраф.

Несогласившись с решением инспекции, общество обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, рассмотренным в настоящем деле.

Оценив доводы и доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, суд считает заявление общества подлежащим частичному удовлетворению ввиду следующего.

Пунктом 1 статьи 374 НК РФ установлено, что объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 Кодекса.

В силу пункта 21 статьи 381 НК РФ освобождаются от налогообложения организации - в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации, или в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, - в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества.

Названная норма предусматривает два самостоятельных основания для освобождения от налогообложения:

в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации;

в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности.

Общество заявило о применении льготы в связи с введением объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2015 № 600 утвержден перечень объектов и технологий, которые относятся к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности (далее - Перечень № 600).

Перечень № 600 включает два раздела:

объекты и технологии, которые относятся к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности в зависимости от применяемых технологий и технических решений и вне зависимости от характеристики объектов;

объекты и технологии, которые относятся к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности, на основании соответствия объектов установленным значениям индикатора энергетической эффективности.

Принимая оспариваемые решения инспекция пришла к выводу, что обществом  не  представлена  нормативно-техническая  документация в отношении льготирумых объектов; согласно заключению эксперта, Энергоблоки соответствуют коду ОКОФ 14 2911131, в связи с чем не входят в состав Перечня № 600; Перечень №600 не подлежит применению в отношении льготируемых объектов; УПСВ-3 не является инвентарным объектом, не отражен  в качестве объекта основных средств, в связи с чем основания для заявления налоговой льготы у общества отсутствуют.

Однако эти выводы инспекции являются необоснованными.

В проверяемый период действовал Перечень № 600, в котором было указано:

- наименования видов оборудования,

- код Общероссийского классификатора основных фондов ОКОФ ОК 013-2014 (СНС 2008) (далее – ОКОФ) для соответствующих видов оборудования,

- качественная характеристика объекта, обусловливающая его высокую энергетическую эффективность.

Из анализа перечисленных выше положений НК РФ и Перечня № 600 следует, что для применения льготы в отношении конкретного объекта основных средств необходимо выполнение следующих условий:

1) объект должен быть введен в эксплуатацию в период начала применения льготы;

2) объект должен соответствовать виду оборудования, включенному в группировку с установленным кодом по ОКОФ, перечисленным в Перечне № 600;

3) технические характеристики объекта, отраженные в технической документации, должны соответствовать качественной характеристике объекта, обусловливающая его высокую энергетическую эффективность, указанным в Перечне №600.

Никаких иных критериев и дополнительных требований, подлежащих применению для признания объектов основных средств, в качестве объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, не предусмотрено.

Обществом заявлена льгота на основании пункта 2 раздела I (установка предварительного сброса пластовой воды, код ОКОФ 220.41.20.20.30) в отношении объекта - установка предварительного сброса пластовой воды 3 месторождения «Западное Хоседаю» (далее – УПСВ-3), и на основании пункта 9 раздела I (установки газотурбинные (турбины газовые) на основе вторичных ресурсов, КОД ОКОФ 330.28.11.23) в отношении объектов: 1) энергоблок 1 ЭГЭС-12С «Урал» с турбогенератором, блоком маслообеспечения, теплообменником Энергоцентр 2»; 2) энергоблок 2 ЭГЭС-12С «Урал» с турбогенератором, блоком маслообеспечения, теплообменником Энергоцентр 2»; 3) энергоблок 3 ЭГЭС-12С «Урал» с турбогенератором, блоком маслообеспечения, теплообменником Энергоцентр 2» (далее совместно – Энергоблоки), следовательно, соответствие (несоответствие) объекта значениям индикатора энергетической эффективности не влияет на право применить заявленную льготу.

В качестве документов, подтверждающих ввод спорных объектов в эксплуатацию обществом в адрес инспекции представлены инвентарные карточки на Энергоблоки,  бухгалтерские справки-расчеты в отношении всех объектов, из которых следует, что Энергоблоки введены в эксплуатацию 31.01.2015, а УПСВ-3 - 31.10.2015.

Указаны следующие коды ОКОФ:

- энергоблоки - 143114131 (в инвентарных карточках от 31.01.2015), 142911130 (в бухгалтерской справке-расчете);

- УПСВ-3 - 124521131 (в бухгалтерской справке-расчете), инвентарная карточка обществом не представлена.

Вывод инспекции о том, что льготируемые объекты не являются инвентарными объектами в целях налогового учета является ошибочным.

В соответствии с пунктом 6 Приказа Минфина России от 30.03.2001 № 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01», единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. При этом инвентарным объектом ОС может признаваться:

- объект со всеми приспособлениями и принадлежностями

- отдельный конструктивно  обособленный  предмет, предназначенный  для выполнения определенных самостоятельных функций

- обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющий собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы.

При этом комплексом конструктивно сочлененных предметов является один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

Статьей 313 НК РФ определено, что подтверждением данных налогового учета являются в том числе первичные учетные документы (включая справку бухгалтера).

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон № 402-ФЗ) оформлению первичным учетным документом подлежит каждый факт хозяйственной жизни организации.

Пунктом 4 статьи 9 Закона № 402-ФЗ предусмотрено, что формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

Согласно пункту 2 статьи 9 Закона № 402-ФЗ обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

4) содержание факта хозяйственной жизни;

5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;

7) подписи лиц, предусмотренных вышеуказанным пунктом, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

С 1 января 2013 года формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению.

Таким образом, каждый налогоплательщик определяет свои формы первичных учетных документов самостоятельно. Указанные документы могут быть разработаны на базе форм первичных учетных документов, содержащихся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Разработанные налогоплательщиком первичные учетные документы могут состоять как только из обязательных реквизитов, так и из обязательных и дополнительных реквизитов.

Следовательно, справка бухгалтера является одним из видов первичных учетных документов, составленная организацией-налогоплательщиком, признающая факт хозяйственной жизни.

Инспекция, в обоснование позиции при принятии решений от 17.12.2019 N 834, 835, что льготируемые объекты не входят в Перечень № 600 исходила из заключения экспертизы от 25.10.2019 N 12074-1/Ц, выполненного экспертом Спасибо В.И.

В заключении эксперта от 25.10.2019 № 12074-1/Ц в отношении объектов (Энергоблоки) указано: «Установка газотурбинная энергетическая с кодом ОКОФ 14 2911131 не входит в Перечень «Объектов и технологий, которые относятся к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности в зависимости от применяемых технологий и технических решений и вне зависимости от характеристики», утвержденный постановлением Правительства РФ № 600 от 17 июня 2015 г. (Раздел 1), а также не соответствует параметрам Раздела II Перечня (согласно формуляру Энергоблока газотурбинного пункт 3 «Основные технические данные» мощность ГТУ указана 12,0 МВт (пункт 1 таблица 3.1 формуляра), коэффициент полезного действия (КПД) ГТУ - не менее 31,5 процентов (пункт 6 таблица 3.1 формуляра), (в Постановлении № 600 от 17.06.2015г. в разделе 2 Постановления «Установки газотурбинные энергетические» мощностью от 12 до 20 МВт значение КПД должны иметь не менее 33,5 процентов).

Энергоблок как единое целое не входит в перечень имущества, утвержденного постановлением Правительства РФ №600 от 17 июня 2015г.».

Инспекцией на основании Заключения эксперта сделан вывод, что Энергоблокам должен быть присвоен код ОКОФ 14 2911131, при этом, Установка газотурбинная энергетическая с кодом ОКОФ 14 2911131 не входит в Перечень Постановления № 600 (Раздел I).

Вместе с тем, указанные выводы инспекции являются неверными.

Для подтверждения функционального назначения энергоблоков обществом представлены формуляры в отношении энергоустановок:

1) формуляр «Энергоблок газотурбинный», ЭГЭС-12С, 2011, ОАО НПО «Искра» в отношении Объекта №1;

2) формуляр «Энергоблок газотурбинный», ЭГЭС-12С, 2011, ОАО НПО «Искра» в отношении Объекта №2;

3) формуляр «Энергоблок  газотурбинный», ЭГЭС-12С, 2011, ОАО НПО «Искра» в отношении Объекта №3.

Как следует из наименования объектов, приведенных в данных формулярах, объекты являются «энергоблоками газотурбинными», с назначением для выработки электроэнергии (страница 7 формуляров), представляющими собой газовую турбину.

Порядок присвоения кодов ОКОФ утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359 ОК 013-94 «Общероссийский классификатор основных фондов».

В целях классификации объектов основных фондов в ОКОФ предусмотрено применение девятизначных кодов, структура которых состоит из: Х0 0000000 – раздел, XX 0000000 -подраздел, XX XXXX000 – класс, XX XXXX0XX – подкласс, XX ХХХХХХХ – вид. В соответствии с Приказом Госстандарта группировки объектов в ОКОФ до уровня подклассов построены по иерархическому методу классификации, а на уровне видов использованы фасеты (перечни) с привязкой их к нижнему уровню иерархической структуры классификатора - к подклассам в пределах выделенного для данного подкласса интервала кодов от «1» до «9».

Так, иерархия кодов ОКОФ выглядит следующим образом:

ОКОФ 14 2911130 «Установки газотурбинные (турбины газовые)», в состав которого входят:

14 2911131

Установки газотурбинные энергетические

14 2911132

Установки газотурбинные приводные

14 2911133

Установки газотурбинные утилизационные

14 2911134

Установки газотурбинные технологические

14 2911135

Нагнетатели природного газа

14 2911137

Установки парогазовые стационарные энергетические на органическом топливе

Таким образом, объекты с кодом ОКОФ 14 2911131 – 14 2911137 (за исключением                14 2911136) входят в группу объектов с общим кодом ОКОФ 14 2911130.

Кроме того, как объекты с кодом ОКОФ 14 2911130, так и объекты с кодом ОКОФ              14 2911131 в рамках спорных налоговых периодов соответствуют коду ОКОФ 330.28.11.23, как это установлено Приказом Росстандарта от 21.04.2016 № 458 «Об утверждении прямого и обратного переходных ключей между редакциями ОК 013-94 и ОК 013-2014 (СНС 2008) Общероссийского классификатора основных фондов».

В пункте 9 Раздела I Перечня № 600, применяемого в спорный период, предусмотрено льготирование объектов с кодом ОКОФ 330.28.11.23.

Следовательно, вывод эксперта о том, что объекты с кодом ОКОФ 14 2911131                      не входят в Перечень № 600 (Раздел I) являются неверными.

Таким образом, льготированию подлежат все объекты с учетом иерархии, входящие в состав группы с кодом ОКОФ 14 2911130 при соответствии качественной характеристики.

Выводы эксперта о том, что Установка газотурбинная энергетическая с кодом                     ОКОФ 14 2911131 не входит в Перечень № 600, не могут быть положены в основу оспариваемых решений, в связи с тем, что эксперт не может давать правовую оценку по данному вопросу.

В свою очередь, эксперт в отношении Энергоблоков установил код ОКОФ                           14 2911131, включенный с учетом иерархии включен в Перечень № 600 (Раздел I), так и их качественные характеристики в виде использования попутного нефтяного газа в качестве вторичных ресурсов.

В отношении объекта УПСВ-3 в заключении эксперта от 25.10.2019 N 12074-1/Ц указано: «Установка предварительного сброса воды (УПСВ) предназначена для приема продукции кустов скважин и одиночных скважин Западно-Хоседаюского, Сихорейского, Восточно-Сихорейского, Ceeepo-Сихорейского, Северо-Ошкотынского, Сюрхаратинского, Пюсейского, Южно-Сюрхаратинского, Урернырдского и Восточно-Янемдейского месторождений, подогрев, сепарация и транспортировка на ЦПС «Северо-Хоседаю».

Отделение (сбор) попутной пластовой воды от цефти на месторождении дает энергосберегающий эффект за счет сокращения "плеча," транспорта воды в составе водонефтяной эмульсии, снижается энергопотребление механизированного фонда добывающих скважин за счет снижения давления в нефтесборном коллекторе и сокращения "плеча" перекатки водонефтяной эмульсии.

Функциональное назначение объекта «Установка предварительного отделения пластовой воды», указанного в Перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 17 июня 2015 г. №600, - отделение нефти от пластовой воды, содержащейся в НГВС, добываемой из скважин, на месторождении. По своему функциональному назначению и техническим характеристикам объект соответствует объекту «установка предварительного отделения пластовой воды», указанному в Перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 17 июня 2015 г. № 600».

Налоговый орган в оспариваемых решениях сделал вывод, что налогоплательщиком не представлены документы, свидетельствующие о принятии объекта к бухгалтерскому учету (инвентарная карточка объекта основных средств не представлена, инвентарный номер объекта отсутствует, в совокупности представленные документы и пояснения налогоплательщика также не отражают в себе сведений, однозначно свидетельствующих о принятии данного объекта основных средств к бухгалтерскому учету), объект УПСВ-3 не отражен в качестве объекта основных средств, заявленный обществом объект УПСВ-3 фактически является объектом «Газопровод попутного нефтяного газа от ДНС «Западное Хоседаю» до ЦПС «Северное Хоседаю», который не относится к объектам, имеющим высокую энергетическую эффективность в соответствии с перечнем таких объектов, утвержденным Перечнем № 600. Кроме того, остаточная стоимость основного средства «Газопровод попутного нефтяного газа от ДНС «Западное Хоседаю» до ЦПС «Северное Хоседаю» равна остаточной стоимости льготируемого объекта УПСВ-3. Основания для заявления льготы по пункту 21 статьи 381 НК РФ обществом в отношении указанного объекта отсутствуют.

Указанный вывод инспекции нельзя признать обоснованным.

Пунктом 21 статьи 381 НК РФ предусмотрена возможность применения налоговой льготы в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность в соответствии с перечнем объектов, установленным Правительством РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 374 НК РФ (редакция до 01.01.2019) объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению),  учитываемое  на балансе  в  качестве  объектов  основных  средств  в  порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378,378.1 и 378.2 Кодекса.

Таким образом, факт принятия объекта на учет и использования его в производственной деятельности свидетельствует о наличии объекта обложения налогом на имущество организаций.

Представленная обществом бухгалтерская справка содержит в себе всю необходимую информацию в отношении УПСВ-3, а именно: наименование объекта ОС, дату ввода в эксплуатацию, код ОКОФ. размер амортизационных начислений, а также остаточную стоимость в помесячной разбивке за 2016-2017, то есть все необходимые сведения, подтверждающие дату ввода УПСВ-3 в эксплуатацию.

Как указывалось выше, в соответствии со статьей 313 НК РФ справка бухгалтера является одним из видов первичных учетных документов, признающая факт хозяйственной жизни.

Кроме того, наличие объекта УПСВ-3 подтверждено заключением эксперта                            от 25.10.2019 № 12074-1/Ц, в котором указано, что объект УПСВ-3 «соответствует объекту, указанному в Перечне, утверждённому постановлением Правительства РФ от 17 июня 2015 г. № 600, поскольку Установка предварительного сброса пластовой воды, согласно примечаниям к Перечню, должна располагаться вблизи к месту добычи, на месторождении. УПСВ-3 располагается на месторождении Западное Хоседаю, и принимает НГВС еще                     с 9 месторождений».

УПСВ-3 представляет собой технологию, реализация которой обеспечивается функционированием нескольких объектов основных средств. В частности, функционирование УПСВ-3, в том числе, обеспечивается объектом «Газопровод попутного нефтяного газа от ДНС «Западное Хоседаю» до ЦПС «Северное Хоседаю»,  который является объектом недвижимого имущества.

Перечнем № 600, принятым в рамках пункта 21 статьи 381 НК РФ, установлен перечень объектов и технологий, которые относятся к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности.

Указанный Перечень № 600 предусматривает, что льготированию могут подлежать:

объекты, самостоятельно выполняющую функцию энергоэффективных объектов;

технологии, которые не являются самостоятельным объектом, реализация энергетической эффективности которых достигается за счет работы совокупности объектов в рамках производственного процесса.

УПСВ-3 в качестве технологии соответствует предусмотренному Постановлением                 № 600 коду ОКОФ 124521131 (что подтверждается, в том числе, проведенной экспертизой со стороны налогового органа).

В состав УПСВ-3 входит ряд объектов, имеющих собственные коды ОКОФ, в том числе объект основных средств «Газопровод попутного нефтяного газа от ДНС « Западное Хоседаю» до ЦПС «Северное Хоседаю» с кодом ОКОФ 12 4521191. Данный объект является составной частью УПСВ-3, обеспечивая ее функционирование с целью достижения качественных характеристик, обеспечивающих высокую энергетическую эффективность.

Согласно Ведомственным нормам технологического проектирования 3-85 «Нормы технологического проектирования объектов сбора, транспорта, подготовки нефти, газа и воды нефтяных месторождений» (далее – «ВНТП») установки предварительного сброса пластовых вод являются частью технологического комплекса, размещаемого на ЦПС (центральный пункт сбора).

Пунктом 2.119 ВНТП в отношении установок предварительного сброса пластовых вод установлено, что объекты предварительного разделения продукции скважин должны рассматриваться как составная часть единого технологического комплекса сооружений по сбору, транспорту, подготовке нефти, газа и воды.

Технологическая схема процесса должна обеспечивать:

подготовку нефтяной эмульсии к расслоению перед поступлением в "отстойные" аппараты;

сепарацию газа от жидкости с предварительным отбором газа;

предварительное обезвоживание нефти до содержания в ней не более 5-10% (маc).

Пунктом 2.118 ВНТП описан процесс транспортирования газа путем использования технологических трубопроводов (газопровод является классификацией трубопровода по типу транспортируемого вещества).

Таким образом, нормами ВНТП предусмотрено обязательное наличие газопровода как части технологического комплекса, размещаемого на ЦПС, частью которого является установка предварительного сброса пластовых вод.

В соответствии с положениями статей 47 - 48 Градостроительного Кодекса РФ перед началом строительства объекта капитального строительства осуществляется обязательная подготовка проектной документации.

Проектная документация представляет собой материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели, которые определяют архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства объектов.

Проектной документацией «Обустройство Западно-Хоседаюского месторождения ЦХП (блок №3) на период полного развития». В соответствии с извлечением из Раздела 1. Пояснительная записка. Текстовая часть (далее – Проектная документация) установлено, что производственная программа на период полного развития включает в себя два этапа строительства новых объектов и сооружений, расширение кустов скважин, обустроенных в проекте 0133 «Обустройство Западно-Хоседаюского месторождения ЦХП (блок №3) на период пробной эксплуатации, а также расширение ДНС-3 до УПСВ-3.

В соответствии с разделом 3.1 Проектной документации в рамках 1-го этапа строительства предусмотрено наличие следующих промысловых трубопроводов:

Нефтепровод от ДНС-3 до ЦПС диаметром 325х8, L=21800 м.

Газопровод попутного нефтяного газа от ДНС-3 до ЦПС диаметром 426х10, L=23142 м.

В соответствии с пунктом 3.2.2 Характеристики принятой технологической схемы УПСВ-3 (2-й этап строительства) предусмотрено использование газопровода в рамках производственного процесса УПСВ-3: «Газ из трехфазных сепараторов 31-Р-ТФС-1-1,2,3 вместе с газом из 31-Р-НГС-1 (существующий) через клапан регулятор отводится в существующий газосепаратор 31-Р-ГС-1. Далее газ под собственным давлением через БРТГ поступает на собственные нужды УПСВ-3, остальной газ поступает в газопровод на ЦПС».

Таким образом, Проектной документацией предусмотрено обязательное наличие объекта в виде газопровода в качестве неотъемлемой составной части функционирования УПСВ-3.

Согласно представленному обществом Технологическому регламенту в отношении УПСВ-3 на странице 15 предусмотрено обязательное наличие газопровода: «Нефтяной газ, получаемый на УПСВ, частично расходуется на собственные нужды, остальная часть газа транспортируется по газопроводу от УПСВ до ЦПС «Северо-Хоседаю».

Соответственно, отсутствие такого объекта как газопровод приведет к невозможности реализации предусмотренного в рамках регламента технологического процесса и, как следствие, достижения качественной характеристики технологии, обеспечивающей ее энергетическую эффективность.

Наличие газопровода в качестве неотъемлемой составной части функционирования УПСВ-3 подтверждено экспертом Спасибо В.И., привлечённым инспекцией.

На странице 60 заключения №12074-1/Ц от 25.10.2019 экспертом приводится описание технологического процесса и технологической схемы производственного объекта. Экспертом указано, что установка предварительного сброса воды предназначена для приема продукции кустов скважин и одиночных скважин Западно-Хоседаюского, Сихорейского, Восточно-Сихорейского, Северо-Сихорейского, Северо-Ошкотынского, Сюрхаратинского, Пюсейского, Южно-Сюрхаратинского, Урернырдского и Восточно-Янемдейского месторождений, подогрев, сепарация и транспортировка на ЦПС «Северо-Хоседаю».

Подогретая нефтяная эмульсия до плюс 50°С после сепарации через насосную внешнего транспорта, через оперативный узел учета нефти по напорному нефтепроводу направляется на ЦПС «Северо-Хоседаю».

Нефтяной газ, получаемый на УПСВ, частично расходуется на собственные нужды, остальная часть газа транспортируется по газопроводу от УПСВ до УПС «Северо-Хоседаю».

В рамках описания технологической схемы УПСВ-3 на странице 64 заключения экспертом приводится описание в отношении технологического процесса, связанного с получаемым на УПСВ-3 нефтяным газом. Экспертом указано, что такой газ частично расходуется на собственные нужды, остальной газ, получаемый на УПСВ, направляется по газопроводу через оперативный узел учета газа на ЦПС «Северо-Хоседаю».

Для предупреждения выпадения кристаллогидратов в газопроводе от УПСВ-3 до ЦПС используется ингибитор гидратообразования – метанол. Для подачи метанола в газопровод предусмотрены сооружения, расположенные на УПСВ-3:

емкость хранения метанола 31-Р-ЕМ-1 объемом V=25 м³;

блок насосов метанола 31-Р-БДМ-1 производительностью 21 кг/ч;

дренажная емкость 31-Р-ЕДМ-1 V=12,5 м³.

По результатам комплексного анализа технологического процесса и технологической схемы УПСВ-3 экспертом сделан вывод, что УПСВ-3 по своему функциональному назначению и техническим характеристикам соответствует Постановлению № 600.

Письмом № ВЛ-10-06-05/3269 от 10.05.2018 общество направило запрос в адрес проектировщика ОАО «Гипровостокнефть» подтвердить какие объекты являются неотъемлемой частью УПСВ-3. В приложении №2 к указанному письму в составе установки предварительного сброса пластовой воды «УПСВ-3 месторождения Западное Хоседаю» перечислен объект «Газопровод попутного нефтяного газа от ДНС «Западное Хоседаю» до ЦПС «Северное Хоседаю».

ОАО «Гипровостокнефть» письмом № ГПВН-0311-0385 от 30.05.2018 сообщило, что данный объект является неотъемлемой составной частью единого технологического объекта «Установка предварительного сброса пластовой воды», код ОКОФ 12 4521131 «Установка обезвоживания нефти с очисткой пластовой воды».

Из анализа изложенного суд приходит к выводу, что обществом правомерно заявлена льгота в отношении УПСВ-3.

Не может суд согласиться с инспекцией и в том, что налогоплательщиком не были представлены документы, подтверждающие право на применение льготы.

В соответствии с Перечнем № 600, наименование объектов и технологий определяется в соответствии с нормативно-технической документацией.

Нормативно-техническими документами, подтверждающими отнесение объектов и технологий к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности, являются технический паспорт, проектный показатель и (или) гарантийный показатель по договору.

Исходя из положений ГОСТа 2.610-2006. Межгосударственный стандарт. Единая система конструкторской документации. Правила выполнения эксплуатационных документов", введенного в действие Приказом Ростехрегулирования от 22.06.2006 №119-ст, построение и изложение разделов паспорта должно соответствовать построению и изложению одноименных разделов формуляра (пункт 8.3), следовательно, последние в целях применения Перечня №600 являются идентичными паспортам.

В подтверждение права на применение льготы общество представило инспекции формуляры  1) ЭГЭС-12С,  «Энергоблок  газотурбинный»,  ЭГЭС-12С.0000-000-10 ФО, Заводской №44, 2) ЭГЭС-12С,  «Энергоблок  газотурбинный»,  ЭГЭС-12С.0000-000-10 ФО, Заводской №45; 3) ЭГЭС-12С,  «Энергоблок  газотурбинный»,  ЭГЭС-12С.0000-000-10 ФО, Заводской №47.

В соответствии с разделами 7 и 8 ГОСТ 2.610-2006 (далее – «ГОСТ 2.610-2006») «Правила выполнения эксплуатационных документов» понятия «формуляр» и «технический паспорт» являются идентичными, единственным их отличием является то, что технический паспорт разрабатывается на устройства, в период эксплуатации которых отсутствует надобность вносить сведения о его показателях, а формуляр разрабатывается для устройств, в отношении которых необходима периодическая фиксация эксплуатационных показателей.

Согласно разделам 7 и 8 ГОСТ 2.610-2006 формуляр и паспорт содержат одинаковые разделы, в том числе основные сведения об изделии, основные технические данные, комплектность, ресурсы, сроки службы и хранения и гарантии изготовителя (поставщика), и пр.

Указанные документы являются нормативно-техническими документами, подтверждающими отнесение объектов и технологий к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности, и в совокупности с иными представленными документами (проектной документации, заключением Главгосэкспертизы) свидетельствуют о подтверждении обществом права на применение льготы, предусмотренной пунктом 21 статьи 381 НК РФ.

Суд также не может согласиться с выводом инспекции о том, что поскольку объекты введены в эксплуатацию до даты вступления в силу Перечня № 600 (принятого 17.06.2015), к ним в целях применения налоговой льготы должен применяться Перечень объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, для которых предусмотрено установление классов энергетической эффективности, утверждённый Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 308.

Согласно позиции Минфина России (письма Минфина России от 16.09.2015 № 03-05-05-01/53068, от 17.09.2015 № 03-03-06/1/53537, 16.11.2015 № 03-05-05-01/66012, от 18.02.2016 № 03-03-06/1/9212) Перечень № 600 должен применяться с момента вступления его в силу, то есть с 30.06.2015 и распространяется, в том числе, на объекты, вошедшие в Перечень, у которых не истек трехлетний срок со дня постановки на учет.

Льгота в отношении объектов, имеющих высокую энергоэффективность, введена в целях стимулирования производства энергоэффективных товаров и предусматривает освобождение организации от уплаты налога в течение трех лет со дня постановки на учет указанных объектов.

В целях реализации пункта 21 статьи 381 НК РФ Правительство Российской Федерации постановлением от 16.04.2012 № 308 утвердило перечень объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, для которых не предусмотрено установление классов энергетической эффективности.

Указанное постановление утратило силу в связи с изданием Перечня № 600, которым утвержден перечень объектов и технологий, которые относятся к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности. Данное постановление официально опубликовано 22.06.2015.

Принимая во внимание, что Перечень № 600 специальных положений о порядке вступления его в силу, а также о его распространении на правоотношения, возникшие до вступления его в силу, не содержит, Перечень № 600 должен применяться с момента вступления его в силу, то есть с 30.06.2015 и распространяется, в том числе в отношении вошедших в перечень объектов, у которых не истек трехлетний срок со дня постановки на учет.

С учетом изложенного, решения инспекции от 17.12.2019 №834, №835 по вышеназванному эпизоду подлежат признанию недействительным.

Согласно пункту 3 статьи 380 НК РФ налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2013 году 0,4 процента, в 2014 году - 0,7 процента, в 2015 году - 1,0 процента, в 2016 году - 1,3 процента, в 2017 году - 1,6 процента, в 2018 году - 1,9 процента. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам.

Необоснованность применения указанной льготы отражена в решении инспекции от 17.12.2019 №384, в решении от 17.12.2019 №385 данный эпизод инспекцией не рассматривался.

Правомерность выводов налогового органа в отношении необоснованности применения обществом пониженной ставки в отношении воздушных линий электропередачи, подтверждается постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от                      28 января 2020 года по делу №А05П-417/2019, постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.06.2020 N Ф07-4287/2020 по делу N А05П-417/2019, постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 ноября 2020 года по делу                     №А05П-162/2020.

По указанному эпизоду решение инспекции обществом не оспаривается (представители заявили об этом в судебных заседаниях 09.11.2020 и 22.12.2020).

Кроме того, обществом в отношении воздушных линий не доказано право на применение ставки по налогу на имущество в соответствии с пунктом 3 статьи 380 НК РФ.

С учетом изложенного решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения №834 от 17.12.2019, принятое инспекцией в отношении общества, подлежит частичному признанию недействительным, а решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения №835 от 17.12.2019, принятое инспекцией в отношении общества, подлежит признанию недействительным полностью.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с инспекции в пользу общества подлежит взысканию 6000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Признать недействительным решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения №834 от 17.12.2019, принятое Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в отношении общества с ограниченной ответственностью "Совместная компания "РУСВЬЕТПЕТРО", в части доначисления налога на имущество организаций в сумме                      37 923 846 руб. 64., соответствующих сумм пени по налогу на имущество организаций и привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в соответствующей сумме.

Признать недействительным решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения №835 от 17.12.2019, принятое  Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в отношении общества с ограниченной ответственностью "Совместная компания "РУСВЬЕТПЕТРО".

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Совместная компания "РУСВЬЕТПЕТРО".

Взыскать с Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в пользу общества с ограниченной ответственностью "Совместная компания "РУСВЬЕТПЕТРО" 6000 рублей расходов по уплате государственной пошлине.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

Н.М. Лях