АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТОЯННОЕ СУДЕБНОЕ ПРИСУТСТВИЕ В ГОРОДЕ НАРЬЯН-МАРЕ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА |
ул. Смидовича, 4, г. Нарьян-Мар, 166000, тел. (81853) 40-522
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
мая 2021 года | г. Нарьян-Мар | Дело № А05П-229/2021 |
Резолютивная часть решения объявлена мая 2021 года
Решение в полном объёме изготовлено мая 2021 года
Арбитражный суд Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа в составе судьи Болотова Б.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кудиновым А.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Ненецкого автономного округа (адрес: Россия, 166000, Ненецкий автономный округ, <...>)
к ответчику - администрации муниципального образования "Коткинский сельсовет" Ненецкого автономного округа (ОГРН <***>; адрес: Россия, 166724, Ненецкий автономный округ, <...>)
о признании незаконным бездействия,
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя: ФИО1 (служебное удостоверение);
ответчика: не явился (извещен),
установил:
заместитель прокурора Ненецкого автономного округа (далее – заявитель, прокурор) обратился в Арбитражный суда Архангельской области с заявлением к администрации муниципального образования "Коткинский сельсовет" Ненецкого автономного округа (далее – ответчик, администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства территории поселения, предусмотренного Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – Закон №294-ФЗ);
В качестве способа устранения допущенных нарушений прокурор просил суд обязать администрацию в срок до 31.08.2021 разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий осуществление муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства территории поселения, предусмотренный Законом №294-ФЗ.
Предмет требований указан с учетом его уточнения, принятого судом.
В обоснование предъявленных требований прокурор указал, что им проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Ненецкого автономного округа законодательства в сфере благоустройства по результатам которой установлено, что администрацией не разработан и не утвержден правовой акт, регламентирующий осуществление муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства территории поселения.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в суд не направил, отзыв на заявление не представил.
Заслушав пояснения представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд установил следующие фактические обстоятельства.
Прокурором на основании решения №77 от 10.03.2021 в период времени с 10.03.2021 по 31.03.2021 проведена проверка исполнения ответчиком полномочий в сфере благоустройства территории.
Прокурор направил в адрес администрации запрос №7-07-2021/1189 от 10.03.2021, в котором просил представить в его адрес информацию и копии документов, в том числе порядок (административный регламент) осуществления муниципального контроля в сфере благоустройства территории муниципального образования.
В ответ на данный запрос ответчик сообщил, что порядок (административный регламент) осуществления муниципального контроля в сфере благоустройства территории муниципального образования им не принят (письмо №94 от 18.03.2021).
Полагая бездействие администрации, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства территории поселения, предусмотренного Законом №294-ФЗ незаконным, прокурор обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, рассмотренным в настоящем деле.
Оценив доводы и доказательства, представленные заявителем в обоснование своих требований, суд полагает заявление подлежащим удовлетворению ввиду следующего.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 198 АПК РФ).
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.
Согласно части 3 вышеназванной статьи к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 этой статьи.
Правила благоустройства территории муниципального образования - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения (абзац 22 части 1 статьи 2 Закона №131-ФЗ).
Частью 1 статьи 17.1 Закона №131-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (часть 2 вышеназванной статьи).
В части 1 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – Закон №294-ФЗ) установлено, что данный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Из положений пункта 4 статьи 2 Закона №294-ФЗ следует, что муниципальным контролем является деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности (вида муниципального контроля) устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами
Согласно пунктам 1 и 2 части 2 статьи 6 Закона №294-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся:
- организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории. Перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление, ведется в порядке, установленном представительным органом муниципального образования;
- разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, разработка в соответствии с типовыми административными регламентами, утверждаемыми уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 части 1 статьи 22 Устава муниципального образования "Коткинский сельсовет, принятого Советом депутатов муниципального района "Коткинский сельсовет" 27.04.2006 (далее - Устав) установлено, что структуру органов местного самоуправления муниципального образования "Коткинский сельсовет" Ненецкого автономного округа составляют, в том числе местная администрация (исполнительно-распорядительный орган) муниципального образования "Коткинский сельсовет" Ненецкого автономного округа - местная администрация.
В силу части 1 статьи 43 Устава местная администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделяется уставом полномочиями по решению вопросов местного значения.
В части 2 статьи 7.2 Устава отражено, что администрация поселения является органом, уполномоченным на осуществление муниципального контроля. Перечень должностных лиц администрации поселения, осуществляющих муниципальный контроль, определяется постановлением администрации поселения.
Из анализа вышеприведенных норм права следует, что органы местного самоуправления наделены полномочиями по осуществлению муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства территорий соответствующих муниципальных образований, в том числе по разработке административных регламентов осуществления данного контроля.
Вместе с тем, в нарушение изложенного администрацией до настоящего времени не разработан и не принят правовой акт, регламентирующий осуществление муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства территории поселения, предусмотренного Законом №294-ФЗ.
Отсутствие данного правового акта влечет неопределенность единых требований к организациям, предпринимателям и жителям поселения, возможность нарушения порядка и организации осуществления муниципального контроля, что свидетельствуют о нарушении прав и законных интересов неопределенного круга субъектов предпринимательской деятельности.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что предъявленные требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
С учетом изложенного, бездействие ответчика, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства территории поселения, предусмотренного Законом №294-ФЗ подлежит признанию незаконным.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части
Предложенный заявителем срок на разработку и утверждение вышеуказанного правового акта (до 31.08.2021) суд считает обоснованным.
В связи с изложенным, на администрацию подлежит возложению обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов, в срок до 31.08.2021 разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий осуществление муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства территории поселения, предусмотренный Законом №294-ФЗ.
Поскольку, заявитель и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины, оснований для распределения судебных расходов не имеется.
Руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования "Коткинский сельсовет" Ненецкого автономного округа, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства территории поселения, предусмотренного Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Обязать администрацию муниципального образования "Коткинский сельсовет" Ненецкого автономного округа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов, в срок до 31.08.2021 разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий осуществление муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства территории поселения, предусмотренный Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья | Б.В. Болотов |