АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТОЯННОЕ СУДЕБНОЕ ПРИСУТСТВИЕ В ГОРОДЕ НАРЬЯН-МАРЕ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА |
ул. Смидовича, 4, г. Нарьян-Мар, 166000, тел. (81853) 40-522
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
октября 2020 года | г. Нарьян-Мар | Дело № А05П-282/2020 |
Резолютивная часть решения объявлена октября 2020 года
Арбитражный суд Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа в составе судьи Лях Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кадулиной А.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН <***>; адрес: Россия, 166000, Ненецкий автономный округ, <...>)
к ответчику – акционерному обществу "Ненецкая агропромышленная компания" (ОГРН <***>; адрес: Россия, 166000, Ненецкий автономный округ, <...>)
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации муниципального образования «Тельвисочный сельсовет» Ненецкого автономного округа,
об обязании совершить действия по постановке на учет обособленного подразделения,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца – ФИО1, доверенность от 10.09.2020 №2.2-33/05923,
от ответчика – ФИО2, доверенность от 05.02.2020,
установил:
межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – истец, инспекция) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Ненецкая агропромышленная компания" (далее – ответчик, общество) об обязании совершить действия по постановке на учет обособленного подразделения, расположенного на территории муниципального образования «Тельвисочный сельсовет» Ненецкого автономного округа по адресу: 166710, Ненецкий автономный округ, <...>.
В судебном заседании представитель инспекции поддержат требование по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель общества возражал против исковых требований по доводам, изложенным в заявлении.
Третье лицо представило в материалы дела отзыв, в котором поддержало позицию инспекции.
Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд установил следующие фактические обстоятельства.
В адрес инспекции поступили обращения администрации муниципального образования «Тельвисочный сельсовет» Ненецкого автономного округа и администрации муниципального образования «Заполярный район», из которых следует, что на территории муниципального образования «Тельвисочный сельсовет» имеются стационарные рабочие места общества. Однако обособленное подразделение на учет в налоговом органе не поставлено, налог на доходы физических лиц в бюджет МО «Тельвисочный сельсовет» не поступает. В инспекцию сообщение о создании обособленного подразделения по месту нахождения с. Тельвиска Ненецкого автономного округа обществом не представлялось.
Общество с 08.02.2019 имеет на праве собственности: телятник по ул. Пустозерская 8, с.Тельвиска, Ненецкого автономного округа.
Инспекцией был произведен осмотр указанного помещения и установлено, что по данному адресу располагается одноэтажное деревянное здание телятника. Снаружи здания имеется вывеска с адресом и логотипом «ОПХ Нарьян-Марской сельхозстанции». Внутри помещения расположен телятник и два помещения, одно из которых оборудовано под рабочий кабинет, второе под комнату отдыха для работников.
В адрес инспекции были представлены копии трудовых договоров сотрудников общества, в соответствии с которыми местом работы указано «Тельвисочное отделение». Все сотрудники зарегистрированы по месту жительства в селе Тельвиска НАО.
В ходе проверки инспекцией установлено, что в открытых источниках информации, в частности на сайте Департамента природных ресурсов и АПК НАО (www.dprea.adm-nao.ru) была опубликована информация о переезде животных в новый телятник на территории села Тельвиска.
Таким образом, инспекцией установлен факт наличия обособленного подразделения общества на территории села Тельвиска Ненецкого автономного округа.
Общество создано 08.02.2018 года путем реорганизации в форме преобразования.
Сообщение о наличии (создании) обособленного подразделения на территории Российской Федерации (форма № С-09-3-1) по месту нахождения с. Тельвиска Ненецкого автономного округа обществом в инспекцию не представлялось.
Поскольку общество в добровольном порядке отказалось представить в инспекцию сообщение о создании обособленного подразделения, инспекция обратилась в суд с настоящим иском.
Исследовав письменные доказательства и позиции сторон, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований в силе следующего.
Пунктом 2 части 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлена обязанность налогоплательщиков встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена названным Кодексом.
Пунктом 1 статьи 83 НК РФ предусмотрено, что в целях проведения налогового контроля организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе, как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Согласно пункту 4 статьи 83 НК РФ при осуществлении деятельности через обособленное подразделение заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения.
Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.07.2003 N 2235/03, для того чтобы считать обособленное подразделение организации созданным, необходимо наличие предусмотренных пунктом 2 статьи 11 НК РФ признаков.
Согласно названной норме обособленное подразделение организации это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Из указанной нормы закона следует, что признание обособленного подразделения организации таковым возможно при одновременном соблюдении ряда условий: наличии территориальной обособленности; наличие стационарных рабочих мест (созданных на срок не менее 1 месяца), оборудованных вне места регистрации организации и ведения деятельности через это подразделение сотрудниками организации.
Понятие признака территориальной обособленности в законодательстве не закреплено.
Однако из анализа пунктов 1 и 2 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации можно сделать вывод, что основным признаком обособленного подразделения организации является его расположение вне места нахождения самой организации.
Кроме того, Министерство финансов Российской Федерации (далее – Минфин России) в письме от 25 апреля 2017 г. № 03-02-07/1/24969 дает разъяснения, что территориальная обособленность подразделений определяется самостоятельными адресами.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что адрес представляет собой описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя в том числе наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать.
В письме от 26 июля 2019 г. № 03-03-06/1/56159 Минфин России также разъясняет, что юридическое лицо имеет адрес в пределах места нахождения юридического лица (пункт 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из буквального понимания приведенной нормы статьи 11 Кодекса территориальная обособленность подразделения российской организации определяется несовпадением места нахождения этого обособленного подразделения с адресом указанной организации.
Из анализа изложенных положений можно сделать вывод, что под территориальной обособленностью понимают осуществление деятельности по адресу, отличному от того, который указан в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).
Юридический адрес общества согласно выписки ЕГРЮЛ: 166000, Ненецкий автономный округ, <...>, а адрес подразделения: 166710, Ненецкий автономный округ, <...>, что свидетельствует о территориальной обособленности подразделения.
Также в налоговом законодательстве отсутствует понятие стационарного рабочего места, в связи с чем в силу положений пункта 1 статьи 11 НК РФ, которой установлено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.
Согласно статье 209 Трудового кодекса Российской Федерации рабочим местом признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Для уяснения понятия рабочего места следует руководствоваться Сводом правил по проектированию и строительству СП 12-133-2000 "Положения о порядке аттестации рабочих мест по условиям труда в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве", введенном в действие постановлением Госстроя Российской Федерации от 31.03.2000 N 26 (далее СП 12-133-2000), определяющим классификационные признаки рабочих мест, в том числе стационарные или нестационарные - по характеру технического оснащения и расположения рабочих мест в пространстве (пункт 6.2).
В соответствии с Приложением Б к СП 12-133-2000 "Термины и их определения" рабочее место - это место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя;
стационарное рабочее место - это рабочее место, расположение, а также техническое оснащение которого имеют стационарный характер, то есть рабочее место связано с определенным цехом или участком работ.
При этом под оборудованием стационарного рабочего места подразумевается не только создание условий для исполнения трудовых обязанностей, а также само исполнение таких обязанностей, наличие прямого или косвенного контроля работодателя над созданным рабочим местом. В качестве доказательства создания обособленного подразделения могут являться, в том числе трудовые договора (контракты), заключенные с сотрудниками подразделений, в которых рабочим местом работника значится место нахождения обособленного подразделения; наличие табеля учета рабочего времени сотрудников, осуществляющих деятельность в обособленном подразделении.
В материалах дела имеются копии трудовых договоров, в которых местом работы сотрудников указано Тельвисочное отделение.
Из справки администрации от 14.10.2020 №1556 следует, что общество арендует земельный участок на территории муниципального образования «Тельвисочный сельсовет», на котором расположено недвижимое имущество (телятник), принадлежащее обществу на праве собственности, в котором сотрудники осуществляют деятельность. Из материалов дела усматривается также, что деятельность самого Тельвисочного отделения началась с 1975 года и с этого года работники принимались на работу.
Таким образом, суд приходит к выводу, что подразделение, расположенное на территории муниципального образования «Тельвисочный сельсовет» Ненецкого автономного округа по адресу: 166710, Ненецкий автономный округ, <...>, является обособленным подразделением, в отношении которого общество должно исполнить обязанность, предусмотренную подпунктом 3 пункта 2 статьи 23 НК РФ, а именно сообщить в налоговый орган по месту нахождения организации обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях.
Учитывая изложенное, доводы общества, изложенные в отзыве, являются несостоятельными, а требование инспекции является законным, обоснованным и подлежит удовлетворению.
В силу положений части 1 статьи 173 АПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные со взысканием денежных средств или с передачей имущества, арбитражный суд в резолютивной части решения указывает лицо, обязанное совершить эти действия, а также место и срок их совершения.
Суд считает, что 10 календарных дней с момента вступления решения в законную силу является разумным.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика. Поскольку истец освобожден от уплаты госпошлины, она подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 106, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
Обязать акционерное общество "Ненецкая агропромышленная компания" ИНН <***> в течении 10 календарных дней с момента вступления настоящего решения в законную силу совершить действия по постановке на учет обособленного подразделения, расположенного на территории муниципального образования «Тельвисочный сельсовет» Ненецкого автономного округа по адресу: 166710, Ненецкий автономный округ, <...>.
Взыскать с акционерного общества "Ненецкая агропромышленная компания" в доход федерального бюджета 6000 руб. государственной пошлины.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Судья | Н.М. Лях |