ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05П-461/20 от 10.11.2020 ПСП Арбитражного суда Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТОЯННОЕ СУДЕБНОЕ ПРИСУТСТВИЕ

В ГОРОДЕ НАРЬЯН-МАРЕ

НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ул. Смидовича, 4, г. Нарьян-Мар, 166000, тел. (81853) 40-522

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

ноября 2020 года

г. Нарьян-Мар

Дело № А05П-461/2020   

Резолютивная часть решения объявлена ноября 2020 года

Арбитражный суд Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа в составе судьи Лях Н.М.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кадулиной А.С. ,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению  администрации муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" (ОГРН 1028301646779; адрес: Россия, 166000, Ненецкий автономный округ, г. Нарьян-Мар, ул. имени В.И.Ленина, дом 12)

к ответчику – Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу (ОГРН <***>; адрес: Россия, 166000, Ненецкий автономный округ, <...>, этаж 2)

с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципального бюджетного учреждения "Чистый город" (ОГРН <***>; адрес: Россия, 166000, Ненецкий автономный округ, <...>),

о признании недействительными решения и предписания от 31.07.2020,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: ФИО1, доверенность №5-01-33 от 09.01.2020, ФИО2, доверенность №10/01/33 от 09.01.2020, ФИО3, доверенность №1346/01-33 от 10.03.2020,

от ответчика: ФИО4, руководитель,

от третьего лица: не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом,

установил:

администрация муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" (далее – заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области  с заявлением о признании недействительными:

- решения о нарушении антимонопольного законодательства №83/01/15-4/2019                от 31.07.2020;

- предписания о нарушении антимонопольного законодательства №083/01/15-4/2019                от 31.07.2020;

принятые Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу (далее – ответчик, управление).

Определением суда от 15.09.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное бюджетное учреждение «Чистый город» (далее – учреждение).

В судебном заседании представители администрации на предъявленных требованиях настаивали по мотивам, изложенным в заявлении и дополнительных пояснениях.

В судебном заседании представитель управления с заявлениями не согласилась по мотивам, изложенным в отзыве, указав, что в ходе плановой проверки учреждения были установлены признаки нарушения администрацией положений статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон №135-ФЗ), в связи с чем оспариваемые ненормативные правовые акты являются законными и обоснованными.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд установил следующие фактические обстоятельства.

На основании приказа от 08.10.2018 №126 в период с 16.10.2018 по 21.12.2018 управление провело плановую документарную проверку учреждения на предмет соблюдения при осуществлении своей деятельности антимонопольного законодательства Российской Федерации, статей 10, 11, 11.1, 16, 17, 17.1, 20 Закона №135-ФЗ.

В ходе указанной проверки управление установило и в акте №05П-2018 по результатам плановой документарной проверки учреждения от 21.12.2018 отразило, что в пункте 2.2 его Устава определены основанные виды деятельности, в том числе: организация и осуществление благоустройства территории города Нарьян-Мара (включая освещение улиц, озеленение территорий, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм, детских игровых и спортивных площадок), а также охрана, защита, воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар": техническое обслуживание и ремонт электросетей и установок уличного освещения, находящихся в собственности муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар"; организация и осуществление работ по ремонту и обслуживанию пожарных водоемов (резервуаров), находящихся в собственности муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар", и доступа к естественным водоемам, находящимся в границах муниципального образования, используемым в целях пожарной безопасности; содержание и ремонт питьевых колодцев; содержание и ремонт автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар"; организация и осуществление работ по содержанию внутриквартальных проездов и тротуаров, дворовых территорий, расположенных в границах муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар"; создание условий для массового отдыха жителей и организация обустройства мест массового отдыха населения; организация и осуществление обустройства мест проведения праздничных мероприятий и оформление города Нарьян-Мара в дни праздников, а также в дни проведения крупных региональных культурных и спортивных мероприятий; организация обустройства и содержание доступной среды для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в границах муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар"; сбор, вывоз отходов (мусора), содержание объектов размещения отходов, переработка мусора, а также осуществление производственно-экологического контроля за полигоном ТБО; осуществление ритуальных услуг, содержание мест захоронения, памятников, мемориальных досок.

Данные виды деятельности в соответствии со статьей 16 Закона №131-ФЗ отнесены к вопросам местного значения, администрация, включив в Устав учреждения деятельность, относящуюся к вопросам местного значения, наделила хозяйствующий субъект функциями органа местного самоуправления, что противоречит части 3 статьи 15 Закона №135-ФЗ.

Управление также установило, что учреждение выполняло муниципальные услуги (уборка территорий и аналогичная деятельность, организация освещения улиц, организация и содержания мест захоронения, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, организация мероприятий, организация благоустройства и озеленения, содержание (эксплуатация) имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, обеспечение первичных мер пожарной безопасности, выполнение работ по содержанию автомобильных дорог  и т.д.) в рамках муниципальных заданий на 2016, 2017, 2018 годы, которые являются муниципальной нуждой, следовательно, могут быть получены в порядке, установленном Законом №44-ФЗ.

Выявленные обстоятельства послужили основанием для направления в адрес администрации предупреждения от 16.05.2019 №01-14/572.

Указанное предупреждение было оспорено администрацией в судебном порядке.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 12.12.2019 по делу №А05П-410/2019, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2020 и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.07.2020 заявление администрации муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" о признании недействительным указанного предупреждения оставлено без удовлетворения.

В связи с тем, что администрация в установленный срок предупреждение не исполнила, управление на основании части 8 статьи 39.1 Закона №135-ФЗ, приказом от 02.07.2019 № 98 возбудило дело № 083/01/15-4/2019 по признакам нарушения администрацией части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в незаконном наделении хозяйствующего субъекта - МБУ «Чистый город», функциями органа местного самоуправления, путем включения в п.п. 2.2.1, 2.2.2, 2.2.3, 2.2.5, 2.2.7, 2.2.8, 2.2.10, 2.2.11, 2.2.13 Устава учреждения видов деятельности, отнесенных к вопросам местного значения городского округа.

Решением от 31.07.2020 по делу № 083/01/15-4/2020 управлениепризнало администрацию нарушившей часть 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", путем наделения хозяйствующего субъекта - МБУ «Чистый город» функциями и правами органа местного самоуправления, посредством включения в пункты 2.2.1, 2.2.2, 2.2.3, 2.2.5. 2.2.7, 2.2.8, 2.2.10, 2.2.11, 2.2.13 Устава учреждения, деятельности, отнесенной к вопросам местного значения городского округа согласно пунктов 4, 5, 8, 10, 11, 17, 19, 20, 23, 24, 25, 26.1 части 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (пункт 1), установило отсутствие оснований для прекращения для прекращения рассмотрения дела N 083/01/15-4/2019 по статье 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (пункт 2), решило выдать администрации обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", путем приведения в соответствие с требованиями антимонопольного законодательства п.п. 2.2.1, 2.2.2, 2.2.3, 2.2.5, 2.2.7, 2.2.8. 2.2. 2.2.10, 2.2.11, 2.2.13 Устава МБУ «Чистый город», посредством исключения норм, позволяющих последнему осуществлять функции органа местного самоуправления (пункт 3), направило материалы дела N 083/01/15-4/2019 уполномоченному должностному лицу Ненецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса об административных правонарушениях (пункт 4).

31.07.2020 управление выдало администрации предписание, в соответствии с которым администрации предписывалось в срок до 07.09.2020 прекратить нарушение части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", путем приведения в соответствие с требованиями антимонопольного законодательства п.п. 2.2.1, 2.2.2, 2.2.3, 2.2.5, 2.2.7, 2.2.8. 2.2. 2.2.10, 2.2.11, 2.2.13 Устава МБУ «Чистый город», посредством исключения норм, позволяющих последнему осуществлять функции органа местного самоуправления, осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Не согласившись с принятым решением и выданным предписанием управления, администрация обратилась в суд с настоящим иском.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что заявление не подлежит удовлетворению.

По смыслу статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона №135-ФЗ в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Поскольку в установленный срок до 25.06.2019 администрация не выполнила предупреждение от 16.05.2019 №01-14/572, приказом от 02.07.2019 №98 управление возбудило дело по признакам нарушения части 3 статьи 15 Закона №135-ФЗ.

Суд полагает, что у управления имелись основания для принятия оспариваемого решения и выдачи оспариваемого предписания, поскольку в ходе плановой проверки учреждения были выявлены признаки, свидетельствующие о возможности наделения заявителем третьего лица функциями органа местного самоуправления с целью ограничения доступа хозяйствующих субъектов на соответствующий товарный рынок в границах муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар».

Частью 3 статьи 15 Закона №135-ФЗ закреплены два самостоятельных запрета:

1) на совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов (исключения из этого запрета могут быть установлены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации);

2) на наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов публичной власти, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора (исключения из данного запрета могут быть установлены Федеральным законом от 30.10.2007 N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта" (утратил силу в настоящее время), Федеральным законом от 01.12.2007 N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Федеральным законом от 13.07.2015 N 215-ФЗ "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос").

При этом в силу пункта 5 статьи 4 Закона №135-ФЗ некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, признается хозяйствующим субъектом.

Постановлением от 14.01.2014 №28 администрация создала третье лицо в виде организационно-правовой формы – муниципальное бюджетное учреждение и утвердила его Устав, в котором пунктом 2.2 определены основные виды деятельности учреждения, в том числе:

- организация и осуществление благоустройства территории города Нарьян-Мара (включая освещение улиц, озеленение территорий, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм, детских игровых и спортивных площадок), а также охрана, защита, воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" (пункт 2.2.1);

- техническое обслуживание и ремонт электросетей и установок уличного освещения, находящихся в собственности муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" (пункт 2.2.2);

- организация и осуществление работ по ремонту и обслуживанию пожарных водоемов (резервуаров), находящихся в собственности муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар", и доступа к естественным водоемам, находящимся в границах муниципального образования, используемым в целях пожарной безопасности (пункт 2.2.3);

- содержание и ремонт автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" (пункт 2.2.5);

- создание условий для массового отдыха жителей и организация обустройства мест массового отдыха населения (пункт 2.2.7);

- организация и осуществление обустройства мест проведения праздничных мероприятий и оформление города Нарьян-Мара в дни праздников, а также в дни проведения крупных региональных культурных и спортивных мероприятий (пункт 2.2.8);

- сбор, вывоз отходов (мусора), содержание объектов размещения отходов, переработка мусора, а также осуществление производственно-экологического контроля за полигоном ТБО (пункт 2.2.10);

- осуществление ритуальных услуг, содержание мест захоронения, памятников, мемориальных досок (пункт 2.2.11),

- рекламная деятельность (подготовка и размещение рекламы) (пункт 2.2.13).

В силу пунктов 4, 5, 8, 10, 11, 17, 19,  20, 23, 24, 25, 26.1 части 1 статьи 16 федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся:

- организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

- дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (в силу пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в понятие дорожная деятельность включается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог);

- участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа;

- обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа;

- организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа;

-  создание условий для организации досуга и обеспечения жителей муниципального, городского округа услугами организаций культуры;

- обеспечение условий для развития на территории муниципального, городского округа физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального, городского округа;

- создание условий для массового отдыха жителей муниципального, городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения;

- организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

- участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;

- утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа;

- утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального, городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального, городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом "О рекламе".

Таким образом, имеется совпадение целей и видов деятельности учреждения, указанных в пункте 2.2 Устава, с перечнем вопросов местного значения, отраженных в статье 16 Закона №131-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1.9 Устава, финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется в виде субсидий из бюджета МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар», а также за счет средств, полученных в результате приносящей доходы деятельности.

Из анализа налоговых деклараций по налогу на прибыль следует, что учреждение в 2016, 2017, 2018 годах получало прибыль.

Следовательно, учреждение по смыслу пункта 5 статьи 4 Закона №135-ФЗ является хозяйствующим субъектом, наделение которого функциями и правами органов публичной власти, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, допускается лишь в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о государственных корпорациях.

Органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения на основании пункта 3 части 1 статьи 17 Закона № 131-ФЗ обладают, в частности, полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

При этом следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 1 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (часть 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", далее - Закон №7-ФЗ).

Исходя из системного толкования статьи 9.2 Закона №7-ФЗ, пункта 6 Методических рекомендаций по определению критериев изменения типа государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений с учетом сферы их деятельности, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 N 1505-р, для исполнения государственных функций может создаваться только казенное учреждение, за исключением случаев, прямо установленных федеральными законами; автономное учреждение и бюджетное учреждение создаются публично-правовым образованием для выполнения государственных (муниципальных) работ, оказания государственных (муниципальных) услуг и не вправе исполнять государственные функции, за исключением случаев, прямо установленных федеральными законами.

Таким образом, в действиях администрации, наделившей хозяйствующий субъект – бюджетное учреждение, функциями и правами органа местного самоуправления, содержатся признаки нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, в оспариваемом решении управление пришло к выводу, что принятие администрацией Устава учреждения, в части пунктов 2.2.1, 2.2.2, 2.2.3, 2.2.5, 2.2.7, 2.2.8, 2.2.10, 2.2.3 3, 2.2.13, привело к дальнейшему нарушению части 1 статьи 15 Закона №135-ФЗ, выразившегося в утверждении муниципальных заданий конкретному хозяйствующему субъекту - МБУ «Чистый город» в обход публичных процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе, что повлекло ограничение, недопущение конкуренции на соответствующих товарных рынках.

Согласно статье 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд осуществляются в соответствии с Законом о контрактной системе.

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон №210-ФЗ) под муниципальной услугой понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.

Частью 1 статьи 1 федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон №44-ФЗ) определено, что указанный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе касающейся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Управление пришло к выводу о том, что имеются признаки нарушения антимонопольного законодательства, так как виды работ (услуг), поименованные в пунктах 2.2.1, 2.2.2, 2.2.3, 2.2.5, 2.2.7, 2.2.8, 2.2.10, 2.2.3 3, 2.2.13 Устава учреждения, относятся к конкурентным, являются муниципальной нуждой и могут быть получены муниципальным образованием в порядке, осуществляемом в рамках процедур, предусмотренных Законом №44-ФЗ.

При этом, вопреки утверждению администрации, Управление провело анализ состояния конкурентной среды, установило наличие хозяйствующих субъектов, действующих на соответствующем товарном рынке, о чем отразило на страницах 5-6 оспариваемого решения.

На основании информация Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ненецком автономном округе, писем хозяйствующих субъектов, иной информация (сведения), находящиеся в распоряжении управления, управлением составлены аналитические отчеты о сформировавшихся рынках по оказанию вышеуказанных услуг (работ).

Из аналитических отчетов управлением сделан вывод, что имеет место конкурентная среда, поскольку рассматриваемые рынки являются открытыми для вхождения любого хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность как на территории МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» НАО, так и хозяйствующих субъектов других регионов, то есть имеют неограниченный круг хозяйствующих субъектов, в целях осуществления вышеуказанных видов деятельности.

Таким образом, при наличии конкурентной среды применение Закона №44-ФЗ является обязательным условием при использовании средств местного бюджета, которые направляются на оплату услуг для муниципальных нужд.

В случае установления антимонопольным органом фактов делегирования органом местного самоуправления муниципальному бюджетному образованию полномочий по решению вопросов местного значения, относящимся к муниципальным нуждам муниципального образования, такие действия органа местного самоуправления квалифицируются, как нарушение части 3 статьи 15 Закона №135-ФЗ.

Подпунктом "г" пункта 3 части 3 статьи 23 Закона №135-ФЗ предусмотрено, что антимонопольный орган выдает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

В настоящее время администрацией проводятся мероприятия, утвержденные распоряжением Администрации от 02.07.2020г. № 388-р, по изменению типа муниципального бюджетного учреждения «Чистый город» в целях создания муниципального казенного учреждения «Чистый город».

На момент рассмотрения дела и принятия оспариваемого решения Устав учреждения от 14.01.2014 является действующим, администрацией не приняты меры по исключению из Устава учреждения положений, нарушающих часть 3 статьи 15 Закона №135-ФЗ, таким образом, оспариваемое предписание выдано управлением законно и обоснованно.

Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения заявления администрации суд не усматривает.

Руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления администрации муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" о признании недействительными решения о нарушении  антимонопольного законодательства №83/01/15-4/2019 от 31.07.2020 и предписания о нарушении антимонопольного законодательства №083/01/15-4/2019 от 31.07.2020, вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу, отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

Н.М. Лях