ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05П-469/2021 от 31.08.2021 ПСП Арбитражного суда Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТОЯННОЕ СУДЕБНОЕ ПРИСУТСТВИЕ

В ГОРОДЕ НАРЬЯН-МАРЕ

НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ул. Смидовича, 4, г. Нарьян-Мар, 166000, тел. (81853) 40-522

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

сентября 2021 года

г. Нарьян-Мар

Дело № А05П-469/2021

Резолютивная часть решения объявлена августа 2021 года  

Решение в полном объёме изготовлено сентября 2021 года

Арбитражный суд Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа в составе судьи Тарасовой А.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гоголевой Л.Ю.,

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Департамента природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса Ненецкого автономного округа (ОГРН <***>; адрес: Россия 166000, Ненецкий автономный округ, <...>; Россия 166000, Ненецкий автономный округ, <...>)

к ответчику - главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (ОГРНИП <***>)

о взыскании 2 413 200 руб.,

при участии в заседании представителей:

от истца – ФИО2 (по доверенности от 09.12.2020);

от ответчика – не явился (извещен),

установил:

Департамент природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса Ненецкого автономного округа (далее – истец, Департамент) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (далее - ответчик, глава КФХ ФИО1) о взыскании 2 413 200 руб. гранта "Агростартап" в форме субсидии на реализацию проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства в целях достижения результата регионального проекта "Система поддержки фермеров и развитие сельскохозяйственной кооперации в Ненецком автономном округе".

В обоснование предъявленных требований Департамент указал, что главой КФХ ФИО1 на основании соглашения о предоставлении из окружного бюджета субсидии в виде гранта №167/Ф от 04.10.2019 получен грант в размере 2 413 200 руб.; соглашение о получении гранта расторгнуто на основании заявления ответчика дополнительным соглашением от 29.03.2021, однако, сумма гранта не возвращена.

Представитель истца в судебном заседании предъявленные требования поддержал.

Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, отзыв на иск не представил, исковые требования по существу не оспорил.

Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд установил следующие фактические обстоятельства дела.

В соответствии с пунктом 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации, установленными в Приложении 6 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717, Администрация Ненецкого автономного округа приняла постановление от 23.05.2019 № 141-п «О предоставлении грантов «Агростартап» крестьянским (фермерским) хозяйствам на реализацию проектов создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства».

В пункте 1 данного постановления установлено расходное обязательство Ненецкого автономного округа по предоставлению грантов «Агростартап» крестьянским (фермерским) хозяйствам на реализацию проектов создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства.

Согласно пункту 4 Порядка предоставления грантов «Агростартап» крестьянским (фермерским) хозяйствам на реализацию проектов создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства, утвержденного постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 23.05.2019 № 141-п (далее - Порядок № 141-п) гранты предоставляются Департаментом природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса Ненецкого автономного округа (далее - Департамент) на безвозмездной и безвозвратной основе в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом Ненецкого автономного округа на соответствующий финансовый год, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных Департаменту как получателю средств окружного бюджета на цели, предусмотренные пунктом 3 Порядка № 141-п.

Между сторонами заключено соглашение о предоставлении из окружного бюджета субсидии в виде гранта №167/Ф от 04.10.2019 (далее – соглашение). Предметом соглашения является предоставление из окружного бюджета в 2019 году гранта «Агростартап» в форме субсидии главе КФХ ФИО1 на реализацию проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства в целях достижения результата регионального проекта «Система поддержки фермеров и развитие сельскохозяйственной кооперации в Ненецком автономном округе» (пункт 1.1. соглашения).

Грант предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Департаменту как получателю средств окружного бюджета, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации (далее – коды БК) на цель, указанную в разделе I соглашения, в размере 2 413 200 руб. – по коду
БК 019 04 05 07.2.17.54800813 (пункт 2.1. соглашения).

В соответствии с пунктом 4.3.1. соглашения получатель обязуется направлять грант на финансовое обеспечение затрат, в соответствии с приложением 1 к настоящему соглашению.

Грант предоставляется на финансовое обеспечение затрат в соответствии с перечнем затрат согласно приложению № 1 к соглашению, которое является неотъемлемой частью соглашения (пункт 1.2 соглашения), а именно на строительство помещения для содержания поголовья крупного рогатого скота, на приобретение пастеризатора-сыроварни, аппарата доильного, климатической установки и крупного рогатого скота (8 голов).

Согласно пункту 4.3.9.3 соглашения глава КФХ ФИО1 обязан использовать грант в течение 18 месяцев со дня поступления средств на счет только в соответствии с перечнем затрат согласно приложению № 1 к настоящему соглашению, которое является неотъемлемой частью настоящего соглашения, и использовать имущество, закупаемое за счет средств гранта, исключительно на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства.

На основании пункта 4.3.9.2 соглашения глава КФХ ФИО1 обязан осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства не менее 5 лет со дня получения средств гранта.

Распоряжением Департамента от 08.10.2019 № 1232-р «О предоставлении гранта «Агростартап» КФХ ФИО1 предоставлен грант «Агростартап» на реализацию проекта создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 2 413 200 руб.

Во исполнение пункта 3.2 соглашения средства гранта Департаментом были переведены на расчетный счет главы КФХ ФИО1 в банке платежным поручением № 431590 от 17.10.2019. 

Согласно пункту 6.4 соглашения расторжение соглашения возможно в случае реорганизации или прекращения деятельности главы КФХ ФИО1

Расторжение соглашения осуществляется по соглашению сторон (п. 6.5. соглашения).

Глава КФХ ФИО1 должен был использовать грант в течение 18 месяцев, то есть до 17.04.2021.

11.02.2021 Департаментом было получено заявление от главы КФХ ФИО1 (исх. от 08.02.2021 № 6), в котором он просит расторгнуть с ним соглашение на основании пункта 6.4 в связи с прекращением деятельности.

Письмом от 05.03.2021 № 1524 Департамент выразил согласие расторгнуть соглашение при условии возвращения в окружной бюджет суммы гранта «Агростартап» в размере 2 413 200 руб. и направил два экземпляра дополнительного соглашения о расторжении соглашения № 167/Ф о предоставлении из окружного бюджета гранта «Агростартап» (далее – дополнительное соглашение), которое было подписано сторонами 29.03.2021.

Согласно пункту 3 дополнительного соглашения глава КФХ ФИО1 обязуется в течение 10 рабочих дней со дня расторжения возвратить Департаменту в окружной бюджет сумму гранта «Агростартап» в размере 2 413 200 руб.

Письмом от 01.04.2021 № 2150 Департамент направил требование о перечислении в окружной бюджет по реквизитам, указанным в письме гранта «Агростартап» в размере 2 413 200 руб.

Согласно отчету об отслеживании отправления глава КФХ ФИО1 получил письмо 07.04.2021, таким образом, он должен был вернуть грант в окружной бюджет до 21.04.2021.

В связи с тем, что претензия оставлена без ответа, средства гранта не возвращены, истец обратился в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением, рассмотренным в настоящем деле.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению с учетом следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной                           и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров                          (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 статьи 78 БК РФ), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации                       и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях                         и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ).

В соответствии с пунктом 7 статьи 78 БК РФ в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.

Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым этого пункта.

Статьями 28 и 38 БК РФ установлены принципы адресности и целевого характера бюджетных средств, которые предполагают выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

Правоотношения между органом, предоставляющим субсидию, и лицом, претендующим на получение субсидии (производителем товаров, работ, услуг), несмотря на то, что в большей степени регулируются нормами БК РФ, не являются бюджетными правоотношениями.

Следовательно, к отношениям сторон по исполнению условий соглашений о предоставлении субсидии могут быть применены нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Аналогичный подход изложен в определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.01.2018 №308-ЭС17-9296 по делу №А32-41306/2016.

Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно статье 310 ГК РФ, предусмотренное настоящим Кодексом, другим законом, иным правовым актом или договором право на односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, или на одностороннее изменение условий такого обязательства может быть обусловлено по соглашению сторон необходимостью выплаты определенной денежной суммы другой стороне обязательства.

В силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ расторжение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

С учетом того, что ответчик добровольно направил в адрес истца заявление о расторжении договора, дополнительное соглашение от 29.03.2021 о расторжении соглашения  о предоставлении из окружного бюджета субсидии в виде гранта №167/Ф от 04.10.2019 подписано обеими сторонами, в п.3 указанного дополнительного соглашения ответчик обязуется возвратить в окружной бюджет сумму гранта в размере  2 413 200 руб., суд признает обоснованным требование Департамента о взыскании с ответчика 2 413 200 руб. средств гранта.

Доказательств возврата взыскиваемых сумм, контррасчет предъявленных требований ответчик суду не представил, мотивированных возражений относительно предъявленных требований не сообщил.

В  силу положений части 3.1статьи 70 АПК РФ  обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами                 не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

Таким образом, поскольку задолженность в размере 2 413 200 руб. подтверждается материалами дела и ответчикам не оспаривается, она подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

В соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход федерального бюджета  подлежит взысканию
35 066 руб. государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 106, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Взыскать с главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (ОГРНИП <***>) в пользу Департамента природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса Ненецкого автономного округа (ОГРН <***>) 2 413 200 руб. средств гранта.

Взыскать с главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 в доход федерального бюджета 35 066 руб. государственной пошлины.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

А.С. Тарасова