ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05П-54/2022 от 16.08.2022 ПСП Арбитражного суда Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТОЯННОЕ СУДЕБНОЕ ПРИСУТСТВИЕ

В ГОРОДЕ НАРЬЯН-МАРЕ

НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ул. Смидовича, 4, г. Нарьян-Мар, 166000, тел. (81853) 40-522

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

августа 2022 года

г. Нарьян-Мар

Дело № А05П-54/2022

Резолютивная часть решения объявлена августа 2022 года  

Арбитражный суд Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа в составе судьи Лях Н.М.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кадулиной А.С.,

рассмотрев в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Владимирской области дело

по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "АктивПроект" (ОГРН <***>; адрес: Россия, 153023, <...>)

к ответчику – муниципальному казенному учреждению Заполярного района "Северное" (ОГРН <***>; адрес: Россия, 166700, Ненецкий автономный округ, <...>)

о взыскании 3 906 663 руб. 59 коп.,

при участии в судебном заседании представителей:

от истца (в Арбитражном суде Владимирской области) – ФИО1 по доверенности от 11.01.2022, ФИО2, доверенность от 11.01.2022,

от ответчика – ФИО3 по доверенности от 10.01.2022,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "АктивПроект" (далее – истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением                            к муниципальному казенному учреждению Заполярного района "Северное" (далее – ответчик, учреждение) о взыскании 3 906 663 руб. 59 коп. убытков.

Представители истца в судебном заседании поддержали исковые требования в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении и дополнениях к нему, а также в возражениях на отзыв ответчика.

Доводы истца сводятся к следующему: поскольку учреждением не исполнено обязательство по предоставлению исполнительной документации, а именно протоколы испытания свай, не предоставлены технические условия на водоснабжение и электроснабжение, ответчик не оказывал содействие в получении необходимой информации, общество приостановило выполнение работ и впоследствии отказалось от исполнения контракта.

Представитель ответчика с иском не согласилась по доводам, изложенным в отзыве и дополнениях к нему.

Доводы ответчика сводятся к следующему, что вся имеющаяся у заказчика информация и документация была передана обществу, исполнительная документация по объекту, в том числе протоколы испытания свай, у заказчика отсутствовали, на все запросы общества были даны ответы и предоставлена информация, как от администрации, так и от ресурсоснабжающей организации (МП ЗР «Севержилкомсервис»). Приостановление работ и односторонний отказ общества от исполнения контракта являются необоснованными, поскольку общество даже не направило проектную документацию на экспертизу, а следовательно доводы о получении отрицательного заключения являются предположительными.

Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд установил следующие фактические обстоятельства.

17 июля 2018 года между обществом (далее - исполнитель) и администрацией муниципального района «Заполярный район» (далее – заказчик, Администрация) заключен муниципальный контракт по корректировке проектной документации ДЭС с гаражом в п. Хорей-Вер №0184300000418000078-0064304-02 (далее – контракт).

19 октября 2018 года между Администрацией и учреждением заключено соглашение о перемене заказчика по контракту, согласно которому администрация муниципального района «Заполярный район» передала все права и обязанности новому заказчику – учреждению.

По условиям контракта исполнитель принимает на себя обязательства выполнить работы по корректировке проектной документации для строительства объекта «Дизельная электростанция с гаражом в п. Хорей-Вер» (далее – работы) в рамках реализации программного мероприятия «Проведение обследования с корректировкой проектной документации и завершение строительства ДЭС с гаражом в п.Хорей-Вер с реконструкцией существующих несущих конструкций» (подпрограмма 4 «Энергоэффективность и развитие энергетики муниципального района «Заполярный район» муниципальной программы «Комплексное развитие муниципального района «Заполярный район» на 2017 – 2022 годы», утвержденной постановлением Администрации муниципального района «Заполярный район» от 02.11.2016 № 247п (ред. от 20.03.2018)) (пункт 1.1 контракта).

Объем выполняемых работ, требования к качеству работ и их результатам, также иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика, определяются контрактом и Техническим заданием (Приложение № 1 к контракту) (пункт 1.2 контракта).

Пунктом 1.3 контракта установлено, что надлежащим результатом работ является откорректированная документация, по которой получены все необходимые согласования и положительные заключения экспертизы. Исполнитель обязуется сдать результат работ заказчику по месту нахождения последнего, указанному в пункте 1.4. настоящего контракта, а заказчик обязуется принять и оплатить результат выполненных работ в соответствии с условиями контракта.

В соответствии с пунктами 2.1 – 2.6 контракта цена контракта составляет 5 005 150 (Пять миллионов пять тысяч сто пятьдесят) рублей 00 копеек, НДС не облагается (НК РФ ст.346.11 ч.2). Источник финансирования: бюджет муниципального образования «Муниципальный район «Заполярный район». Цена контракта является твёрдой, остаётся неизменной в течение всего времени его действия и не подлежит изменениям. Цена контракта включает затраты на выполнение проектных работ, затраты на получение согласований, проведение государственной экспертизы и проверки достоверности стоимости инвестиционного проекта, а также уплату пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей, включает в себя командировочные расходы, расходы на оплату труда, питание и проживание работников, осуществляющих работы, и иные расходы, возникшие в связи с выполнением работ. Оплата за выполненные работы, включая устранение исполнителем выявленных недостатков, возникших в процессе выполнения работ, производится заказчиком путем перечисления денежных средств на расчетный счет исполнителя в течение 15 (Пятнадцати) рабочих дней после подписания заказчиком без замечаний акта сдачи-приемки выполненных работ на основании выставленного счёта (счет-фактуры).

В соответствии с разделом 4 контракта срок начала выполнения работ: с момента заключения контракта. Сроки выполнения работ: не позднее 30 ноября 2018 года. Датой выполнения исполнителем работ, являющихся предметом контракта, считается дата подписания сторонами акта сдачи-приемки выполненных работ (без претензий).

В течение 10 (Десяти) рабочих дней с момента заключения контакта заказчик обязуется передать исполнителю по акту приема-передачи или накладной проектную документацию, подлежащую корректировке, градостроительный план земельного участка, исполнительную документацию на выполненный объем строительно-монтажных работ, техническое заключение по результатам обследования, технические отчеты по инженерно-геодезическим и инженерно-геологическим изысканиям и иную информацию, необходимую для выполнения обязательств по контракту, оказывать содействие исполнителю в выполнении работ по контракту (пункты 3.1.1, 3.1.2 контракта).

В пункте 10.1 Технического задания конкретизировано, что в течение десяти рабочих дней с момента заключения контакта заказчик предоставляет исполнителю работ:

- проектную документацию, подлежащую корректировке: «Рабочий проект «Дизельная электростанция с гаражом в п. Хорей-Вер» (шифр № 43-3-026), разработанный филиалом «Северодвинский Спецстройпроект» ФГУП «Центральное Проектное Объединение» при Спецстрое России» в 2008 году,

- рабочую документацию «Дизельная электростанция с гаражом в п. Хорей-Вер» (комплект 010604-11), разработанную ООО «ПРОМЭКС» в 2011 году,

- градостроительный план земельного участка,

- исполнительную документацию на выполненный объем строительно-монтажных работ (при наличии),

- техническое заключение № 00483/17 по результатам детального обследования и оценки технического состояния строительных конструкций здания дизельной электростанции с гаражом, выданное ООО «АктивПроект» в 2017 году;

- технические отчеты по инженерно-геодезическим и инженерно-геологическим изысканиям, проведенным ООО «АктивПроект» в 2017 году.

Сбор недостающих исходных данных и технические условия на подключение к сетям инженерного обеспечения в номенклатуре, необходимой для выполнения работ осуществляет исполнитель. Состав и содержание исходных данных согласовывается с заказчиком (пункт 10.2 Технического задания).

Письмом от 19.07.2018 №463 общество запросило у Администрации всю имеющуюся информацию и исходные данные по объекту, а именно:

1. Задание па проектирование, подписанное со стороны заказчика;

2. Материалы инженерно-геодезических, инженерно-геологических, инженерно-экологических изысканий;

3. Проектную документацию, подлежащую корректировке: «Рабочий проект «Дизельная электростанция с гаражом в п. Хорей-Вер» (шифр № 43-3-026), разработанный       филиалом «Северодвинский Спецстройпроект» ФГУП «Центральное Проектное Объединение» при Спецстрое России» в 2008 году, рабочую документацию «Дизельная электростанция е гаражом в п. Хорей-Вер» (комплект 010604-11), разработанную ООО «ПРОМЭКС» в 2011 году (в соответствии с п. 10 ТЗ);

4. Исполнительную документацию на выполненный объем строительно-монтажных работ (при наличии) (в соответствии с п.10 ТЗ):

5. Техническое заключение № 00483/17 по результатам детального обследования и оценки технического состояния строительных конструкций здания дизельной электростанций с гаражом, выданное ООО «АктивПроект» в 2017 году (в соответствии с п.10 ТЗ);

6. Технические отчеты по инженерно-геодезическим и инженерно-геологическим изысканиям, проведенным ООО «АктивПроект» в 2017 году (в соответствии с п.10 ТЗ);

7. Технические условия от ресурсоснабжающих и специализированных организаций;

8. Градостроительный план земельного участка (в соответствии с п. 10 ТЗ);

9. Документы, подтверждающие право собственности на участок;

10. Кадастровую выписку земельного участка, на котором расположен объект выполняемых работ.

11. Решение по объекту капитального строительства:

в отношении объектов капитального строительства государственной собственности Российской Федерации нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации либо решение главного распорядителя средств федерального бюджета о подготовке и реализации бюджетных инвестиций, о предоставлении субсидий па осуществление' капитальных вложений в объект капитального строительства, нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации об утверждений федеральной целевой программы;

в отношении объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и (или) муниципальной собственности - решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты соответственно государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, принятое в установленном порядке;

12. Письмо руководителя федерального органа исполнительной власти, руководителя юридического лица, созданного Российской Федерацией, юридического лица, доля Российской Федерации в уставном (складочном) капитале которого составляет более 50 процентов, субъекта бюджетного планирования (для объектов, финансирование строительства которых планируемся осуществлять за счет средств федерального бюджета, средств указанных юридических лиц), руководителя вышеуказанного юридического лица (в случае строительства объектов капитального строительства за счет средств юридического лица без привлечения средств федерального бюджета), подтверждающее указанную в заявлении предполагаемую (предельную) стоимость строительства объекта капитального строительства, а также содержащее информацию о предполагаемых источниках финансирования строительства объекта капитального строительства, предусмотренных законом (решением) о бюджете, либо внебюджетных источниках;

13. Решение (акт) руководителя федерального органа исполнительной власти (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) главного распорядителя средств соответствующего бюджета, руководителя юридического лица, созданного Российской Федерацией, юридического лица, доля Российской Федерации в уставном (складочном) капитале которого составляет более 50 процентов (в случае строительства объектов капитального строительства за счет средств юридического лица без привлечения средств федерального бюджета), об осуществлении строительства объекта капитального строительства по этапам, предусматривающее разбивку сметной стоимости объекта капитального строительства и его мощности по этапам строительства и подтверждающее, что общая сметная стоимость строительства объекта по всем этапам не превысит установленную предполагаемую (предельную) стоимость строительства объекта при сохранении обшей мощности объекта капитального строительства.

14. Документы, подтверждающие разрешение собственника проектной и сметной документации по объекту «Дизельная электростанция с гаражом в п. Хорей - Вер» на использование данной документации как объекта интеллектуальной собственности.

Письмом от 25.07.2018 №01-21-2180/18-0-1 вся имеющаяся у заказчика документация направлена в адрес исполнителя и получена последним, что подтверждается Актом приема-передачи технической документации от 25.07.2018, подписанным сторонами без претензий.

При этом в указанном письме Администрация сообщила обществу, что исполнительная документация на выполненный объем строительно-монтажных работ по указанному объекту отсутствует (пункт 4 письма), а также сообщила, что технические условия у ресурсоснабжающих организаций в соответствии с пунктом 10.2 Технического задания запрашивает общество (пункт 7 письма).

Письмом 23.07.2018 №469 общество просило указать мощности повысительных (повышающих) трансформаторов, а также дать согласие на использование оборудования других производителей.

Письмом от 31.07.2018 №01-21-2180/18-1-1 Администрация предоставила информацию, что генерируемую электроэнергию необходимо направлять на ТП, находящуюся на территории строящегося объекта «Дизельная электростанция с гаражом в  п. Хорей-Вер». Характеристики ТП - два трансформатора ТМГ 630/10-У1.

В связи с унификацией генерирующих мощностей, ремонта и обслуживания производственного оборудования эксплуатирующей организации муниципального предприятия Заполярного района «Севержилкомсервис», просила предусмотреть в проектной документации генерирующее оборудование, предусмотренное техническим заданием муниципального контракта, а именно дизеля - на базе ЯМЗ 238, генераторы - Leroy Somer, контроллеры фирмы СоmАр и DEP.

Письмом от 13.09.2018 №702 общество просило Администрацию уточнить точное число ДГУ с указанием их мощности; уточнить конкретный тип двигателей и генераторов с предоставлением технической документации; уточнить конкретный тип контроллеров генераторов; уточнить степень автоматизации ДГУ; уточнить предполагается ли параллельная работа с сетью.

Письмом от 17.09.2018 №01-21-2180/18-2-1 Администрация указала, что исчерпывающая информация по заданным вопросам имеется в пункте 17 технического задания, а также ранее была предоставлена письмом от 31.07.2018.

Письмом от 19.09.2018 №722 общество запросило у Администрации информацию по дорожно-строительным машинам, автомобильной технике, их количеству, марке и типам, находящиеся в помещении гаражного бокса, а также на территории в границах участка под реконструкцию.

Письмом от 21.09.2018 № 01-21-2180/18-3-1 предоставлены данные по технике.

Письмом от 19.09.2018 №726 общество запросило у Администрации информацию об электрической нагрузке (кВт и Ампер) абонентов ДЭС в период зимнего максимума на стороне 0,4 кВ. При этом указало, что в имеющихся материалах есть информация об электрической мощности потребителей ДЭС - 400кВт. После корректировки проекта, разработанной ООО «ПРОМЭКС», указана установленная нагрузка потребителей электроэнергии - 800 кВт, просило уточнить. В пункте 17 Технического задания указаны повысительные (повышающие) трансформаторы, через которые, предусматривается генерация электрической энергии в существующую сеть, просило конкретизировать место их установки и выслать их технические данные, а также просило предоставить полную однолинейную схему КТП1 и КТП2.

Письмом от 26.09.2018 №765 общество сообщило, что в связи с отсутствием на Российском рынке генераторов Leroy Somer, просило согласовать применение генераторов MJB-Morelli Motori (Италия) (или иного, рекомендованного Заказчиком оборудования). В связи с продолжительным периодом простоя и отсутствием эксплуатации ранее смонтированного оборудования общество предложило выполнить полный демонтаж и последующий монтаж нового оборудования и просило утвердить данное решение. В ТЗ отсутствуют требования к телефонизации объекта – в случае необходимости просило предоставить требования к телефонизации. Для выполнения расчетов просило предоставить планируемую помесячную нагрузку на ДЭС, а также сообщить период времени, на который должен быть рассчитан запас топлива складируемый на ДЭС, просило пояснить каким образом и как часто будет происходить пополнение запасов топлива на территории ДЭС, просим предоставить полную однолинейную схему КТП1 и КТП2, схему подключения ДЭС по высокой стороне (6-10 кВ), просило уточнить границы проектирования ДЭС – входят ли в них КТП? Надо ли предусмотреть проектом их монтаж или считать их существующими.

Письмом от 26.09.2018 №766 общество запросило у МП ЗР «Севержилкомсервис» технические условия на водоснабжение и канализацию, технические условия на подключение ДЭС в режиме параллельной генерации.

В ответ на запрос МП ЗР «Севержилкомсервис» письмом от 22.10.2018 №3038-01 направило обществу технические условия на водоснабжение и схему расположения блочной водоподготовительной установки.

Письмом от 01.10.2018 №776 общество просило администрацию муниципального образования «Хорей-Верский сельсовет» предоставить полные однолинейные схемы КТП1 и КТП2, расположенные рядом с ДЭС и схему подключения ДЭС по высокой стороне.

Письмом от 16.10.2018 №01-21-2180/18-4-1 Администрация сообщила, что информация по месячным нагрузкам за 2017 год указана в письме эксплуатирующей организации МП ЗР «Севержилкомсервис»; информация по техническим характеристикам трансформаторной подстанции (КТП), расположенной в районе строящегося объекта «Дизельная электростанция с гаражом в п. Хорей-Вер» направлялась в адрес ООО «АктивПроект» письмом исх. № 01-21-2180/18-1-1, за более подробной информацией по интересующим трансформаторным подстанциям (подробные технические характеристики, однолинейные схемы КТП-1 и КТП-2) необходимо обращаться в адрес собственника - МО «Хорей-Верский сельсовет» НАО.

Также администрация указала, что на Российскзм рынке генераторы Leroy Somer или Linz Electric присутствуют. Применение иных генераторов Администрация не согласовывает.

Администрация подтвердила, что в отношении ранее смонтированного, не эксплуатировавшегося оборудования, необходимо выполнить демонтаж и последующий монтаж нового оборудования (перечень демонтируемого и монтируемого оборудования согласовать с заказчиком).

Телефонную связь предусмотреть с подключением реконструируемой ДЭС п. Хорей-Вер к внешней телефонной сети, с выделением отдельного номера и отдельной телефонной точки (телефона).

Информация по планируемому расходу топлива указана в информационном письме эксплуатирующей организации МП ЗР «Севержилкомсервис.

Границы проектируемой ДЭС, указаны в градостроительном плане земельного участка дизельной электростанции п. Хорей-Вер.

Трансформаторную подстанцию, находящуюся в непосредственной близости от реконструируемой ДЭС считать существующей, расположенной за границами земельного участка объекта «Дизельная электростанция с гаражом в п. Хорей-Вер».

Просила предусмотреть прокладку вводных кабелей от реконструируемой ДЭС до указанной КТП, сечение кабеля уточнить расчётом.

К указанному письму Администрация приложила ответ МП ЗР «Севержилкомсервис» от 15.10.2018 №2947-01, которое сообщило следующее:

В настоящий момент на Российском рынке присутствуют генераторы фирмы Leroy Somer или Linz Electric, в проектной документации необходимо предусмотреть оборудование указанное в техническом задании, данное оборудование необходимо для унификации по его ремонту и обслуживанию;

Однолинейные схемы у предприятия отсутствуют, просим считать КТП-1 и КТП-2 существующими и запроектировать только прокладку вводных кабелей, сечение уточнить расчётом в проектной документации;

Запас дизельного топлива для нужд ДЭС предусмотреть на десять рабочих дней, по максимальному расходу топлива при максимальных пиковых нагрузках;

Предусмотреть установку стационарного телефона для связи с диспетчерской и экстренными службами;

Максимальные нагрузки на существующей ДЭС за 2017 год; Январь - 330 кВт, Февраль - 314 кВт, Март - 282 кВт, Апрель - 276 кВт, Май - 268 кВт, Июнь - 179 кВт, Июль -165 кВт, Август - 125 кВт, Сентябрь -208 кВт, Октябрь -268 кВт, Ноябрь - 279 кВт, Декабрь -312 кВт.

Письмами от 01.10.2018 №776 и от 02.10.2018 №779 общество направило запросы о предоставлении информации в администрацию муниципального образования «Хорей-Верский сельсовет, МП ЗР «Севержилкомсервис» и администрацию муниципального района «Заполярный район».

Письмом от 18.12.2018 №1162 общество указало, что со стороны заказчика не была предоставлена исполнительная документация, в частности не представлены данные по испытанию свай, наличие исполнительной документации является важным условием в выдаче положительного заключения на проектную документацию, при отсутствии протоколов испытания свай получение положительного заключения на проектную документацию не представляется возможным, также указало, что не были представлены ответы на запросы, направленные в адрес администрации МО «Хорей-Верский сельсовет» и МП ЗР «Севержилкомсервис», необходимые для выполнения работ в полном объеме, в связи с чем общество приостанавливает выполнение работ до предоставления исполнительной документации.

Письмом от 16.01.2019 №01/36 учреждение ответило, что исполнительная документация в соответствии с пунктом 10.1 предоставляется (при наличии), а в соответствии с пунктом 10.2 технического задания сбор недостающих данных осуществляет подрядчик самостоятельно. Ответы на запросы направлены письмом администрации от 16.10.2018 №01-21-2180/18-4-2.

Письмом от 16.01.2018 №68 общество указало, что без предоставления запрошенных данных выполнение работ по контракту не представляется возможным.

Письмом от 08.02.2019 №01/182 учреждение сообщило обществу, что ранее в рамках срока выполнения работ по контракту данные по испытанию свай обществом не запрашивались, а по условиям контракта предусматривалось выполнение работ по корректировке проектной документации на уже существующем свайном поле.

А в ответ на письмо учреждения от 16.01.2019 №01/36 общество направило односторонний отказ от исполнения контракта от 19.02.2019 №158, а также Акт приема-передачи документации №160 от 19.02.2019 (получен учреждением 26.01.2019).

11.03.2019 учреждением составлен мотивированный Акт отказа от приемки работ №01/376 и направлен обществу.

Общество, полагая, что в связи с расторжением контракта в результате ненадлежащего исполнения учреждением обязательств по контракту, им были понесены убытки в размере 3 906 663 руб. 59 коп., с требованием о взыскании которых общество обратилось в суд.

Заслушав представителей сторон, изучив представленные в материалы дела письменные доказательства, суд пришел к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В силу пункта 1 статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

Пунктом 1 статьи 393 ГК РФ установлено, что должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.

В силу статьи 12 ГК РФ возмещение убытков является одним из способов защиты гражданских прав, направленных на восстановление имущественных прав потерпевшего лица.

Общие принципы возмещения убытков содержит статья 15 ГК РФ, согласно которой лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно пункту 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.

Возмещение убытков - это мера гражданско-правовой ответственности, поэтому её применение возможно лишь при наличии условий, предусмотренных законом. Такими основаниями являются: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинная связь между наступлением вреда и противоправным поведением причинителя вреда.

В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих доводов и возражений.

Обязанность доказывания наличия и размера убытков, причинной связи между возникшими убытками и противоправными действиями причинителя убытков лежит на истце.

Суд, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные истцом доказательства, пришёл к выводу о недоказанности вышеназванных условий.

По своей правовой природе заключенный между сторонами контракт является договором подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, отношения по которому регулируются положениями главы 37 ГК РФ.

По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат (статья 758 ГК РФ).

Согласно статьям 702, 711, 760 ГК РФ оплате подлежат только надлежащим образом выполненные работы.

Как следует из материалов дела, работы обществом выполнены не были, проектная документация, прошедшая государственную экспертизу и получившая положительное заключение, учреждению передана не была.

Общество направило односторонний отказ от исполнения контракта, мотивируя его тем, что заказчиком не были представлены протоколы испытания свай и технические условия на водоснабжение и электроснабжение ДЭС, необходимые для выполнения работ и получения положительного заключения государственной экспертизы.

Согласно статье 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении: непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи; возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы; иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.

Подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.

Если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны подрядчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в разумный срок не заменит непригодные или недоброкачественные материал, оборудование, техническую документацию или переданную для переработки (обработки) вещь, не изменит указаний о способе выполнения работы или не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков.

В силу статьи 719 ГК РФ подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328 ГК РФ) (пункт 1). Если иное не предусмотрено договором подряда, подрядчик при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 статьи 719 ГК РФ, вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (пункт 2).

Как следует из условий контракта, а именно раздела 10 технического задания заказчик при заключении государственного контракта предоставляет:

- проектную документацию, подлежащую корректировке: «Рабочий проект «Дизельная электростанция с гаражом в п. Хорей-Вер» (шифр № 43-3-026), разработанный филиалом «Северодвинский Спецстройпроект» ФГУП «Центральное Проектное Объединение» при Спецстрое России» в 2008 году,

- рабочую документацию «Дизельная электростанция с гаражом в п. Хорей-Вер» (комплект 010604-11), разработанную ООО «ПРОМЭКС» в 2011 году,

- градостроительный план земельного участка,

- исполнительную документацию на выполненный объем строительно-монтажных работ (при наличии),

- техническое заключение № 00483/17 по результатам детального обследования и оценки технического состояния строительных конструкций здания дизельной электростанции с гаражом, выданное ООО «АктивПроект» в 2017 году;

- технические отчеты по инженерно-геодезическим и инженерно-геологическим изысканиям, проведенным ООО «АктивПроект» в 2017 году.

Сбор недостающих исходных данных и технические условия на подключение к сетям инженерного обеспечения в номенклатуре, необходимой для выполнения работ осуществляет исполнитель. Состав и содержание исходных данных согласовывается с заказчиком (пункт 10.2 Технического задания).

Несмотря на утверждение общества, материалами дела подтверждается, что все исходные данные, в том числе технические условия на водоснабжение были переданы в распоряжение общества.

Об отсутствии исполнительной документации администрация уведомила общество в письме от 25.07.2018 №01-21-2180/18-0-1.

Кроме того, общество еще до заключения контракта знало, что исполнительная документации, в составе которой могли быть протоколы испытания свай, по спорному объекту отсутствовала, поскольку между Управлением жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации муниципального района «Заполярный район» и Истцом 29.05.2017 был заключен муниципальный контракт № 0184300000417000045-0071785-01 на проведение обследования ДЭС с гаражом в п. Хорей-Вер», согласно которому общество  приняло на себя обязательства, в срок до 30.10.2017 выполнить работы по обследованию здания ДЭС с гаражом, включая проведение инженерно-геологических и инженерно-геодезических изысканий в соответствии с Техническим заданием (далее – контракт от 29.05.2017).

Результатом выполненных работ являлся Технический отчет о выполнении инженерных изысканий, технический отчет по результатам обследования строительных конструкций с выводами и рекомендациями по обеспечению требуемых величин прочности и деформативности конструкций с рекомендуемой, при необходимости, последовательностью выполнения работ, подготовленные обществом по контракту от 29.05.2017 и составляющие результат изыскательских и иных работ (п.п. 3.1.2, 3.3.1,5,3 Контракта от 29.05.2017).

Согласно условиям контракта от 29.05.2017, общество обязано осуществить предварительное визуальное обследование (определение необходимости проведения инструментального обследования, в том числе методами не разрушающего контроля), мест обследований, детальное (инструментальное) обследование и оценку технического состояния конструкций здания дизельной электростанции с гаражом в соответствии с СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений», ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», в целях оценки работоспособности несущих и ограждающих конструкций здания и их пригодности для дальнейшего строительства. Пунктом 9 Технического задания к Контракту от 29.05.2017 установлен порядок действий, для достижения результата

- измерение необходимых геометрических параметров зданий, конструкций, их элементов и узлов, в том числе с применением геодезических приборов;

- замер прогибов, изгибов, отклонений от вертикали, наклонов, выпучиваний, перекосов, смещений и сдвигов несущих конструкций обследуемой части здания.

- установление осей обследуемой части здания, его горизонтальных и вертикальных размеров, проверка пролетов и шага несущих конструкций, замер основных геометрических параметров несущих конструкций, фактических размеров расчетных сечений конструкций и их элементов;

Работы по обследованию включают:

- сплошное визуальное обследование конструкций зданий и сооружений и выявление отклонений от требований проектной документации, дефектов и повреждений по внешним признакам с необходимыми замерами и их фиксация в т.ч. фотосъемкой;

- инструментальное определение параметров дефектов и повреждений;

- определение фактических прочностных характеристик материалов основных
несущих конструкций и их элементов по ГОСТ 8462-85, ГОСТ 5802-86, ГОСТ 22690-88;

- определение реальных эксплуатационных нагрузок и воздействий, воспринимаемых обследуемыми конструкциями с учетом влияния деформаций грунтового основания;

- определение реальной расчетной схемы здания и его отдельных конструкций;

- камеральная обработка и анализ результатов обследования и поверочных расчетов;

- выполнение проверочных расчетов конструкций и их элементов (в том числе основания), по действующим строительным нормам и правилам, с учетом выявленных дефектов и повреждений, на фактические нагрузки и воздействия с определением несущей способности элементов, их узлов и соединений;

- определение расчетных усилий в несущих конструкциях, воспринимающих
эксплуатационные нагрузки;

- расчет несущей способности конструкций по результатам обследования;

- разработка рекомендаций по обеспечению требуемых величин прочности
и деформативности конструкций с рекомендуемой, при необходимости,
последовательностью выполнения работ.

Составление технического заключения по результатам обследования, анализа причин появления дефектов и повреждений в конструкциях, а также поверочных расчетов.

Пунктом 3.3.1 контракта от 29.05.2017 также предусматривалась обязанность заказчика передать исполнительную документацию на выполненный объем строительно-монтажных работ.

Как пояснили представители учреждения, исполнительная документация не передавалась в связи с ее отсутствием, что представителями общества не оспаривалось.

Контракт от29.05.2017 исполнен, результат работы приняты и оплачены.

Согласно техническому заключению по результатам обследования № 00483/17-Т (стр. 14) исполнителем по контракту от 29.05.2017 были произведены поверочные расчеты несущей способности свай, и сделан вывод: о ее достаточности.

Из изложенного следует, что общество было осведомлено об отсутствии исполнительной документации, в том числе об отсутствии данных по испытанию свай, еще до заключения контракта, однако контракт на корректировку проектной документации заключило, тем самым приняв на себя риски по надлежащему исполнению контракта.

Кроме того, запрос о предоставлении протоколов испытания свай был сделан обществом уже за пределами срока исполнения контракта и основан на предположении, что их отсутствие приведет к получению отрицательного заключения госэкспертизы. В то время, как проектная документация обществом на экспертизу не передавалась.

В ходе судебного разбирательства обществом дважды было заявлено ходатайство об истребовании доказательств у Департамента контроля и надзора Ненецкого автономного округа (далее – Департамент), которое судом было оставлено без удовлетворения в связи с отсутствием оснований для его удовлетворения.

В ходатайстве общество просило запросить у Департамента разъяснения по заданным вопросам, в то время как разъяснения это лишь мнение и не являются теми доказательствами, которые могут быть истребованы в порядке статьи 66 АПК РФ.

В соответствии с частью 4 статьи 66 АПК РФ в ходатайстве должно быть обозначено доказательство, указано, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказательства, и место его нахождения.

Дача объяснений и разъяснений в силу статьи 41 АПК РФ является правом лиц, участвующих в деле, которым Департамент не является.

Конкретное доказательство, которое необходимо истребовать у Департамента, обществом в ходатайстве указано не было. Кроме того, общество самостоятельно запрашивало у Департамента интересующую информацию и ответ им был получен.

Таким образом, довод общества о том, что отсутствие протоколов испытания свай в составе проектной документации явилось бы препятствием для получения положительного заключения госэкспертизы является предположительным и надуманным, что в силу статьи 719 ГК РФ не является основанием для приостановления работ и в дальнейшем от его одностороннего отказа со стороны исполнителя.

Что касается довода общества о не предоставлении учреждением технических условий на водоснабжение и электроснабжение, суд признает его несостоятельным.

Технические условия на водоснабжение в ходе исполнения контракта в распоряжение общества были предоставлены. Никаких возражений со стороны общества о несоответствии или непригодности технических условий со стороны общества не поступало.

Довод о том, что в технических условиях отсутствует информация о необходимом количестве воды, появился у общества уже в ходе рассмотрения настоящего дела.

Кроме того, в технических условиях указано, что количество воды необходимо определить проектом.

Данные о количестве воды содержались в рабочей документации «Дизельная электростанция с гаражом в п. Хорей-Вер» (комплект 010604-11), разработанной ООО «ПРОМЭКС» в 2011 году, которая была передана в распоряжение общества.

Таким образом, довод общества, что технические условия на водоснабжение обществу не были предоставлены, является необоснованным, отклоняется судом.

Довод общества, что ответчиком не были предоставлены технические условия на электроснабжение, судом также признается необоснованным.

Как следует из переписки между обществом, администрацией и МП ЗР «Севержилкомсервис» вся информация и все данные по системе электроснабжения ДЭС в распоряжение общества были предоставлены.

Как следует из рабочей документации «Дизельная электростанция с гаражом в п. Хорей-Вер» (комплект 010604-11), разработанной ООО «ПРОМЭКС» в 2011 году, имеющейся в материалах дела, потребителями ДЭС являются КТП1 и КТП2, для выработки электрической энергии используется дизельное топливо.

ДЭС согласно проектной и рабочей документации является источником электроснабжения.

Подключение потребителей (КТП1 и КТП2) от ДЭС (с шин ГРШ) предусматривается подключением кабельных линий, проложенных в траншее.

В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ технические условия подключения (технологического присоединения), предусмотренные статьей 52.1 настоящего Кодекса предоставляются в случае, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения.

Как указано выше, электроснабжение проектируемого объекта (ДЭС), а именно его подключение к сетям инженерно-технического обеспечения не предусмотрено, поскольку ДЭС сама является источником электроснабжения, что исключает обязанность предоставления технических условий подключения (технологического присоединения).

Все технические параметры электроснабжения проектируемого объекта (ДЭС), а также схема подключения ее к КТП1 и КТП2, содержащаяся в рабочей документации «Дизельная электростанция с гаражом в п. Хорей-Вер» (комплект 010604-11), разработанной ООО «ПРОМЭКС» в 2011 году, в распоряжение общества были переданы.

По правилам статьи 762 ГК РФ заказчик обязан оказывать подрядчику содействие в выполнении работ.

Заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы (пункт 1 статьи 718 ГК РФ).

Как следует из многочисленной переписки сторон, ее анализа, данная обязанность была исполнена заказчиком надлежащим образом.

Следовательно, заказчиком были предприняты все возможные меры для оказания содействия обществу для выполнения работ по контракту, каких-либо нарушений обязательств по контракту со стороны заказчика допущено не было.

Согласно пункту 3.3.11 контракта исполнитель обязан незамедлительно письменно информировать заказчика об обнаруженной невозможности получить ожидаемые результаты работ или о нецелесообразности продолжения работы, если это выявилось после подписания настоящего контракта. При этом к данному обращению исполнителя должны быть приложены документы, подтверждающие изложенные в нем обстоятельства. В случае отсутствия такого уведомления, исполнитель несет все риски, связанные с невозможностью выполнения обязательств контракта, в том числе финансовые. В случае возникновения данной ситуации исполнитель обязан приостановить выполнение работ, письменно поставить об этом в известность заказчика в терхдневный срок после приостановления работ и согласовать дальнейшие действия по выполнению настоящего контракта.

Следовательно, подрядчик немедленно должен предупредить заказчика и приостановить выполнение работ до получения от него указаний при обнаружении невозможности получить ожидаемые результаты работ.

Однако, как установлено судом, общество работы не приостанавливало.

О приостановлении работ общество заявило только в декабре 2018 года уже после истечения срока исполнения контракта.

Ссылка на письмо от 03.08.2018 о приостановлении выполнения работ не принимается судом, поскольку доказательств его направления в адрес Администрации обществом представлено не было.

Из представленного учреждением реестра входящей корреспонденции Администрации также не следует, что указанное письмо в адрес заказчика поступало.

Принимая во внимание, что доводы истца о нарушении заказчиком своих обязанностей по договору подряда, ставших препятствием исполнения договора исполнителем, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, у общества отсутствовали основания для приостановления работ не имелось и для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 статьи 719 ГК РФ.

При принятии решения об участии в торгах на право заключения контракта истец имел возможность ознакомиться с конкурсной документацией и техническим заданием на выполнение спорных работ, при заключении контракта у общества не имелось каких-либо неясностей и недопонимания в отношении предстоящей работы, поэтому отказ общества (подрядчика) от исполнения обязательств по контракту, со ссылкой на неисполнение ответчиком своих обязательств по предоставлению протоколов испытания свай и технических условий, не является основанием для взыскания убытков.

По смыслу статей 758 и 762 Гражданского кодекса Российской Федерации основанием для оплаты выполненных работ является фактическое выполнение предусмотренных договором подряда проектных и изыскательских работ и передача их заказчику.

Однако работы по контракту истцом не выполнены надлежащим образом.

Таким образом, результат работ не пригоден для использования по назначению, разработанная проектная документация, не прошедшая госэкспертизу и не получившая положительное заключение, не обладает потребительской ценностью и не может быть использована заказчиком.

Учитывая вышеизложенное, поскольку истцом не доказана совокупность условий, необходимых для применения ответственности в виде взыскания убытков (противоправное поведение причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между возникшими убытками и действиями указанного лица), требование истца является незаконным, необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на истца.

Руководствуясь статьями 106, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

Н.М. Лях