ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05П-600/2021 от 17.12.2021 ПСП Арбитражного суда Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТОЯННОЕ СУДЕБНОЕ ПРИСУТСТВИЕ

В ГОРОДЕ НАРЬЯН-МАРЕ

НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ул. Смидовича, 4, г. Нарьян-Мар, 166000, тел. (81853) 40-522

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

декабря 2021 года

г. Нарьян-Мар

Дело № А05П-600/2021

Резолютивная часть решения объявлена декабря 2021 года  

Арбитражный суд Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа в составе судьи Лях Н.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания                       Чипсановой Н.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску администрации муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" (ОГРН <***>; адрес: Россия, 166000, Ненецкий автономный округ, <...>)

к ответчику – Департаменту строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа (ОГРН <***>; адрес: Россия, 166000, Ненецкий автономный округ, <...>)

с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора:

- муниципального казенного учреждения "Управление городского хозяйства г. Нарьян-Мара"

о взыскании 6 436 171 руб. 37 коп.

при участии в судебном заседании представителей:

от истца: ФИО1, доверенность №24/01-33 от 11.01.2021,

от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом,

от третьего лица: ФИО2, доверенность №21 от 11.01.2021

установил:

администрация муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" (далее – истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области                 с исковым заявлением к Департаменту строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа (далее – ответчик, департамент)            о взыскании 6 436 171 руб. 37 коп. задолженности по субсидии, невыплаченной по соглашению о предоставлении в 2016 году субсидии из окружного бюджета бюджету муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" в рамках реализации мероприятий подпрограммы "Обеспечение населения Ненецкого автономного округа чистой водой" государственной программы Ненецкого автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе" от 29.02.2016 per. № 26 (в ред. дополнительного соглашения № 2 от 14.07.2016 per. № 67).

Предмет иска уточнен истцом в судебном заседании 17.12.2021, уточнение принято судом протокольным определением от 17.12.2021.

Представитель истца в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель третьего лица поддержала позицию истца.

Ответчик в судебное заседание представителя не направил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Спор рассмотрен в отсутствие представителя ответчика.

Ответчик с иском не согласен по доводам, изложенным в отзыве и дополнении к отзыву.

Заслушав пояснения представителей истца и третьего ответчика, исследовав доказательства по делу, суд установил следующие фактические обстоятельства по делу.

Постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 14.11.2013 № 415-п утверждена государственная программа Ненецкого автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе".

В перечень отдельных мероприятий и подпрограмм государственной программы входит подпрограмма 4 "Обеспечение населения Ненецкого автономного округа чистой водой" (далее - подпрограмма 4).

Ответственным исполнителем подпрограммы 4 определен Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа.

Согласно постановлению Администрации НАО от 25.08.2015 № 272-п "О внесении изменений в постановление Администрации Ненецкого автономного округа от 14.11.2013 № 415-п", в рамках подпрограммы 4 предусмотрено предоставление субсидий из окружного бюджета бюджету МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" на осуществление отдельных полномочий по организации в границах городского округа водоснабжения населения и водоотведения. С 01.01.2015 предоставление межбюджетных субсидий осуществляется в отношении мероприятий, муниципальные контракты на реализацию которых были заключены до 31.12.2014, до полного исполнения обязательств по данным контрактам. Ответственный исполнитель подпрограммы предоставляет субсидии бюджету муниципального образования, являющегося участником подпрограммы, (далее - Получатель) в соответствии с законом об окружном бюджете, утвержденными лимитами и кассовым планом окружного бюджета на соответствующий год на основании соглашений, заключенных с органом местного самоуправления. Субсидия перечисляется в порядке межбюджетных отношений в доход местного бюджета Получателя на счет Управления Федерального  казначейства   по  Архангельской   области  и  Ненецкому  автономному округу, открытый для кассового обслуживания исполнения местного бюджета, в течение десяти рабочих дней с даты предоставления заявки (пункт 4 подпрограммы 4).

Законом Ненецкого автономного округа от 25.12.2015 № 171-03 "Об окружном бюджете на 2016 год" (в ред. закона НАО от 04.07.2016 № 218-03) утверждено распределение субсидий местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности в рамках подпрограммы 4 "Обеспечение населения Ненецкого автономного округа чистой водой" государственной программы Ненецкого автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе" на 2016 год.

Для муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" были предусмотрены субсидии на реализацию мероприятий подпрограммы 4 в размере 50 945 900 руб., так, Приложением 10 к закону Ненецкого автономного округа от 25.12.2015 № 171-03 "Об окружном бюджете на 2016 год" предусмотрены бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной собственности Ненецкого автономного округа, на предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность, на предоставление субсидий местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности на 2016 год, в частности на строительство блочных локальных очистных сооружений (БЛОС) по ул. Бондарной в г. Нарьян-Маре в размере 6 485 100 рублей.

Между департаментом и администрацией заключено соглашение о предоставлении в 2016 году субсидии из окружного бюджета бюджету муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" в рамках реализации мероприятий подпрограммы "Обеспечение населения Ненецкого автономного округа чистой водой" государственной программы Ненецкого автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе" от 29.02.2016 per. № 26 (в ред. дополнительного соглашения № 2 от 14.07.2016 per. № 67) (далее - Соглашение).

Пунктами 1.1, 1.3 Соглашения установлено, что департамент обязуется предоставить в 2016 году администрации субсидию на софинансирование расходных обязательств администрации на реализацию мероприятий программы в размере 50 945 900 руб., в том числе 6 485 100 руб. на софинанирование мероприятия "Строительство блочных локальных очистных сооружений (БЛОС) по ул. Бондарной в г. Нарьян-Маре ".

Администрация, в свою очередь, обязалась принять указанную субсидию, использовать ее по целевому назначению, определенному Соглашением, обеспечить финансирование указанных расходных обязательств за счет средств местного бюджета в сумме 1 575 880 руб., а также обеспечить выполнение условий настоящего Соглашения (пункт 1.2 Соглашения от 29.02.2016).

В соответствии с пунктом 2.2 Соглашения от 29.02.2016 субсидии перечисляются администрации в течение пяти рабочих дней после получения Департаментом заявки на софинансирование мероприятий программы в размере не более 97% от необходимого объема финансирования.

В случае если объем финансовых средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования на финансовое обеспечение расходных обязательств муниципального образования, не соответствует установленному для муниципального образования уровню софинансирования строительства (приобретения) жилых помещений, то размер предоставляемых муниципальному образованию субсидий подлежит сокращению с целью обеспечения соответствующего уровня софинансирования.

Заявка на софинансирование должна содержать:

наименование мероприятия;

коды бюджетной классификации;

сумму денежных средств, необходимую для осуществления расчетов с исполнителями (поставщиками, подрядчиками);

заверенные муниципальным заказчиком документы, подтверждающие поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), с указанием стоимости товаров (работ, услуг).

Пунктом 3.3.2 установлено, что администрация вправе требовать перечисление остатков субсидии, имеющих целевое значение прошлых лет.

При этом в пункте 5.1 Соглашения указано, что соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2016 года. Соглашение действует до полного исполнения сторонами своих обязанностей по соглашению.

По итогам открытого конкурса между муниципальным казенным учреждением «Управление городского хозяйства   г. Нарьян-Мара» (заказчик) и акционерным обществом «Ненецкая нефтяная компания»  (подрядчик) 29.07.2014 заключен муниципальный контракт № 000054 навыполнение работ по строительству объектов: «Канализационный коллектор по ул. Заводская и ул. Юбилейная до самотечной канализации по ул. Калмыкова в г. Нарьян-Маре (I очередь строительства)», «Строительство блочных локальных очистных сооружений (Блос) по ул. Бондарная в г. Нарьян-Маре» (далее – контракт).

В соответствии с пунктом 1.1. контракта подрядчик обязуется выполнить по заданию заказчика работы по строительству объектов: «Канализационный коллектор по ул. Заводская и ул. Юбилейная до самотечной канализации по ул. Калмыкова в г. Нарьян-Маре (I очередь строительства)», «Строительство блочных локальных очистных сооружений (Блос)                      по ул. Бондарная в г. Нарьян-Маре» (Приложение №1 к контракту), (далее – объект),                     с необходимым уровнем качества, соблюдая промежуточные сроки выполнения видов работ, предусмотренных календарным планом производства работ (Приложение №2 к контракту),  а заказчик – принять и оплатить работы, выполненные подрядчиком в соответствии                      с условиями контракта.

Согласно пункту 1.2. контракта работы, указанные в пункте 1.1. контракта выполняются в рамках подпрограммы «Обеспечение населения Ненецкого автономного округа чистой водой» государственной программы Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Ненецкого автономного округа».

Цена контракта определена по результатам проведения открытого конкурса                        и составляет 91 040 750 руб., из них по объектам:

Работы по строительству блочных локальных очистных сооружений (Блос)                      по ул. Бондарная в г. Нарьян-Маре» выполнены в 2019 года, что подтверждается Актом №1 от 26.11.2019 приемки законченного строительством объекта по форме КС-11. Объект введен в эксплуатацию и используется.

С учетом заключенного соглашения из средств окружного бюджета подлежало оплате 6 436 171 руб. 37 коп. (остаток).

Письмом от 15.02.2017 № 211 администрация направила в департамент заявку о наличии потребности в финансировании за счет средств субсидии, в том числе указанного мероприятия. Заявка оставлена без ответа.

Администрация письмом от 25.04.2021 № 2784/01-16 направила в департамент заявку о наличии потребности в финансировании за счет средств субсидии, в том числе были направлены претензии от 23.03.2021 № 1917/01-16, от 24.08.2021 № 5426/01-16, в которых было предложено исполнить обязательство по предоставлению субсидии на софинансирование расходных обязательств муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" по мероприятию: строительство блочных локальных очистных сооружений (БЛОС) по ул. Бондарной в г. Нарьян-Маре в сумме 6 485 100.00 рублей.

Департамент письмами от 23.07.2021 № 4544, от 03.09.2021 № 5237 вновь отказал в предоставлении субсидии. При этом указал, что законом Ненецкого автономного округа не предусмотрено финансирование указанного мероприятия, подпрограмма 4 "Обеспечения населения Ненецкого автономного округа чистой водой" государственной программы НАО "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе", утвержденной постановлением Администрации НАО от 14.11.2013 № 415-п, признана утратившей силу в 2017 году постановлением Администрации НАО от 28.12.2016, в том числе финансирование на исполнение решений судов не предусмотрено.

Отказ от выплаты субсидии явился основанием для обращения администрации в арбитражный суд с настоящим иском.

Изучив материалы дела, заслушав представителей истца и третьего лица, суд пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), межбюджетные отношения - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса; межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

В силу статьи 135 БК РФ межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в том числе в форме субсидий местным бюджетам.

Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (пункт 1 статьи 139 БК РФ).

Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 139 БК РФ).

По условиям соглашения департамент принял на себя обязательство предоставить администрации субсидию на софинансирование ее расходных обязательств, возникающих в рамках реализации мероприятий подпрограммы "Обеспечение населения Ненецкого автономного округа чистой водой" государственной программы Ненецкого автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе".

Соглашение заключено в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных БК РФ и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации; к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении субсидии, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено БК РФ.

Каких-либо изъятий в отношении требований, вытекающих из договоров, предметом которых являются бюджетные средства, Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ) непосредственно не предусматривает.

Согласно положениям статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В соответствии с пунктом 3 статьи 425 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.

Бюджетное обязательство по выплате субсидии не может быть прекращено в одностороннем порядке со ссылкой на отсутствие бюджетного финансирования, как и не может быть прекращено возникшее расходное бюджетное обязательство принятием впоследствии нормативного акта, отменяющего действие предыдущего нормативного акта, в соответствии с которым возникло расходное обязательство (определение Верховного Суда Российской Федерации от 20.04.2017 N 302-ЭС17-3319).

Администрация неоднократно информировала департамент о потребности в бюджетных ассигнованиях окружного бюджета на мероприятия подпрограммы "Обеспечение населения Ненецкого автономного округа чистой водой" государственной программы Ненецкого автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе" (письмо от 15.02.2017 №211 (оставлено без ответа), от 26.04.2021 №2784/01-16, от 24.08.2021 №5426/01-165).

Отсутствие со стороны администрации заявок о предоставлении средств субсидии на оплату вышеуказанных работ в течение 2016 года объясняется тем, что они не были бы приняты по причине неисполнения муниципального контракта подрядчиком.

Доводы департамента об отсутствии расходных обязательств отклоняются судом с учетом вышеизложенного.

Доводы департамента об изменении одновременно предмета и основания иска  также не принимаются судом.

Под основанием иска понимаются фактические обстоятельства, на которых истец основывает свои требования к ответчику, под предметом иска - материально-правовое требование истца к ответчику (пункты 4 и 5 части 2 статьи 125 АПК РФ, пункт 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.10.1996 №13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции").

В обоснование предъявленных требований истец ссылался на неисполнение обязательств по Соглашению.

Первоначально при подаче иска администрация ссылалась на соглашение №4 от 17.01.2014, тем самым изменение основание исковых требований.

Однако неизменным остался предмет иска - требование о взыскании с администрации задолженности по субсидии, уточнив только ее размер.

Учитывая изложенное довод департамента является необоснованным и отклоняется судом.

Вместе с  тем, ответчик заявил о применении срока исковой давности.

Статьей 195 ГК РФ установлено, что исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

В соответствии с пунктом 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 Кодекса, то есть со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

В соответствии со статьей 200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.

По обязательствам, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования, срок исковой давности начинает течь со дня предъявления кредитором требования об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется срок для исполнения такого требования, исчисление срока исковой давности начинается по окончании срока, предоставляемого для исполнения такого требования. При этом срок исковой давности во всяком случае не может превышать десять лет со дня возникновения обязательства.

В данном случае из анализа постановления Администрации НАО от 25.08.2015 № 272-п "О внесении изменений в постановление Администрации Ненецкого автономного округа от 14.11.2013 № 415-п", в рамках подпрограммы 4 предусмотрено предоставление субсидий из окружного бюджета бюджету МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" следует, что предоставление межбюджетных субсидий осуществляется в отношении мероприятий, муниципальные контракты на реализацию которых были заключены до 31.12.2014, до полного исполнения обязательств по данным контрактам.

В пункте 5.1 Соглашения указано, что соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2016 года. Соглашение действует до полного исполнения сторонами своих обязанностей по соглашению.

Поскольку в данном случае срок исполнения обязательств не определен, срок исковой давности начинает течь с момента предъявления администрацией требования об исполнении обязательства.

С требованием о выплате субсидии администрация обратилась к департаменту 23.03.2021, следовательно, срок исковой давности не истек.

В силу изложенного, требование администрации является законным и обоснованным и подлежит удовлетворению в заявленном размере.

Руководствуясь статьями 106, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Взыскать с департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа в пользу администрации муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" задолженность в сумме                                          6 436 171 руб. 37 коп.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

Н.М. Лях