ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05П-614/2021 от 21.01.2022 ПСП Арбитражного суда Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТОЯННОЕ СУДЕБНОЕ ПРИСУТСТВИЕ

В ГОРОДЕ НАРЬЯН-МАРЕ

НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ул. Смидовича, 4, г. Нарьян-Мар, 166000, тел. (81853) 40-522

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

января 2022 года

г. Нарьян-Мар

Дело № А05П-614/2021   

Резолютивная часть решения объявлена января 2022 года

Решение в полном объёме изготовлено января 2022 года

Арбитражный суд Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа в составе судьи Тарасовой А.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Брыковой Е.А.,

ознакомившись с заявлением некоммерческой организации "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Ненецкого автономного округа" (ОГРН <***>; адрес: Россия, 166000, Ненецкий автономный округ, <...>)

к ответчику -  Прокуратуре Ненецкого автономного округа (ОГРН <***>; адрес: Россия, 166000, Ненецкий автономный округ, <...>)

о признании недействительным представления от 02.09.2021 №7-15/1-2021/прдс-7-63,

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора:

- общество с ограниченной ответственностью "Ремонтно-Строительная Компания Ненецкого автономного округа" (ОГРН <***>, адрес: 166004, Ненецкий автономный округ, <...>);

- общество с ограниченной ответственностью "ВСК" (ОГРН <***>, адрес: 166000, Ненецкий автономный округ, <...>);

- Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ненецком автономном округе (адрес: 166000, Ненецкий автономный округ, <...>),

при участии в заседании представителей:

заявителя: ФИО1 (руководитель, подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ); ФИО2 по доверенности от 10.01.2022; ФИО3 (допущена к участию в судебном заседании в качестве представителя по ходатайству ФИО1);

ответчика: ФИО4 (удостоверение, доверенность от 08.11.2021);

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ненецком автономном округе ФИО5 (паспорт, распоряжение от 04.06.2017),

общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-Строительная Компания Ненецкого автономного округа": не явились, извещено,

общества с ограниченной ответственностью "ВСК": не явились, извещено,

установил:

некоммерческая организация "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Ненецкого автономного округа" (далее – заявитель, Фонд) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа с заявлением к Прокуратуре Ненецкого автономного округа (далее – ответчик, Прокуратура) о признании недействительным представления Прокуратуры Ненецкого автономного округа от 02.09.2021 №7-15/1-2021/прдс-7-63.

Представители заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержали по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился по доводам отзыва.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ненецком автономном округе ФИО5 (далее – Уполномоченный) в судебном заседании поддержал доводы представленного в материалы дела письменного мнения, а также позицию ответчика по делу.

Общество с ограниченной ответственностью "Ремонтно-Строительная Компания Ненецкого автономного округа" (далее – ООО «РСК НАО»), общество с ограниченной ответственностью "ВСК" (далее – ООО «ВСК»), привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, явку представителей в заседание не обеспечили, о времени и месте заседания извещены надлежащим образом.

Выслушав представителей заявителя и ответчика, Уполномоченного, исследовав материалы дела, суд установил следующие фактические обстоятельства.

В прокуратуру поступили обращения ООО «РСК НАО», ООО «ВСК», Уполномоченного по вопросу нарушения Фондом прав предпринимателей, не являющийся плательщиками налога на добавленную стоимость (далее – НДС), при формировании конкурсной документации, оплате работ по договорам на капитальный ремонт многоквартирных домов.

По результатам рассмотрения указанных обращений ответчиком установлено, что в 2021 году Фондом в Единой информационной системе и электронной площадке РТС-тендер http://www.rts-tender.ru размещены извещения и документация об электронных аукционах на право заключения договоров на выполнение работ по капительному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных по адресу: Ненецкий автономный округ, <...> <...>

Начальная (максимальная) цена договоров определена в соответствии с Методикой определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.08.2020 № 421/пр (далее – Методика № 421/пр) на основании сметного расчета, являющегося неотъемлемой частью документации. Локальные сметные расчеты (сметная документация) составлены с учетом НДС 20%.

Согласно пункту 1.1 договоров цена договоров составляет сумму по итогам закупки, в том числе НДС 20%.

Из пункта 2.3 договоров следует, что изменение сметной документации, представленной в техническом задании (приложение № 1 к договору), в ходе исполнения договоров не допускается за исключением изменений объемов работ.

При этом пунктом 2.5 договоров предусмотрено, что при понижении начальной максимальной цены договора (далее - НМЦД) по результатам электронного аукциона, для приведения сметного расчета к цене договора определяется расчетный коэффициент, который является результатом арифметического действия как отношение цены, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается настоящий Договор, к НМЦД.

Формула расчета: К = Ап /НМЦД, где К - расчетный коэффициент перехода к цене Договора; Ап - цена, предложенная участником электронного аукциона, с которым заключается настоящий Договор; НМЦД - начальная максимальная цена Договора.

Согласно пункту 3.2.1. договоров акт о приемке выполненных работ по форме КС-2 формируется на основании уточненных сметных расчетов, предоставленных подрядчиком и утвержденных заказчиком, с применением расчетного коэффициента перехода к цене договора, указанного в пункте 2.5 договора.

При осуществлении расчетов за выполненные работы с учетом НДС подрядчик предоставляет Заказчику счет-фактуру (универсальный передаточный документ) с выделением суммы НДС (пункт 3.2.2. договора).

Согласно пунктам 6.1.34 (6.1.35) договоров при исполнении договоров подрядчик обязан сдать комплект подписанной сторонами исполнительной документации (в 3-х экземплярах), который включает уточненные сметные расчеты по фактически выполненным работам, которые составляются подрядчиком с учетом положений пункта 2.2 договора на основании сметной документации, представленной в техническом задании (приложение № 1 к договору), путем изменения объемов работ и включения (при необходимости) дополнительных сметных расценок на строительно-монтажные и ремонтно-строительные работы. При этом сметно-нормативная база, индексы изменения сметной стоимости, порядок расчета накладных расходов, сметной прибыли и лимитированных затрат остаются неизменными.

Прокуратурой также установлено, что по условиям договоров для подрядных организаций, находящихся на упрощенной системе налогообложения в договорах, не содержится формулы для расчета затрат на компенсацию сумм НДС, уплачиваемых контрагентам для выполнения работ при приобретении у них соответствующих товаров (работ, услуг).

Придя к выводу, что факт невключения в конкурсную документацию положений, касающихся компенсации НДС подрядчикам, не являющимся плательщиками НДС, противоречит требованиям статьи 709 ГК РФ, статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», приводят к тому, что часть затрат на исполнение договора подрядчик несет за свой счет (без возмещения за счет заказчика), при этом выявленные нарушения являются недопустимыми, поскольку противоречат государственной политике по поддержке и защите прав субъектов предпринимательской деятельности, нарушают их права на получение оплаты по выполненным договорам, Прокуратура вынесла представление от 02.09.2021 №7-15/1-2021/прдс-7-63.

Указанным представлению Фонду предписано безотлагательно рассмотреть представление с участием представителя Прокуратуры; принять действенные меры по устранению и недопущению впредь указанных в представлении нарушений закона, причин и условий, им способствующих; о результатах рассмотрении представления и принятых мерах по устранению нарушений законодательства сообщить в письменной форме в прокуратуру округа в месячный срок.

Не согласившись с указанным представлением, Фонд обратился в суд с заявлением о признании его недействительным. Заявитель полагает, что региональный оператор не является заказчиком в понимании Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», осуществляя закупки работ и услуг для проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах региональный оператор не использует способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и порядок их привлечения, установленные Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

НМЦД определяется Фондом на основании сметной документации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капительному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» (далее – Постановление № 615), Градостроительным кодексом Российской Федерации, Законом Ненецкого автономного округа от 15.07.2013 № 77-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ненецкого автономного округа», Методикой № 421/пр. Фонд не применяет проектно-сметный метод, предусмотренный Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для определения НМЦД при осуществлении закупок работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах.

В случае, когда Фондом в аукционной документации определено, что цена договора включает в себя НДС, предлагаемая участником цена договора также должна быть предложена с учетом НДС, даже если такой участник не является его плательщиком. Соответственно, в договоре, заключаемом с победителем аукциона, цена также указывается с НДС. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, имеют право предъявить заказчику выполненные работы с учетом НДС, выставить заказчику счет-фактуру с выделением суммы налога и с последующей уплатой ее в бюджет. В случае выставления счета-фактуры с НДС Фонд произведет оплату работ с учетом НДС; в случае предъявления подрядчиком выполненных работ без учета НДС, Фонд произведет оплату без учета НДС.

Поскольку сметная документация для определения НМЦД проходит государственную экспертизу, нет оснований полагать, что цена договоров подряда, заключаемых Фондом с подрядчиками, недостоверна и противоречит части 2 статьи 709 ГК РФ. Увеличение цены договора может быть связано только с пропорциональным увеличением объема выполнения работ (оказания услуг). Затраты организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, на уплату НДС поставщикам строительных материалов и оборудования, применяющим общую систему налогообложения, можно отнести к прочим затратам в структуре сводного сметного расчета. Однако такое понятие отсутствует в Методике № 421/пр. Письмо Госстроя РФ от 06.10.2003 № НЗ-6292/10 не является сметным нормативом и не включено в федеральный реестр сметных нормативов (которыми руководствуется Фонд).

Заявитель также указывает, что исполнение оспариваемого предписания повлечет увеличение расходов Фонда, сформированного за счет взносов на капительный ремонт собственников помещений в многоквартирных домах, и средств государственной поддержки окружного бюджета Ненецкого автономного округа.

Ответчик в отзыве указал, что с заявленными требованиями не согласен, указывает, что возможность применения положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при обосновании НМЦК у Фонда имеется в силу положений пункта 2 Постановления № 615, при этом в оспариваемом предписании не указано на обязанность Фонда применять проектно-сметный метод.

В случае, если подрядчик использует упрощенную систему налогообложения, НДС в акты выполненных работ не включается. Любой участник закупки, в том числе, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе участвовать в закупке; договор по итогам аукциона должен заключаться и оплачиваться заказчиком по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается договор, вне зависимости от применяемой данным участником системы налогообложения. Постановлением № 615 не предусмотрено уменьшение цены контракта на сумму НДС при условии применения хозяйствующим субъектом, с которым надлежит заключить договор, упрощенной системы налогообложения.

Согласно условиям договоров для подрядных организаций, находящихся на упрощенной системе налогообложения, в договорах не содержится формулы для расчета затрат на компенсацию суммы НДС, уплачиваемых контрагентам для выполнения работ при приобретении у них соответствующих товаров (работ, услуг). Также Положением не определен порядок действий заказчика в случае, если победитель конкурентной процедуры использует или переходит на упрощенную систему налогообложения. Однако цена в договоре подряда согласно пункту 2 статьи 709 ГК РФ включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение.

Ответчик указывает, что при установлении НМЦК заказчику необходимо учитывать все факторы, влияющие на цену, в том числе налоговые платежи, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации.

Помимо этого Прокуратура в отзыве указывает, что письмом Госстроя РФ от 06.10.2003 № НЗ-6292/10 «О порядке определения сметной стоимости работ, выполняемых организациями, работающими по упрощенной системе налогообложения» с переходом на упрощенную систему налогообложения организации и индивидуальные предприниматели продолжают оплачивать НДС поставщикам строительных материалов, изделий и конструкций, а также управлениям механизации за оказываемые услуги, то уплаченные суммы налога учитываются в составе затрат подрядчика при определении сметной стоимости работ. Впоследствии данная позиция нашла отражение в письме Минрегиона России от 16.01.2012 № 1076-08/ДШ-05.

Уполномоченный представил письменное мнение, в котором высказал несогласие с заявленными требованиями. Третье лицо указывает, что контракт по итогам аукциона заключается и оплачивается заказчиком по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, вне зависимости от применяемой данным участником системы налогообложения (пункт 32 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.06.2021).

ООО «РСК НАО» и ООО «ВСК» применяют упрощенную систему налогообложения, данные общества имели право принять участие в аукционах, проводимых Фондом, на заключение договоров на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Ненецкого автономного округа.

Пунктом 222 Положения № 615 предусмотрена возможность изменения цены договора в связи с изменением объема оказания услуг и (или) выполнения работ при соблюдении заказчиком положений, установленных частью 5 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации. Иные положения договора о проведении капитального ремонта изменению не подлежат. Исключение НДС из состава цены возможно по обоюдному согласию сторон контракта, если такая возможность была предусмотрена условиями контракта и документацией о закупке.

Факт применения подрядчиком упрощенной системы налогообложения по общему правилу не может служить основанием для уменьшения договорной цены на суммы НДС, уплаченные контрагентам (субподрядчикам, поставщикам товаров, используемых при выполнении работ) при приобретении у них соответствующих товаров (работ, услуг). Иное приводило бы к тому, что часть затрат на исполнение договора подрядчик несет за свой счет (без возмещения за счет заказчика), что не согласуется с положениями пункта 2 статьи 709 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Применение формулы для расчета затрат на компенсацию НДС при УСН при закрытии выполненных работ подрядной организацией к итогам в акте о приемке выполненных работ (форма КС-2) противоречит действующему законодательству. Следовательно, цена договора (контракта), опреднленная по результатам проведенного электронного аукциона, должна быть уплачена победителю торгов в установленном договором (контрактом) размере. Применение победителем аукциона специального налогового режима либо освобождение его от обязанностей плательщика НДС не дает заказчику оснований снижать цену контракта при его заключении и исполнении на сумму НДС, заказчик обязан оплатить выполненные подрядчиком работы по согласованной цене.

Исходя из анализа положений Постановления № 615, основания для изменения цены договора урегулированы пунктом 222 утвержденного данным постановлением Положения. При этом изменение цены договора, определенной по результатам проведенного электронного аукциона, в связи с применением участником, с которым надлежит заключить договор, специальных налоговых режимов, в том числе упрощенного, названным Положением не предусмотрено.

Уполномоченный полагает, что совокупность условий и содержания договоров подряда с учетом установленных заказчиком по итогам торгов понижающих коэффициентов к сметам с учетом НДС, составленных при обосновании начальной цены контракта, позволяет сделать вывод об обременительности и незаконности этих условий, влекущих к вынужденному заключению договоров подряда в предложенной редакции и как следствие понуждению для подрядчиков на упрощенной системе налогообложения сдавать уточненные сметные расчеты в соответствие с локальными сметными расчетами, составленными заказчиком при обосновании начальной (максимальной) цены договора с обязательными включением суммы НДС и впоследствии выставления счета-фактуры, влекущей обязанности уплаты НДС 20% от цены договора.

ООО «РСК НАО» представлено письменное мнение по делу, в котором третье лицо указало, что считает оспариваемое представление законным, права и законные интересы заявителя полагает не нарушенными.

ООО «ВСК» письменное мнение с изложением позиции по делу не представило, в полученном прокуратурой отзыве ООО «ВСК», который представлен в материалы дела, третье лицо указало, что с заявленными требованиями не согласно, полагая, что предложенная подрядчиком цена работ должна быть внесена в договор, а также должна быть выплачена подрядчику при выполнении работ в полном объеме, независимо от применяемой им системы налогообложения, а сметный расчет должен быть приведен к цене договора с учетом исчисленного коэффициента.

Изучив доводы заявителя и ответчика, третьих лиц, представленные в их обоснование доказательства, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

По смыслу статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. При этом в соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).

В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).

Фонд является региональным оператором - специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ненецкого автономного округа.

К функциям регионального оператора согласно пунктам 3, 4 части 1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) относится, в том числе: осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета.

На основании части 1.1 указанной статьи закупки региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора, установленных частью 1 настоящей статьи, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанный порядок должен предусматривать конкурентные способы определения региональным оператором поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с учетом повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности, открытости и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, аудит и контроль закупок, порядок формирования и ведения реестра недобросовестных подрядчиков федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Информация о закупках региональным оператором товаров, работ, услуг размещается в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Статьей 182 ЖК РФ установлены обязанности регионального оператора по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

В соответствии с пунктом 3 части 2 указанной статьи региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами.

Согласно части 5 статьи 182 ЖК РФ привлечение региональным оператором подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе) контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

Постановлением № 615 утверждено Положение о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее - Положение № 615).

Согласно пункту 2 Постановления № 615 закупки товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), осуществляются путем использования способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренных Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в порядке, установленном указанным Федеральным законом, за исключением случаев, если предметом такой закупки являются товары, работы, услуги, предусмотренные пунктом 8 Положения, а также случаев, предусмотренных пунктом 193 Положения.

Под начальной (максимальной) ценой договора в соответствии с пунктом 2 Положения № 615 понимается предельное значение цены договора о проведении капитального ремонта, определяемое заказчиком на основании сметной документации в случаях, если подготовка проектной документации не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, или рассчитываемое заказчиком нормативным или проектно-сметным методом в соответствии с частями 7 и 9 статьи 22 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или иным способом в случаях, установленных настоящим Положением.

В соответствии с пунктом 2 указанного Положения, участником электронного аукциона может быть юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, претендующие на заключение договора об оказании услуг.

Подать заявку на участие в электронных аукционах может только лицо, включенное в реестр квалифицированных подрядных организаций и прошедшее регистрацию на электронной площадке (пункт 102 Положения N 615).

Принципы привлечения подрядных организаций закреплены в пункте 3 Положения № 615, к ним, в том числе, относится: создание равных условий для участников предварительного отбора и участников электронных аукционов; добросовестная конкуренция участников предварительного отбора и участников электронных аукционов.

В соответствии с пунктами 196, 198 Положения № 615 договор о проведении капитального ремонта заключается заказчиком в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Положением. Заключение договора о проведении капитального ремонта для победителя электронного аукциона или участника электронного аукциона, заявке которого присвоен второй номер, или единственного участника, допущенного к участию в электронном аукционе, или единственного участника электронного аукциона является обязательным.

Согласно пункту 185 Положения № 615 заказчик в течение 3 рабочих дней со дня размещения на официальном сайте протокола проведения электронного аукциона передает победителю электронного аукциона проект договора о проведении капитального ремонта, который составляется путем включения цены договора о проведении капитального ремонта, предложенной победителем электронного аукциона при проведении электронного аукциона, в проект договора о проведении капитального ремонта, прилагаемый к документации об электронном аукционе. Договор о проведении капитального ремонта заключается с победителем электронного аукциона. Сведения о заключенном договоре о проведении капитального ремонта в течение 2 рабочих дней со дня его подписания направляются заказчиком оператору электронной площадки.

Согласно пункту 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации работ налогоплательщик дополнительно к цене реализуемых работ обязан предъявить к оплате покупателю этих работ соответствующую сумму НДС.

В части 2 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 настоящего Кодекса.

С учетом приведенных положений любой участник закупки, в том числе тот, который освобожден от уплаты НДС и применяет упрощенную систему налогообложения, вправе участвовать в закупке для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Контракт по итогам аукциона заключается и оплачивается заказчиком по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, вне зависимости от применяемой данным участником системы налогообложения.

Согласно статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

На основании пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Согласно ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон (п. 1), а изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке (п. 2).

Как указано ранее, в соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, применяющей схожее нормативное регулирование, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона (часть 2 статьи 34 Закона о контрактной системе).

К числу таких случаев относится снижение цены контракта без изменения количества товара, объема работы или услуги, их качества и иных условий контракта, если эта возможность предусмотрена документацией о закупке и контрактом (подпункт 1 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе).

При этом в указанном Федеральном законе отсутствуют нормы о корректировке цены контракта в зависимости от применяемой подрядчиком системы налогообложения, возможность уменьшения цены контракта на сумму НДС ввиду применения победителем аукциона упрощенной системы налогообложения не предусмотрена.

С учетом приведенных положений Закона о контрактной системе любой участник закупки, в том числе тот, который освобожден от уплаты налога на добавленную стоимость и применяет упрощенную систему налогообложения, вправе участвовать в закупке для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Контракт по итогам аукциона заключается и оплачивается заказчиком по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, вне зависимости от применяемой данным участником системы налогообложения. Корректировка заказчиком цены контракта, предложенной юридическим лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, при проведении аукциона, а также при заключении государственного или муниципального контракта с таким участником размещения заказа не допускается, и поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте.

В связи с отсутствием в Законе о контрактной системе положений, позволяющих заказчику корректировать цену контракта в зависимости от применяемой победителем системы налогообложения, контракт заключается по цене, предложенной победителем. При этом победитель при формировании своего ценового предложения предлагает цену контракта с учетом всех накладных расходов, а также налогов и сборов, которые он обязан уплатить в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации.

Учитывая, что цена заключенного контракта может быть изменена только в случаях, определенных статьей 95 Закона о контрактной системе, при оплате товаров (работ, услуг), поставляемых (выполняемых, оказываемых) в рамках контракта, заключенного с участником закупки, в том числе являющимся налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения, уменьшение цены контракта на сумму НДС не производится и поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте (Письмо Минфина России от 26.08.2017 N 24-01-10/55970).

С учетом приведенных положений любой участник закупки, в том числе тот, кто освобожден от уплаты НДС и применяет упрощенную систему налогообложения, вправе участвовать в закупке. Договор (контракт) по итогам аукциона заключается и оплачивается заказчиком по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, вне зависимости от применяемой данным участником системы налогообложения.

Основания изменения цены договора установлены пунктом 222 Положения № 615, в силу которого цена договора о проведении капитального ремонта может быть увеличена по соглашению сторон в ходе его исполнения, но не более чем на 15 процентов в связи с пропорциональным увеличением объема оказания услуг и (или) выполнения работ. Цена договора о проведении капитального ремонта может быть снижена по соглашению сторон при уменьшении предусмотренных договором о проведении капитального ремонта объемов услуг и (или) работ. Изменение стоимости и объемов услуг и (или) работ производится при соблюдении заказчиком положений, установленных частью 5 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации. Иные положения договора о проведении капитального ремонта изменению не подлежат.

Иных случаев, в которых возможно изменение цены договора, Положением N 615 не предусмотрено.

Следовательно, региональный оператор также заключает договор по цене, предложенной участником электронного аукциона (победителем или вторым участником). Изменение цены договора, определенной по результатам проведенного электронного аукциона, в связи с применением участником, с которым надлежит заключить договор, специальных налоговых режимов, в том числе упрощенного, Положением N 615 не предусмотрено.

По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (пункт 1 статьи 702 ГК РФ).

Основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных подрядных работ является сдача результата работ подрядчиком (статьи 711, 746 ГК РФ).

В силу пп. 2 и 3 ст. 709 ГК РФ цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение. Цена работы может быть определена путем составления сметы. В случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком.

Таким образом, по общему правилу, состав издержек исполнителя, подлежащих возмещению в цене договора, определяется в смете, согласованной сторонами договора. Иные издержки покрываются за счет предусмотренного сметой вознаграждения подрядчика.

Из приведенных норм следует, что изменение цены договора, определенной по результатам проведенного электронного аукциона, в связи с применением участником, с которым надлежит заключить договор, специальных налоговых режимов, в том числе упрощенного, не предусмотрено, то есть не предусмотрено уменьшение цены контракта на сумму налога на добавленную стоимость при условии применения хозяйствующим субъектом, с которым надлежит заключить договор, упрощенной системы налогообложения.

Выбор хозяйствующим субъектом упрощенной системы налогообложения предоставляет ему определенные преимущества в хозяйственной деятельности. При проведении конкурентных процедур, при прочих равных условиях, участник, работающий с применением упрощенной системы налогообложения, может предложить более выгодную цену исполнения контракта по сравнению с лицами, являющимися плательщиками налога на добавленную стоимость, например на сумму указанного налога.

Корректировка заказчиком цены контракта, предложенной юридическим лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, при проведении аукциона, а также при заключении государственного или муниципального контракта с таким участником размещения заказа не допускается, и поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте (пункт 41 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019).

Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Верховного Суда РФ от 01.07.2021 N 46-АД21-67-К6, согласно которой поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте, корректировка заказчиком цены контракта при заключении государственного или муниципального контракта с участником, применяющим упрощенную систему налогообложения, путем исключения из стоимости товаров (работ, услуг) НДС не допускается.

Исходя из изложенного, применение победителем аукциона специального налогового режима либо освобождение его от обязанностей плательщика НДС не дает заказчику оснований снижать цену контракта при его заключении и исполнении на сумму НДС, заказчик обязан оплатить выполненные подрядчиком работы по согласованной цене.

Данная правовая позиция нашла свое отражение в судебной практике Верховного Суда Российской Федерации (определения от 30.05.2019 N 305-ЭС19-391, от 15.11.2017 N 308-ЭС17-13912, от 01.10.2015 N 303-ЭС15-11466).

Таким образом, Законом о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения твердой цены контракта на сумму НДС в случае, если победитель аукциона применяет упрощенную систему налогообложения.

В соответствии с частью 6 статьи 13 АПК РФ применение законодательства, регулирующего сходные правоотношения (аналогия закона), допускается только в тех случаях, когда спорные отношения сторон прямо не урегулированы действующим законодательством, то есть имеется пробел в законодательном регулировании конкретного правоотношения.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в своем Постановлении от 04.02.2014 N 13004/13 указал, что применение норм права по аналогии согласно статьи 6 ГК РФ и части 6 статьи 13 АПК РФ допускается в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон.

В рассматриваемом случае, основания для изменения цены договора урегулированы пунктом 222 Положения № 615. При этом изменение цены договора, определенной по результатам проведенного электронного аукциона, в связи с применением участником, с которым надлежит заключить договор, специальных налоговых режимов, в том числе упрощенного, Положением N 615 не предусмотрено, в связи с чем применению в спорных правоотношениях в приоритетном порядке подлежат нормоположения Закона о контрактной системе.

Проекты договоров с включением в них условий, направленных на исключение из актов, справок, уточненных сметных расчетов суммы НДС влекут также исключение соответствующей суммы из стоимости работ, а, следовательно, и из цены договора, что влечет ее уменьшение по сравнению с той, которая предложена подрядчиком при участии в закупочной процедуре, без изменения объема работ.

С учетом изложенного, закрепленные фондом в проектах договоров на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов условия о неизменности сметно-нормативной базы, индексов изменения сметной, порядка расчета накладных расходов, сметной прибыли и лимитированных затрат (кроме непредвиденных затрат) фактически направлено на пересмотр цены договора, предложенной участником, применяющим упрощенную систему налогообложения, на стадии приемки и определения стоимости фактически выполненных работ и расчетов с подрядчиком, что противоречит действующему законодательству.

Ссылки заявителя на то, что НМЦД определяются им в соответствии с Методикой от 04.08.2020 № 421/пр, в данном случае не имеют правового значения, поскольку отношения сторон при расчетах за выполненные работы не входят в сферу регулирования указанной Методики, действующей на этапе формирования НМЦД.

Указание Фонда на право подрядчика, применяющего УСН, выставить счет-фактуру с выделением суммы НДС для оплаты выполненных работ с последующей уплатой данный суммы в бюджет также не может быть принято во внимание, поскольку, как верно указано Фондом, является правом, а не безусловной обязанностью такого подрядчика.

Суд отмечает, что, подавая заявку на участие в электронном аукционе, потенциальный участник позиционирует себя как субъект хозяйственной деятельности, вытекающей из гражданско-правовых отношений, а не как субъект конкретной системы налогообложения. Кроме того, нормы законодательства о налогообложении не являются специальными по отношению к нормам законодательства о закупках товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечения проведения капитального имущества в многоквартирном доме.

Доводы заявителя о том, что указание прокуратуры на нарушение Фондом статьи 22 Закона № 44-ФЗ неправомерно, поскольку заявителем не применяется проектно-сметный метод, предусмотренный Законом о контрактной системе, отклоняются судом, поскольку сама по себе ссылка на указанную статью не опровергает содержащихся в представлении выводов о наличии выявленных нарушений при составлении конкурсной документации и заключении договоров на капитальный ремонт многоквартирных домов с подрядчиками, применяющими упрощенную систему налогообложения.

В данном случае в ходе осуществления прокурорского надзора на основании обращений третьих лиц ответчиком установлено, что сведения о применяемой участником закупок системе налогообложения не включены в перечень документов и сведений, которые участники закупок должны представлять в составе заявки на участие в закупке.

В оспариваемом представлении указано, что организации и индивидуальные предпринимателя, применяющие УСН, при реализации товаров (работ, услуг) к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) не предъявляет. В случае, если подрядчик использует упрощенную систему налогообложения, НДС в акты выполненных работ не включается. Договор по итогам аукциона заключается и оплачивается заказчиком по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается договор, вне зависимости от применяемой данным участником системы налогооболожения, в обоснование чего в представлении имеется ссылка на положения Постановления № 615, с указанием, что изменение цены договора, определенной по результатам проведенного электронного аукциона, в связи с применением участником, с которым надлежит заключить договор, специальных налоговых режимов, в том числе упрощенного, не предусмотрено, то есть не предусмотрено уменьшение цены контракта на сумму НДС при условии применения хозяйствующим субъектов, с которым надлежит заключить договор, упрощенной системы налогообложения.

В представлении указано на недопустимость корректировки заказчиком предложенной подрядчиком, применяющим упрощенную систему налогообложения, при проведении аукциона цены, а также на необходимость оплаты выполненных работ о цене, указанной в контракте.

К выводам о наличии данных нарушений Прокуратура пришла с учетом анализа соответствующих положений проектов договоров, в том числе пунктов 2.3, 2.5, 3.2.1, 6.1.34 (6.1.35), в связи с чем предписала Фонду рассмотреть представление с участием представителя прокуратуры округа, принять действенные меры по устранению и недопущению впредь указанных в представлении нарушений закона, причин и условий, им способствующих, о результатах рассмотрения представления и принятых мерах по устранению нарушений законодательства сообщить в письменной форме в прокуратуру округа в месячный срок.

Поскольку данные нарушения нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении заявления о признании недействительным проверенного на соответствие нормам действующего законодательства представления Прокуратуры Ненецкого автономного округа от 02.09.2021 №7-15/1-2021/прдс-7-63 об устранении нарушений федерального законодательства.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

А.С. Тарасова