ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05П-625/19 от 16.03.2020 ПСП Арбитражного суда Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТОЯННОЕ СУДЕБНОЕ ПРИСУТСТВИЕ

В ГОРОДЕ НАРЬЯН-МАРЕ

НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ул. Смидовича, 4, г. Нарьян-Мар, 166000, тел. (81853) 40-522

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

марта 2020 года

г. Нарьян-Мар

Дело № А05П-625/2019

Резолютивная часть решения объявлена марта 2020 года  

Решение в полном объёме изготовлено марта 2020 года

Арбитражный суд Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа в составе судьи    Болотова Б.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кудиновым А.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению государственного унитарного предприятия Ненецкого автономного округа "Ненецкая коммунальная компания" (ОГРН <***>; адрес: Россия, 166700, Ненецкий автономный округ, <...>)

к ответчику – Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН <***>; адрес: Россия, 166000, Ненецкий автономный округ, <...>)

о признании незаконным и отмене постановления №5/ВП по делу об административном правонарушении от 16.10.2019,

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя: ФИО1 (доверенность от 03.02.2020);

ответчика: ФИО2 (доверенность от 09.09.2019),

установил:

государственное унитарное предприятие Ненецкого автономного округа "Ненецкая коммунальная компания" (далее – заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – ответчик, инспекция) о признании незаконным и отмене постановления №5/ВП по делу об административном правонарушении от 16.10.2019, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.

В обоснование предъявленных требований заявитель указал, что с постановлением инспекции он не согласен, так как денежные средства, поступившие от населения (физических лиц) за коммунальные платежи, являются прямыми платежами за регулируемые виды деятельности (теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение); положения Федерального закона от 03.06.2009 №103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее – Закон №103-ФЗ) распространяется на отношения, связанные с оказанием платежным агентом единственной услуги – услуги по приему, вместе с тем предприятие в рамках действующих договоров оказывает иные услуги, в связи с чем не является платежным агентом и правомерно осуществляет деятельность по приему платежей от физических лиц без использования специального банковского счета.

В судебном заседании представитель предприятия на предъявленных требованиях настаивал по мотивам, изложенным в заявлении, дополнительно указав, что в письме №8637-209-исх 160 от 19.12.2019 публичное акционерное общество «Сбербанк России» (далее – ПАО «Сбербанк») сообщило, что платежный агент обязан руководствоваться положениями Закона №103-ФЗ только когда наличные денежные средства приняты от физического лица платежным агентом непосредственно и не вправе ни при каких обстоятельствах зачислять на свой специальный счет денежные средства, поступившие в безналичном порядке; безналичные платежи не могут быть зачислены на специальный счет, Законом №103-ФЗ такая возможность не предусмотрена.  

Представитель ответчика в судебном заседании с требованиями заявления не согласился по доводам, изложенным в отзыве, указав, что заявитель оказывает услуги по приему и сбору наличных денежных средств от плательщиков за жилищно-коммунальные услуги, а также иные услуги непосредственно связанные с оказанием услуг по приему платежей, сопутствующая деятельность (информирование, ведение баз данных, выдача справок) обуславливает специфику рассматриваемой деятельности и самостоятельного значения не имеет; предприятие фактически является платежным агентом, в связи с чем его деятельность регулируется, в том числе нормами Закона №103-ФЗ.

Также ответчик указал, что заявитель осуществляет деятельность по сбору и учету платежей населения за жилищно-коммунальные услуги, распределению и перечислению поступивших платежей ресурсоснабжающим организациям, управляющим организациям, в связи с чем отвечает критериям платежного агента; довод о безналичном характере расчетов не является основанием для удовлетворения заявления, поскольку внесенные физическими лицами банку денежные средства являются наличными, последующее движение денежных средств не изменяет характер таких расчетов между платежным субагентом и платежным агентом.     

Представителем ответчика заявлено ходатайство об истребовании у ПАО «Сбербанк» реестров по приему платежей за период с 01.01.2019 по 01.08.2019 от физических лиц за коммунальные платежи на расчетные счета заявителя.

В силу части 4 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)  лицо, участвующее в деле и не имеющее возможности самостоятельно получить необходимое доказательство от лица, у которого оно находится, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об истребовании данного доказательства.

В ходатайстве должно быть обозначено доказательство, указано, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказательства, и место его нахождения.

Ответчик не указал причины, препятствующие самостоятельному (в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении) получению у ПАО «Сбербанк» вышеуказанного доказательства.

В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

С учетом изложенного, в ходатайстве инспекции об истребовании у ПАО «Сбербанк» реестров по приемку платежей за период с 01.01.2019 по 01.08.2019 от физических лиц за коммунальные платежи на расчетные счета заявителя судом отказано.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующие фактические обстоятельства.

На основании поручения №2.8-37/3 от 01.08.2019 инспекцией проведена проверка по соблюдению заявителем обязанности по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а также соблюдения обязанностей по использованию предприятием специальных банковских счетов для осуществления расчетов.

В ходе указанной проверки ответчик установил и в акте №2 проверки использования платежными агентами и поставщиками специальных банковских счетов от 28.08.2019 отразил, что:

- на расчетный счет предприятия №40602810004210100019 открытый в ПАО «Сбербанк», за период с 01.01.2019 по 01.08.2019 поступили денежные средства в размере 747 744 руб. 64 коп. от физических лиц за коммунальные платежи; 

- на расчетный счет предприятия №40602810604210000001 открытый в ПАО «Сбербанк», за период с 01.01.2019 по 01.08.2019 поступили денежные средства в размере 2 225 761 руб. 53 коп. от физических лиц за коммунальные платежи; 

- общество нарушило часть 14 статьи 4 Закона №103-ФЗ в части неиспользования специального банковского счета для осуществления расчетов с населением за коммунальные услуги.  

Данные обстоятельства послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении №5/ВП от 17.09.2019 и вынесения постановления №5/ВП по делу об административном правонарушении от 16.10.2019 (далее - постановление), которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.

Несогласившись с постановлением, предприятие обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, рассмотренным в настоящем деле.

Оценив доводы и доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, суд считает заявление общества не подлежащим удовлетворению ввиду следующего.

Частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Законом №103-ФЗ, банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере организации наличного денежного обращения в Российской Федерации.

Объективной стороной вмененного заявителю административного правонарушения является неиспользование обществом специального банковского счета для зачисления принимаемых от граждан платежей за коммунальные услуги.

Закон №103-ФЗ регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 1 Закона №103-ФЗ).

 Согласно пункту 3 статьи 2 Закона №103-ФЗ платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона №103-ФЗ  под деятельностью по приему платежей физических лиц в целях федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Из содержания приведенных норм следует, что платежный агент обязан принимать платежи от неограниченного круга физических лиц в пользу поставщика услуг, с которым у него заключен договор.

Действие Закона №103-ФЗ распространяется на отношения, связанные с оказанием платежным агентом единственной услуги - услуги по приему платежей с их последующей передачей поставщикам и иным субъектам, указанным в законе, а деятельность платежного агента заключается только в приеме денежных средств.

Юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), выступая в качестве платежного агента, не принимает участия в оказании услуг между плательщиком и поставщиком услуг и не оказывает иных самостоятельных услуг, кроме приема и передачи денежных средств.

В соответствии с пунктом 14 статьи 4 Закона №103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.

Пункт 15 статьи 4 Закона №103-ФЗ устанавливает, что платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).

Согласно части 16 статьи 4 Закона №103-ФЗ (в редакции, действовавшей до 08.01.2020) по специальному банковскому счету платежного агента могут осуществляться следующие операции:

1) зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств;

2) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента;

3) списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика;

4) списание денежных средств на банковские счета.

Осуществление других операций по специальному банковскому счету платежного агента не допускается (пункт 17 статьи 4 Закона №103-ФЗ).

Между заявителем и муниципальным унитарным предприятием «Служба Заказчика по жилищно-коммунальным услугам поселка Искателей» (далее – служба) заключен договор № 1/ИРО на оказание услуг по начислению и организации сбора платежей с населения за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги от 30.06.2016 (далее – договор №1/ИРО), в соответствии с пунктом 1.1 которого исполнитель (предприятие) принимает на себя обязательство совершать от своего имени и за счет заказчика (служба) следующие действия, а именно:

- ввод первичной информации в автоматизированную информационно-расчетную систему жилищно-коммунальных услуг на основании документов, представленных заказчиком (пункт 1.1.1 договора №1/ИРО);

- ежемесячное начисление платы за жилищно-коммунальные услуги по каждому обслуживающемуся лицевомусчету в соответствии с тарифами, установленными   Заказчиком,   представленнымипоказаниями приборов учета, принятыми нормативами, а также коэффициентами льгот ииных мер социальной поддержки, причитающихся плательщику вследствие оказанных услуг заказчиком (пункт 1.1.2 договора №1/ИРО);

- перерасчет платы начислений за жилищно-коммунальные услуги по требованию плательщика на основании части 7 Правил №354 (пункт 1.1.3 договора №1/ИРО);

- ведение баз данных, формирование начислений и печати в виде единого платежного документа в соответствии с формой, утвержденной в приложении № 1 договора, с указанием перечня оказанных плательщику жилищно-коммунальных услуг, оказанных заказчиком и сторонними организациями (пункт 1.1.4 договора №1/ИРО);

- доставка единого платежного документа по адресу плательщика путем размещения в почтовые ящики, в срок не позднее 5 (пятого) числа месяца, следующего за расчетным предоставления жилищно-коммунальных услуг (самостоятельно или с привлечением третьих лиц) (пункт 1.1.5 договора №1/ИРО);

- прием и сбор платежей за жилищно-коммунальные услуги, поступивших от плательщиков на специальный банковский счет № 40821810204210000004, открытый в Ненецком ОСБ №1582 г. Нарьян-Мар филиалаАрхангельского ОСБ 8637 г. Архангельск (пункт 1.1.6 договора №1/ИРО);

- ежедневное распределение поступивших денежных средств от плательщиков, пропорционально каждому виду услуг (платежей), указанных в едином платежном документе (пункт 1.1.7 договора №1/ИРО);

- выдача справок и иных документов, необходимых плательщикам, а также ведение работы, связанной с составлением необходимой отчетности, согласованной с заказчиком в рамках реализации договора (пункт 1.1.8 договора №1/ИРО);

- совершение иных действий и услуг, предусмотренных договором (пункт 1.1.9 договора №1/ИРО).

Также между предприятием и обществом с ограниченной ответственностью «Жилремсервис» (далее - общество) заключен договор № 2/ИРО на оказание услуг по начислению и организации сбора платежей с населения за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги от 30.09.2016 (далее – договор №2/ИРО), в соответствии с пунктом 1.1 которого, исполнитель (предприятие) принимает на себя обязательство совершать от своего имени и за счет заказчик (общество) следующие действия, а именно:

- ввод первичной информации в автоматизированную информационно-расчетную систему жилищно-коммунальных услуг на основании документов, представленных заказчиком (пункт 1.1.1 договора №2/ИРО);

- ежемесячное начисление платы за жилищно-коммунальные услуги по каждому обслуживающемуся лицевомусчету в соответствии с тарифами, установленными   заказчиком, представленнымипоказаниями приборов учета, принятыми нормативами, а также коэффициентами льгот ииных мер социальной поддержки, причитающихся плательщику вследствие оказанных услуг заказчиком (пункт 1.1.2 договора №2/ИРО);

- перерасчет платы начислений за жилищно-коммунальные услуги по требованию плательщика на основании части 7 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.5.2011 №354 (пункт 1.1.3 договора №2/ИРО);

- ведение баз данных, формирование начислений и печати в виде единого платежного документа в соответствии с формой, утвержденной в приложении № 1 договора, с указанием перечня оказанных плательщику жилищно-коммунальных услуг, оказанных заказчиком и сторонними организациями (пункт 1.1.4 договора №2/ИРО);

- доставка единого платежного документа по адресу плательщика путем размещения в почтовые ящики, в срок не позднее 5 (пятого) числа месяца, следующего за расчетным предоставления жилищно-коммунальных услуг (самостоятельно или с привлечением третьих лиц) (пункт 1.1.5 договора №2/ИРО);

- прием и сбор платежей за жилищно-коммунальные услуги, поступивших от плательщиков на специальный банковский счет № 40821810404210000008, открытый в Ненецком ОСБ №1582 г. Нарьян-Мар филиалаАрхангельского ОСБ 8637 г. Архангельск (пункт 1.1.6 договора №2/ИРО);

- ежедневное распределение поступивших денежных средств от плательщиков, пропорционально каждому виду услуг (платежей), указанных в едином платежном документе (пункт 1.1.7 договора №2/ИРО);

- выдача справок и иных документов, необходимых плательщикам, а также ведение работы, связанной с составлением необходимой отчетности, согласованной с заказчиком в рамках реализации договора (пункт 1.1.8 договора №2/ИРО);

- совершение иных действий и услуг, предусмотренных договором (пункт 1.1.9 договора №2/ИРО).

Заявитель и общество с ограниченной ответственностью управляющая компания «ПОК и ТС» заключили договор № 3/ИРО на оказание услуг по начислению и организации сбора платежей с населения за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги от 13.10.2016 (далее  - договор №3/ИРО).

Предприятие и общество с ограниченной ответственностью «Базис» заключили договор № 4/ИРО на оказание услуг по начислению и организации сбора платежей с населения за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги от 21.11.2016 (далее – договор №4/ИРО).

Между заявителем и обществом с ограниченной ответственностью «Ненецкая управляющая компания» заключен договор заключили договор № 6/ИРО на оказание услуг по начислению и организации сбора платежей с населения за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги от 20.03.2017 (далее – договор №6/ИРО).

Также предприятие и общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Нарьян-Марстрой» заключили договор №7/ИРО на оказание услуг по начислению и организации сбора платежей с населения за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги от 25.04.2017 (далее – договор №7/ИРО).

Предмет договоров №3/ИРО, №4/ИРО, №6/ИРО, №7/ИРО аналогичен предмету договора №2/ИРО.

Таким образом, заявитель осуществляет деятельность по приему и сбору денежных средств от плательщиков за жилищные, коммунальные, распределению поступивших денежных средств поставщикам жилищно-коммунальных услуг, в связи с чем отвечает критериям платежного агента, установленным Законом №103-ФЗ.

Довод предприятия о том, что при проведении проверки ответчик не учел, что денежные средства, поступившие от населения, являются прямыми платежами за регулируемые виды деятельности несостоятелен в силу того, что в постановлении инспекцией сделан вывод о том, что неиспользование предприятием специального банковского счета при осуществлении расчетов с собственниками жилых помещений без участия платежных агентов не образует объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ (эпизоды по таблице №2, счет №40602810004210100019).

Оказание предприятием в рамках договоров №1/ИРО, №2/ИРО, №3/ИРО, №4/ИРО, №6/ИРО, №7/ИРО иных услуг, не служит основанием для удовлетворения предъявленных требований, поскольку данные услуги (ввод первичной информации, начисление платы, перерасчет платы начислений, ведение баз данных, доставка единого платежного документа, выдача справок и иных документов, совершение иных действий) самостоятельного значения не имеют и лишь конкретизируют порядок приема платежей физических лиц за коммунальные услуги.   

  Предприятие самостоятельно услуг не оказывает, действует в строго соответствии с условиями договоров №1/ИРО, №2/ИРО, №3/ИРО, №4/ИРО, №6/ИРО, №7/ИРО фактически являясь оператором по приему платежей физических лиц за вознаграждение, с связи с чем является платежным агентом.

Более того, доказательств фактического оказания таких услуг плательщикам, а не заказчикам, при перечислении денежных средств, материалы дела не содержат.

Вместе с тем, счет заявителя  №40602810604210000001  является расчетными, а не специальным (в соответствии с Положением Банка России от 27.02.2017 №579-П "О Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения" специальный банковский счет платежного агента, банковского платежного агента (субагента), поставщика начинается с номера 40821).

На указанные счета за период с 01.01.2019 по 01.08.219 от физических лиц поступили денежные средства за коммунальные платежи на общую суму 2 225 761 руб. 53 коп., в рамках данных платежей предприятие ресурсоснабжающей организацией не является.  

Вышеуказанные деяния предприятия нарушают требования статьи 4 Закона №103-ФЗ и образуют объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина предприятия во вмененном правонарушении заключается в том, что у него имелась возможность для соблюдения требований, за нарушение которых частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Являясь платежным агентом и осуществляя деятельность по приему платежей от физических лиц, заявитель должен знать о необходимости соблюдения предусмотренных нормативными актами обязательных для такой деятельности требований и условий.

Каких-либо доказательств совершения предприятием всех необходимых действий, направленных на соблюдение требований законодательства в осуществляемой им сфере деятельности и на недопущение нарушения указанных выше требований, материалы дела не содержат.

Доводы предприятия о неприменении к спорным правоотношениям положений Закона №103-ФЗ в связи с безналичным характером расчетов не являются основанием для удовлетворения заявлении, поскольку в рассматриваемом случае внесенные физическими лицами банку  денежные средства являются наличными. Последующее движение денежных средств не изменяет характер таких расчетов между платежным субагентом и платежным агентом, поскольку по существу правоотношения изначально складываются между плательщиком и поставщиком услуг и лишь опосредуются привлечением специальных лиц, а такие расчеты не отвечают признакам расчетов, проводимых в безналичном порядке в смысле, придаваемом таким расчетам пунктом 4 части 2 статьи 1 Закона №103-ФЗ.

Более того, данные доводы не соответствуют правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 20.11.15 №89-АД15-1, определениях от 09.12.16 №306-АД16-16305 и от 04.09.17 №306-АД17-11920, согласно которой Закон  №103-ФЗ в целях обеспечения общественной безопасности, защиты интересов государства и общества в сфере оборота наличных денежных средств предусматривает ряд мер по обеспечению администрирования платежей, поступающих от физических лиц, одной из которых является требование об аккумулировании таких платежей на специальном банковском счете. При этом не имеет правового значения, осуществляется ли получение наличных денежных средств платежным агентом непосредственно либо с использованием услуг сторонних организаций, в том числе, банковских услуг.

Указанная позиция закреплена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2019 по делу №306-ЭС19-13272, постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2019 по делу А49-13342/2018 и касается законодательства, действовавшего до 08.01.2020.

Обжалуемое постановление вынесено полномочным органом до 08.01.2020 с соблюдением сроков давности, установленных статьей 4.5 КоАП РФ (1 год за  нарушение законодательства Российской Федерации о национальной платежной системе). Каких-либо нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, влекущих незаконность оспариваемого постановления, судом не установлено, предприятие на наличие таковых не ссылалось. 

В материалах дела отсутствуют данные, которые позволили бы суду квалифицировать совершенное правонарушение в качестве малозначительного.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, из материалов дела не усматривается.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения предъявленного требования у суда не имеется.

Вместе с тем, Федеральным законом от 27.12.2019 №513-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее – Закон №513-ФЗ) внесены изменения в Закон №103-ФЗ.

Согласно указанным изменениям с 08.01.2020 по специальному банковскому счету платежного агента может осуществляться  операция по зачислению наличных денежных средств, принятых от физических лиц непосредственно платежным агентом (оператором по приему платежей или платежным субагентом).

Таким образом, исключена обязанность применять специальный банковский счет при получении денежных средств с использованием услуг сторонних организаций, в том числе, банковских услуг.

Из письма Министерства финансов Российской Федерации следует, что положения Закона №513-ФЗ конкретизируют режим использования специального счета платежного агента в отношении расчетов, осуществляемых через кредитные организации. В частности, детализированы нормы о необходимости использования специального банковского счета только в случае получения наличных денежных средств непосредственно платежным агентом, платежным субагентом, оператором по приему платежей.

Таким образом, Законом №513-ФЗ устранена обязанность платежного агента по зачислению на специальный банковский счет денежных средств принятых от физических лиц в безналичном порядке.   

В соответствии с частью 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Согласно пункту 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 №37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения" в случае непринятия привлекающим к ответственности органом необходимых мер вопрос о неприменении ответственности может быть решен в арбитражном суде по заявлению лица, в отношении которого вынесено решение (постановление) о привлечении к ответственности.

Судам необходимо исходить из того, что, если в названных целях данным лицом предъявлено требование о признании решения (постановления) о привлечении к ответственности недействительным, факт устранения такой ответственности после принятия оспариваемого решения (постановления) является основанием не для признания его недействительным, а для указания в резолютивной части судебного акта на то, что оспариваемое решение не подлежит исполнению.

При этом, как разъяснено в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации  от 22.06.2012 №34 "О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 03.12.2011 N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды", устранение ответственности за публично-правовое правонарушение имеет место и в случае отмены обязанности, за невыполнение которой такая ответственность была установлена.

В данном случае обязанность по использованию в рассматриваемой ситуации специального счета отменена с 08.01.2020, вопрос по принятию мер о неприменении ответственности предприятия по постановлению в связи со вступившими в Закон №103-ФЗ изменениями не решен, наложенный штраф не оплачен.

На основании изложенного, в целях исключения возможность несения предприятием ответственности за совершение правонарушения, ответственность за которое устранена,  постановление инспекции следует признать неподлежащим исполнению.

Руководствуясь статьями 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления №5/ВП  от 16.10.2019 по делу об административном правонарушении, принятого Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в г.Нарьян-Маре  в отношении государственного унитарного предприятия Ненецкого автономного округа "Ненецкая коммунальная компания", зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1028301647120, находящегося по адресу: Россия, 166700, Ненецкий автономный округ, Заполярный район, пос. Искателей, ул. Губкина, дом 15, отказать.

Признать постановление №5/ВП  от 16.10.2019 по делу об административном правонарушении, принятое Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №4 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в г.Нарьян-Маре  в отношении государственного унитарного предприятия Ненецкого автономного округа "Ненецкая коммунальная компания", зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>, находящегося по адресу: Россия, 166700, Ненецкий автономный округ, <...>, не подлежащим исполнению.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Судья

Б.В. Болотов