ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05П-670/20 от 07.04.2021 ПСП Арбитражного суда Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТОЯННОЕ СУДЕБНОЕ ПРИСУТСТВИЕ

В ГОРОДЕ НАРЬЯН-МАРЕ

НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ул. Смидовича, 4, г. Нарьян-Мар, 166000, тел. (81853) 40-522

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

апреля 2021 года

г. Нарьян-Мар

Дело № А05П-670/2020

Резолютивная часть решения объявлена апреля 2021 года  

Арбитражный суд Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа в составе судьи Лях Н.М.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кадулиной А.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению администрации муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" (ОГРН <***>; адрес: Россия, 166000, Ненецкий автономный округ, <...>)

к ответчику – прокуратуре Ненецкого автономного округа (ОГРН <***>; адрес: Россия, 166000, Ненецкий автономный округ, <...>)

с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа

о признании незаконным представления №7-15/1-2020/5318 от 02.12.2020,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 11.01.2021 №31/01-33,

от ответчика – ФИО2 по доверенности от 18.01.2021 №8-07-2021,

установил:

администрация муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" (далее – заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным представления заместителя прокурора Ненецкого автономного округа (далее – ответчик, прокурор) об устранении нарушений жилищного законодательства №7-15/1-2020/5318 от 02.12.2020.

Определением суда от 21 января 2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечён Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа (далее – Департамент).

Представитель заявителя поддержала заявленные требования с учётом доводов, указанных в заявлении и дополнениях к нему.

Представитель ответчика с заявленными требованиями не согласился по доводам, изложенным в возражениях на заявление.

Третье лицо в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.

Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд установил следующие фактические обстоятельства.

30.10.2020 в прокуратуру обратилась гражданка ФИО3 с жалобой о неправомерном переносе администрацией срока расселения многоквартирного дома № 14                     по ул. Южная в г. Нарьян-Маре.

В ходе проведённой проверки прокуратурой установлено, что распоряжением Администрации от 16.11.2015 № 738-р многоквартирный жилой дом № 14 по ул. Южная                   в г. Нарьян-Маре признан аварийным и подлежащим сносу, срок выселения жильцов установлен до 31.12.2020.

Реализация мероприятий по переселению жителей г. Нарьян-Мар из ветхого и аварийного жилья осуществляется в рамках подпрограммы «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и/или с высоким уровнем износа» государственной программы Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе», утвержденной постановлением администрации НАО от 14.11.2013            № 415-п.

Дом № 14 по ул. Южная в г. Нарьян-Маре включён в окружной реестр второго этапа реализации подпрограммы «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и/или с высоким уровнем износа» (2017-2021 годы).

Ответственным исполнителем подпрограммы «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и/или с высоким уровнем износа» является Департамент.

Постановлением администрации Ненецкого автономного округа от 10.04.2019                                   № 100-п (в редакции от 20.02.2020) утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда НАО» (далее - РАП).

Дом № 14 по ул. Южная в г. Нарьян-Маре включён в РАП (Приложение № 1, под номером 33). Планируемая дата окончания переселения – 31.12.2024.

На момент проведения прокурорской проверки срок расселения дома в подпрограмме «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и/или с высоким уровнем износа» изменён не был.

Распоряжением администрации от 30.12.2019 № 1010-р «О внесении изменений в распоряжения Администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» срок выселения граждан, проживающих в муниципальных жилых помещениях дома № 14 по ул. Южная в г. Нарьян-Маре перенесён до 31.12.2024.

По результатам проверки прокурором в адрес администрации внесено представление       от 02.12.2020 № 7-15/1-2020/5318 (далее – Представление от 02.12.2020), в котором указано, что перенос срока является неразумным, нарушает требования части 10 статьи 32 ЖК РФ.

В связи с выявленными нарушениями, прокуратурой предписано 1) рассмотреть представление с участием представителя прокуратуры, 2) пересмотреть срок расселения жителей многоквартирного дома в соответствии с требованиями статей 32, 57, 85, 86 Жилищного кодекса РФ; 3) в установленном порядке решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц администрации; 4) о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в прокуратуру округа в установленный законом месячный срок.

Полагая, что Представление от 02.12.2020 не соответствуют закону, нарушает права и законные интересы, администрация обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Изучив доводы заявления, дополнений к заявлению, возражения, письменное мнение, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленное требование не подлежит удовлетворению в связи со следующим.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

Реализуя эти полномочия, прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения (пункт 3 статьи 22, статьи 24, 28 названного Закона).

За невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации, в отношении указанных лиц предусмотрена административная ответственность, что свидетельствует о том, что представление прокурора, являясь основанием для привлечения к административной ответственности, затрагивает права этих лиц.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3(2015), утвержденном 25.11.2015, указал, что согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно изложенной в его решениях, акты государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц подлежат оспариванию в судебном порядке, если они по своему содержанию затрагивают права и интересы граждан, юридических лиц и предпринимателей, в том числе при осуществлении ими предпринимательской деятельности, независимо от того, какой характер - нормативный или ненормативный - носят оспариваемые акты. Иное означало бы необоснованный отказ в судебной защите, что противоречит статье 46 Конституции Российской Федерации.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановлением от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», разъяснил, что к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены в судебном порядке, относятся, в частности, должностные лица органов прокуратуры.

Таким образом, представление прокурора не может быть исключено из числа решений органов государственной власти, которые могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Поэтому, если орган или должностное лицо, в отношении которых вынесено представление, считают, что это представление нарушает их права и свободы, создает препятствия к осуществлению их прав и свобод либо незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, они вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главой 24 АПК РФ.

Указанный вывод содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2017 № 308-КГ16-16394 по делу № А63-12736/2015.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.

В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов (пункт 1 статьи 10 Закона о прокуратуре).

В силу пункта 1 статьи 21 Закона о прокуратуре предметом надзора является, в том числе, соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами органов местного самоуправления.

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами вносит представление об устранении нарушений закона (пункт 3 статьи 22 Закона о прокуратуре).

В соответствии со статьей 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Доказательств, что оспариваемое Представление от 02.12.2020 не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, заявителем не представлено, и материалы дела не содержат.

Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

В соответствии с пунктами 6 и 8 статьи 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.

В силу пункта 8 части 1 статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится, в частности, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Распоряжением администрации от 16.11.2015 № 738-р многоквартирный жилой дом № 14 по ул. Южной в г. Нарьян-Маре признан аварийным и подлежащим сносу. Этим же распоряжением определён срок для выселения граждан, проживающих в муниципальных жилых помещениях, до 31.12.2020.

Постановлением администрации НАО от 14.11.2013 № 415-п (в редакции от 15.10.2020) утверждена государственная программа Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе» (далее – Постановление № 415-п).

В соответствии с Разделом II Постановления №415-п государственная программа является основным инструментом реализации в Ненецком автономном округе государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Реализация данной государственной программы осуществляется в рамках отдельных мероприятий и подпрограмм, в том числе в рамках Подпрограммы 2 – «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и/или с высоким уровнем износа» (далее – Подпрограмма 2).

Подпрограмма 2 реализуется в три этапа:

- первый этап: 2014 - 2021 годы, в том числе: муниципальное образование "Город Нарьян-Мар" - 2014 - 2018 годы,

- второй этап - 2017 - 2021 годы;

- третий этап - 2022 - 2030 годы (в редакции от 15.10.2020).

Согласно Приложению № 2 к Подпрограмме 2 жилой дом №14 по ул. Южная включен в окружной реестр второго этапа реализации Подпрограммы под номером 50.

Распоряжением от 30.12.2019 № 1010-р "О внесении изменений в распоряжение Администрации муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" администрация изменила срок выселения граждан, проживающих в муниципальных жилых помещениях, а именно дома № 14 по ул. Южной в г. Нарьян-Маре в срок до 31.12.2024 года и определено организовать с собственниками жилых помещений работу по их участию в сносе вышеуказанного дома до 31.12.2024 (пункты 31.1 и 31.2).

Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ.

Согласно части 10 данной статьи признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

Как следует из положений части 10 статьи 32 ЖК РФ, а также пункта 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", принятие решения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также совершение всех последующих действий, связанных с таким решением и направленных на защиту конституционного права граждан на жилище, должно осуществляться в разумные сроки.

При этом, согласно Обзору судебной практики Верховного Суда РФ за 3 квартал 2012 г., утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26 декабря 2012 г. (ответ на вопрос N 2), обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

Анализ приведенных положений жилищного законодательства в их совокупности свидетельствует о том, что определение конкретных сроков расселения многоквартирного жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также отселения физических и юридических лиц, проживающих (находящихся) в указанном жилом доме, относится к компетенции органов местного самоуправления, при этом такие сроки должны отвечать признакам разумности (не быть произвольными и соответствовать целям реализации указанных выше требований закона исходя из конкретных обстоятельств дела).

В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Принимая решение о переносе срока расселения дома №14 по ул. Южная в г. Нарьян-Маре в сторону его увеличения до 31.12.2024, администрацией не приведены обстоятельства, которые являются достаточным основанием для увеличения срока расселения дома, признанного аварийным.

Включение указанного дома в РАП не является безусловным основанием для изменения (увеличения) срока расселения.

Срок расселения дома №14 по ул. Южная в г. Нарьян-Маре в Подпрограмме 2 установлен 2017 - 2021 годы.

Указанный срок установлен Администрацией Ненецкого автономного округа.

Заявитель, увеличивая срок расселения до 31.12.2024, вышел за пределы своих полномочий, изменив сроки, установленные правовым актом высшим органом исполнительной власти Ненецкого автономного округа.

Доказательств наличия исключительных обстоятельств, свидетельствующих о необходимости увеличения сроков, установленных Постановлением № 415-п, материалы дела не содержат.

Поскольку проживание в многоквартирном доме №14 по ул. Южная в г. Нарьян-Маре представляет опасность для жизни и здоровья проживающих в нем граждан, прокурор на законных основаниях внес в адрес администрации оспариваемое Представление от 02.12.2020                 с требованием принять меры по пересмотру срока расселения жителей многоквартирного дома в соответствии с требованиями статей 32, 57, 85, 86 Жилищного кодекса РФ.

В связи с изложенным, представление прокурора №7-15/1-2020/5318 от 02.12.2020, внесенное в адрес администрации, законно и обоснованно, внесено в рамках представленных Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" полномочий.

Нарушений прав и законных интересов заявителя оспариваемым представлением прокурора №7-15/1-2020/5318 от 02.12.2020 судом не установлено.

Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения заявления администрации суд не усматривает.

Руководствуясь статьями 106, 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Заявление администрации муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" о признании незаконным представления об устранении нарушений жилищного законодательства № 7-15/1-2020/5318 от 02.12.2020, внесенного прокуратурой Ненецкого автономного округа, оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

Н.М. Лях