АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТОЯННОЕ СУДЕБНОЕ ПРИСУТСТВИЕ В ГОРОДЕ НАРЬЯН-МАРЕ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА |
ул. Смидовича, 4, г. Нарьян-Мар, 166000, тел. (81853) 40-522
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
февраля 2021 года | г. Нарьян-Мар | Дело № А05П-682/2020 |
Арбитражный суд Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа в составе судьи Лях Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кадулиной А.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Департамента внутреннего контроля и надзора Ненецкого автономного округа (ОГРН <***>; адрес: Россия, 166000, Ненецкий автономный округ, <...>)
о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ВЕРСО М" (ОГРН <***>; адрес: Россия, 390042, <...>)
к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Департамент внутреннего контроля и надзора Ненецкого автономного округа (далее – заявитель, департамент) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ВЕРСО М" (далее – ответчик, общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) и частью 3 статьи 156 АПК РФ суд рассмотрел спор без участия представителей сторон.
В соответствии с пунктом 1 постановления Администрации Ненецкого автономного округа от 12.03.2020 № 45-п "О реорганизации исполнительных органов государственной власти Ненецкого автономного округа" с 1 апреля 2020 года Государственная инспекция строительного и жилищного надзора Ненецкого автономного округа переименована в Департамент внутреннего контроля и надзора Ненецкого автономного округа.
В обоснование предъявленных требований заявитель указал, что в период с 21.12.2020 по 23.12.2020 на основании распоряжения №189-СН от 24.11.2020 в отношении общества была проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки выполнения пунктов 3, 4 и 9 предписания департамента №110-СН от 07.09.2020 при строительстве объекта капитального строительства «Ясли-сад в г. Нарьян-Мар». По результатам проверки было установлено, что пункты 3, 4 и 9 предписания №110-СН от 07.09.2020 общество в установленный для него срок не выполнило, что образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, суд установил следующие фактические обстоятельства.
Из представленного извещения о начале строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства от 26.04.2019 следует, что застройщиком или заказчиком объекта капитального строительства «Ясли-сад в г. Нарьян-Маре на 60 мест», расположенного по адресу: 166000, НАО, <...>, является общества с ограниченной ответственностью «ВЕРСО М» (пункт 1 извещения).
Строительство ведется на основании разрешения на строительство № RU83301000-67-2018 от 13.11.2018, выданного Департаментом строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа, сроком действия до 13.11.2020. Срок действия разрешения на строительство продлен до 13.11.2021.
Строительство объекта «Ясли-сад в г. Нарьян-Маре» осуществляется собственными силами общества с ограниченной ответственностью «ВЕРСО М», без привлечения подрядной организации.
На основании распоряжения от 03.08.2020 №101-СН в период с 11.08.2020 по 07.09.2020 департаментом проведена проверка строительства объекта капитального строительства «Ясли-сад в г. Нарьян-Маре», расположенного по адресу: Ненецкий АО, <...>, по результатам которой составлен акт проверки от 12.08.2020 №109-СН и выдано предписание от 07.09.2020 №110-СН. На момент проверки 11.08.2020 на объекте производились работы по обустройству оштукатуриванию стен и монтажу системы вентиляции.
Указанным предписанием обществу в срок до 20.11.2020 предписано:
1.Выполнить дверной проем в осях Е-Ж/18 из помещения 147 «Групповая» на улицу, с установкой утепленной, полуторной распашной остекленной наружной дверью в металлическом профиле.
2.Система вентиляции смонтирована с отступлением от проектной документации, а именно в помещениях 112, 126 отсутствует выход вытяжной вентиляции; в помещении 158 проложена центральная магистраль приточной вентиляции рядом с центральной магистралью вытяжной вентиляции, в соответствии с листом 14 «План 1 этажа. Вентиляция» раздела СП-10-2018/ЯС-ИОС4.1 «Отопление, вентиляция, кондиционирование» центральная магистраль приточной вентиляции должна располагаться в помещении 155; в помещении 161 выполнен выход вытяжной вентиляции, в соответствии с листом 14 «План 1 этажа. Вентиляция» раздела СП-10-2018/ЯС-ИОС4.1 «Отопление, вентиляция, кондиционирование» в данном помещении выход вытяжной вентиляции не предусмотрен. Привести в соответствие с требованиями проектной документации.
3.Не обеспечена целостность ограждения периметра строительной площадки объекта капитального строительства, выполненное из металлической сетки. Ограждение из металлической сетки нарушено в нескольких местах, в нескольких местах высота ограждения строительной площадки меньше двух метров, что не ограничивает возможное проникновение посторонних лиц, в том числе детей на строительную площадку и не обеспечивает их безопасность. Привести в соответствие с требованиями проектной документации.
4.Конструкция ограждения строительной площадки не соответствует требованиям проектной документации. Привести в соответствие с требованиями проектной документации.
5.Отсутствует временная дорога на строительной площадке. Привести в соответствие с требованиями проектной документации.
6.На выезде со строительной площадки отсутствует пункт мойки колес. Привести в соответствие с требованиями проектной документации.
7.Бытовые и административные помещения на строительной площадке расположены с отступлением от требований проектной документации. Привести в соответствие с требованиями проектной документации.
8.Конструкция и количество туалетов, расположенных на строительной площадке, не соответствует требованиям проектной документации. Привести в соответствие с требованиями проектной документации.
9.Комплектация пожарного щита, расположенного на строительной площадке не соответствует требованиям проектной документации, а именно отсутствуют: огнетушители воздушно-пенные (ОВП) (2 штуки), лом (1 штука), багор (1 штука), лопата совковая (1 штука), емкость для хранения воды (объемом 0,2 м³, 1 штука). Привести в соответствие с требованиями проектной документации.
Срок исполнения – 20.11.2020.
Распоряжением департамента от 26.10.2020 №165-СН о продлении срока исполнения пункта предписания №110-СН от 07.09.2020, выданного обществу при строительстве объекта капитального строительства «Ясли-сад в г. Нарьян-Мар» срок исполнения пунктов 1, 2, 5, 6, 7, 8 предписания №110-СН продлен до 30.04.2021.
В продлении пунктов 3, 4, 9 отказано, в связи с необходимостью обеспечения безопасности строительного объекта, во избежание доступа посторонних лиц на строительную площадку (пункт 4 распоряжения №165-СН от 26.10.2020).
На основании распоряжения от 24.11.2020 №189-СН заявителем в период с 21.12.2020 по 23.12.2020 проведена внеплановая выездная проверка в отношении общества с целью проверки выполнения пунктов 3, 4 и 9 предписания от 07.09.2020 №110-СН.
По результатам проверки заявителем установлено и в акте от 21.12.2020 №157-СН отражено, что пункты 3, 4 и 9 предписания от 07.09.2020 №110-СН обществом не выполнены:
- Пункт 3. Ограждение из металлической сетки нарушено в нескольких местах, в нескольких местах высота ограждения строительной площадки меньше двух метров, что не ограничивает возможное проникновение посторонних лиц, в том числе детей на строительную площадку и не обеспечивает их безопасность. Не обеспечено выполнение требований листа 1 «Строительный генеральный план. М 1:500. Основной период» раздела СП-10-2018/ЯС-ПОС1 «Проект организации строительства» проектной документации;
- Пункт 4. Конструкция ограждения строительной площадки не соответствует требованиям листа 1 «Строительный генеральный план. М 1:500. Основной период» раздела СП-10-2018/ЯС-ПОС1 «Проект организации строительства» проектной документации;
- Пункт 9. Пожарный щит не укомплектован совкой лопатой, ломом и емкостью с водой, необходимые по требованиям листа 47 раздела СП-10-2018/ЯС-ПОС1 «Проект организации строительства» проектной документации. Огнетушителя хранятся на улице. На строительной площадке присутствуют объекты вспомогательного использования балочного исполнения, в которых возможно хранение огнетушителей любых типов и емкостей с водой в зимний период года, при температурах ниже 0°C.
Уведомлением от 24.12.2020 №4367 общество было извещено о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
В отношении ответчика 25.12.2020 составлен протокол №77 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ
Руководствуясь частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, заявитель обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Оценив доводы и доказательства, представленные заявителем в обоснование своей позиции, суд считает заявление подлежащим удовлетворению ввиду следующего.
В силу части 6 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного указанной нормой, составляет невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) установлено, что под строительством понимается создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства); объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется ГрК РФ, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 1 статьи 52 ГрК РФ).
В силу части 3 статьи 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее – лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
Согласно части 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
Статьей 54 ГрК РФ предусмотрены предмет, основания и органы государственного строительного надзора. В соответствии с данной статьей государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Кодекса. Предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Государственный строительный надзор, в том числе, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией иных, кроме указанных в части 3 данной статьи, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление государственного строительного надзора (часть 4 статьи 54 ГрК РФ).
В соответствии с положением о Департаменте внутреннего контроля и надзора Ненецкого автономного округа, утвержденным постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 12.03.2020 №45-п, Департамент внутреннего контроля и надзора Ненецкого автономного округа является государственным органом исполнительной власти Ненецкого автономного округа, уполномоченным на осуществление в Ненецком автономном округе государственного строительного надзора.
Одним из оснований для проведения проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем выданного органом государственного строительного надзора предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований (подпункт б) пункта 3 части 5 статьи 54 ГрК).
В силу части 6 статьи 54 ГрК РФ по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.
Согласно статье 58 ГрК РФ лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несут в том числе административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Невыполнение юридическим лицом в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации влечет административную ответственность, предусмотренную частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
В данном случае в ходе проверки департамент установил, что обществом при строительстве объекта капитального строительства «Ясли-сад в г. Нарьян-Маре» выявлены отступления от проектной документации, в связи с чем, правомерно выдал ответчику предписание №110-СН от 07.09.2020.
Обществом в установленный срок не выполнены пункты 3, 4 и 9 предписание №110-СН от 07.09.2020, что подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки №157-СН от 23.12.2020, и им не оспаривается.
Следовательно, деяние общества образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд считает, что в рассматриваемом случае ответчик имел возможность не допустить совершение административного правонарушения, однако при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не принял все зависящие от него меры для выполнения норм действующего законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Согласно пункту 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что в действиях ответчика имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Каких-либо процессуальных нарушений, допущенных департаментом, нарушений, которые препятствуют полному, всестороннему и объективному рассмотрению дела, судом не установлено, общество на наличие таковых не ссылается.
На момент рассмотрения дела в арбитражном суде срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, не истек.
Судом не установлены обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, а также для признания совершенного правонарушения малозначительным.
С учетом характера административного правонарушения, имущественного положения общества, наличия смягчающих и отсутствия отягчающих административную ответственность обстоятельств, суд пришел к выводу о том, что общество подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В соответствии со статьей 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу настоящего решения по следующим реквизитам: получатель – УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (Северо-Западное Управление РОСТЕХНАДЗОРА), ИНН <***>, КПП 784101001, БИК 041117001, расчетный счет <***>, ОКТМО 11701000, КБК 498 1 16 01191 01 0005 140.
При отсутствии у суда документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней с момента вступления в законную силу настоящего решения оно будет направлено судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
Привлечь общество с ограниченной ответственностью "ВЕРСО М", зарегистрированное 01.11.2000 Государственной регистрационной палатой при Министерстве юстиции Российской Федерации в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1027739813408, ИНН 7702270280, находящееся по адресу: 390010, Рязанская область, г. Рязань, ул. Октябрьская, дом 35 А к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Судья | Н.М. Лях |