ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А05П-693/2021 от 22.02.2022 ПСП Арбитражного суда Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТОЯННОЕ СУДЕБНОЕ ПРИСУТСТВИЕ

В ГОРОДЕ НАРЬЯН-МАРЕ

НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ул. Смидовича, 4, г. Нарьян-Мар, 166000, тел. (81853) 40-522

E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

февраля 2022 года

г. Нарьян-Мар

Дело № А05П-693/2021

Резолютивная часть решения объявлена февраля 2022 года  

Решение в полном объёме изготовлено февраля 2022 года

Арбитражный суд Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа в составе судьи Тарасовой А.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Брыковой Е.А.,

ознакомившись с заявлением Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ненецком автономном округе ФИО1 (адрес: 166000, г.Нарьян-Мар, Ненецкий автономный округ, ул. Ненецкая, дом 3, оф. 18)

в защиту прав индивидуального предпринимателя ФИО2 (ОГРНИП <***>, адрес: 166000, Ненецкий автономный округ, г. Нарьян-Мар)

к ответчику - Департаменту внутреннего контроля и надзора Ненецкого автономного округа (ОГРН <***>; адрес: 166000, г.Нарьян-Мар, Ненецкий автономный округ, ул. им. В.И. Ленина, дом 38)

о признании недействительным отказа Департамента внутреннего контроля и надзора Ненецкого автономного округа в совершении регистрационных действий, оформленного письмом № 3770 от 07.09.2021,

при участии в заседании представителей:

заявитель: ФИО1, паспорт;

от ответчика: ФИО3, по доверенности от 21.12.2021,

индивидуальный предприниматель ФИО2: не явилась, извещена,

установил:

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ненецком автономном округе (далее – заявитель, уполномоченный) обратился в Арбитражный суд Архангельской области в защиту прав индивидуального предпринимателя ФИО2 (далее – предприниматель, ИП ФИО2) с заявлением к Департаменту внутреннего контроля и надзора Ненецкого автономного округа (далее – ответчик, Департамент) о признании недействительным отказа Департамента, оформленного письмом № 3770 от 07.09.2021.

Заявитель в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении; уточнил заявленные требования, изложив их в соответствии с просительной частью заявления от 17.11.2021 № 83-УПП/105.

Представитель ответчика в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился по доводам отзыва.

ИП ФИО2 в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующие фактические обстоятельства.

Предприниматель является собственником экскаватора колесного JCB 3СХ SUPER Погрузчик, заводской номер машины JCB3CXSMJ02100110, двигатель № SB320/40344U0873012, цвет желтый, 2012 года выпуска, что подтверждается договором купли-продажи от 25.06.2021 № 18/2021 с ООО «АНГМ» (продавец).

7 сентября 2021 года от имени ИП ФИО2 в комитет государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Департамента поступило заявление о регистрации погрузчика-экскаватора колесного JCB 3СХ SUPER.

К указанному заявлению были приложены паспорт самоходной машины ТС 289288; свидетельство о регистрации машины СВ 323988; договор купли-продажи № 18/2021 от 25.06.2021; платежное поручение № 117 от 26.08.2021; акт экспертизы № 179 от 15.07.2021; страховой полис.

В ходе сверки номерных агрегатов самоходной машины было установлено, что табличка с заводским номером машины отсутствует. Как следует из пояснений представителя ответчика, по результатам запроса в информационную систему ФГИС УСМТ установлено, что информация об ограничениях, запретах в отношении транспортного средства отсутствует.

Как следует из содержания письма от 07.09.2021 № 3770, Департаментом отказано в государственной регистрации транспортного средства на основании подпункта 7 пункта 32 Административного регламента предоставления государственной услуги "Регистрация самоходных машин и других видов техники", утвержденного Приказом Департамента от 23.06.2020 N 28, ввиду несоответствием полученных данных при осмотре данным предоставленным (полученным) документам (сведениям) - информационная табличка (шильдик) с заводским номером машины (рамы) отсутствует (повреждена), выбитый непосредственно на машине номер, пропечатан не четко (различима только верхняя часть цифр.

Не согласившись с данным отказом, ИП ФИО2 обратилась в адрес Уполномоченного с жалобой на бездействие Департамента.

Придя к выводу об отсутствии правовых оснований для отказа в совершении регистрационных действий по заявлению заявителя, уполномоченный, руководствуясь положениями подпункта 2 пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 07.05.2013 № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации», ч. 1 ст. 53.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обратился в суд с заявлением о признании его недействительным. Заявитель указывает, что Департаментом при принятии решения не принято во внимание заключение эксперта ФИО4 от 15.07.2021 № 179; действующее законодательство не содержит запрета на совершение регистрационных действий в отношении транспортных средств, маркировка номерных агрегатов которых повреждена вследствие естественных причин; у органа гостехнадзора, при возникновении сомнений в подлинности основных компонентов техники и несоответствии их номеров представленным документам, имеется обязанность направить запросы по месту прежней государственной регистрации техники, а также в МВД. Данная проверка проведена не была.

Ответчик представил в материалы дела отзыв, в котором указал, что с заявленными требованиями не согласен, поскольку акт экспертизы не может рассматриваться в качестве документа, подтверждающего право собственности на самоходную машину. Ввиду отсутствия заводского номера на представленной заявителем самоходной машине сотрудником Департамента было принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги.

ИП ФИО2 письменное мнение с изложением позиции по делу не представила.

Изучив доводы заявителя и ответчика, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению в силу следующего.

В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) государственных органов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.

При этом согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).

Согласно статье 28 Федеральный закон от 03.08.2018 N 283-ФЗ  "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" решение вопросов осуществления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, государственной регистрации самоходных машин и других видов техники и прицепов (полуприцепов) к ним производится органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 «Положения о Департаменте внутреннего контроля и надзора ненецкого автономного округа», утвержденного постановлением администрации Ненецкого автономного округа от 12.03.2020 N 45-п "О реорганизации исполнительных органов государственной власти Ненецкого автономного округа", Департамент является исполнительным органом государственной власти Ненецкого автономного округа, осуществляющим функции по нормативному правовому регулированию и реализации государственной политики в сфере осуществления регионального государственного надзора в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов.

Постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 N 1507 утверждены Правила государственной регистрации самоходных машин и других видов техники (далее – Правила № 1507), которые в силу пункта 1 названного Постановления определяют порядок государственной регистрации самоходных машин (тракторов, самоходных дорожно-строительных машин, коммунальных, сельскохозяйственных машин, внедорожных автомототранспортных средств и других наземных безрельсовых механических транспортных средств, имеющих двигатель внутреннего сгорания объемом свыше 50 куб. сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью более 4 киловатт (за исключением наземных самоходных устройств категории "L", "M", "N" на колесном ходу с мощностью двигателя (двигателей) более 4 киловатт или с максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, предназначенных для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на них, а также прицепов (полуприцепов) к ним и транспортных средств, самоходных машин, военной, специальной и других видов техники Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, опытных (испытательных) образцов вооружения, военной и специальной техники, в том числе относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации о военно-техническом сотрудничестве с иностранными государствами к продукции военного назначения), на которые оформляются паспорта самоходной машины и других видов техники (электронные паспорта самоходной машины и других видов техники), и других видов техники (прицепов (полуприцепов) самоходных машин), на которые оформляются паспорта самоходной машины и других видов техники (электронные паспорта самоходной машины и других видов техники) (далее - техника).

Пунктами 2, 3 Постановления Правительства РФ от 21.09.2020 N 1507 установлено, что государственная регистрация техники осуществляется в целях государственного учета техники и допуска ее к эксплуатации.

Государственная регистрация техники осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный надзор в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов (далее - органы гостехнадзора), за собственником техники (за исключением лица, не достигшего возраста 16 лет либо признанного недееспособным), или лицом, владеющим техникой на праве хозяйственного ведения, на праве оперативного управления либо на основании договора лизинга, или одним из родителей, усыновителем либо опекуном (попечителем) лица, не достигшего возраста 16 лет, являющегося собственником техники, или опекуном недееспособного гражданина, являющегося собственником техники (далее - владелец техники).

На основании пункта 6 Правил № 1507 государственная регистрация техники совершается на основании заявления владельца техники или его представителя о государственной регистрации техники.

Для государственной регистрации техники представляются следующие документы: заявление по форме согласно приложению N 1 или 2; документ, удостоверяющий личность владельца техники или его представителя (предъявляется при подаче заявления), кроме случаев подачи заявления в соответствии с абзацем вторым пункта 7 настоящих Правил; документ, подтверждающий полномочия представителя владельца техники, в случае, если документы подаются представителем; документ, подтверждающий право собственности или иное законное основание владения и пользования техникой или основными компонентами; паспорт техники с отметкой об уплате утилизационного сбора либо отметкой об основании неуплаты утилизационного сбора в соответствии с законодательством Российской Федерации или выписка из электронного паспорта техники (может быть представлена по инициативе заявителя) со статусом "действующий" в автоматизированной системе "Системы электронных паспортов транспортных средств (паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники" (далее - автоматизированная система системы электронных паспортов техники), оформленного в соответствии с Соглашением о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов от 15 августа 2014 г. (далее - электронный паспорт техники); копия действующего документа об оценке соответствия техники требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 823, и (или) технического регламента Таможенного союза "О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним", утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 июля 2012 г. N 60 (далее - документ об оценке соответствия техники) (может быть представлена по инициативе заявителя); страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства (может быть представлен по инициативе заявителя); документ, идентифицирующий технику как временно ввезенную, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; квитанция (платежное поручение) об уплате государственной пошлины (может быть представлена по инициативе заявителя).

Согласно пункту 7 Правил № 1507 заявление владельца техники или его представителя о государственной регистрации техники и прилагаемые к нему документы могут быть поданы владельцем техники или его представителем лично в орган гостехнадзора.

Указанные заявление и документы могут быть поданы владельцем техники или его представителем в орган гостехнадзора с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг (далее - Единый портал) без необходимости подачи такого заявления в иной форме. Заявление о государственной регистрации техники должно быть подписано простой электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Документы, прилагаемые к заявлению о государственной регистрации техники, должны быть подписаны усиленной неквалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Орган гостехнадзора информирует заявителя о ходе оказания услуги посредством уведомлений в личном кабинете заявителя на Едином портале.

В соответствии с пунктом 8 Правил № 1507 государственная регистрация техники производится органом гостехнадзора по месту обращения владельца техники вне зависимости от места регистрации физического лица, индивидуального предпринимателя или места нахождения юридического лица, являющихся владельцами техники, в пределах одного субъекта Российской Федерации.

Пунктом 20 Правил № 1507 регламентирован порядок осмотра техники, который осуществляется государственным инженером-инспектором органа гостехнадзора по месту подачи заявления о государственной регистрации техники или месту нахождения техники, а в случае осмотра группы техники - по месту нахождения техники.

При осмотре техники осуществляется ее идентификация и проверка отсутствия признаков изменения, сокрытия, уничтожения заводского, идентификационного номера техники или номера основного компонента техники.

При осмотре техники проводится проверка соответствия ее конструкции представленным документам, а в необходимых случаях - проверка соответствия изменений, внесенных в конструкцию техники, документам о соответствии техники с внесенными в ее конструкцию изменениями требованиям безопасности.

По завершении осмотра техники в заявление о государственной регистрации техники вносится отметка о его результате.

Срок действия результатов осмотра техники составляет 30 календарных дней со дня его проведения.

Согласно пункту 58 Правил № 1507 основанием для отказа в государственной регистрации техники и внесении изменений в регистрационные данные являются: обращение с заявлением о государственной регистрации техники, которая не подлежит государственной регистрации в соответствии с настоящими Правилами; отсутствие документов или сведений, наличие которых является обязательным в соответствии с настоящими Правилами; несоответствие представленных документов требованиям, установленным нормативными правовыми актами или нормативно-техническими документами; представление документов, срок действия которых истек; наличие в представленных (полученных) документах (сведениях) противоречивой либо недостоверной информации; наличие запретов и (или) ограничений, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации; несоответствие полученных при осмотре данных представленным (полученным) документам (сведениям); наличие в системе учета сведений о государственной регистрации техники, которая не снята с государственного учета (при обращении с заявлением о государственной регистрации техники); отсутствие в паспорте техники отметки об уплате утилизационного сбора или отметки об основании неуплаты утилизационного сбора, предусмотренных законодательством Российской Федерации (за исключением случаев, когда требование об уплате утилизационного сбора в отношении вида и категории техники не предусмотрено); отсутствие в электронном паспорте техники со статусом "действующий" сведений об уплате утилизационного сбора в Российской Федерации или об основании неуплаты утилизационного сбора.

При наличии оснований для отказа в государственной регистрации орган гостехнадзора направляет заявителю или его представителю в письменной форме, в том числе в личный кабинет на Едином портале, соответствующее уведомление с указанием оснований отказа.

В соответствии с пунктом 19 Правил № 1507 при обнаружении признаков подделки представленных документов, государственных регистрационных знаков, изменения или уничтожения маркировки, нанесенной на технику организациями-изготовителями, а также при наличии сведений о нахождении техники или основных компонентов техники (двигатель, основной ведущий мост (мосты), рама, коробка передач) в розыске либо нахождении представленных документов в числе похищенных орган гостехнадзора осуществляет их проверку в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В этих случаях государственная регистрация техники (внесение изменений в регистрационные данные, снятие техники с учета) производится по результатам проведения проверки или оформляется отказ в государственной регистрации техники.

Согласно пункту 64 Правил № 1507 при совершении регистрационных действий органами гостехнадзора в случае утраты свидетельств о государственной регистрации техники, паспортов техники, снятой с учета, или при возникновении сомнений в подлинности свидетельств о государственной регистрации техники, паспортов техники, основных компонентов техники и несоответствии их номеров представленным документам органами гостехнадзора направляются запросы по месту прежней государственной регистрации техники, исполнение которых обязательно в течение 3 рабочих дней со дня получения.

На время получения ответа на запрос, указанный в абзаце первом настоящего пункта, а также проведения проверки по основаниям, указанным в пункте 19 настоящих Правил, предоставление государственной услуги по государственной регистрации техники приостанавливается, но не более чем на 30 календарных дней.

Заявителю сообщается о приостановлении государственной услуги по государственной регистрации техники путем направления решения о приостановлении услуги по адресу электронной почты, указанному в заявлении о государственной регистрации техники или о внесении изменений в регистрационные данные техники, уведомления в личном кабинете заявителя на Едином портале или иным способом, предусмотренным административным регламентом по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации техники, утвержденным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - административный регламент). Предоставление государственной услуги по государственной регистрации техники возобновляется со дня поступления документов, подтверждающих устранение причин приостановления предоставления государственной услуги по государственной регистрации техники, указанных в абзаце первом настоящего пункта.

Как следует из пояснений представителя ответчика и представленных им документов, установив в ходе осмотра при сверке номерных агрегатов самоходной машины отсутствие таблички с заводским номером машины, инспектор на основании запроса в информационную систему ФГИС УСМТ установил, что информацию об ограничениях, запретах в отношении транспортного средства отсутствует. При этом инспектор пришел к выводу о несоответствии полученных при осмотре данных представленным документам.

Вместе с тем, проверка в соответствии с пунктом 19 Правил № 1507 в данном случае не проводилась, запрос по месту прежней государственной регистрации техники на основании пункта 64 Правил № 1507 не направлялся. Доказательств обратного ответчиком не представлено.

В обоснование отказа в регистрации машины Департамент ссылается на положения пункта 90 Административного регламента, утвержденного приказом Департамента от 23.06.2020 № 28, согласно которому при обнаружении признаков сокрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на машину организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия машин и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении машин, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных) регистрационные действия не производятся. Ответственный исполнитель готовит проект письма в органы внутренних дел о выявленных фактах.

Однако доказательств направления соответствующего письма в органы внутренних дел о выявленных фактах ответчиком также не представлено.

Кроме того, согласно пункту 99 указанного Административного регламента при подтверждении признаков подделки представленных документов, государственных регистрационных знаков, изменения или уничтожения маркировки, нанесенной на технику организациями-изготовителями, а также при наличии сведений о нахождении техники или основных компонентов техники в розыске либо нахождении представленных документов в числе похищенных ответственный исполнитель подготавливает мотивированное заключение об отказе в предоставлении государственной услуги и проект письма Департамента в органы внутренних дел о выявленных фактах.

При этом в материалы дела представлено заключение эксперта ФИО4 от 15.07.2021 № 179, из содержания которого следует, что представленный на исследование экскаватор «Погрузчик JCB ЗСХ SUPER», заводской номер машины JCB3CXSMJ02100110, утратил заводскую табличку с идентифицирующей маркировкой заводского номера в результате ее разрушения в процессе эксплуатации экскаватора; внешних признаков умышленного отделения заводской таблички от рамы экскаватора обнаружено не было. При визуальном осмотре левой части рамы экскаватора обнаружено рельефное обозначение заводского номера, нанесенное в условиях предприятия – изготовителя экскаватора. При сравнительном исследовании методом сопоставления знаков маркировки исследуемого номера и знаков заводского номера машины (рамы), выполненного в соответствии с технологией предприятия-изготовителя, каких-либо видимых не совпадающих признаков в начертании, размерных характеристиках, форме всех знаков  и виду нанесения не выявлено.

На основании проведенного исследования, эксперт указал: маркировка (размерные характеристики, форма, очертание, сочетание и шрифт знаков) идентификационной маркировки на раме представленного на исследование экскаватора соответствует технологическим нормам предприятия-изготовителя; внешних признаков изменения или удаления маркировки заводского номера машины (рамы)/рамы экскаватора не выявлено; внешний вид, размерные характеристики, расположение, форма и размеры маркировочных идентификационных знаков заводского номера машины (рамы) данного экскаватора выполнены в соответствии с технологическими требованиями предприятия-изготовителя.

В экспертном заключении содержатся следующие выводы: представленный на исследование экскаватор «Погрузчик JCB ЗСХ SUPER», заводской номер машины JCB3CXSMJ02100110, утратил заводскую табличку с идентификационной маркировкой заводского номера – «JCB3CXSMJ02100110» в результате ее разрушения в процессе эксплуатации экскаватора. Внешних признаков умышленного отделения заводской таблички от рамы экскаватора обнаружено не было. Маркировка заводского номера на раме представленного на исследование экскаватора «Погрузчик JCB ЗСХ SUPER», заводской номер машины JCB3CXSMJ02100110, соответствует технологическим нормам предприятия изготовителя. Внешних признаков умышленного изменения идентификационной маркировки на раме экскаватора обнаружено не было.

Вопреки доводам ответчика, акт экспертизы не содержит выводов относительно подтверждения права собственности на транспортное средство. Предметом исследования эксперта выступали идентификационные маркировки автотранспортного средства.

Из буквального толкования положений абзаца второго пункта 19 Правил № 1507 следует, что по результатам проверки принимается одно из следующих решений: о регистрации техники либо об отказе в государственной регистрации техники. Безусловное принятие решения об отказе в государственной регистрации техники данным пунктом не предусмотрено.

Следовательно, если по результатам проверки обстоятельства подделки представленных документов, государственных регистрационных знаков, изменения или уничтожения маркировки, нанесенной на технику организациями-изготовителями, а также нахождения техники или основных компонентов техники (двигатель, основной ведущий мост (мосты), рама, коробка передач) в розыске либо нахождении представленных документов в числе похищенных, не подтвердились, должно быть принято решение о регистрации техники при отсутствии других препятствий для отказа.

Как указано ранее, в соответствии с пунктом 19 Правил № 1507 при обнаружении признаков уничтожения маркировки, нанесенной на технику организациями-изготовителями, орган гостехнадзора осуществляет их проверку в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, из представленного акта экспертизы следует отсутствие внешних признаков изменения или удаления заводского номера машины. Оснований сомневаться в правильности составленного акта экспертизы у суда не имеется. Квалификация эксперта ФИО4 подтверждена представленным заявителем свидетельством на самостоятельное производство судебных экспертиз по исследованию маркировочных обозначений транспортных средств.

При наличии у ответчика сомнений относительно наличия (отсутствия) признаков уничтожения маркировки государственная регистрация техники (внесение изменений в регистрационные данные, снятие техники с учета) производится по результатам проведения проверки или оформляется отказ в государственной регистрации техники.

Следует отметить, что предоставление при обращении в уполномоченный орган наряду с предусмотренными Правилами № 1507 документами экспертного заключения, содержащего выводы о причинах уничтожения, изменения маркировки, как и отсутствие доказательств того, что маркировка уничтожена в результате чьих-то умышленных противоправных действий, сами по себе не являются основанием для осуществления регистрационных действий. Однако сделанные в экспертном заключении выводы могут быть учтены при принятии решения в случае, если не противоречат сведениям, полученным по результатам проверки.

В данном случае основанием для отказа послужило наличие несоответствия полученных при осмотре данных представленным документам. Вместе с тем, в чем именно заключается такое несоответствение, не указано. Само по себе разрушение таблички с идентификационной маркировкой заводского номера о несоответствии транспортного средства представленным документам не свидетельствует.

В силу пунктов 19, 64  Правил № 1507 обнаружение изменения или уничтожения маркировки, нанесенной на технику организациями-изготовителями, является основанием для проведения проверки, на время проведения которой предоставление государственной услуги по государственной регистрации техники приостанавливается, но не более чем на 30 календарных дней.

В указанном случае решение о государственной регистрации техники или об отказе в государственной регистрации принимается уполномоченным органом по результатам проведения такой проверки.

Однако в данном случае ответчиком соответствующая проверка не проводилась. Доказательств обратного ответчиком не представлено. При этом, оспариваемый отказ, изложенный в письме от 07.09.2021 № 3770, принят Департаментом в день обращения ИП ФИО5 с заявлением о регистрации; доказательств направления соответствующих запросов по месту прежней государственной регистрации техники, получения ответов на указанные запросы ответчиком не представлено.

Положения пунктов 90 и 99 Административного регламента, утвержденного приказом Департамента от 23.06.2020 № 28, не исключают необходимость проведения проверки в соответствии с пунктом 19 Правил № 1507.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что обжалуемый отказ, изложенный в письме от 07.09.2021 № 3770, носил формальный характер, без исследования всех обстоятельств дела, связанных с регистрацией, эксплуатацией экскаватора колесного, принадлежащего ИП ФИО2 Вывод о несоответствии полученных при осмотре данных представленным (полученным) документам (сведениям) сделан преждевременно; из представленных на регистрацию документов такой вывод не следует.

С учетом изложенного, обжалуемый отказ лишает ИП ФИО2 возможности осуществлять предпринимательскую деятельность, связанную с эксплуатацией транспортного средства.

Следовательно, оспариваемый отказ, изложенный в письме от 07.09.2021 № 3770, являются незаконным, и нарушающим права предпринимателя в осуществлении предпринимательской деятельности.

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Руководствуясь статьями 106, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Архангельской области

РЕШИЛ:

Признать недействительным проверенный на соответствие нормам действующего законодательства отказ индивидуальному предпринимателю ФИО2 в совершении регистрационных действий, изложенный Департаментом внутреннего контроля и надзора Ненецкого автономного округа в письме № 3770 от 07.09.2021.

Обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя ФИО2.

Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Постоянное судебное присутствие Арбитражного суда Архангельской области в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

А.С. Тарасова