АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТОЯННОЕ СУДЕБНОЕ ПРИСУТСТВИЕ В ГОРОДЕ НАРЬЯН-МАРЕ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА |
ул. Смидовича, 4, г. Нарьян-Мар, 166000, тел. (81853) 40-522
E-mail: info@arhangelsk.arbitr.ru, http://arhangelsk.arbitr.ru
марта 2021 года | г. Нарьян-Мар | Дело № А05П-80/2021 |
Резолютивная часть решения объявлена марта 2021 года
Решение в полном объёме изготовлено марта 2021 года
Арбитражный суд Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа в составе судьи Болотова Б.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кудиновым А.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ненецкому автономному округу (ОГРН <***>; адрес: Россия, 166000, Ненецкий автономный округ, <...>)
о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Шараб" (ОГРН <***>; адрес: Россия, 166700, Ненецкий автономный округ, <...>)
к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании представителей:
заявителя: не явился (извещен);
ответчика: не явился (извещен),
установил:
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ненецкому автономному округу (далее – заявитель, управление) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Шараб" (далее – ответчик, общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В обоснование предъявленных требований управление указало, что общество организовало оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота, тем самым совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили.
Ответчик отзыв на заявление с обоснованием своей позиции по доводам, изложенным в заявлении, не представил.
Исследовав материалы дела, суд установил следующие фактические обстоятельства.
Ответчик зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***> и на основании договора аренды нежилых помещений от 20.12.2019 арендует нежилое помещение, расположенное по адресу: Ненецкий автономный округ, <...>.
В дежурную часть управления 16.01.2021 от сотрудника ОЭБиПК УМВД поступило сообщение о том, что в ресторане «Чинар» по ул. Ленина в г. Нарьян-Маре осуществляется реализация алкогольной продукции без соответствующих документов.
В связи с указанным сообщением сотрудником управления с использованием фотосъемки 16.01.2021 в период с 02 час. 18 мин. до 03 час. 02 мин. проведен осмотр ресторана «Чинар», расположенного в доме №29А по ул. Ленина в г. Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа, и составлен протокол осмотра помещений, территорий и находящихся там вещей и документов и протокол изъятия вещей и документов.
В ходе осмотра установлено и в протоколе осмотра помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 16.01.2021 зафиксировано, что в ресторане находится алкогольная продукция следующего наименования: 1. Водка «Беленькая» в бутылке объемом 0,5 литра, крепостью 40%, в количестве 1 штуки; 2. Российское шампанское в бутылках объемом 0,75 литра, крепостью 10,5-13%, в количестве 2 штук; 3. Ликер десертный «Кампари» в бутылках объемом 1 литр, крепостью 25%, в количестве 4 штук (одна бутылка наполнена примерно на 800 мл, вторая на 950 мл.); 4. Алкогольный напиток «Категория Хондзедзо» в бутылках объемом 0,75 литра, крепостью 14%, в количестве 2 штук; 5. Водка «Зеленая марка» в бутылке объемом 0,5 литра, крепостью 40%, в количестве 1 штуки.
Ввиду отсутствия у общества сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота вышеназванной алкогольной продукции, последняя изъята сотрудником управления, что отражено в протоколе изъятия вещей и документов от 16.01.2021.
Сотрудником управления по факту выявленного нарушения 04.02.2021 составлен протокол 83 НА №065698 об административном правонарушении, согласно которому ответчик организовал оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота, таким образом, совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ управление обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Оценив доводы и доказательства, представленные управлением в обоснование своей позиции, суд считает, что ответчик подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, ввиду следующего.
Частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ установлена административная ответственность за оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон №171-ФЗ).
Алкогольная продукция – пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха (пункт 7 статьи 2 Закона №171-ФЗ).
Согласно пункту 16 статьи 2 Закона №171-ФЗ под оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие названного закона.
Пунктом 2 статьи 16 Закона №171-ФЗ установлен запрет на розничную продажу алкогольной продукции без соответствующей лицензии, без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 этого Федерального закона, без информации, установленной пунктом 3 статьи 11 этого Федерального закона, без указания в документах, сопровождающих оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, сведений о сертификатах соответствия или декларациях о соответствии, без маркировки в соответствии со статьей 12 этого Федерального закона
В соответствии с пунктом 1 статьи 10.2 Закона №171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, если иное не установлено данной статьей:
1) товарно-транспортная накладная;
5) заверенные подписью руководителя организации и (при наличии печати) ее печатью копия извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копия извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта из государств, не являющихся членами ЕАЭС) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта в случаях, если уплата указанного платежа предусмотрена законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
6) копия договора о поставке за пределы Российской Федерации (в случае производства, закупки, поставок, хранения и (или) перевозок в целях вывоза из Российской Федерации (экспорта) пива и пивных напитков в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров).
Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 вышеназванной статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте (пункт 2 статьи 10.2 Закона №171-ФЗ).
Материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении от 04.02.2021 №83 НА №065698, протоколом осмотра помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 16.01.2021, протоколом изъятия вещей и документов от 16.01.2021, фотоматериалами, объяснением ФИО1 о, ФИО2, ФИО3, лицензией на осуществление розничной продажи алкогольной продукции №83РПО0000046 от 15.08.2018, договором аренды нежилых помещения от 20.12.2019 подтверждается и ответчиком не оспаривается, что последний организовал оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом.
Доводов и доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, общество в суд не представило.
На основании изложенного суд считает обоснованными доводы управления о наличии в деянии ответчика состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
На момент рассмотрения дела в арбитражном суде не истёк срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Согласно части 3 статьи 4.1. КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, а равно и обстоятельств, отягчающих административную ответственность, суд не установил, стороны на наличие таковых не ссылаются.
Оснований для назначения обществу наказания в виде предупреждения у суда не имеется, так как в силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
При этом реализация алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, свидетельствует о наличии существенной угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.
Отсутствуют в материалах дела и данные, которые позволили бы суду квалифицировать совершенное правонарушение в качестве малозначительного.
С учетом характера административного правонарушения, имущественного положения ответчика, отсутствия смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, суд пришел к выводу о том, что общество подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа в размере 200 000 руб.
В соответствии со статьей 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу настоящего решения по следующим реквизитам: УИН 18880483210000656980, получатель платежа - УФК по Арх.обл и НАО (УМВД России по Ненецкому АО), КПП 298301001, ИНН <***>, код ОКТМО 11851000, номер счета получателя платежа: 03100643000000012400 в Отделение Архангельск г. Архангельск, БИК 011117401, кор./сч.: 40102810045370000016, наименование платежа – штраф, КБК 18811601141010016140.
При отсутствии у суда документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней с момента вступления в законную силу настоящего решения оно будет направлено судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Санкция части 2 статьи 14.16 КоАП РФ предусматривает в качестве дополнительного наказания конфискацию этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Вместе с тем, как разъяснено в пункте 2 Обзора практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением административного наказания в виде конфискации, а также с осуществлением изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения, утвержденного. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.09.2018 (далее – Обзор ВС РФ), конфискация как безальтернативное (обязательное) дополнительное наказание, предусмотренное за совершение административного правонарушения, не может быть применена в отношении орудий совершения и предметов административных правонарушений, признаваемых на основании пункта 1 статьи 25 Закона №171-ФЗ находящимися в незаконном обороте.
На основании пункта 1 статьи 25 Закона №171-ФЗ признается находящимся в незаконном обороте этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если их производство и (или) оборот осуществляются без документов, подтверждающих легальность производства и (или) оборота такой продукции.
Таким образом, изъятая при осмотре места происшествия и поименованная в протоколе изъятия вещей и документов от 16.01.2021 алкогольная продукция, не может быть конфискована.
В соответствии с частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации, а также о внесенном залоге за арестованное судно.
В силу части 2 статьи 25 Закона №171-ФЗ изъятые или конфискованные этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, указанные в подпунктах 1 - 3, 8 и 9 пункта 1 настоящей статьи и (или) явившиеся предметом административного правонарушения, а также сырье, полуфабрикаты, производственная, транспортная, потребительская тара (упаковка), этикетки, средства укупорки потребительской тары, используемые для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральные специальные марки и акцизные марки (в том числе поддельные) для маркировки алкогольной продукции, указанные в подпункте 4 пункта 1 этой статьи, подлежат вывозу и уничтожению или уничтожению по решению суда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
С учетом изложенного, алкогольная продукция, изъятая при осмотре места происшествия и поименованная в протоколе изъятия вещей и документов от 16.01.2021, подлежит направлению на уничтожение в установленном порядке.
Руководствуясь статьями 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Арбитражный суд Архангельской области
РЕШИЛ:
Привлечь общество с ограниченной ответственностью "Шараб", зарегистрированное Инспекцией Федеральной налоговой службы по г.Архангельску 05.06.2018 в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1182901014340, ИНН 2983012532, находящееся по адресу: Россия, 166700, Ненецкий автономный округ, Заполярный район, п. Искателей, ул. Монтажников, дом 19, к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Алкогольную продукцию, изъятию при осмотре места происшествия и поименованную в протоколе изъятия вещей и документов от 16.01.2021, направить на уничтожение в установленном порядке.
Настоящее решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Судья | Б.В. Болотов |