ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А06-10263/18 от 11.02.2019 АС Астраханской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6

Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: astrahan.info@arbitr.ru

http://astrahan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Астрахань

Дело № А06-10263/2018

18 февраля 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 11 февраля 2019 года

Полный текст решения изготовлен  18 февраля 2019 года

Арбитражный суд Астраханской области в составесудьи Гущиной Т.С.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бурлуцким О.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Некоммерческой  организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области" (адрес: 414000, г. Астрахань, ул. Свердлова, д. 65 «б», ОГРН 1133000000869, ИНН 3015999750) к  Казакбаеву Владимиру Александровичу о взыскании убытков в сумме 941 764,00 рублей, с привлечением в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Министерства финансов Астраханской области,

в заседании приняли участие:

от истца: Разгонова С.В. – представитель по доверенности от 29.10.2018г.,

от ответчика: Болдырев Д.Г. – представитель по доверенности от 23.10.2018г.
                              Казакбаев В.А. (личность установлена по паспорту),

от третьего лица: не явился, извещен,

УСТАНОВИЛ:

Некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области» обратилась в арбитражный суд с иском к  Казакбаеву Владимиру Александровичу суммы ущерба в размере 941 764 рублей, указав в обоснование иска, что Министерством финансов Астраханской области были проведены плановые выездные проверки по соблюдению бюджетного законодательства за 2016, 2017 годы, по результатам которых выданы предписания о возмещении ущерба причиненного в связи с неправомерным использованием средств бюджета Астраханской области при выплате компенсационных выплат, произведенных при расширении зон обслуживания, увеличения объема работ главному специалисту правового отдела Болдыреву Д.Г., главному бухгалтеру Сулейманову Р.Н., главному специалисту отдела бухгалтерского учета и отчетности Мальцевой Е.Р., главному специалисту сектора по закупкам Струковой А.М. в 2016г. в размере 679 490 рублей;  главному специалисту правового отдела Болдыреву Д.Г., главному бухгалтеру бухгалтерского учета и отчетности Мальцевой Е.Р., главному специалисту сектора по закупкам Струковой А.М. в 2017г. в размере 262 274 рублей. Приказы о начислении компенсационных выплат в виде доплат за расширение зон обслуживания были изданы директором Казакбаевым В.А.. В результате неправомерных действий директора Казакбаева В.А. были нарушены положения части 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Истец в судебном заседании просит заявленные требования удовлетворить, полагает, что ущерб причинен по вине бывшего директора, поскольку приказы об увеличении объема работы и осуществлении компенсационных выплат были изданы им. Указанные работники действительно выполняли дополнительный объем работ в связи с сокращением штатных единиц, но в результате проверки выявлено неправомерное использование средств бюджета Астраханской области при компенсационных выплат и Фонду даны предписания о возмещении ущерба, причиненного бюджету Астраханской области. Предписания обжалованы не были.

Ответчик иск не признал, пояснил, что в целях оптимизации и экономии средств правлением Фонда были произведены штатные изменения, произведены сокращения зарплатных содержаний сотрудников, по согласованию с Министерством жилищно-коммунального хозяйства было принято решение о возложении дополнительной работы за отдельную плату на отдельных работников. Размер доплат определялся исходя из сложности и объема дополнительной работы. Все виды дополнительных работ  оформлены должностными инструкциями и дополнительными соглашениями.

Министерство финансов Астраханской области, привлеченное в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца, в судебное заседание не явилось, о слушании дела извещено надлежащим образом, представитель принимал участие в судебном заседании 29.01.2019г, об отложении слушания дела был извещен под роспись. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в его отсутствие.

Позиция Министерства финансов Астраханской области изложена в отзыве на исковое заявление об удовлетворении иска. Также в судебном заседании 29.01.2019г. представитель третьего лица, что при необходимости выполнения дополнительной работы следовало заключать гражданско-правовые договора, оплата по которым бы производилась за счет прочих расходов.

Выслушав объяснения лиц, принявших участие в деле, исследовав материалы дела, допросив свидетеля, суд пришел к следующему выводу.

Некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области (далее Фонд) является специализированной некоммерческой организацией, целью деятельности которого является формирование региональной системы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Астраханской области.

В соответствии с Уставом учредителем Фонда является Астраханская область. Функции и полномочия учредителя от Астраханской области осуществляют Агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области и Министерство жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области. Высшим коллегиальным органом управления Фонда является Правление, а единоличным исполнительным органом Фонда является директор.

К компетенции директора относятся все вопросы руководства текущей деятельностью Фонда, за исключением вопросов, отнесенных Уставом к компетенции правления и попечительского совета, в том числе: разрабатывает организационную структуру, штатное расписание, условия оплаты труда работников Фонда в пределах утвержденной правлением Фонда сметы расходов на содержание фонда; утверждает внутренние документы  Фонда, определяющие внутренний трудовой распорядок, деятельность структурных подразделений Фонда и должностные обязанности работников Фонда, условия трудовых договоров и срочных контрактов; принимает на работу и увольняет работников Фонда в соответствии со штатным расписанием; издает приказы, инструкции и другие документы по вопросам деятельности Фонда.

Высшим коллегиальным органом управления  Фонда является правление Фонда, к компетенции которого отнесено утверждение организационной структуры, штатного расписания Фонда, определение правил внутреннего трудового распорядка (права и обязанности работников Фонда, размер и формы оплаты труда работников Фонда.

В соответствии с распоряжением Министерства жилищно-коммунального строительства Астраханской области от 01.06.2015г. № 36-Р (т.1 л.д.82) директором Фонда назначен Казакбаев В.А., распоряжением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства  Астраханской области от 23.03.2017г № 46 его полномочия прекращены с 03.04.2017г..

Министерством финансов Астраханской области в период с 15.02.2017г. по 10.03.2017г. была проведена плановая выездная проверка Фонда по вопросу соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Астраханской области при получении и использовании субсидий из бюджета Астраханской области на реализацию  ведомственной целевой программы «Обеспечение развития жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области» государственной программы «Улучшение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг на территории Астраханской области» за 2016 год.

По результатам проверки был составлен акт № 9 от 04.05.2017г. (т.1 л.д.9-34) и выдано предписание  № 02-02-32-158-11 от 09.06.2017г. о том, что Фондом неправомерно в 2016г. использованы средства бюджета Астраханской области при выплате компенсационных выплат, произведенных при расширении зон обслуживания, увеличении объема работ в сумме 679 490 рублей следующим работникам:

-Болдыреву Д.Г. – главному специалисту правового отдела в сумме 512 264 рублей;

-Сулейманову Р.Н. – главному бухгалтеру в сумме 121 829 рублей;

-Мальцевой  Е.Р. – главному специалисту отдела бухгалтерского учета и отчетности в сумме 38 644 рубля;

-Струковой А.М. – главному специалисту сектора по закупкам в сумме 6 753 рубля.

В соответствии с частью 3 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации Фонду предлагалось в срок до 29.09.2017г. возместить причиненный бюджету Астраханской области ущерб в сумме 679 490 рублей.

Министерством финансов Астраханской области в период с 14.05.2018г. по 08.06.2018г. была проведена плановая выездная проверка Фонда по вопросу соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Астраханской области при получении и использовании субсидий из бюджета Астраханской области на реализацию  ведомственной целевой программы «Обеспечение развития жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области» государственной программы «Улучшение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг на территории Астраханской области» за 2017 год.

По результатам проверки был составлен акт № 18 от 29.06.2018г. (т.1 л.д.35-57) и выдано предписание  № 02-02-05-215-04 от 16.07.2018г. (т.1 л.д.60) о том, что Фондом неправомерно в 2017г. использованы средства бюджета Астраханской области при выплате компенсационных выплат, произведенных при расширении зон обслуживания, увеличении объема работ в сумме 262 274 рубля  следующим работникам:

-Болдыреву Д.Г. – главному специалисту правового отдела в сумме 132 740 рублей;

-Мальцевой  Е.Р. – главному бухгалтеру отдела бухгалтерского учета и отчетности в сумме 47 004 рубля;

-Струковой А.М. – главному специалисту сектора по закупкам в сумме 82 530 рублей.

В соответствии с частью 3 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации Фонду предлагалось в срок до 19.10.2018г. возместить причиненный бюджету Астраханской области ущерб в сумме 262 274 рубля.

Во исполнение указанных предписаний Фонд обратился с иском к директору Фонда, исполнявшему обязанности в проверяемом периоде, Казакбаеву В.А. о взыскании убытков в сумме 941 764 рубля.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

 Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

       В качестве обоснования возникновения убытков истец указывает на нарушение ответчиком  части 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

       Частью 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:

1) составляет и исполняет бюджетную смету;

2) принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства;

3) обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований;

4) вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи;

5) ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета);

6) формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств;

7) осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Истец указывает, что причинение убытков связано с начислением компенсационных выплат в виде доплат за расширение зон обслуживания, все выплаты производились на основании приказов о поручении выполнения дополнительной работы путем расширения зоны обслуживания, увеличения объема работ. Все приказы были составлены с существенными нарушениями действующего законодательства Российской Федерации, что отражено в актах проверки.

        Согласно штатному расписанию Фонда, утвержденному 01.03.2015г., было предусмотрено количество штатных единиц 32 с годовым содержанием 17 370 492,00 рублей (т.2 л.д.23).

        После вступления в должность директора Казакбаева В.А, 08.10.2015г. правлением  было утверждено  штатное расписание на период с 15.12.2015г. и количество штатных единиц уменьшено до 29 (т.2 л.д.22), протоколом правления от 14.12.2015г. утверждено штатное расписание с 01.03.2016г. с количеством штатных единиц 29,  был упразднен организационно-кадровый отдел (т.2 л.д.21), с 01.09.2016 утверждено новое штатное расписание протоколом правления от 31.08.2016г.,  количество штатных единиц не изменилась, но произведена реорганизация отделов и секторов. Годовое содержание  по сравнению с 2015 г. уменьшено до 9 866 419,2 рублей.

           В соответствии  со статьей  60.2 Трудового кодекса Российской Федерации с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса).

       Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ.

        Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.

       Между Фондом и Болдыревым Д.Г. 10.06.2015г. был заключен трудовой договор № 24 (т.1 л.д.71-73), в соответствии с которым работник принял на себя выполнение трудовых обязанностей в должности главного специалиста правового отдела.

     В соответствии с трудовым договором и  должностной инструкцией главного специалиста правового отдела Фонда, утвержденной 01.06.2014г,  предусмотрены обязанности главного специалиста правового отдела:

- выполнять поручения начальника отдела;

- подготавливать ответы на обращения граждан, общественных объединений, предприятий, организаций, учреждений, органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, относящимся к деятельности отдела;

- осуществлять правовую экспертизу проектов приказов, инструкций, положений, стандартов и других актов правового характера, а также участвовать в необходимых случаях в подготовке этих документов;

- принимать меры по изменению или отмене правовых актов, изданных с нарушением действующего законодательства;

-  организовывать подготовку заключений по правовым вопросам, возникающим в деятельности Фонда;

-  оказывать правовую помощь структурным подразделениям Фонда в претензионной работе, осуществлять подготовку и передачу необходимых материалов в судебные и арбитражные органы;

- консультировать работников Фонда по правовым вопросам, связанным с их служебной деятельностью;

- представлять интересы Фонда в арбитражном суде и суде общей юрисдикции, в государственных органах, в органах различных форм собственности по вопросам правовой защиты интересов Фонда;

- вносить предложения по совершенствованию работы отдела.

24.11.2015г. между Фондом и Болдыревым Д.Г. было достигнуто соглашение о возложении дополнительной работы путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ по должности главного специалиста - юриста отдела бухгалтерского учета и отчетности. Работа выполняется в течении установленной продолжительности рабочего дня наряду с работой, определенной трудовым договором. Срок исполнения работы с 15.12.2015г. и до принятия на работу постоянного работника (т.2 л.д.8).

На основании указанного соглашения был издан приказ № 132-ЛС от 25.11.2015г. о возложении на главного специалиста Болдырева Д.Г.с 15.12.2015г.  дополнительной работы по должности главного специалиста – юриста отдела бухгалтерского учета и отчетности. Перечень дополнительных работ определен  в соответствии с должностной инструкцией главного специалиста – юриста отдела бухгалтерского учета и отчетности (т.1 л.д.61).

Одновременно 15.12.2015г. было утверждено дополнение к должностной инструкции  главного специалиста правового отдела Фонда (т.1 л.д.147-148), где дополнены обязанности: по организации учета имущества, обязательств и хозяйственных операций поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, исполнения смет расходов, выполнения работ (услуг), результатов финансово-хозяйственной деятельности Фонда, а также финансовых, расчетных и кредитных операций, своевременному отражению на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением;  по осуществлению контроля за расходованием фонда заработной платы, проведению инвентаризаций основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, проверок организации бухгалтерского учета и отчетности, а также документальных ревизий в отделах Фонда.

В соответствии с соглашениями от 01.03.2016г., от  01.04.2016г., от 01.07.2016г (т.2 л.д.10) между Фондом и Болдыревым Д.Г. (т. 2 л.д.9) были изданы приказы № 5-ЛС от 01.03.2016г.,  № 12-ЛС от 01.04.2016г., №18-ЛС от 01.07.2017г. (т.1 л.д. 62, 63, 64) о возложении на главного специалиста правового отдела Болдырева  Д.Г. с 01.03.2016г.,  с 01.04.2016г. , с 01.07.2016г. выполнение дополнительной работы по ведению кадрового делопроизводства в течении установленной продолжительности рабочего дня наряду с работой, определенной трудовым договором, путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ (т.1 л.д.62).

В связи с возложением выполнения дополнительной работы на главного специалиста правового отдела Фонда 01.04.2017г. были утверждены дополнения к должностной инструкции главного специалиста правового отдела, в соответствии с которой дополнены обязанности: по ведению учета личного состава Фонда в соответствии с унифицированными формами первичной учетной документации; оформление приема, перевода, и увольнения работников в соответствии с трудовым законодательством, приказами директора Фонда, а также другой установленной документации по кадрам; формирование и ведение личных дел работников, внесения в них изменений связанных с трудовой деятельностью;  подготовка необходимых материалов для квалификационных, аттестационных комиссий; заполнение, учет и хранение трудовых книжек, производство подсчета трудового стажа, выдачи справок о настоящей и прошлой трудовой деятельности работников; ведение учета представления отпусков работникам, осуществление контроля за составлением и соблюдением графиков отпусков; изучение причин текучести кадров, участие в разработке мероприятий по ее снижению; подготовка документов по истечении установленных сроков текущего хранения к сдаче на хранение в архив; осуществление контроля за состоянием трудовой дисциплины и соблюдением работниками правил внутреннего трудового распорядка.

Между Фондом и Сулеймановым Р.Н. был заключен трудовой договор № 26 от 03.08.2015г. (т.1 л.д.74-76) о выполнении трудовых обязанностей в должности главного специалиста отдела бухгалтерского учета и отчетности, которым предусмотрены обязанности  работника:

- выполнять поручения начальника отдела;

- обеспечивать составление расчетов по зарплате, начислений и перечислений налогов и сборов в бюджеты разных уровней, платежей в банковские учреждения;

- выявлять внутрихозяйственные резервы, осуществлять меры по устранению потерь и непроизводственных затрат;

- внедрять современные технические средства и информационные технологии;

- вести контроль за своевременным и правильным оформлением бухгалтерской документации;

- осуществлять организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности и вести контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности Фонда;

- организовывать учет имущества, обязательств и хозяйственных рпераций поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, исполнения смет расходов, выполнения работ (услуг), результатов финансово-хозяйственной деятельности Фонда, а также финансовых, расчетных, кредитных операций, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением;

- осуществлять контроль за соблюдением порядка оформления первичных бухгалтерских документов, расчетов и платежных обязательств, расходование фонда заработной платы, проведением инвентаризаций основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, проверок организации бухгалтерского учета и отчетности, а также документальных ревизий в отделах Фонда;

- принимать меры по предупреждению недостач, незаконного расходования денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушений финансового и хозяйственного законодательства;

- осуществлять бухгалтерский учет средств собственников помещений многоквартирных домов, перечисляемых в составе ежемесячной платы.

На основании дополнительного соглашения от 17.09.2015г. Сулейманов Р.Н. переведен на должность начальника  отдела бухгалтерского учета и отчетности - главного бухгалтера.

Должностная инструкция главного бухгалтера Фонда утверждена 25.12.2013г. (т.2 л.д.12-14), раздел 3 которой предусматривает основные обязанности главного бухгалтера.

31.12.2015г. утверждается дополнение к должностной инструкции главного бухгалтера Фонда Сулейманова Р.Н., предусматривающая непосредственно для него обязанности главного бухгалтера (т.1 л.д.151-153).

В период работы приказом № 14-ЛС от 01.04.2016г. на главного бухгалтера Сулейманова Р.Н. с 01.04.2016г. возложено выполнение дополнительной работы в течение установленной продолжительности рабочего дня наряду с работой, определенной трудовым договором, путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ (т1. л.д.67)

В связи с возложением  выполнения дополнительной работы в течение установленной продолжительности рабочего дня наряду с работой, определенной трудовым договором, путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ, 01.04.2016г. было утверждено дополнение к должностной инструкции главного бухгалтера Сулейманова Р.Н., в которой расширен объем работ (т.1 л.д.149-150).

01.07.2016г. между Фондом и Сулеймановым Р.Н. подписано соглашение о возложении дополнительной работы с 01.07.2016г. (т.2 л.д.7) и издан приказ № 19-ЛС от 01.07.2016г. о возложении на главного бухгалтера дополнительной работы в течение установленной продолжительности рабочего дня наряду с работой, определенной трудовым договором, путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ.

Согласно приказу № 19-ЛС/2 от 13.09.2016г. Сулейманов Р.Н. уволен.

15.10.2015г. между Фондом и Мальцевой Е.Р. заключен трудовой договор № 28  о выполнении трудовых обязанностей в должности главного специалиста бухгалтерского учета и отчетности Фонда с возложением обязанностей:

- выполнять поручения начальника отдела;

- обеспечивать  составление расчетов по зарплате, начислений и перечислений налогов и сборов в бюджеты разных уровней, платежей в банковские учреждения;

- выявлять внутрихозяйственные резервы, осуществлять меры по устранению потерь и непроизводственных затрат;

- внедрять современные технические средства и информационные технологии;

- вести контроль за своевременным и правильным оформлением бухгалтерской документации;

- осуществлять организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности и вести контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности Фонда;

- организовывать учет имущества, обязательств и хозяйственных рпераций поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, исполнения смет расходов, выполнения работ (услуг), результатов финансово-хозяйственной деятельности Фонда, а также финансовых, расчетных, кредитных операций, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением;

- осуществлять контроль за соблюдением порядка оформления первичных бухгалтерских документов, расчетов и платежных обязательств, расходование фонда заработной платы, проведением инвентаризаций основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, проверок организации бухгалтерского учета и отчетности, а также документальных ревизий в отделах Фонда;

- принимать меры по предупреждению недостач, незаконного расходования денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушений финансового и хозяйственного законодательства;

- осуществлять бухгалтерский учет средств собственников помещений многоквартирных домов, перечисляемых в составе ежемесячной платы.

Согласно приказу № 44-ЛС от 01.11.2016г. (т.1 л.д.65) на главного специалиста  отдела бухгалтерского учета и отчетности Мальцеву Е.Р.  с 01.11.2016г. возложена дополнительная работа главного специалиста отдела учета и отчетности путем расширения зоны обслуживания, увеличения объема работы в связи с чем 01.11.2016г. утверждено дополнение к должностной инструкции бухгалтера Мальцевой Е.Р., в которой указаны дополнительные обязанности:

- оказывать методическую помощь работникам Фонда по вопросам бухгалтерского учета, контроля и отчетности;

- осуществлять оформление и учет финансовых займов, израсходованных на ремонт домов, вошедших в программу, в разрезе каждого многоквартирного дома Астраханской области;

- осуществлять бухгалтерский учет дополнительных источников финансирования ;

- оформлять ранжированный реестр многоквартирных домов в системе очередности проведения капитального ремонта;

- осуществлять финансовый контроль за реализацией региональных адресных программ Астраханской области;

- готовить финансовые отчеты в отношении всех источников финансирования, организовать предоставление Фондом необходимой отчетности;

- вести бухгалтерский учет имущества Фонда;

- оформлять отчетность фонда;

- организовывать учет кадров Фонда;

- обеспечивать законность, своевременность и правильность оформления документов, выполняемых работ (услуг), начисление и оплата заработной платы персонала Фонда, правильное начисление и перечисление налогов и сборов, платежей в банковские учреждения, отчисление средств на материальное стимулирование работников организации;

-  участвовать в оформлении материалов по недостачам и хищениям денежных средств и товарно-материальных ценностей, контролировать передачу в необходимых случаях эти материалы в следственные и судебные органы;

- возглавлять работу по подготовке и принятию рабочего плана счетов, формирование первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, разработке форм документов внутренней бухгалтерской отчетности, а также обеспечению порядка проведения инвентаризаций контроля за проведением хозяйственных операций, соблюдения технологии обработки бухгалтерской информации и порядка документооборота;

- участвовать в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности фонда по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, устранения потерь и непроизводительных затрат;

- вести работу по обеспечению строгого  соблюдения штатной, финансовой и кассовой дисциплины, смет административно-хозяйственных и других расходов, законности списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь, сохранности бухгалтерских документов, оформления и сдачи их в установленном порядке в архив;

- участвовать в разработке и внедрении рациональной плановой и учетной документации прогрессивных форм и методов ведения бухгалтерского учета на основе применения современных средств вычислительной техники;

- обеспечивать составление баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств, об исполнении бюджета, другой бухгалтерской и статистической отчетности, представление в установленном порядке в соответствующие органы;

- руководить работниками отдела бухгалтерского учета и отчетности Фонда.

- обеспечивать составление расчетов по заработной плате, начислений и перечислений

На основании дополнительного соглашения от 19.12.2016г. и приказа № 50-ЛС от 19.12.2016г Мальцева Е.Р. переведена на должность главного бухгалтера и 19.12.2016г. утверждено дополнение к должности главного бухгалтера Мальцевой Е.Р., где определены ее обязанности в качестве главного бухгалтера  в полном объеме (т.1 л.д.156-157).

Выводы, изложенные в акте проверки о том, что по приказу № 48-ЛС от 19.12.2016г. на Мальцеву Е.Р. возложены обязанности  по дополнительной работе путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ по должности главного специалиста отдела бухгалтерского учета и отчетности  и что этот приказ действовал по 30.04.2017г. (т.1 л.д.52) , не соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным в ходе  той же проверки, поскольку было установлено, что главным бухгалтером Фонда с 19.12.2016г. по приказу № 50-ЛС  являлась Мальцева Е.Р. (т.1 л.д.37). И согласно соглашению о возложении дополнительной работы от 28.04.2017г., подписанного от имени Фонда новым директором Еремеевым Л.Е., на Мальцеву Е.Р. возлагалась дополнительная работа, как на главного бухгалтера (т.2 л.д.6). Исходя из указанных доказательств следует, что Мальцева Е.Р. в период с 01.01.2017г. по апрель 2017г. работала в качестве главного бухгалтера.

Согласно трудового договора № 39 от 08.09.2016г.  Струкова А.М. принята на работу на должность главного специалиста сектора по закупкам, в данном договоре предусмотрены ее обязанности:

- обеспечение своевременного и качественного выполнения подготовки конкурсно-аукционной документации;

- работа в рамках Федерального закона № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

- работа в рамках постановления Правительства РФ от 01.07.2016г. № 615;

- обслуживание сайта ФКП МКД;

- обслуживание электронной площадки в соответствии с ФЗ № 44, Постановлением правительства № 615;

- ведение установленной отчетности;

- участие в разработке нормативно-правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию отдела.

Обязанности, установленные Струковой А.М. в трудовом договоре полностью соответствуют должностной инструкции главного специалиста сектора закупок, утвержденной 08.09.2016г..

01.11.2016г. между Фондом и Струковой А.М. подписано соглашение на выполнение дополнительной работы (т.2 л.д.11).

На основании данного соглашения 01.11.2016. был издан приказ № 42-ЛС о возложении на главного специалиста сектора по закупкам Струкову А.М. в период с 01.11.2016г. выполнение дополнительной работы в течение установленной продолжительности рабочего дня наряду с работой, определенной трудовым договором путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работы (т.1 л.д.69).

На основании соглашения от 20.12.2016г. приказом № 52-ЛС от 20.12.2016г. на главного специалиста сектора по закупкам Струкову А.М. с 20.12.2016г. возложено выполнение дополнительной работы в течение установленной продолжительности рабочего дня наряду с работой, определенной трудовым договором путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работы (т.1 л.д.70).

Одновременно 20.12.2016г. было утверждено дополнение к должностной инструкции главного специалиста сектора по закупкам Струковой А.М. (т.1 л.д.144), где определены дополнительные обязанности :

-обеспечение своевременного и качественного выполнения капитального ремонта многоквартирных домов;

- организация контроля за целевым и рациональным использованием денежных средств бюджетов различных уровней, а также средств собственников жилья в МКД при проведении работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, соблюдением сметной стоимости и норм продолжительности проведения капитального ремонта, соответствия качества выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, своевременным вводом  в эксплуатацию объектов;

- ведение учета и составление отчетов о работе подрядных строительных организаций, объемах выполненных работ;

- организация контрольных проверок, обмеров на объектах капитального ремонта;

- участие в работе комиссий, касающихся компетенции отдела;

- умение проводить контрольные обмеры объектов выполненных работ, проверки достоверности отчетов подрядных строительных организаций;

- знание проектно-смертной и другой технической документации по капитальбному ремонту;

- участие в рассмотрении и согласовании возникающих в ходе капитального ремонта изменений проектных решений;

- участие в исследовании и подготовке документов для проведения конкурсных комиссий по отбору подрядных организаций для проведения капитального ремонта многоквартирных домов на территории Астраханской области;

- участие в конкурсных комиссиях по отбору подрядных организаций для проведения капитального ремонта многоквартирных домов на территории Астраханской области.

В соответствии с требованиями статьи 151 Трудового кодекса Российской Федерации при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.

Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 настоящего Кодекса).

Доводы истца, что все вышеуказанные приказы составлены с существенными нарушениями действующего законодательства не подтверждены доказательствами.

Все указанные в исковом заявлении приказы изданы в соответствии с требованиями статьи 60.2 Трудового кодекса Российской Федерации и доплаты осуществлены согласно положениям статьи 151 Трудового законодательства.

Выполнение дополнительного объема работ путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работы определено в дополнениях к должностным инструкциям и подтверждается самим истцом, что все вышеперечисленные специалисты действительно выполняли дополнительный объем работ.

Размеры доплат определялись руководителем по согласованию с работниками исходя из фактического объема выполненных работ.

Согласно штатным расписаниям от 01.03.2016г. и от 01.09.2016г. годовой фонд оплаты труда работников Фонда в 2016 году составлял 9 866 419,20 рублей, с учетом заявлений на предоставление субсидий - 13 970 453,40 рублей, а согласно отчету об исполнении бюджета на заработную плату работников фонда израсходовано  9.373 371,25 рублей.

Ответчик Казакбаев В.А. в 2017г. работал в Фонде в качестве директора  только в первом квартале.

Как следует из акта проверки на 2017г.  запланирован фонд  заработная плата в сумме 10 171 440 рублей, фактически выплачено 10 003 590 рублей.

В соответствии с частью 1 статья 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

Согласно части 1 статьи 306.4Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Исходя из анализа представленных доказательств Казакбаев В.А. в период исполнения обязанностей директора Фонда не допустил бюджетного нарушения в виде нецелевого использования денежных средств по использованию фонда заработной платы.

Истец заявил исковые требования на основании статьи 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 Статья 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени (пункт 3 статьи 53), обязано возместить по требованию юридического лица, его учредителей (участников), выступающих в интересах юридического лица, убытки, причиненные по его вине юридическому лицу.

Лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени, несет ответственность, если будет доказано, что при осуществлении своих прав и исполнении своих обязанностей оно действовало недобросовестно или неразумно, в том числе если его действия (бездействие) не соответствовали обычным условиям гражданского оборота или обычному предпринимательскому риску.

В соответствии с требованиями части 1 статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

         Истцом не представлено доказательств, что ответчик при осуществлении своих полномочий действовал недобросовестно и неразумно, напротив сам же истец в судебном заседании подтвердил, что возложение обязанностей по выполнению дополнительного объема работ, расширению зон обслуживания было вызвано производственной необходимостью, поскольку в связи с сокращением штатного расписания, отдельные объемы работ не кому было исполнять. 

        Согласно пункту 25 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25

"О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что применяя положения статьи 53.1 ГК РФ об ответственности лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов юридического лица и лиц, определяющих действия юридического лица, следует принимать во внимание, что негативные последствия, наступившие для юридического лица в период времени, когда в состав органов юридического лица входило названное лицо, сами по себе не свидетельствуют о недобросовестности и (или) неразумности его действий (бездействия), так как возможность возникновения таких последствий связана с риском предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.

Исходя из изложенного, суд считает, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Отказать Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Астраханской области» в удовлетворении исковых требований о взыскании с Казакбаева Владимира Александровича ущерба в размере 941 764 рубля.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение вступает в законную силу со дня принятия  постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Астраханской области.

Информация о движении дела может быть получена на официальном интернет – сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru

Судья

Т.С. Гущина