414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6
Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: astrahan.info@arbitr.ru
http://astrahan.arbitr.ru
г. Астрахань
Дело №А06-10270/2020
24 февраля 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 18 февраля 2022года.
Арбитражный суд Астраханской области в составе судьи: Богатыренко С.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ситекеновой Э.С.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «Астраханские тепловые сети» (ОГРН <***>; ИНН <***>) к Астраханской области в лице Министерства финансов Астраханской области и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области о взыскании за счет средств казны Астраханской области убытков в сумме 21 140 350 руб. 01 коп.
Третье лицо: Городская Дума муниципального образования «Город Астрахань»
Судебное заседание проводится в режиме онлайн - заседании с использованием личных устройств доступа к видеоконференц-связи истца
при участии:
от истца: ФИО1 – представитель по доверенности № 144 от 04.02.2021 года, адвокат;
от ответчиков: от Министерства финансов Астраханской области - не явились; от Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области: ФИО2, представитель по доверенности от 15.06.2921 г.; ФИО3 представитель по доверенности от 02.12.2021г.; ФИО4, представитель по доверенности от 16.11.2020г.
от третьего лица до перерыва: не явились, после перерыва: ФИО5, представитель по доверенности от 30,03.2021 г; ФИО6, представитель по доверенности от 10.01.2022 года (после перерыва)
Истец в соответствии со статьями 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в арбитражный суд с иском к ответчику о взыскании убытков в сумме 26 654 600 руб. 10 коп.
По настоящему делу Обществом с ограниченной ответственностью «Центр-Аудит» экспертом ФИО7 была проведена судебная экспертиза.
По ходатайствам истца судом принято увеличение суммы иска до 29 329 196 руб. 82 коп. и уменьшение суммы иска до 21 140 350 руб. 01 коп.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета иска, привлечена Городская Дума муниципального образования «Город Астрахань».
В судебное заседание не явился представители ответчика Министерства финансов Астраханской области и третьего лица. У суда отсутствуют сведения о надлежащем извещении третьего лица Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань».
Суд в соответствии со статьей 163 АПК РФ объявил перерыв в судебном заседании до 18.02.2022 г. до 09 часов 20 минут.
Объявление о перерыве размещено на сайте арбитражного суда Астраханской области.
После перерыва в судебное заседание явились представители третьего лица.
Представитель истца поддержал заявленные требования, просит иск удовлетворить, изложил доводы, указанные в иске, в пояснениях. Пояснил, что убытками является разница между нормативом, установленным ответчиком, и величиной, с применением которой истец производил начисления на тепловую энергию населению. Непринятие норматива привело к возникновению убытков в обществе, что отражено в бухгалтерской отчетности. Считает, что определение того, относятся убытки к реальному ущербу или упущенной выгоде, входит в компетенцию суда.
Представитель ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области иск не признает, просит в иске отказать. Считает, что истцом пропущен срок исковой давности. Представитель Министерства изложил доводы, указанные в отзыве на исковое заявление. Пояснил, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.02.2015г. № 129 срок для установления норматива был определен не позднее 2018г. , данный срок был продлен постановлением Правительства РФ от 27.12.2017г. № 1670 до 01.01.2020г., постановлением Правительства РФ от 25.12.2019г. № 1822 до 01.01.2021г., впоследствии - до 2023 года. Кроме того, министерство, утверждая норматив расхода тепловой энергии, который вступил в силу с 01.07.2018г., не праве был распространить действие норматива на отношения сторон с 01.01.2017г., так как акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются в отношении, возникшим после введения их в действия. Ответ на обращения истца об установлении норматива был дан в установленный законом срок. Ответчиком велась работа по разработке норматива, обращались в Городскую Думу муниципального образования «Город Астрахань», которая посчитала нецелесообразным установление норматива. Впоследствии Городская Дума согласовала установление норматива. Считает, что ущерба нет. Отрицательный баланс не свидетельствует о том, что убытки возникли в связи с не установлением норматива.
Представитель третьего лица поддерживает позицию ответчика, считает исковые требования не обоснованными. Пояснила, что решением Городской Думы МО «Город Астрахань» от 26.10.2017 г. № 148 в согласовании проекта постановления Губернатора Астраханской области от 06.05.2014 г. № 36, касающегося увеличения норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению было отказано, поскольку большинство депутатов проголосовали против такого решения (за-1, против – 24). Впоследствии Городская Дума согласовала увеличение норматива.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, представленные доказательства, суд
у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью «Астраханские тепловые сети» осуществляет деятельность по горячему водоснабжению потребителей г. Астрахань с использованием открытой и закрытой систем теплоснабжения (горячего водоснабжения). Данный вид деятельности относится к регулируемым видам деятельности, при осуществлении, которого расчеты осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию.
В зависимости от вида используемой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) государственное регулирование данной деятельности осуществляется:
а) в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) -
законодательством о теплоснабжении (ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-
ФЗ «О теплоснабжении»);
б) в закрытых системах горячего водоснабжения - законодательством о
водоснабжении (п. 1 ч. 4 ст. 31 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О
водоснабжении и водоотведении»).
В соответствии с п. 5.1 ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О теплоснабжении» регулированию подлежат тарифы па горячую воду, поставляемую с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения).
Тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию (ч. 5 ст. 9 Федерального закона «О теплоснабжении»).
В соответствии с п. 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утв. постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075, органы регулирования устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения). Двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
В соответствии Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» к регулируемым видам деятельности в сфере горячего водоснабжения при осуществлении горячего водоснабжения с использованием закрытых систем горячего водоснабжения относится горячее водоснабжение (п. 1 ч. 4 ст. 31); в сфере горячего водоснабжения регулированию подлежат тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение).
Тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (ч. 9 ст. 32 Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении»).
В соответствии с действующим законодательством на территории Астраханской области подлежат установлению двухкомпонентные тарифы на горячую воду (как в отношении открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), так и в отношении закрытых систем горячего водоснабжения).
На основании указанных требований законодательства постановлениями Службы по тарифам Астраханской области от 19.12.2012 № 276 и от 05.12.2012 №244 на 2013 год установлены двухкомпонентные тарифы на горячую воду для потребителей ООО «Лукойл-ТТК» и, начиная с указанного момента для потребителей ООО «Лукойл-ТТК», а затем и потребителей ООО «Астраханские тепловые сети» устанавливались только двухкомпонентные тарифы на горячую воду (постановления Службы по тарифам Астраханской области от 29.05.2013 № 33, от 17.12.2013 № 216, от 17.12.2013 № 217, от 16.12.2014 № 211, от 16Л2.2014 № 212, от 14.12.2015 № 241, от 19.12.2017 № 202, от 14.12.2016 № 189, от 14.12.2016 №197, от 19.12.2017 № 201, от 19.12.2018 № 126, от 19.12.2018 № 127).
В силу правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 № 129 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду»:
а) внесены изменения и дополнения в Правила установления и определения
нормативов потребления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства
Российской Федерации от 23.05.2006 № 306, определяющие
порядок установления и определения Норматива теплосодержания;
б) органам государственной власти субъектов Российской Федерации поручено
утвердить Норматив теплосодержания.
В соответствии с п. 3 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Норматив теплосодержания на территории муниципального образования «Город Астрахань», установлен Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области только Постановлением от 09.06.2018г. №27 «Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории муниципального образования «Город Астрахань», которое вступило в силу с 01.07.2018 г.
До 01.07.2018 установленный в предусмотренном законодательством порядке Норматив теплосодержания на территории г. Астрахань отсутствовал.
Поскольку норматив теплосодержания является необходимым элементом расчета платы за соответствующие коммунальные услуги (коммунальные ресурсы) при применении двухкомпонентных тарифов на горячую воду, утверждаемых в Астраханской области с 2013 года, ООО «Астраханские тепловые сети» неоднократно обращалось в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области с заявлениями об установлении указанного норматива.
Так, письмом № 10-01/345 от 20.02.2017 Истец обратился в Министерство, приложив к обращению ранее направленные правопредшественником - ООО «ЛУКОИЛ-ТТК», аналогичные обращения в адрес Министерства с предварительным расчетом Норматива теплосодержания (письма № 03-01/2724 от 25.12.2012, № 03-01/424 от 03.03.2015, № 03-01-2076 от 10.11.2015).
06.07.2017 Общество вновь обратилось в Министерство о необходимости установления Норматива на теплосодержание (письмо № 10-01/1575 от 06.07.2017).
В полученных Истцом ответах Министерство сообщало о состоянии дел и проводимой работы, а также о планируемой дате установления Норматива теплосодержания (письма №01-01-03/9960 от 12.09.2017, №01-01-03/9250 от 28.08.2017). Министерство сообщало, что им проводится работа по согласованию предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги с представительным органом местного самоуправления МО «Город Астрахань», проводятся совещания со службой по тарифам Астраханской области.
Из искового заявления следует, что Министерство со своей стороны подготовило проект постановления об утверждения Норматива теплосодержание, о чем письмом от 15.09.2017 № 10-01 -03/10220 проинформировало Службу по тарифам о готовности его утвердить, но в конечном итоге несмотря рассчитанные и согласованные величины Норматив не был утверждён.
Истец 15.01.2018 повторно обратился в Министерство с вопросом об установлении Норматива теплосодержания (письмо № 10-01/34 от 15.01.2018).
В связи с неполучением положительных ответов и не установлением норматива теплосодержания ООО «Астраханские тепловые сети» обратилось в арбитражный суд с иском о признании не законным бездействия Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области.
В период рассмотрения арбитражным судом дела № А06-2776/2018 по указанному иску ООО «Астраханские тепловые сети» Министерством принято постановление от 09.06.2018 № 27 «Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории муниципального образования «Город Астрахань», которое вступило в силу с 01.07.2018.
Истец считает, что в результате незаконного бездействии Министерства, выразившемся в не установлении и не определении Норматива теплосодержания до 01.07.2018, ООО «ЛУКОЙЛ-ТТК» и его правопреемник ООО «Астраханские тепловые сети» были вынуждены определять величину теплосодержания при применении двухкомпонентных тарифов на горячую воду следующим образом:
а) в отношении потребителей в многоквартирных домах, не оборудованных
коллективными (общедомовыми) приборами учета, - в размере 0,04943 Гкал (величина была
определена в Экспертном заключении, сформированном Службой по тарифам Астраханской
области при утверждении тарифов на горячую воду на 2013 год);
б) в отношении потребителей в многоквартирных домах, оборудованных
коллективными (общедомовыми) приборами учета, - исходя из показаний коллективных
(общедомовых) приборов учета.
В ходе проверки, проведенной Службой жилищного надзора Астраханской области (акт проверки № 3422 от 26.12.2017), установлено несоответствие установленным требованиям указанного порядка определения величины теплосодержания в отношении потребителей в многоквартирных домах, оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета (исходя из показаний таких приборов учета).
По итогам проверки ООО «Астраханские тепловые сети» выдано предписание № 790 от 26.12.2017 об устранении нарушений, которым предписано в срок до 30.01.2018 произвести перерасчет платы за коммунальную услугу «горячая вода» потребителям, проживающим на территории г. Астрахани в многоквартирных жилых домах, оборудованных общедомовыми (коллективными) приборами учета, с момента установки и ввода в эксплуатацию данных приборов учета.
Согласно разъяснению, полученного от Службы жилищного надзора Астраханской области (№ 1062 от 06.02.2018г), в отсутствие утвержденного в установленном порядке Норматива теплосодержания перерасчет следовало произвести исходя из вышеуказанной величины теплосодержания, применявшейся в отношении потребителей в многоквартирных домах, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета (0,04943 Гкал).
Судебными актами по делу № А06-378/2018 подтверждена законность предписания Службы жилищного надзора Астраханской области № 790 от 26.12.2017, в связи с чем, ООО «Астраханские тепловые сети» в 2019-2020 гг. произведен перерасчет размера платы за горячую воду в отношении потребителей в многоквартирных домах, оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета.
В результате перерасчета, произведенного ООО «Астраханские тепловые сети», итоговый размер платы за горячую воду по всем потребителям рассчитан исходя из величины теплосодержания 0,04943 Гкал.
С 01.07.2018 постановлением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 09.06.2018 № 27 утверждены Нормативы теплосодержания в размерах от 0,05352 Гкал до 0,06569 Гкал.
Значение теплосодержания по Нормативам теплосодержания, утвержденным постановлением от 09.06.2018 № 27 (0,05352 - 0,06569 Гкал), существенно превышают величину теплосодержания, которую использовал истец при расчете платы за горячую воду до 01.07.2018 (0,04943 Гкал).
Истец полагает, что в результате незаконного бездействия Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области истцу причинены убытки с учетом заключения эксперта в сумме 21 140 350 руб. 01 коп. за период октябрь 2017г., ноябрь 2017г. и декабрь 2017г. в виде разницы разница между нормативом, установленным ответчиком, и величиной, с применением которой истец производил начисления на тепловую энергию населению.
Поскольку убытки не были возмещены истцу, предприятие обратилось в суд с настоящим иском.
Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного - процессуального кодекса Российской Федерации доводы сторон, доказательства и обстоятельства по делу суд считает требования истца не подлежащими удовлетворению.
К указанному выводу суд приходит на основании следующего.
Согласно ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Из положений пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что судебной защите подлежит нарушенное право.
Поэтому предъявление любого иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает одним из способов защиты гражданских прав право требования возмещения убытков.
На основании пункта 1 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Согласно пункту 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Правовые подходы в отношении споров по требованиям о взыскании убытков разъяснены в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
По смыслу статей 15 и 393 ГК РФ кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками (пункт 5 постановления N 7).
Разница между стоимостью тепловой энергии, начисленной истцом населению г.Астрахани тепловой энергии исходя из величины теплосодержания 0,04943 в период октябрь 2017 – декабрь 2017 г., и стоимостью тепловой энергии, рассчитанной исходя из норматива, установленного ответчиком – 0,05352-0,06569, является неполученным доходом ресурсоснабжающей организации, то есть упущенной выгодой.
Пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" установлено, что упущенной выгодой являются неполученные кредитором доходы, которые он получил бы с учетом разумных расходов на их получение при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.
Из пункта 3 указанного Постановления следует, что при определении размера упущенной выгоды учитываются предпринятые кредитором для ее получения меры и сделанные с этой целью приготовления (пункт 4 статьи 393 ГК РФ).
В то же время в обоснование размера упущенной выгоды кредитор вправе представлять не только доказательства принятия мер и приготовлений для ее получения, но и любые другие доказательства возможности ее извлечения.
Согласно пункту 5 статьи 393 ГК РФ размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. Суд не может отказать в удовлетворении требования кредитора о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, только на том основании, что размер убытков не может быть установлен с разумной степенью достоверности. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению обязательства.
По смыслу приведенных норм права и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации для взыскания упущенной выгоды в первую очередь следует установить реальную возможность получения упущенной выгоды и ее размер, а также установить, были ли истцом предприняты все необходимые меры для получения выгоды и сделаны ли необходимые для этой цели приготовления.
Бремя доказывания наличия и размера упущенной выгоды лежит на истце, который должен доказать, что он мог и должен был получить определенные доходы, и только нарушение обязательств ответчиком стало единственной причиной, лишившей его возможности получить прибыль.
В пункте 5 Постановления N 7 указано, что при установлении причинной связи между нарушением обязательства и убытками необходимо учитывать, в частности, к каким последствиям в обычных условиях гражданского оборота могло привести подобное нарушение. Если возникновение убытков, возмещения которых требует кредитор, является обычным последствием допущенного должником нарушения обязательства, то наличие причинной связи между нарушением и доказанными кредитором убытками предполагается.
Должник, опровергающий доводы кредитора относительно причинной связи между своим поведением и убытками кредитора, не лишен возможности представить доказательства существования иной причины возникновения этих убытков.
Поскольку возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, лицо, требующее их возмещения, в силу статьи 65 АПК РФ должно доказать факт нарушения своего права противоправными действиями (бездействием), наличие и размер понесенных убытков, причинную связь между нарушением права и возникшими убытками. Удовлетворение иска возможно при доказанности совокупности перечисленных фактов. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава правонарушения в удовлетворении искового заявления должно быть отказано.
В силу статьи 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе, издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В Астраханской области согласно постановлению Правительства Астраханской области от 31.10.2916 г. № 381-П «О министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области» обязанность по установлению норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению возложена на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно ст. 1064 ГК РФ общими основаниями ответственности за причинение вреда являются противоправность поведения причинителя вреда, причинная связь между таким поведением и наступившим вредом, а также вина причинителя вреда. Противоправность поведения причинителя вреда при наступлении гражданско-правовой ответственности, предусмотренной статьями 16, 1069 ГК РФ, выражается в незаконности актов, действий или бездействия государственных органов.
Кроме того, в соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
В соответствии с пунктом 26 приложения N 2 к Правилам N 354 при расчете размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды, определяется исходя из утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Как следует из пункта 32 (1) Правил N 306 уполномоченный орган устанавливает норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, с учетом вида системы горячего водоснабжения (открытая, закрытая) внутри многоквартирного дома или жилого дома, а также следующих конструктивных особенностей таких домов: неизолированные стояки и полотенцесушители; изолированные стояки и полотенцесушители; неизолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей; изолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.02.2015г. № 129 срок для установления норматива был определен не позднее 01 января 2018г.
В пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 27.12.2017 N 1670, от 25.12.2019 N 1822) "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду" указано, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации надлежит утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 1 января 2021 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 г. N 2546 « О внесении изменений в некоторые акту Правительства Российской Федерации по вопросам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов» установлено, что субъекты РФ должны утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 1 января 2023 г.
Согласно пункту 9 Правил № 306 установление нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме производится по инициативе уполномоченных органов, ресурсоснабжающих организаций, а также управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных или иных специализированных потребительских кооперативов либо их объединений (далее - управляющие организации).
В случае если установление нормативов потребления коммунальных услуг или нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме производится по инициативе ресурсоснабжающих организаций или управляющих организаций, указанные организации представляют в уполномоченные органы документы, перечень и содержание которых определяются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. При этом 2 и более управляющие организации вправе обратиться в уполномоченный орган с совместным заявлением об установлении нормативов потребления коммунальных услуг в случаях, когда объем жилищного фонда, в отношении которого осуществляется деятельность по предоставлению коммунальных услуг, каждой из таких организаций недостаточен для соблюдения условий представительности выборки для применения метода аналогов. Срок рассмотрения документов составляет не более 30 дней с даты их поступления.
Уполномоченный орган проводит анализ представленных документов в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и при необходимости запрашивает дополнительные сведения у ресурсоснабжающей организации или управляющей организации с обоснованием запроса. При несоответствии представленных документов установленным требованиям уполномоченный орган возвращает ресурсоснабжающей организации или управляющей организации документы без рассмотрения с указанием причин возврата.
Как следует из материалов дела, в период с 2012 по 2015 г. ООО «Лукойл-теплотранспортная компания» направляла письма в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области по вопросу разработки и утверждения нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуг по горячему водоснабжению.
Ответчик в письме от 13.03.2015 г. № 04-01/0598 сообщил заявителю, что для расчета нормативов потребления коммунальных услуг необходимо уточнить метод расчета указанных нормативов и в случае выбора расчета нормативов с применением метода аналогов необходимо представить информацию в соответствии с требованиями раздела V Правил.
На основании решения участников ООО «Лукойл-теплотранспортная компания» от 25.03.2016 г. общество реорганизовано в форме выделения из него ООО «Астраханские тепловые сети».
Таким образом, ООО «Астраханские тепловые сети» является правопреемником ООО «Лукойл-теплотранспортная компания».
Из материалов дела усматривается, что ООО «Астраханские тепловые сети» обращалось к ответчику с письмами от 20.02.2017 г. № 10-01/345, от 06.07.2017 г. № 10-01/1575 об установлении норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
На указанные обращения Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области дало ответ от 28.08.2017 г. № 01-01-03/9250, в котором указало следующее. Согласно постановлению Правительства РФ от 14.02.2015 г. норматив должен быть утвержден министерством до 01 января 2018 г., произведенный расчет норматив расхода тепловой энергии приведет к росту планы граждан по горячему водоснабжению и согласно постановлению Правительства РФ от 30.04.2014 г. № 400 изменение размера платы граждан за коммунальные услуги в среднем по всем муниципальным образованиям субъекта Российской Федерации не может превышать индекс по субъекту Российской Федерации, при превышении индекса необходимо согласование с представительным органом муниципального образования. Министерство сообщило, что им совместно со Службой по тарифам Астраханской области проводится работа по согласованию предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Астраханской области с представительным органом местного самоуправления МО «Город Астрахань».
В письме от 12.10.2017 г. в адрес Главы МО «Город Астрахань» Служба по тарифам Астраханской области указала, что проект постановления Губернатора Астраханской области предусматривает установление во втором полугодии 2017 предельного (максимального) индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по МО «Город Астрахань» в размере, превышающем индекс по Астраханской области более чем на величину отклонения про Астраханской области и просило в возможно короткий срок согласовать решением Городской Думы МО «Астрахань» прилагаемы проект постановления Губернатора Астраханской области.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области совместно со службой по тарифам Астраханской области, в октябре 2017года обратилось в Городскую Думу МО «Город Астрахань» о согласовании проекта проставления Губернатора Астраханской области « О внесении изменений в постановление Губернатора Астраханской области от 06.05.2014г. № 36».
Решением Городской Думы МО «Город Астрахань» от 26.10.2017г. № 148 было отказано в согласование проекта постановления.
В этой связи Министерством не принято постановление "Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории муниципального образования "Город Астрахань".
Кроме того, в сентябре 2017 года адрес Губернатора Астраханской области поступил протокол совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации ФИО8 от 12.09.2017 N ДК-П9-230пр, согласно которому высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации было поручено о безусловном соблюдение индексов изменения размера вносимой гражданам платы за коммунальные услуги на 2018 год.
Превышение установленных индексов более чем на величину предельно допустимого отклонения допускается только в исключительных случаях и с предварительным уведомлением Федеральной антимонопольной службы России.
Министерством совместно со службой по тарифам Астраханской области повторно был направлен проект постановления Губернатора Астраханской области "О внесении изменений в постановление Губернатора Астраханской области от 06.05.2014 N 36" в Городскую Думу МО "Город Астрахань" на повторное согласование, которой было согласовано.
Министерством принято постановление от 09.06.2018 N 27 "Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории муниципального образования "Город Астрахань", которое вступило в силу с 01.07.2018.
Таким образом, учитывая, что установленный норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодный воды значительно превышает величину расхода тепловой энергии на подогрев воды, применяемы в спорном периоде истцом (темп роста составил: при открытой системе - 133,0%, при закрытой системе - 119,3%.), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области обязано было согласовать изменение норматива с представительным органом местного самоуправления МО «Город Астрахань».
Учитывая изложенное, а также срок норматива, установленный постановлениями Правительства Российской Федерации, Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области срок принятия решения об установлении норматива не может считаться нарушенным, а потому суд считает, что в действии (бездействии) Министерства отсутствует вина в возникновении у истца убытков.
Кроме того, отсутствие установленного норматива само по себе не является безусловным основанием для взыскания с публичного образования убытков.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ при предъявлении требований о взыскании убытков истец должен доказать наличие факт несения убытков и их размер, причинно-следственную связь между противоправными действиями ответчика и наступившими у истца неблагоприятными последствиями.
В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что размер неполученного дохода (упущенной выгоды) должен определяться с учетом разумных затрат, которые кредитор должен был понести, если бы обязательство было исполнено.
Следовательно, при взыскании упущенной выгоды истец должен доказать, что им были предприняты необходимые меры для получения выгоды и сделаны необходимые для этой цели приготовления. При этом, правовое значение имеет реальность таких приготовлений и отсутствие объективных препятствий для получения выгоды при реализации приготовлений при обычных условиях гражданского оборота.
Таким образом, для взыскания упущенной выгоды в первую очередь следует установить реальную возможность получения упущенной выгоды и ее размер.
В рамках дела была назначена судебная экспертиза для определения суммы убытков.
В силу части 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.
Перед экспертом был поставлен вопрос:
1. Определить объем и стоимость услуги горячее водоснабжение фактически предъявленной к оплате потребителям ООО «Астраханские тепловые сети» за период октябрь – декабрь 2017 г. в многоквартирных жилых домах в отсутствие утвержденного в установленном порядке норматива теплосодержания исходя из величины теплосодержания 0, 04943 Гкал.
2. Определить объем и стоимость услуги горячее водоснабжение (указанной в вопросе № 1) за период октябрь-декабрь 2017 г, поставленной ООО «Астраханские тепловые сети»потребителям исходя из нормативов теплосодержания, утвержденных постановлением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 09.06.2018 г. № 27 в многоквартирных жилых домах.
3. Какова разница между фактически предъявленной к оплате услуге горячее водоснабжение (определена в ответе на вопрос № 1) и расчетной величиной, исходя из нормативов теплосодержания, утвержденных постановлением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 09.06.2018 г. № 27 (определена в ответе на вопрос № 2).
4. Определить размер произведенного ООО «Астраханские тепловые сети» перерасчета платы за коммунальную услугу «горячая вода» потребителям, проживающим в многоквартирных жилых домах, оборудованных общедомовыми (коллективными) приборами учета, во исполнение предписания № 790 от 26.12.2017 г.
Согласно ответу на первый вопрос: Экспертом определен объем и стоимость услуги горячее водоснабжение фактически предъявленной к оплате потребителям ООО «Астраханские тепловые сети» за период октябрь – декабрь 2017 г. в многоквартирных жилых домах в отсутствие утвержденного в установленном порядке норматива теплосодержания исходя из величины теплосодержания 0, 04943 Гкал в следующем размере: Объем потребленной за расчетный период горячей воды 817 571,00447м3, Объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению 42 474,6311 Гкал, Стоимость услуги горячее водоснабжение фактически предъявленной к оплате потребителям ООО «Астраханские тепловые сети» за период октябрь – декабрь 2017 г. в многоквартирных жилых домах в отсутствие утвержденного в установленном порядке норматива теплосодержания исходя из величины теплосодержания 0, 04943 Гкал составила 100 567 837,82 руб.
По второму вопросу: Экспертом определен объем и стоимость услуги горячее водоснабжение (указанной в вопросе № 1) за период октябрь-декабрь 2017 г, поставленной ООО «Астраханские тепловые сети» потребителям исходя из нормативов теплосодержания, утвержденных постановлением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 09.06.2018 г. № 27 в многоквартирных жилых домах в следующем размере: Объем потребленной за расчетный период горячей воды 817 571,00447м3, Объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению 54 660,32026 Гкал, Стоимость услуги горячее водоснабжение за период октябрь-декабрь 2017 г, поставленной ООО «Астраханские тепловые сети» потребителям исходя из нормативов теплосодержания, утвержденных постановлением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 09.06.2018 г. № 27 в многоквартирных жилых домах составила 121 708 187,83 руб.:
По третьему вопросу: Разница между фактически предъявленной к оплате услуге горячее водоснабжение (определена в ответе на вопрос № 1) и расчетной величиной, исходя из нормативов теплосодержания, утвержденных постановлением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 09.06.2018 г. № 27 (определена в ответе на вопрос № 2) составила 21 140 350,01 руб.
По четвертому вопросу: Экспертом определен размер произведенного ООО «Астраханские тепловые сети» перерасчета платы за коммунальную услугу «горячая вода» потребителям, проживающим в многоквартирных жилых домах, оборудованных общедомовыми (коллективными) приборами учета, во исполнение предписания № 790 от 26.12.2017 г. в сумме -10 815 798,96 рублей.
Истец уменьшил суммы убытков до 21 140 350 руб. 01 коп. исходя из экспертного заключения.
Из экспертного заключения и документов, имеющихся в материалах дела, не следует, какие затраты были понесены истцом в спорный период, необходимые для получения доходов в сумме 21 140 350 руб.
Поскольку вина ответчика отсутствует, то суд приходит к выводу о недоказанности истцом наличия убытков, а также причинно-следственной связи между ними.
Поскольку отсутствует совокупность условий, необходимых для возложения на ответчика ответственности в порядке статей 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации оснований для взыскания с ответчика в пользу истца убытков в заявленной сумме не имеется.
Ответчиком было заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.
Суд считает, что срок исковой давности для предъявления настоящего иска не пропущен по следующим причинам.
Согласно пункту 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Истец просит взыскать убытки в виде неполученных доходов, образовавшихся из разницы между нормативом, установленным ответчиком, и величиной, по которой истец производил начисления на тепловую энергию населению за период октябрь-декабрь 2017 г.
Исковое заявление поступило в суд 02.11.2020 г.
Частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
Таким образом, собственники жилых помещений должны были внести плату за коммунальные услуги, в том числе, за горячую воду, за октябрь 2017 г. в срок до 10 ноября 2017 г., за ноябрь 2017 г. – до 10 декабря 2017 г. и за декабрь – до 10 января 2018 г.
Суд считает, что у ресурсоснабжающей организация могли возникнуть убытки только после истечения срока на оплату коммунальных услуг, установленных Жилищным кодексом РФ, то есть не ранее 10 ноября 2017 г.
По настоящему делу экспертом Общества с ограниченной ответственностью «Центр-Аудит» была проведена судебная экспертиза.
Стоимость вознаграждения эксперту за проведение судебной экспертизы установлена в сумме 100 000 руб.
В соответствии со статьей 109 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации денежные суммы, причитающиеся экспертам, специалистам, свидетелям и переводчикам, выплачиваются по выполнении ими своих обязанностей.
Денежные суммы, причитающиеся экспертам и свидетелям, выплачиваются с депозитного счета арбитражного суда.
Таким образом, денежные средства за проведение судебной экспертизы подлежат выплате экспертной организации с депозитного счета арбитражного суда.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате госпошлины возлагаются на истца.
Поскольку истец уменьшил исковые требования, то государственная пошлина в сумме 27 571 руб. подлежит возврату истцу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 109, 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В иске Общества с ограниченной ответственностью «Астраханские тепловые сети» (ОГРН <***>; ИНН <***>) к Астраханской области в лице Министерства финансов Астраханской области и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области о взыскании убытков в сумме 21 140 350 руб. 01 коп. отказать.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Астраханские тепловые сети» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 27 571 руб., уплаченную по платежному поручению № 4194 от 30.10.2020 г.
Перечислить с депозитного счета суда на счет экспертной организации Общества с ограниченной ответственностью «Центр-Аудит» денежные средства за проведение судебной экспертизы в сумме 100 000 руб.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Астраханской области.
Информация о движении дела может быть получена на официальном интернет – сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru»
Судья
С.В. Богатыренко