ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А06-10327/20 от 13.05.2021 АС Астраханской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6

Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: astrahan.info@arbitr.ru

http://astrahan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Астрахань

Дело № А06-10327/2020

20 мая 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 13 мая 2021 года

Полный текст решения изготовлен 20 мая  2021 года

Арбитражный суд Астраханской области в составе судьи Цепляева Л.Н.

при ведении протокола судебного заседания секретарем  Кирсановой Е.И.

рассмотрел в судебном заседании дело по иску Администрации муниципального образования "Город Астрахань"  (ИНН <***>, ОГРН <***>) 

к  Обществу с ограниченной ответственности  "Буран"  (ИНН <***>, ОГРН <***>) 

о взыскании задолженности по договору о развитии застроенной территории в границах МО «Город Астрахань» в сумме 11 011 843,36 руб.

третье лиц, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора,  Управление по капитальному строительству администрации МО "Город Астрахань"

при участии:

от истца – ФИО1, по доверенности от 02.11.2020г.

от ответчика - ФИО2, и.о. ген. директора, приказ № 17-п от 31.03.2021

от третьего лица –  ФИО3, доверенность от 11.01.2021

установил:

Администрация муниципального образования "Город Астрахань" (далее-истец)  обратилась в арбитражный суд с иском к Обществу с ограниченной ответственности  "Буран" (далее-ответчик) о взыскании задолженности по договору о развитии застроенной территории в границах МО «Город Астрахань» в сумме 11 011 843 руб. 36 коп.

Определением суда от 01.03.2021,к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление по капитальному строительству администрации МО "Город Астрахань".

Представитель истца поддержал исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.

Представитель третьего лица поддержал исковые требования в полном объеме.

Суд, изучив материалы дела, выслушав доводы представителей сторон,

установил:

Как следует из материалов дела, Распоряжением Мэра города Астрахани от 18.05.2007 № 432-р-м «О признании домов аварийными и подлежащими сносу», дом  № 75 литер А по ул.ФИО4 и  дом № 38 литер А по ул. ФИО5 г.Астрахани признаны аварийными и подлежащими сносу.

Постановлением администрации города Астрахани от 04 декабря 2013 года № 10826 утверждена муниципальная программа муниципального образования «Город Астрахань» «Переселение граждан города Астрахани из аварийного жилищного фонда в 2013-2017годах», в которую был включен, в том числе, и дом №38 литер А по ул. ФИО5 (т. 1 л.д. 129 об.).

Между администрацией муниципального образования «Город Астрахань» и обществом с ограниченной ответственностью «Буран»  19.02.2016 заключен договор о развитии застроенной территории в границах муниципального образования «Город Астрахань» № 04/16, предметом которого является развитие застроенной территории в границах улиц Волжской (№ 35-39), ФИО4 (№ 73-89), ФИО5 (№ 46-30) в Советском районе г. Астрахани, ориентировочной площадью 2,2 Га.

В пункте 3 договора указано, что застройщик уплачивает в бюджет муниципального образования «Город Астрахань» в качестве оплаты права на заключение договора денежные средства в размере 14 727 000 руб., определенной по итогам аукциона, в соответствии с графиком  перечисления денежных средств.

Пунктом 6.1.5 договора предусмотрена обязанность администрации предоставить земельный участок после выполнения застройщиком обязательств, предусмотренных пунктами 6.2.1-6.2.4 договора.

В Приложении № 1 к договору представлен перечень  адресов зданий, строений, сооружений, подлежащих сносу, в котором указаны, в том числе, ул. ФИО5, 38 литер А, ул.ФИО4, 75 литер А.

В Приложении № 2 к договору представлен график перечисления денежных средств – окончательный срок уплаты денежных средств в размере 14 727 000 руб. определен  в срок до 10.10.2016г.

В соответствии с действующим законодательством, истцом были приняты следующие решения об изъятии:

-постановление от 09.09.2014 № 5680 «Об изъятии для муниципальных нужд МО «Город Астрахань» жилого помещения (литера А) многоквартирного жилого дома по ул. ФИО4,75 в Советском районе»;

-постановление от 23.09.2014 № 6068 «Об изъятии для муниципальных нужд МО «Город Астрахань» долей земельного участка и долей жилого дома (литера «А») по ул. ФИО5, 38 в Советском районе».

Согласно приложению 1 к договору вышеуказанные домовладения вошли в перечень адресов зданий, строений, сооружений, подлежащих сносу.

С собственниками жилого помещения (квартира №2) по ул. ФИО4, д.75 литера «А» (ФИО6 и ФИО7) соглашения об изъятии недвижимости в установленном законом порядке заключены не были, ввиду не достижения соглашения осроках выплаты за изымаемое недвижимое имущество. Вместе с тем, данные домовладения вошли в программу муниципального образования «Город Астрахань» «Переселение граждан города Астрахани из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 годах».

В рамках реализации указанной программы гражданам ФИО7 и ФИО6 передано в собственность благоустроенное жилое помещение (квартира № 86) по пер. Грановскому,69 кор.2, общей площадью 34,1 кв.м. по договору мены от 18.03.2016.

Стоимость переданного в собственность благоустроенного жилого помещения, исходя из критериев программы и в рамках муниципального контракта на строительство указанного дома,  составляет 1 509 043,36 руб.

С собственниками жилых помещений по ул. ФИО5, д. 38 были  заключены соглашения об изъятии недвижимости в установленном законом порядке и произведены выплаты следующим гражданам:

-ФИО8, ФИО9 (по 1/4 доли жилого дома, 1/4 доли земельного участка, расположенных по ул. ФИО5 -д. 38 в Советском районе г.Астрахани) - соглашение от 27.07.2017 на сумму  4 710 800 руб.

-      ФИО10, ФИО11, Хайбулаевой_Х.Ш., ФИО12, Хайбулаеву_А.Ш.  (у каждого по 1/10 долей жилого дома, 1/10 долей земельного участка, расположенных по ул. ФИО5 д. 38 в Советском районе г. Астрахани) - соглашение от 26.07.2017 на сумму 4 792 000руб.  

Общая сумма, выплаченная по соглашениям об изъятии, составила  9 502 800 руб.

Перед изъятием объектов недвижимости Управлением муниципального имущества администрации города Астрахани была заказана оценка рыночной стоимости долей жилого дома и земельного участка. Согласно Отчету № 130,  выполненному ООО «Агентство независимой  оценки и судебных экспертиз», рыночная стоимость долей земельного участка и жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, расположенного по адресу: г.Астрахань, Советский район, ул.ФИО5, 38, составляет  9 880 800 руб. (т. 2 л.д. 2- 23).

Истцом в адрес ответчика  была направлена претензия от 13.04.2020 № 30-01-1881 о необходимости уплаты в 30-дневный срок денежных средств в бюджет муниципального образования «Город Астрахань» в размере 11 011 843 руб.  36 коп.

Требования, изложенные в претензии,  ответчиком не исполнены, в связи с чем, истец обратился в суд с настоящим иском.

Суд, изучив материалы дела, выслушав доводы представителей сторон,  считает исковые требования подлежащими удовлетворению  в заявленной истцом сумме по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи  46.2 Градостроительного кодекса РФ в редакции, действовавшей на момент заключения договора  № 04/16 (ред. от 30.12.2015)  по договору о развитии застроенной территории (далее - договор) одна сторона обязуется в установленный договором срок своими силами и за свой счет и (или) с привлечением других лиц и (или) средств других лиц выполнить обязательства в соответствии с пунктами 3 - 6 части 3 настоящей статьи, а другая сторона (орган местного самоуправления) обязуется создать необходимые условия для выполнения обязательств в соответствии с пунктами 7 - 9 части 3 настоящей статьи. Договором могут быть предусмотрены иные обязательства сторон в соответствии с частью 4 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 46.2 Градостроительного кодекса РФ в редакции, действовавшей на момент заключения договора  № 04/16, существенными условиями договора являются  обязательство лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, уплатить возмещение за изымаемые на основании решения органа местного самоуправления, принятого в соответствии с жилищным законодательством, жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу и расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, и земельные участки, на которых расположены такие многоквартирные дома, за исключением жилых помещений и земельных участков, находящихся в собственности, в том числе в общей долевой собственности, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в случае, если таким собственникам были переданы жилые помещения в соответствии с пунктом 4 настоящей части; максимальные сроки выполнения указанного обязательства.

Порядок изъятия жилых помещений при изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд определяется статьей 32 Жилищного кодекса РФ, земельным и гражданским законодательством.

Согласно части 1 статьи  32 Жилищного кодекса РФ (ред. от 31.01.2016) жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

В соответствии с частью  6  и 7  статьи  32 Жилищного кодекса РФ  (ред. от 31.01.2016), возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.

При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Согласно статьям  309, 310 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

Применительно к правовой природе договора о развитии застроенной территории в определении судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.10.2015 № 309- КГ15-5924 по делу № А07-21632/2013 отмечено, что заключение договора о развитии застроенной территории регламентирует порядок реализации решения о развитии территории, принятого администрацией.

Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик указал, что доводы истца не соответствует нормам ст.46.2 Градостроительного Кодекса РФ, а также условиям заключенного договора  от 19.02.2016 №04/16,  поскольку указанные нормы распространяются на жилые помещения в многоквартирных аварийных домах. Домовладение по ул. ФИО5 д.38 литер А, не является многоквартирным домом. Решение органа местного самоуправления об изъятии, указанных в исковом заявлении объектов, для муниципальных нужд принималось в 2014 году, до заключения с ООО «Буран» вышеуказанного договора о развитии застроенной территории.

Таким образом, ответчик оспаривает статус  дома, расположенного по адресу: <...> А,  в качестве многоквартирного жилого дома.

В опровержение доводов ответчика Управлением по капитальному строительству администрации МО "Город Астрахань"  представлено  заключение Городской межведомственной комиссии, назначенной постановлением мэра города от 27.06.2006 № 1115-м «О городской межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов о пригодности (непригодности)  муниципального жилого помещение для проживания  и признания многоквартирного дома аварийным» от 22.11.2006г. №75/14.

Согласно Заключению Городской межведомственной комиссии дом № 38 литер А по ул. ФИО5 г.Астрахани  признан многоквартирным жилым домом

Согласно Техническому паспорту на строение и сооружение  по адресу: <...>  А,  в доме располагались две квартиры.

В Техническом заключении от 2006г. о состоянии основных строительных конструкций жилого дома № 38 литер А по ул. ФИО5 в Советском районе г.Астрахани, выполненном МУП г.Астрахани «Проектно-производственное архитектурно-планировочное предприятие», в разделе  «Краткая характеристика» указано, что  в доме располагается две квартиры.

Перечень жилых помещений и признаки каждого из них определены статьей 16 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 16 Жилищного кодекса РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или несколько комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых нужд связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Таким образом, квалифицирующим признаком жилого дома является наличие в нем комнат (а не квартир).

В соответствии с пунктом 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным (пригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на прилегающий к жилому дому земельный участок, либо в помещения общего пользования.

Понятие индивидуального жилого дома содержится в части 3 статьи 48 и части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым под индивидуальным домом понимается отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи.

Таким образом, основным критерием отнесения жилого дома к многоквартирному дому является совокупность нескольких квартир, имеющих самостоятельные выходы на прилегающий земельный участок, либо в помещения общего пользования, а также наличие элементов общего имущества. В силу пункта 7 Положения оценка и обследование помещений в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу и реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, (далее -комиссиями проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Согласно копиям документов, явившихся основанием для оценки и обследования жилого дома, расположенного по адресу ФИО5, 38 лит. «А», межведомственной комиссией, установлено, что каждый собственник владеет в нем жилым помещением, которое структурно обособлено друг от друга, обеспечивает возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в этих домах, состоит из одного или нескольких комнат, а также из помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения бытовых и иных нужд, связанных с проживанием в таком обособленном помещении, то есть в каждой из квартир имеется кухня и одно или два жилых помещения.

В рамках правоотношений, регулируемых Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным (пригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006г. № 47, жилые помещения в этом доме являются квартирами, а сам дом - многоквартирным (аналогичная позиция также подтверждается судебной практикой: Апелляционное определение Астраханского областного суда от 06.02.2019 №33а-318/2019;определение Астраханского областного суда №4га-630/2019; определение Верховного суда РФ №13-КГ15-2).

Заключением межведомственной комиссии в соответствии с предоставленными ей полномочиями, в рамках установленных Положением требований выявлены основания для признания дома расположенного по адресу: ул.ФИО5, д. 38 литер  А многоквартирным, непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу.

В связи с признанием межведомственной комиссией дома по ул.ФИО5, д. 38 литер  А аварийным, администрацией МО «Город Астрахань»    в рамках п.49 Положения подготовлено распоряжение в отношении указанных объектов о признании домов аварийными и подлежащими сносу от 18.05.2007 №432-р-м.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", (далее - Федеральный закон) региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (далее - программа переселения) должна содержать, в частности, перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Перечень аварийных многоквартирных домов рекомендуется формировать на основании сведений об общей площади жилых помещений аварийных многоквартирных домов (далее - сведения об аварийном жилищном фонде), представляемых органами местного самоуправления в соответствии с частью 6 статьи 17 Федерального закона.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обеспечивает проверку достоверности представленных органами местного самоуправления сведений об аварийном жилищном фонде путем проведения выборочной выездной проверки аварийных многоквартирных домов, сведения о которых представлены, а также проверки документов, на основании которых было принято решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Указанный многоквартирный дом вошел в региональную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства Астраханской области, в 2013 - 2017 годах".

Заключение Городской межведомственной комиссии, вышеназванная Программа  "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» не оспорены в судебном порядке, не отменены.

Ответчик, подписывая договор о развитии застроенной территории в границах муниципального образования «Город Астрахань» № 04/16 от 19.02.2016, видел приложение №1 к договору, в котором указан перечень адресов зданий, строений, сооружений, подлежащих сносу, согласился с ним, протокол разногласий к договору не представил, включение домов в перечень своевременно  не оспорил.

Кроме того, если МКД включены в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда, то собственники жилых помещений в таком доме по своему выбору имеют право на предоставление другого жилого помещения, взамен изымаемого или на получение возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 6 - 8, 10 ст. 32 ЖК РФ; п. 3 ст. 2, ч. 1, 2, 6 ст. 16 Закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ; разд. II Обзора судебной практики, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014).

На основании частей 1, 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, а также оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В процессе рассмотрения дела ответчик не оспаривал требования истца в сумме 1 509 043,36 руб., касающиеся переселения граждан из квартиры №2 по ул. ФИО4, д.75 литера «А». Но впоследствии просил отказать в иске полностью.

Оценив в совокупности представленные доказательства,суд считает исковые требования о взыскании задолженности в сумме 11 011 843 руб. 36 коп. обоснованными, доказанными документально и подлежащими удовлетворению.

При подаче настоящего искового заявления истец не оплачивал государственную пошлину, поскольку в соответствии с подпунктом 1.1. пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобожден.

В соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.

При заявленной истцом сумме иска, государственная пошлина составляет 78 059 руб. и подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 167-171, 176. 110  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью  "Буран" (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу Администрации муниципального образования "Город Астрахань" (ИНН <***>, ОГРН <***>)  задолженность по договору о развитии застроенной территории в границах муниципального образования «Город Астрахань» от 19.02.2016г. №04/16 в сумме 11 011 843,36 руб.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью  "Буран" (ИНН <***>, ОГРН <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 78 059 руб.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение вступает в законную силу со дня принятия  постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Астраханской области.

Информация о движении дела может быть получена на официальном интернет – сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru»

Судья

Л.Н. Цепляева