ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А06-10379/14 от 26.03.2015 АС Астраханской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6

Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: astrahan.info@arbitr.ru

http://astrahan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Астрахань

Дело № А06-10379/2014

27 марта 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена 26.03.2015 года

Полный текст решения изготовлен  27.03.2015 года

Арбитражный суд Астраханской области

в составе судьи: Соколовой А.М.

при ведении протокола судебного заседания  секретарем  судебного заседания Джахьяевой Л.Ф.

рассмотрел в судебном заседании дело по иску Управления  Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Астраханской области (ОГРН 1043000708695, ИНН 3015066698) к Управлению  по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации города Астрахани (УКХБ администрации города Астрахани), Муниципальному  образованию   Город Астрахань в лице  управления  по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации города Астрахани.

третьи лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора  Администрацию города Астрахани,  Управление муниципального имущества Администрации города Астрахани, Финансово-казначейское управление Администрации города Астрахани.

о возмещении вреда в сумме 9 511 руб. 04 коп.

при участии:

от истца: Тимин Н.Н.-представитель по доверенности.

от ответчика: Джумагазиева О.Г.-представитель по доверенности.

от третьих лиц:

Администрация  города Астрахани-Джумагазиева О.Г.-- представитель по доверенности.

Управление муниципального имущества Администрации города Астрахани-не явился. извещен.

Финансово-казначейское управление Администрации города Астрахани-Абрамян Р.Т.-представитель по доверенности.

Муниципальное Унитарное Предприятие  «Астрводоканал»-Цапко  Н.В.-представитель по доверенности.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Астраханской области в соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации обратилось в суд с иском Управлению  по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации города Астрахани (УКХБ администрации города Астрахани), Муниципальному  образованию   Город Астрахань в лице  управления  по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации города Астрахани.

третьи лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора  Администрацию города Астрахани,  Управление муниципального имущества Администрации города Астрахани, Финансово-казначейское управление Администрации города Астрахани.

Представитель истца исковые требования поддерживаю  в полном объеме.

         Представитель ответчика ответчик против удовлетворения исковых требований  возражаю.

           Представители третьих лиц против удовлетворения исковых требований  возражают.

         Выслушав представителей  сторон,  исследовав материалы дела, суд

              УСТАНОВИЛ:

Как следует из материалов дела, согласно статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная 1еятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на принципах платности - природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

         Возмещение  в установленном  порядке  вреда  окружающей  среде является методом  экономического  регулирования   в   области   охраны «окружающей среды (статья 14 Закона № 7-ФЗ).

          В силу статьи 5 Закона № 7-ФЗ предъявлять иски о возмещении вреда, п1нённого    окружающей    среде        в    результате        нарушения природоохранного  законодательства полномочны органы государственной власти  Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной

            Пункт 4 Положения о Росприроднадзоре закрепляет, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет свою  деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.  Приказом Росприроднадзора от 23.06.2011 № 399 утверждено положение об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Астраханской области, которое осуществляет функции Федеральной службы на территории Астраханской области (пункт 1) и при этом подчиняется непосредственно Росприроднадзору.

           Для осуществления своих полномочий должностные лица Управления - Федеральной   службы       по   надзору   в   сфере   природопользования  Росприроднадзор) по Астраханской области (далее - Управление) имеют право заявлять в установленном порядке иски о возмещении ущерба (вреда), причинночинённого окружающей среде (пункт 5.9 Положения об Управлении).

           Основанием   для   предъявления   настоящего   иска   явились:   факт ограгчинения вреда компоненту природной среды — поверхностным водным объектам (пр. Кутум, р. Волга),   вследствие нарушения Управлением по коммyнaльнoмy   хозяйству   и   благоустройству   администрации   города Астрахани (далее — УКХБ) водного законодательства, установленный Оглавлением в ходе административного производства по делу № 04-251/2014 от 18.07.2014 г., а также отказа УКХБ от возмещения вреда в добровольном порядке.

          В адрес Управления 20.06.2014 года от Астраханской межрайонной природоохранной  прокуратуры  поступила  оперативная  информация,  о нарушении требований водного законодательства Российской Федерации, в результате несанкционированного сброса нефтепродуктов в пр. Кутум, в 1оне ул. Красная  Набережная (дворец бракосочетания) с последующим 1анием в акваторию водного объекта р. Волга, в непосредственной близости от моста Коммерческий.

          В соответствии с приказом   «О проведении рейдового мероприятия» 20.06.2014 г. № 569, Управлением проведено рейдовое мероприятие целью которого являлась проверка информации, о   несанкционированном сбросе продуктов в пр. Кутум.  

           Предполагаемыми   источниками   загрязнения   акватории   водного объекта пр. Кутум на момент осмотра явились трубы в количестве 3 штук, расположенные в теле гидротехнического сооружения по адресным ориентирам: г. Астрахань, Кировский район, напротив ул. Набережная, 4 «А» (2 трубы) и напротив ул. Красная Набережная, 10 (1 труба).           На момент осмотра из 2 труб, расположенных в теле сооружения по ориентиру г. Астрахань, Кировский район, напротив ул.Кр. Набережная, 4 «А», происходил сброс сточных вод в акваторию водного объекта пр. Кутум.

          Специалистом филиала ФБУ «ЦЛАТИ D ЮФО» - «ЦЛАТИ по АО» был осуществлен отбор проб воды (стока) с вышеуказанных труб, при этом с малой трубы (проба № 16),расход стока составил 3 литра за 3 минуты 15 секунд, с большой трубы (проба № 17) 1СХ0Д стока составил 3 литра за 09 минут 10 секунд.

          Труба, расположенная в теле гидротехнического сооружения по ориентиру:   г. Астрахань,   Кировский   район,   напротив   ул.   Красная Набережная,   10,   на  момент  осмотра  находилась   в   воде.   Согласно фотоматериалам, сделанным в ходе осмотра из данной трубы осуществлялся сброс сточных вод  радужного цвета. Специалистом филиала ФБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - «ЦЛАТИ по АО» на месте образования пленки нефтепродуктов, на акватории водного объекта пр. Кутум, осуществлен отбор проб природной зоны в количестве 15 штук для проведения лабораторных исследований.

          Вышеуказанный   факт   был   зафиксирован   актом   обследования территории   (акватории)   на   предмет   соблюдения   природоохранных требований от 20.06.2014, фотосъемкой и видеосъемкой, актом отбора проб сточной, сточной очищенной и природной воды I от 20.06.2014, схемой расположения точек отбора проб от 20.06.2014 г.

            Сравнительный анализ проб на загрязнение участка водного объекта по отношению к предельно допустимой концентрации (далее ПДК) показал, что выявлены превышения по нефтепродуктам в точке № 1 в 4,34 раз, в точке № 5 в 4,76 раз, в точке № 5 в 4,48 раза, в точке № 7 в 4,63 раза, в точке № 9 в 3.84 раз, в точке № 11 в 4,6 раз, в точке № 13 в 3,68 раз, в точке № 16 в 1,48 раз, в точке № 17 в 1,66 раза, что подтверждается отчетом филиала ФБУ ‘ - ЦЛАТИ по ЮФО» - «ЦЛАТИ по АО» (вх. № 03-4052 от 18.07.2014), протоколом количественного химического анализа сточной, сточной очищенной и природной воды № 270 от 14.07.2014.

           Кроме того, согласно предоставленным материалам Астраханского отдела надзора на море Департамента Росприроднадзора по ЮФО (вх. № 01-437 от 06.08.2014), 20.06.2014 года на акватории водного объекта р.Волга вдоль  набережной от гостиницы Азимут до истока пр.Кутум напротив центрального ЗАГСА зафиксирована пленка нефтепродуктов серебристого цвета площадью 2600 м.

          Также, согласно предоставленным материалам Астраханского отдела надзора на море Департамента Росприроднадзора по ЮФО, на акватории водного объекта пр.Кутум, напротив ЗАГСа до труб (с которых осуществлялся сброс сточных вод), расположенных в теле берегоукрепления у Коммерческого моста (напротив Красная Набережная, 10), плыла пленка нефтепродуктов радужного цвета общей площадью 592 кв.м.

           В ходе обследования, а также в  рамках административного производства, было установлено, что причиной загрязнения акватории пр. Кутум, а затем и акватории р. Волга, является сброс сточных вод с содержанием нефтепродуктов в пр. Кутум из трубы, находящейся в теле гидротехнического сооружения — берегоукрепления по ул. Красная Набережная 10, у Коммерческого моста. Данный факт также подтвержден материалами, предоставленными Астраханским отделом надзора на море Департамента Росприроднадзора по ЮФО.

           Согласно результатам количественного химического анализа сточной, сточной очищенной и природной воды, отобранной на пр. Кутум, специалистами филиала ФБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - «ЦЛАТИ по АО» (письмо от 05.08.14 № 719/5.5) выявлены превышения по нефтепродуктам в точке № 2 (напротив кафе «Арбузов» на акватории водного объекта пр. Кутум) в 4,1 раза, в точке № 4 (в 50м выше по течению от точки № 1) в 3,52 раза, в точке № 6(в 50 м ниже по течению от точки № 1) в 3,72 раза, в точке № 8 (у сточной трубы) в 3,9 раза, в точке № 10 (напротив Дворца бракосочетания) в 2,96 раза, в точке № 12 (напротив Кафе «У переправы» в 2,64 раза, в точке № 14 (напротив отеля «Азимут») в 2,1 раза, что подтверждается материалами, предоставленными Астраханским отделом надзора на море Департамента Росприроднадзора по ЮФО.

          Общая масса нефтепродуктов, поступивших в поверхностные водные объекты - р. Волга, пр. Кутум, в результате сброса нефтепродуктов с водовыпусков составила 903, 74 г.

Согласно письму Администрации города Астрахани от 23.12.2013 № 30-02-2199/13, гидротехническое сооружение (берегоукрепление) по адресному ориентиру: г. Астрахань, ул. Красная Набережная, д. 10 по распоряжению администрации города Астрахани от 04.10.2010 № 769-р «О закреплении имущества за комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству администрации города Астрахань» закреплено за УКХБ администрации города Астрахани.

          В соответствии с п. 3.1.1. Положения об УКХБ, утверждённого Постановлением Мэра г. Астрахани № 5149-м от 15.06.2012 года, УКХБ администрации города Астрахани осуществляет функции по текущему содержанию и ремонту гражданских гидросооружений акваторий городских водоёмов, внутригородских каналов.

Гидротехническим сооружением — Берегоукреплением в Кировском районе г. Астрахани (далее - берегоукрепление) владеет УКХБ, как обособленным имуществом на праве оперативного управления (письма Администрации города Астрахани от 23.12.2013 № 30-02-01-2199/13, инвентаризационная опись (сличительной ведомости) № 00000006 по объектам не финансовых активов на 20 декабря 2013 г., инвентаризационной карточки учёта основных средств от 06.02.2014).

           Из приложения 2 «Описание границ г. Астрахани» к Уставу муниципального образования «Город Астрахань» установлено, что пр. Кутум от устоя (место соединения с р. Волгой) до его пересечения с южной  границей города находится в городской  черте и является внутригородским водоемом.

 Согласно статье 69 Водного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 Во исполнение названного положения закона Росприроднадзор при расчете размера вреда подлежащего компенсации  ответчиком воспользовался Методикой исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства (далее - Методика), утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 13.04.2009 N 87.

           Согласно произведённым расчётам в соответствии с методикой исчисления вреда, причинённого водному объектам вследствие нарушения водного законодательства утверждённой приказом Минприроды России от 13 апреля 2009 г. № 87) размер причинённого вреда составил 9511, 04 руб. (девять тысяч пятьсот одиннадцать рублей четыре копейки).

          Специальным законодательным актом, регулирующим отношения по использованию и охране водных объектов является Водный кодекс Российской Федерации (далее — ВК РФ).

Согласно ч. 17 статьи 1 ВК РФ: «Охрана водных объектов - система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов».

              В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона № 7-ФЗ «Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются поверхностные и подземные воды».

            Статья 3 Закона № 7-ФЗ устанавливает, что «Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц  оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечениеблагоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и т.д.».

Согласно предусмотренных ст.ст. 34,39 Закона № 7-ФЗ - «Общих требований в области охраны окружающей среды эксплуатация объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться и осуществляться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной   среды,   рациональному   использованию   и   воспроизводству природных ресуросв, обеспечению экологической безопасности. Нарушений требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда эксплуатации объектов.

Одним из основополагающих принципов гражданского законодательства является принцип восстановления нарушенных прав посредством их судебной защиты.

Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Водопользователем является физическое или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом (пункт 8 статья 1 Водного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

Пунктом 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 предусмотрено, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Суд считает, что  ответчик не доказал принятие им всех необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований природоохранного законодательства и совершение нарушения по независящем от него обстоятельствам. Вина общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 статьей 8.13 КоАП РФ, административным органом установлена и доказана.

Поскольку  ответчик в установленном законом порядке был привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ,  причинение вреда окружающей среде презюмируется и не требует доказывания в рамках настоящего дела.

Согласно части 2 статьи 36 Водного кодекса РФ государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов).

В соответствии с пунктом 3, подпунктом "а" пункта 10 Положения об осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.12.2006 N 801, государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (федеральный государственный контроль и надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный контроль и надзор). Главный государственный инспектор Российской Федерации, его заместители, старший государственный инспектор Российской Федерации, главные государственные бассейновые (территориальные) инспекторы и их заместители, главные государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов имеют право предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах своей компетенции.

        Руководствуясь 110, 167-171, 176 статьями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

           Взыскать с Муниципального   образования    «Город Астрахань» в лице  Управления  по коммунальному хозяйству и благоустройству Администрации города Астрахани  за счет казны Муниципального   образования    «Город Астрахань» в доход бюджета Российской Федерации сумму ущерба в размере 9 511 руб. 04 коп.

           В части требования к Управлению  по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации города Астрахани отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение вступает в законную силу со дня принятия  постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Астраханской области.

Информация о движении дела может быть получена на официальном интернет – сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru»

Судья

А.М. Соколова