ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А06-11186/2021 от 18.02.2022 АС Астраханской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6

Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: astrahan.info@arbitr.ru

http://astrahan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Астрахань

Дело № А06-11186/2021

28 февраля 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 18 февраля 2022 года

Арбитражный суд Астраханской области в составе судьи Сафроновой Ф.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Урбан Т.Э.

рассмотрев в судебном заседании заявление ООО "Марин Оффшор Контрактор" к Астраханской таможне

о признании незаконным и отмене решения об отказе признания факта уничтожения водного транспортного средства оформленное письмом от 02.11.2021 г. №11-29/15471 и обязании подтвердить факт уничтожения и (или) безвозвратной утраты товара – катамаран «Форвард» вследствие аварии или действия непреодолимой силы на основании уведомления ООО "Марин Оффшор Контрактор" исх. №0320 от 31.08.2021 г.

при участии до перерыва:

от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности от 24.01.2022 г. (диплом); ФИО2, представитель по доверенности от 07.09.2021г.;

от заинтересованного лица: ФИО3, представитель по доверенности от 10.01.2022 № 07-18/00014 (диплом); ФИО4, представитель по доверенности от 12.01.2022 №07-18/00251;Куренева А.Г., представитель по доверенности от 12.01.2022 № 07-18/00250

при участии после перерыва:

от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности от 24.01.2022 г. (диплом); ФИО2, представитель по доверенности от 07.09.2021г.;

от заинтересованного лица: ФИО3, представитель по доверенности от 10.01.2022 № 07-18/00014 (диплом); ФИО4, представитель по доверенности от 12.01.2022 №07-18/00251;

В судебном заседании 17.02.2022 г. на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 18.02.2022 г.

ООО "Марин Оффшор Контрактор" (далее - Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд  с заявлением к  Астраханской таможне (далее - таможенный орган, таможня)  о признании незаконным и отмене решения об отказе признания факта уничтожения водного транспортного средства оформленное письмом от 02.11.2021 г. №11-29/15471 и обязании подтвердить факт уничтожения и (или) безвозвратной утраты товара – катамаран «Форвард» вследствие аварии или действия непреодолимой силы на основании уведомления ООО "Марин Оффшор Контрактор" исх. №0320 от 31.08.2021 г.

Представители заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержали, просили суд удовлетворить их по основаниям, изложенным в заявлении, дополнениях и пояснениях суду, данных в судебном заседании.

Представители таможенного органа требования заявителя не признали, просили  суд  в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме по основаниям, изложенным в отзыве и пояснениях суду, данных в судебном заседании

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, и исследовав материалы дела, суд,

УСТАНОВИЛ:

На основании стандартного бербоутного чартера Балтийского и международного морского совета (БИМКО) кодовое название: «БЭРКОН 89» от 04.06.2016г., заключенного между компанией «STREAMSHIPPINGLTD» (Судовладельцы) и Обществом (Фрахтователи), на территорию РФ было ввезено судно «Форвард» и зарегистрировано в Российском международном реестре судов.

Обществом по ДТ № 10311100/080916/0052570 под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления помещен товар «судно - катамаран «Форвард» специального назначения Al, А2, флаг Россия, год постройки 1990, порт регистрации Новороссийск, цифровой изобретательный вызов 273396670, номер ИМО 8916853, страна происхождения Норвегия, производитель неизвестен, товарный знак отсутствует, ко1 ТН ВЭД ЕАЭС 8908901000.

12.09.2016 должностными лицами таможенного поста «Лесной порт» Балтийской таможни осуществлен условный выпуск товаров.

Таможенная стоимость рассматриваемого товара заявлена декларантом Обществом в сумме 14 163 688 рублей, так как согласно данным бербоут - чартера от 06.06.2016г. и проформы - инвойса от 25.07.2016г. № 1, цена рассматриваемого товара составляет 220 000 долларов США.

Срок действия бербоут - чартера от 04.06.2016г. установлен до 25 августа 2021г.

В ночь с 23.11.2019г. на 24.11.2019г. при отстое судна «Форвард» у причала АО «ССЗ им. Ленина» в результате возгорания указанное судно подверглось пожару.

Согласно письма от 16.01.2020 Отдела по надзорной деятельности и профилактической работы по г. Астрахани  ГУ МЧС по Астраханской области (л.д.28),   подтвержден факт пожара на судне «Форвард» по адресу: г Астрахань, Трусовский район, пл. Заводская, 7, произошедшего 24.11.2019.

Согласно постановлению об отказе в возбуждении уголовного дела от 24.12.2019 (л.д. 29-35) причиной возникновения пожара явилось короткое замыкание эл. провода на ССН «Спринтер», повлекшее возникновение пожара по адресу: г Астрахань, Трусовский район, пл. Заводская, 7, что также подтверждается техническим заключением  (л.д.36-54)

Приказом ФТС от 27.04.2021 № 336 установлен порядок признания таможенным органом факта уничтожения и безвозвратной утраты товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо безвозвратной утраты товаров в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) или хранения. (далее Порядок).

Товары признаются уничтоженными и (или) безвозвратно утраченными по инициативе декларанта или иного лица, обладающего полномочиями в отношении таких товаров.

Согласно пункта 5 данного Порядка, для признания товаров уничтоженными и (или) безвозвратно утраченными в таможню фактического контроля, в регионе деятельности которой произошли указанные события, декларанты или иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, представляют соответствующее уведомление на бумажном носителе в произвольной форме, содержащее установленные сведения, а также необходимые документы.

Пунктом 10 Порядка предусмотрено, что при поступлении уведомления таможня фактического контроля в течение 30 календарных дней со дня его поступления проверяет представленные документы и сведения и принимает решение о признании факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты либо об отказе в признании таких фактов.

 Основания отказа в признании факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы перечислены в Пункте 11 Порядка.

31.08.2021 Общество в соответствии с пунктами 3-5 Порядка обратилось в Таможню с заявлением о признании факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты товара судно-катамаран «Форвард» (л.д. 12-14), приложив следующие документы, в виде заверенных копий:

1. ДТ № 10216110/080916/0052570 с дополнением.

2. Стандартный бербоутный чартер Балтийского и международного морского
совета (БИМКО) кодовое название: «БЭРКОН 89» от 04.06.2016 года.

3. Свидетельство о регистрации судна в РМРС №200598610.

4. Справка о пожаре от 16.01.2020 - заверенная копия.

5. Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 24.12.2019 года.

6. Техническое заключение по исследованию образцов исследования, по пожару
происшедшему 24.11.2019 года на судах специального назначения «Форвард», «Спринтер» и
катера «Нордстар Стар Патрол 30».

7. Акт внеочередного освидетельствования в связи с аварийным случаем №2019XZ/01/95267.

8. Свидетельство об исключении с регистрации т/х «Форвард» Российском международном реестре судов №200948592.

9. Акт от 03.12.2019 №8 о списании объекта арендованных основных средств.

23.09.2021 Таможней Обществу направлено письмо № 11-29/15785 (л.д.59-61), в котором указано, что в качестве приложения к Уведомлению Обществом была предоставлена заверенная сканированная копия Технического заключения по исследованию образцов исследования по пожару, произошедшему 24 ноября 2019 года на судах специального назначения «Форвард», «Спринтер» и катера «Нордстар 30 Патрол», выданного Федеральным государственным бюджетным учреждением «Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Астраханской области» (далее - Заключение). Однако в данном Заключении в качестве вещественных доказательств указаны сведения только о фрагментах судна «Спринтер», в то время как признание факта уничтожения, исходя из Уведомления, относится к судну «Форвард».

Кроме того, в пакете предоставленных документов, отсутствует документ, выданный органом, уполномоченным на проведение соответствующей экспертизы, подтверждающий полное уничтожение судна «Форвард» и его частей, а также утрату им своего функционального предназначения и потребительских свойств.

11.10.2021 Общество направило в Астраханскую таможню отчет от 24.09.2021 № 0210902L по результатам инспекции технического состояния судна, выданный экспертной организацией ООО «Корабли и люди» (далее - отчет № 0210902L), содержащий следующую информацию:

-    по результатам осмотра состояние водного транспортного средства «Форвард» было признано неудовлетворительным и не подлежащим восстановлению;

- ремонт судна экономически нецелесообразен;

-  надстройка судна, жилые помещения находятся в неудовлетворительном техническом состоянии, не подлежащим восстановлению, навигационное и радиооборудование полностью уничтожено пожаром (что противоречит сведениям, заявленным в Постановлении);

-    спасательное оборудование, а именно: дежурная шлюпка, спусковое устройство, спасательные плоты, посадочные трапы, спасательные круги и жилеты, гидрокостюмы, включая оборудование, аварийное снабжение были сданы на береговое хранение,

а также повторно направило Акт внеочередного освидетельствования в связи с аварийным случаем №2019XZ/01/95267 от 05.12.2019г., составленный компанией «RINAServicesS.p.A» Астраханский филиал (член Международной ассоциации классификационных обществ (МАКО) имеющий полномочия на классификацию и освидетельствование судов), в котором указано, что класс вышеуказанного судна снят в связи с аварийным случаем и полной гибелью судна.

            19.10.2021 Таможней письмом № 11-29/17571 (л.д.63) сообщило Обществу, что исходя из представленного отчета ООО «Корабли и люди», надстройка судна, жилые помещения находятся в неудовлетворительном техническом состоянии, не подлежащим восстановлению, навигационное и радиооборудование полностью уничтожено пожаром. Кроме того, в Заключении имеются отсылки на фотографии, однако фотографии отсутствуют.

В целях принятия обоснованного решения, просили документально, с предоставлением фотографий, подтвердить данные о наличии сохранившихся элементов водного транспортного средства, а также пояснить расхождение сведений, указанных в Постановлении, и соответствующих сведений, отмеченных в Заключении.

А также дополнительно запросили лицензии или иной документ, подтверждающий полномочия экспертов экспертной организации ООО «Корабли и люди» на проведение экспертизы, направленной на определение технического и фактического состояния товара, его комплектности, в том числе, факта невозможности восстановления повреждённого товара экономически выгодным способом.

            26.10.2021 Обществом в адрес Таможни были направлены: Свидетельство №00312017 от 08.09.2021, Свидетельство №026 (срок действия до 10.01.2022), Сертификат рег.№009, Отчет №0210902L от 24.09.2021 (с фотографиями), Фотографии, прилагаемые к Отчету №0210902L от 24.09.2021 в высоком разрешении - просим скачать по ссылке http://dropmefiles.com/Kwemk в срок до 01.11.2021 года (л.д.64-67).

02 ноября 2021г. Таможней принято решение, оформленное письмом № 11-29/15471, об отказе признания факта уничтожения водного транспортного средства на основании того, что Таможней были выявлены части водного транспортного средства «Форвард», сохранивших свое функциональное предназначение и потребительские свойства, что противоречит п.1 Порядка признания таможенным органом факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы, регламентированного Приказом ФТС России от 27.04.2021г.

Общество, считая данное решение Таможни, оформленное письмом № 11-29/15471 об отказе признания факта уничтожения водного транспортного средства, незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд, исследовав материалы дела, доводы сторон, считает требование заявителя подлежащим удовлетворению, в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ заинтересованные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Основаниями для признания решения и (или) ненормативного правового акта незаконными является несоответствие их закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 14 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) товары, ввозимые на таможенную территорию Союза, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Союза (пункт 1).

Товары Союза, вывозимые с таможенной территории Союза, находятся под таможенным контролем с момента регистрации таможенной декларации либо совершения действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории Союза (пункт 2).

Согласно подпункту 8 пункта 7 статьи 14 ТК ЕАЭС товары, указанные в пунктах 1 и 3 настоящей статьи, а также указанные в пункте 4 настоящей статьи товары, не признанные товарами Союза в соответствии со статьями 210 и 218 настоящего Кодекса, находятся под таможенным контролем до наступления такого обстоятельства как признание таможенным органом в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты этих товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо факта безвозвратной утраты этих товаров в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС дано определение "авария" - вредное по своим последствиям происшествие технического, технологического или иного характера, произошедшее с транспортными средствами и (или) иными товарами, находящимися под таможенным контролем, повлекшее за собой не предусмотренные международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования их количественные и (или) качественные изменения, которые не вызваны преднамеренными действиями собственника и (или) лица, во владении которого товары находились на момент таких изменений, за исключением естественных изменений при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения, а также изменений вследствие действия непреодолимой силы.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2019 года № 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" следует, что при разрешении споров, связанных с уплатой таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных на таможенную территорию Союза транспортных средств для личного пользования в связи с не вывозом с таможенной территории Союза в день истечения срока, в период которого такие транспортные средства могут временно находиться на таможенной территории Союза в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 264 ТК ЕАЭС, судам следует учитывать положения подпункта 7 пункта 2 статьи 268 ТК ЕАЭС, предусматривающие возможность прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, если до наступления срока уплаты названных платежей имели место такие факты, как уничтожение и (или) безвозвратная утрата транспортного средства вследствие аварии или действия непреодолимой силы.

Оценивая обоснованность отказа таможенного органа в признании таких фактов, судам необходимо исходить из того, что о прекращении существования транспортного средства (его конструктивной гибели) могут свидетельствовать невозможность проведения восстановительного ремонта поврежденного имущества, либо превышение стоимости ремонта по отношению к стоимости данного транспортного средства на момент аварии, либо равенство этих стоимостей.

Согласно пункта 11 Порядка Таможня фактического контроля отказывает в признании факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо факта безвозвратной утраты этих товаров в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения в случае:

1) отсутствия и (или) несоответствия сведений и документов, предусмотренных подпунктами 1 - 4 пункта 4, пунктом 5 настоящего порядка, либо подпунктами 1 - 3 пункта 6 и пунктом 7 настоящего порядка по результатам направления Запроса в соответствии с пунктом 10 настоящего порядка;

2) подачи Уведомления об уничтожении товаров или Уведомления о естественной убыли товаров в таможенный орган, отличный от указанного в пунктах 3 или 6 настоящего порядка;

3) получения ответа на запрос, предусмотренный пунктом 8 настоящего порядка, содержащего информацию о не подтверждении фактов наступления событий, повлекших уничтожение и (или) безвозвратную утрату товаров;

4) несоответствия количества безвозвратно утраченных товаров в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения нормам естественной убыли таких товаров, установленным нормативными правовыми актами, указанными в подпункте 2 пункта 6 настоящего порядка.

Судом установлено, что Обществом с пакетом документов, подтверждающих наличие повлекших уничтожение и (или) безвозвратную утрату водного транспортного средства, в Таможню предоставлено Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенное 24.12.2019 дознавателем Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Астрахани ГУ МЧС России по Астраханской области (далее - Постановление), Техническое заключение по исследованию образцов исследования по пожару, произошедшему 24.11.2019 на судах специального назначения «Форвард», «Спринтер» и катера «Нордстар 30 Патрол», выданного Федеральным государственным бюджетным учреждением «Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Астраханской области» (далее - Техническое заключение), акт внеочередного освидетельствования в связи с аварийным случаем № 2019XZ/01/95267 классификационного общества RINA Services S.р.А., а также отчет № 02110902L от 24.09.2021 ООО «Корабли и люди».

Согласно акту внеочередного освидетельствования классификационного общества RINA Services S.р.А. от 05.12.2019 (л.д. 55), являющимся органом, уполномоченным на классификацию и освидетельствование судов, класс судна «ФОРВАРД» снят в связи с аварийным случаем и полной гибелью судна.

Полномочия данного органа имеются в открытых информационных источниках, в том числе на официальном сайте Министерства транспорта Российской федерации https://mintrans.gov.ru/activities/226/documents, https://mintrans.gov.ru/press-center/news/6366 , где отражено, что Итальянское классификационное общество RTNAServicesS.p.A. (RINA) создано в 1861 году, является одним из членов - учредителей Международной ассоциации классификационных обществ (МАКО).

Оценка компетентности PINA в области норм, правил и стандартов, предусмотренных международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации в области торгового мореплавания и охраны морской среды от загрязнений с судов, проведена в 2014 г. межведомственной комиссией, созданной в соответствии с распоряжением Минтранса России от 19.09.2014 № МС-20-р, в состав которой вошли представители Минтранса России, Ространснадзора, Росморречфлота и Росрыболовства.

Согласно заключению, отраженному в отчете № 02110902Lот 24.09.2021 ООО «Корабли и люди», экспертная организация по результатам осмотра пришла к выводу, что судно «Форвард» находится в неудовлетворительном состоянии, не подлежащим восстановлению.

Вместе с тем таможенный орган в судебном заседании настаивал, что Обществом документ, свидетельствующий о невозможности проведения ремонта поврежденного товара либо о превышении стоимости ремонта по отношению к стоимости данного товара на момент аварии или действия непреодолимой силы либо о равенстве этих стоимостей, выданных органом (организацией), уполномоченным на проведение соответствующей экспертизы, в случае образования по результатам полного уничтожения товаров, веществ (частей товаров), не имеющих определенного функционального предназначения иполностью утративших свои потребительские свойства не был представлен.

В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права (ч. 2 ст. 65 АПК РФ).

Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания или в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено АПК РФ (ч. 3 ст. 65 АПК РФ).

Лица, участвующие в деле, вправе ссылаться только на те доказательства, с которыми другие лица, участвующие в деле, были ознакомлены заблаговременно (ч. 4 ст. 65 АПК РФ).

Судом было предложено сторонам назначить по делу экспертизу на предмет определения стоимости ремонта судна «Форвард». От проведения такой экспертизы стороны отказались.

Как уже указывалось ранее, таможенная стоимость рассматриваемого товара заявлена декларантом Обществом в сумме 14 163 688,0  рублей, как следует из представленного акта камеральной проверки Таможней установлено, что действительная таможенная стоимость  товара катамаран «Форвард» составляет 30 000 000,0 рублей.

Обществом в судебное заседание, были представлены результаты  освидетельствования т\х «Форвард», полученные страховой компанией СПАО «Ингосстрах», являющейся профессиональным участником рынка страхования от 27.12.2019, где в разделе РАЗМЕР УЩЕРБА, отражено, что стоимость буксировки, с учетом разработки и согласования проекта, может составить сумму в районе 18 000 000,0 рублей, при этом сама стоимость выполнения ремонта т\х «Форвард» может составить сумму в районе 80 000 000,0 рублей, что значительно превышает стоимость товара, даже с учетом произведенного Таможней пересчета таможенной стоимости  т\х «Форвард».

В данном случае, Таможня, заявляя о наличии сомнений в предоставленных Обществом документах, не представила доказательств, подтверждающих обоснованность таковых.

Таким образом, Таможня самостоятельно распорядилась своими процессуальными правами и потому несет риск наступления неблагоприятных последствий, связанных с не совершением ей соответствующих процессуальных действий (часть 2 статьи 9 АПК РФ) в виде разрешения судом спора по имеющимся в деле доказательствам.

На основании изложенного, с учетом представленных в материалах дела документов, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований Общества.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать недействительным решение Астраханской таможни об отказе признания факта уничтожения водного транспортного средства выраженное в письме от 02.11.2021 г. №11-29/15471.

            Обязать Астраханскую таможню в установленный законом срок принять решение о признании факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты товара – катамаран «Форвард» вследствие аварии или действия непреодолимой силы на основании уведомления ООО "Марин Оффшор Контрактор" исх. №0320 от 31.08.2021 г.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Астраханской области.

Информация о движении дела может быть получена на официальном интернет – сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru

Судья

Ф.В. Сафронова