ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А06-1133/07 от 29.01.2008 АС Астраханской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414014,   г. Астрахань,  пр. Губернатора Анатолия Гужвина,  д. 6а

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Астрахань

Дело № А06-1133/2007 -

29 января 2008 года

Резолютивная часть решения оглашена 22 января 2008г.

Полный текст решения изготовлен 29 января 2008г.

Арбитражный суд Астраханской области

в составе: судьи Цепляевой Л.Н.

при ведении протокола судебного заседания судьей Цепляевой Л.Н.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации Муниципального образования «Икрянинский район»

к Администрации Муниципального образования «Бахтемирский сельсовет»

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: ФИО1, ФИО2

о признании ненормативных правовых актов недействительными

при участии:

от заявителя – ФИО3, зав. правов. отделом, дов. от 15.08.2007г. №03-35/1417, ФИО4, зав. отдела архитектуры и градостроительства, дов. от 10.12.2007г. №03-35/2121.

от ответчика – ФИО5, глава администрации, удостоверение от 17.12.2004г. № 1

от третьего лица ФИО1 – ФИО6 доверенность от 26.07.2007г., нотариальное удостоверение в реестре № 12145

от третьего лица ФИО2 – ФИО6 доверенность от 26.07.2007г., нотариальное удостоверение в реестре № 12144

Администрация Муниципального образования «Икрянинский район» обратилась в арбитражный суд с заявлением к Администрации Муниципального образования «Бахтемирский сельсовет» о признании недействительными            постановлений № 23 от 27.03.2006г. «О проведении работ по формированию земельного участка в <...> Икрянинского района Астраханской области для строительства индивидуального жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства гр. ФИО2»;

            № 25 от 27.03.2006г. «О проведении работ по формированию земельного участка в <...> Икрянинского района Астраханской области для строительства индивидуального жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства гр. ФИО1»;

           № 55 от 29.05.2006г. «О предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка гр. ФИО1 для строительства индивидуального жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства по адресу: <...> Икрянинского района Астраханской области;

            № 56 от 29.05.2006г. «О предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка гр. ФИО2 для строительства индивидуального жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства по адресу: Алгаза, ул. Заречная, 6 Икрянинского района Астраханской области.

Решением арбитражного суда Астраханской области от 14.03.2007г.  по делу № А06-1133/2007-18 требования Администрации Муниципального образования «Икрянинский район» удовлетворены в полном объеме.

Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16.10.2007г. решение арбитражного суда Астраханской области от 14.03.2007г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Во исполнение постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа 16.10.2007г. по делу №А06-1133/2007-18 судом при новом рассмотрении к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены граждане ФИО1, ФИО2.

В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержал в полном объеме, указал, что при вынесении оспариваемых постановлений и предоставлении земельных участков гражданам была нарушена процедура, установленная градостроительным и земельным законодательством, в результате чего нарушена целостность зарезервированного земельного участка и полная потеря его перспективности не только под комплексную застройку имеющимся инвестором, а также под дальнейшее его освоение в виду невозможности создания там инфраструктуры в рамках неорганизованной застройки.

Глава Администрации Муниципального образования «Бахтемирский сельсовет» заявленные требования признал в полном объеме, письменный отзыв на заявление не представил.

Представитель третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО1, ФИО2,  считает заявленные требования незаконными и не подлежащими удовлетворению, представила письменный отзыв на заявление.

В судебном заседании от 16.01.2008г. в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 22.01.2008г. до 10 час. 30 мин.

22.01.2008г. в 10 час. 30 мин. судебное заседание продолжено.

После перерыва ответчик и представитель третьих лиц в судебное заседание не явились, судебное заседание продолжено в их отсутствие.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

Администрацией муниципального образования «Икрянинский район» в рамках проводимой работы по приведению правовых актов органов местного самоуправления поселений, принятых ранее по вопросу регулирования земельных отношений, в соответствие с действующим законодательством, в администрации муниципального образования «Бахтемирский сельсовет» выявлены правовые акты ненормативного характера, не соответствующие нормам действующего законодательства.

27.03.2006г. главой администрации МО «Бахтемирский сельсовет» приняты  постановление № 23 «О проведении работ по формированию земельного участка в <...>, Икрянинского района Астраханской области для строительства индивидуального жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства гр. ФИО2», и постановление № 25 «О проведении работ по формированию земельного участка в <...> Икрянинского района Астраханской области для строительства индивидуального жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства гр. ФИО1» (л.д. 9-10). Согласно постановлениям, заинтересованным лицам предложено за их счет произвести работы по межеванию и кадастровому учету земельных участков.

Постановлениями главы администрации МО «Бахтемирский сельсовет» от 29.05.2006г. №.№ 55, 56 гражданам ФИО1 и ФИО2 предоставлены из  категории земель поселений в аренду сроком на 49 лет с правом выкупа земельные участки общей площадью 6000 кв. м. каждому, предложено заключить договоры аренды и зарегистрировать их в Икрянинском отделе управления Федеральной регистрационной службы  по Астраханской области.

           В соответствии со статьей 4 Градостроительного кодекса РФ предмет регулирования градостроительной деятельности охватывает собой общественные отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношению по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.

          Объектами градостроительной деятельности являются территория РФ, субъектов РФ, поселений муниципальных образований. Градостроительная деятельность направлена на развитие указанных территорий.

Изучив материалы дела, суд считает, что главой МО «Бахтемирский сельсовет» при предоставлении земельных участков гражданам ФИО1, ФИО2 были нарушены процедуры, установленные действующим земельным и градостроительным законодательством.

         В соответствии со статьями 41-43 Градостроительного кодекса РФ документы по межеванию земельных участков на свободных территориях должны разрабатываться только на основе проекта планировки территории.

Статья 42 Градостроительного кодекса РФ предусматривает, что подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры.

Основная часть проекта планировки территории включает в себя:

1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются:

а) красные линии;

б) линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур;

в) границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства;

2) положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории.

Проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий.

Согласно статье 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи. В соответствии с п. 2.1 статьи 30 Кодекса земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, предоставляется для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, без проведения торгов лицу, с которым в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории. Указанный земельный участок по выбору лица, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, предоставляется бесплатно в собственность или в аренду.

Орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение земельными участками, после утверждения документации по планировке застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, на основании заявления о предоставлении земельного участка, лица, заключившего с органом местного самоуправления договор о развитии застроенной территории, определяет технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, плату за подключение и принимает решение о предоставлении указанного земельного участка.

Решение о предоставлении земельного участка является основанием установления в соответствии с заявлением лица, заключившего с органом местного самоуправления договор о развитии застроенной территории, и за его счет границ такого земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.

Сведения о том, что с гражданами ФИО1, ФИО2 заключен договор о развитии застроенной территории, сторонами не представлены.

Согласно п. 4 статьи 30 Кодекса предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) проведение работ по формированию земельного участка:

подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности;

определение разрешенного использования земельного участка;

определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;

принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов,

2) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;

3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;

4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

В соответствии с п. 3 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка обязан опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании,

В рассматриваемом случае граждане ФИО1 и ФИО2 обратились в администрацию  МО «Бахтемирский сельсовет» и подали заявления о предоставлении им земельных участков для жилищного строительства 11.11.2005г. (л.д. 45-46), объявление администрации о предоставлении в аренду земельных участков из земель поселений для индивидуального жилищного строительства опубликовано в газете «Северо-Каспийская правда» 26.11.2005г. № 92 (10837) (л.д.52). Из содержания оспариваемых постановлений следует, что земельные участки, в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ, сформированы не были, работы по межеванию и кадастровому учету, проект границ земельного участка и установление его границ на местности не проводились.

Граждане ФИО2 и ФИО1 в своих заявлениях испрашивали земельные участки, находящиеся хотя и в границах поселения МО «Бахтемирский сельсовет», но расположенные на свободной территории, т.е. вне установленной сложившейся территории застройки поселения. Указанное обстоятельство подтверждается представленными ситуационными планами (л.д. 20 -22).

       При разрешении вопроса о предоставлении указанных земельных участков орган местного самоуправления в соответствии с проектом планировки (свободной) территории обязан был осуществить межевание земельного участка и оформление землеустроительного дела, т.е. сформировать земельный участок, и на основании указанных документов определить размер, местоположение участков и присвоить им почтовый адрес и потом давать объявление в средства массовой информации.

Указанные процедуры ответчиком не были соблюдены.

Администрацией МО «Бахтемирский сельсовет» при предоставлении земельных участков не принято во внимание то обстоятельство, что постановлением Главы МО «Икрянинский район» от 22.02.2006года № 78 в целях реализации Федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы» зарезервированы строительные площадки для развития комплексного жилищного строительства на территории Икрянинского района, в которые входят испрашиваемые земельные участки (л.д. 8). Таким образом, на момент принятия главой муниципального образования «Бахтемирский сельсовет» оспариваемых постановлений,  названное постановление Главы МО «Икрянинский район» № 78 уже имелось.

Судом у ответчика были истребованы документы, подтверждающие вхождение спорных земельных участков в целевую программу. Согласно письму Главного управления архитектуры и градостроительства Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области от 10.01.2008г. № 02-07/02 земельный участок общей площадью 40га, расположенный в северо– восточной окраине пос. Алгаза Икрянинской района, предназначенный для комплексной жилищной застройки, включен в отраслевую целевую программу  «Развитие жилищного строительства в Астраханской области на 2006- 2010г.г.». Данный факт подтверждается, представленной заявителем отраслевой целевой программой «Развитие жилищного строительства в Астраханской области на 2006-2010 годы», утвержденной постановлением Государственной Думы Астраханской области от 28.11.2006г. № 549/3, протоколами совещаний по участку комплексной жилой застройки в с. Алгаза от 25.05.2007г., 15.08.2007г. Решением Совета муниципального образования «Бахтемирский сельсовет» от 14.09.2007г. №  14/4 утвержден План устойчивого развития муниципального образования «Бахтемирский сельсовет» на 2007-2009г.г», которым также предусмотрено строительство жилья в рамках целевой областной программы «Доступное и комфортное жилье».

Представители заявителя и глава муниципального образования «Бахтемирский сельсовет» пояснили, что в месте выделения названных земельных участков отсутствуют системы инженерно – технического и коммунального обеспечения, что затруднит скорейшее введение в эксплуатацию объектов индивидуального жилищного строительства, и не позволит достигнуть цели выделения данных земельных участков, выделение земельных участков под индивидуальное жилищное строительство в отсутствие проекта планировки территории приведет к нерациональному использованию земель, что с точки зрения земельного законодательства не допустимо.

Представители заявителя пояснили, что обращались в прокуратуру Икрянинского района с заявлением о принятии мер прокурорского реагирования в связи  принятием главой администрации МО «Бахтемирский сельсовет» оспариваемых постановлений. По результатам проверки 18.09.2006г. прокуратурой Икрянинского района главе муниципального образования внесены протесты, предложено в 10-дневный срок постановления отменить, договоры аренды, заключенные с гражданами, расторгнуть.  

В судебном заседании представители заявителя и ответчик указали, что после этого неоднократно устно предлагали ФИО1 и ФИО2 расторгнуть заключенные договоры аренды и предлагали взамен другие земельные участки на выбор, однако договоренность достигнута не была. 26.03.2007г. подготовлено Соглашение о расторжении договора аренды земельного участка и направлено арендаторам, но ответ не поступил.

В соответствии со ст. 72 Земельного кодекса РФ постановлением главы МО «Икрянинский район» Астраханской области от 11.01.2007г. № 12 утверждено Положение «О муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования «Икрянинский район». В рамках соблюдения земельного законодательства и в целях проверки исполнения требований протестов прокуратуры Икрянинского района  26.02.2007г. главными специалистами Администрации МО «Икрянинский район» в администрации МО «Бахтемирский сельсовет» проведена проверка. Проверкой установлено, что постановления главы МО «Бахтемирский сельсовет» № 55, 56 от 29.05.2006г. на день проверки не отменены, их отмена признана необходимой в судебном порядке. После этого администрация муниципального образования «Икрянинский район» обратилась в арбитражный суд.

Учитывая изложенное, суд считает, что требования Администрация Муниципального образования «Икрянинский район» подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

          Заявление Администрации Муниципального образования «Икрянинский район» удовлетворить

Постановления главы муниципального образования «Бахтемирский сельсовет»:  № 23 от 27.03.2006г. «О проведении работ по формированию земельного участка в <...> Икрянинского района Астраханской области для строительства индивидуального жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства гр. ФИО2»;

          № 25 от 27.03.2006г. «О проведении работ по формированию земельного участка в <...> Икрянинского района Астраханской области для строительства индивидуального жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства гр. ФИО1»;

          № 55 от 29.05.2006г. «О предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка гр. ФИО1 для строительства индивидуального жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства по адресу: <...> Икрянинского района Астраханской области;

         № 56 от 29.05.2006г. «О предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка гр. ФИО2 для строительства индивидуального жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства по адресу: <...> Икрянинского района Астраханской области»  признать недействительными.

Решение подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано в течение месяца в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья

Л.Н. Цепляева