414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6
Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: astrahan.info@arbitr.ru
http://astrahan.arbitr.ru
г. Астрахань | Дело № А06-1137/2014 |
14 июля 2014 года |
Резолютивная часть решения объявлена 07 июля 2014 года
Полный текст решения изготовлен 14 июля 2014 года
Арбитражный суд Астраханской области
в составе: судьи Бочарниковой Г.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Галкиной Д.Г.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области
к Министерству культуры Астраханской области
о признании незаконным бездействие Министерства культуры Астраханской области, выразившееся в не заключении охранного обязательства с Управлением Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области на нежилое помещение №6 (2-ой этаж) объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой с лавками, нач. ХХ века», расположенного по адресу: <...>, литер «А»; об обязании Министерства культуры Астраханской области в месячный срок с момента вступления решения в законную силу заключить с Управлением Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области охранное обязательство на нежилое помещение №6 (2-ой этаж) объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой с лавками, нач. ХХ века», расположенного по адресу: <...>, литер «А»,
с участием заинтересованного лица – Управления Федеральной службы приставов по Астраханской области,
при участии до перерыва:
от заявителя: ФИО1, начальник юридического отдела, представитель по доверенности №04-05/5-132 от 22.1-.2013 года;
от Министерства культуры Астраханской области: ФИО2, начальник отдела учета объектов культурного наследия управления по сохранению культурного наследия и развитию культурного туризма, представитель по доверенности №10 от 25.04.2014 года; ФИО3, заведующая сектором по вопросам судебной защиты и административной реформы отдела нормативно-правового, кадрового, документационного обеспечения и контроля, представитель по доверенности №27 от 23.09.2013 года;
от Управления Федеральной службы приставов по Астраханской области: ФИО4, представитель по доверенности от 22.10.2013 года №300/д-07-55-ВА.
при участии до перерыва:
от заявителя: ФИО1, начальник юридического отдела, представитель по доверенности №04-05/5-132 от 22.1-.2013 года;
от Министерства культуры Астраханской области: не явился, извещен;
от Управления Федеральной службы приставов по Астраханской области: ФИО5, представитель по доверенности от 02.07.2014 года №30/д-07-23-АД.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству культуры Астраханской области о признании незаконным бездействие Министерства культуры Астраханской области, выразившееся в не заключении охранного обязательства с Управлением Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области на нежилое помещение №6 (2-ой этаж) объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой с лавками, нач. ХХ века», расположенного по адресу: <...>, литер «А»; об обязании Министерства культуры Астраханской области в месячный срок с момента вступления решения в законную силу заключить с Управлением Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области охранное обязательство на нежилое помещение №6 (2-ой этаж) объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой с лавками, нач. ХХ века», расположенного по адресу: <...>, литер «А».
Представитель заявителя в судебном заседании заявила письменное ходатайство об уточнении заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации и просила суд считать их следующими:
Признать незаконным бездействие Министерства культуры Астраханской области, выразившееся в не заключении охранного обязательства с Управлением Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области на нежилое помещение №6 (2-ой этаж) объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой с лавками, нач. ХХ века», расположенного по адресу: <...>, литер «А».
Обязать Министерство культуры Астраханской области в месячный срок с момента вступления решения в законную силу направить в Управление Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области проект охранного обязательства на нежилое помещение №6 (2-ой этаж) объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой с лавками, нач. ХХ века», расположенного по адресу: <...>, литер «А».
Судом данные уточнения приняты.
Представитель Управления Федеральной службы приставов по Астраханской области в судебном заседании заявил устное ходатайство о перерыве в судебном заседании для возможности подготовки письменного отзыва на заявление.
Возражений не последовало.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 07.07.2014 года в 14 часов 30 минут.
Объявление о перерыве размещено в соответствии с рекомендациями, данными в Информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19 сентября 2006 года № 113 «О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», на сайте Арбитражного суда Астраханской области.
Согласно статьи 123 АПК Российской Федерации стороны по настоящему делу извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В судебное заседание после перерыва представитель Министерства культуры Астраханской области по данному делу не явился.
Представители лиц, участвующие в судебном заседании после перерыва не возражали против рассмотрения настоящего дела по существу без представителя Министерства культуры Астраханской области.
В соответствии с требованиями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассматривает дело в отсутствие надлежащим образом извещенного представителя Министерства культуры Астраханской области.
Представитель заявителя в судебном заседании после перерыва поддержала доводы, изложенные в заявлении, с учетом уточнений, и просила суд заявление удовлетворить полностью.
Представитель Управления Федеральной службы приставов по Астраханской области в судебном заседании после перерыва возражала против заявленных требований, и просила суд отказать заявителю в удовлетворении заявления.
Выслушав представителей заявителя и Управления Федеральной службы приставов по Астраханской области, исследовав материалы дела суд
УСТАНОВИЛ:
Как следует из материалов дела, Российская Федерация в лице Территориального управления Росимущества в Астраханской области владеет на праве собственности нежилым помещением №6 (2-ой этаж) объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой с лавками, нач. ХХ века», расположенного по адресу: <...>, литер «А».
В соответствии с пунктом 3 статьи 64 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон) памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры», отнесены к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр.
Право пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, и право пользования выявленным объектом культурного наследия у физических и юридических лиц возникают: в результате приобретения права собственности на объект культурного наследия; из актов государственных органов; из договоров; из судебного решения; по иным основаниям, допускаемым Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 51 Закона).
В силу пункта 1 статьи 63 Закона и пунктов 59, 63 Положения об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 16.09.82 N 865 (далее - Положение), государственная охрана объектов культурного наследия осуществляется путем заключения государственным органом охраны объектов культурного наследия с пользователем памятника охранного обязательства, в котором устанавливаются порядок и условия использования памятника.
Распоряжением Территориального управления от 08.06.2005 года №72-р указанное помещение было передано в оперативное управление Управлению Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области.
Свидетельством о государственной регистрации права серии 30АА №469577 от 13.05.2010 года за Управлением Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области было зарегистрировано право оперативного управления на нежилое помещение №6 (2-ой этаж) объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой с лавками, нач. ХХ века», расположенное по адресу: <...>, литер «А».
Согласно статьи 59 Постановления Совета Министров от 16.09.1982 №865 «Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры» порядок и условия использования памятников истории и культуры устанавливаются государственными органами охраны памятников и определяются для каждого памятника, находящегося в пользовании или собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан, соответствующим охранным документом: охранно-арендным договором, охранным договором или охранным обязательством.
В соответствии со статьей 48 Федерального закона от 25.06.2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации.
В силу части 3 этой же статьи Закона, собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.
Лицо, у которого имущество находиться на праве оперативного управления, неет бремя по содержанию этого имущества и обязано оформить охранное обязательство в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченном в области охраны объектов культурного наследия.
Однако до настоящего времени никаких мер по выполнению возложенной законом обязанности по оформлению охранного обязательства с пользованием объекта культурного наследия Министерством культуры не принято.
Посчитав данное бездействие незаконным и необоснованным Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области обратилось в арбитражный суд с данным заявлением.
Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доводы сторон, обстоятельства по делу и доказательства, суд считает требования заявителя не обоснованны и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными, необходимо наличие двух условий - несоответствие оспариваемого акта, решения, действия закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
На основании пункта 3 статьи 48 Федерального закона от 25.06.2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия.
Согласно распоряжения от 05.08.2013 года №115-р бремя содержания объекта культурного наследия «Дом жилой с лавками, нач. ХХ в.» по ул. Оленегорская, 4 г. Астрахань возложено на УФССП по Астраханской области.
В соответствии с пунктом 4 статьи 48 Федерального закона от 25.06.2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» при государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.
Согласно решения Арбитражного суда Астраханской области от 17.02.2012 года суд обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области разработать проектную документацию по проведению ремонтно-реставрационных работ по сохранению объекта культурного наследия и провести реставрационные, ремонтно-реставрационные работы в соответствии с разработанной документацией в нежилом помещении 6, литер строения А, 2 этаж объекта культурного наследия Дом жилой с лавками, нач. ХХ века», расположенного по адресу: <...>, литер «А».
Постановлениями Двенадцатого арбитражного суда и Федерального Поволжского округа решение Арбитражного суда Астраханской области от 17.02.2012 года оставлено без изменения.
На основании исполнительного листа Арбитражного суда Астраханской области по данному делу Межрайонным отделом судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Астраханской области возбуждено исполнительное производство от 29.06.2012 года №4958/12/17/30.
Однако, не исполнив данное решение Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с исковым заявлением о признании незаконным постановления и.о. начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Астраханской области ФИО6 от 25.09.2013 года об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства) об окончании исполнительного производства и обязании судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Астраханской области ФИО7 вынести постановление об окончании исполнительного производства №4958/12/17/30 по исполнительному листу АС 004398826 по делу №А06-6450/2011 в пятидневный срок с момента вступления решения в законную силу.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 25.10.2013 года Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области отказано в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2014 года решение оставлено без изменения.
Кроме того, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с исковым заявлением о пересмотре решения Арбитражного суда Астраханской области от 17.02.2012 года по вновь открывшимся обстоятельствам по делу №А06-6450/2011.
Решением суда от 23.12.2013 года в удовлетворении исковых требований арбитражным удом отказано.
Кроме того, 21.03.2012 года Постановлением Министерства культуры Астраханской области №10-п утвержден административный регламент министерства по предоставлению государственной услуги «Оформление охранных обязательств с пользователями и (или) собственниками объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Астраханской области».
Данная государственная услуга носит заявительный характер, то есть охранное обязательство оформляется на основании соответствующего заявления установленной формы от собственника или пользователя.
Из представленной в материалы дела переписки усматривается, что УФССП по Астраханской области, в оперативное управление которого был передан объект культурного наследия «Дом жилой с лавками, нач. ХХ века», расположенного по адресу: <...>, литер «А», фактически данным нежилым помещением не пользовался, в связи с чем неоднократно обращалось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области с заявлением о прекращении оперативного управления и возврате нежилого помещения или передачи его третьему лицу.
Возражая против заявленных требований о признании незаконным бездействия, Министерство культуры Астраханской области №10-п от 21.03.2012 года ни собственник объекта культурного наследия, ни лицо в оперативном управлении лицо в оперативном управлении данное имущество находится, с заявлением об оформлении охранного обязательства объекта культурного наследия «Дом жилой с лавками, нач. ХХ века», расположенного по адресу: <...>, литер «А» не обращались.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно пункту 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с названным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Поскольку право оперативного управления объектом культурного наследия не свидетельство о государственной регистрации права серии 30АА№469577 от 13.05.2010 года за УФССП по Астраханской области не аннулировано, в силу Закона №73-ФЗ заключение охранного обязательства является для УФССП по Астраханской области обязательным.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что заявителем не доказан факт незаконного бездействия Министерства культуры Астраханской области, выразившегося в не заключении охранного обязательства с УФССП по Астраханской области на нежилое помещение №6 (2-ой этаж) объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой с лавками, нач. ХХ века», расположенного по адресу: <...>, литер «А».
В установленном законом порядке ни собственник, ни владелец объекта культурного наследия регионального значения, с заявлением о заключении охранного обязательства в Министерство культуры Астраханской области не обращались, с заявлением о понуждении заключения охранного обязательства в порядке, предусмотренным частью 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации не обращались
Основной сутью охранного обязательства является распределение обязанностей по содержанию и ремонту здания. Добиваясь заключения охранного обязательства между УФССП по Астраханской области и Министерством культуры Астраханской области заявитель желает переложить обязанности по исполнению решения суда по делу №А06-6450/2011 по производству ремонта памятника культуры на УФССП по Астраханской области.
Таким образом, обращаясь с данным заявлением Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области преследовало целью не восстановление своего нарушенного права (оно ничем не нарушено, при желании как представитель собственника Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области вправе самостоятельно заключить охранное обязательство), а не искусственное уклонение вступившего в законную силу судебного акта.
При данных обстоятельствах суд считает, что заявленные требования Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Заявление Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области к Министерству культуры Астраханской области о признании незаконным бездействии Министерства культуры Астраханской области, выразившееся в не заключении охранного обязательства с Управлением Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области на нежилое помещение №6 (2-ой этаж) объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой с лавками, нач. ХХ века», расположенного по адресу: <...>, литер «А»; об обязании Министерства культуры Астраханской области в месячный срок с момента вступления решения в законную силу направить в Управление Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области проект охранного обязательства на нежилое помещение №6 (2-ой этаж) объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой с лавками, нач. ХХ века», расположенного по адресу: <...>, литер «А» оставить без удовлетворения.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Астраханской области.
Информация о движении дела может быть получена на официальном интернет – сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru»
Судья | Г.Н. Бочарникова |