ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А06-11615/19 от 28.10.2019 АС Астраханской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6

Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: astrahan.info@arbitr.ru

http://astrahan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Астрахань

Дело №А06-11615/2019

29 октября 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена 28 октября 2019 года

Полный текст решения изготовлен 29 октября 2019 года

Арбитражный суд Астраханской области

в составе: судьи Бочарниковой Г.Н.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Яхъяевой Р.Ф.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "СК "Инвест-Строй"

к И.о. руководителя службы строительного надзора Астраханской области Сомову Ю.В.

о снижении размера штрафа, назначенного постановлением №22-Ю от 18 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении о признании ООО "СК "Инвест-Строй" виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях до 250.000 рублей,

при участии:

от заявителя: Родин В.Л., представитель по доверенности от 26.09.2019 года;

от заинтересованного лица: Самарина О.Б., представитель по доверенности №22 от 06.09.2019 года.

Общество с ограниченной ответственностью "СК "Инвест-Строй" обратилось в арбитражный суд с заявлением к И.о. руководителя службы строительного надзора Астраханской области Сомову Ю.В. о снижении размера штрафа, назначенного постановлением №22-Ю от 18 сентября 2019 года по делу об административном правонарушении о признании ООО "СК "Инвест-Строй" виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях до 250.000 рублей.

Представитель заявителя в предварительном судебном заседании заявил ходатайство об уточнении заявленных требований и просил суд признать недействительным постановление Службы строительного надзора Астраханской области №22-Ю от 18.09.2019 года в части размера административного штрафа.

Судом данные уточнения приняты.

Представитель заявителя в предварительном судебном заседании заявил ходатайство о переходе в судебное заседание.

Возражений не последовало.

Суд, в порядке пункта 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание по настоящему делу.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования с учетом уточнений, просил суд удовлетворить их в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица, считает постановление, вынесенное Службой строительного надзора Астраханской области №22-Ю от 18.09.2019 года законным и обоснованным, не возражал против снижения административного штрафа, поскольку ООО «СК «Инвест-Строй» вину признал и устранил правонарушение.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

Из материалов дела следует, что в период с 10.07.2019 года по 06.08.2019 г. Службой строительного надзора Астраханской области проведена внеплановая выездная проверка застройщика ООО «СК «Инвест-Строй» по вопросам выяснения обстоятельств, указанных в информационном письме, поступившем в службу из прокуратуры Кировского района г. Астрахани 11.06.2019г. за вх. № 1618, по признакам нарушения застройщиком ООО «СК «Инвест-Строй» п.п.1 ч.2 ст. 1, ч.1 ст. 3, ч.1 ст. 3.1 Федерального закона от 30.12.2004 г. №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон №214-ФЗ) при строительстве объекта капитального строительства - «Жилой дом по ул. Хабаровской в Советском районе г. Астрахани» (I этап).

По результатам проведенной проверки установлено следующее:

Застройщик ООО «СК «Инвест-Строй» на земельном участке, расположенном по адресу: г. Астрахань, Советский район, ул. Хабаровская, с кадастровым номером 30:12:030106:110, осуществляет строительство 10-и этажного 45-и квартирного жилого дома. Строительство объекта капитального строительства - «Жилой дом по ул. Хабаровской в Советском районе г. Астрахани» (1 этап) осуществляется на основании разрешения на строительство от 22.08.2017 № 30-RU30301000-69-2017.

Объект «Жилой дом по ул. Хабаровской в Советском районе г. Астрахани» по проекту предполагает три подъезда. Строительство 2-го и 3-го подъезда входит в I этап работ. Указанные подъезды построены полностью и планируются к вводу в эксплуатацию в 3-м квартале 2019 года.

Планируемая стоимость строительства «Жилого дома по ул. Хабаровской в Советском районе г. Астрахани» (I этап) составляет 187,245 млн. руб..

Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 06.08.2019 года №13-ВП.

Протоколом об административном правонарушении от 08.08.2019г. в отношении юридического лица - ООО «СК «Инвест - Строй» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 14.28 КоАП Российской Федерации - ООО «СК «Инвест - Строй» при строительстве объекта капитального строительства -«Жилой дом по ул. Хабаровской в Советском районе г. Астрахани» (1 этап) привлекались денежные средства граждан в нарушение требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов, предусмотренных пп.1 ч. 2 ст.1, ч.1 ст. 3, ч.1 ст. 3.1. Закона №214-ФЗ.

Дело об административном правонарушении рассмотрено в присутствии законного представителя юридического лица.

18.09.2019 года административным органом вынесено постановление по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания № 22-Ю о привлечении ООО «СК "Инвест-Строй" к административной ответственности за правонарушение, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 500 000 руб.

ООО УК "Стройкомплекс", не согласившись с размером назначенного административного наказания, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В силу частей 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечение денежных средств гражданина, связанное с возникающим у гражданина правом собственности на жилое помещение в многоквартирном доме, который на момент привлечения таких денежных средств гражданина не введен в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, лицом, не имеющим в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на это права и (или) привлекающим денежные средства граждан в нарушение требований, установленных указанным законодательством, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона N 214-ФЗ застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования, размещения и (или) представления проектной декларации в соответствии с настоящим Федеральным законом и государственной регистрации застройщиком права собственности на земельный участок, предоставленный для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, в состав которых будут входить объекты долевого строительства, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка или в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства", договора безвозмездного срочного пользования таким земельным участком.

Следовательно, наличие разрешения на строительство объекта капитального строительства, правоустанавливающих документов на земельный участок и опубликование проектной декларации при строительстве многоквартирных жилых домов и иных объектов недвижимости, дает застройщику право на привлечение денежных средств граждан и юридических лиц в период действия указанных документов.

В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона № 214-ФЗ проектная декларация включает в себя информацию о застройщике и информацию о проекте строительства и определяет объем прав застройщика на привлечение денежных средств граждан и юридических лиц для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, указанных в такой проектной декларации. Проектная декларация является официальным документом, удостоверяющим факты, влекущие за собой юридические последствия для застройщика, (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 304-ФЗ)

Частью 2 статьи 19 Закона № 234-ФЗ установлено, что проектная декларация до заключения застройщиком договора с первым участником долевого строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости направляется застройщиком в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указанный в ч. 2 ст. 23 настоящего Федерального закона, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи путем заполнения электронной формы проектной декларации на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определенном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, указанным в ч.1, ст.23 настоящего Федерального закона, (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 №304-Ф3).

Федеральным законом от 03.07.2016 Л« 304-ФЗ в ч. 2 ст. 19 Закона № 214-ФЗ внесены
изменения, согласно которых проектная декларация направляется застройщиком в
уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указанный в ч. 2 ст. 23 настоящего Федерального закона, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи путем заполнения электронной формы проектной декларации на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определенном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, указанным в ч.1 ст. 23 настоящего Федерального закона.

Федеральным законом от 01.07.2018 № 175-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 175-ФЗ) в ч.2 ст. 19 Закона № 214-ФЗ внесены изменения, согласно которых проектная декларация направляется застройщиком в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указанный в ч.2 ст.23 настоящего Федерального закона, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи путем заполнения электронной формы проектной декларации на сайте единой информационной системы жилищного строительства, указанной в ст.23.3 настоящего Федерального закона, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Постановлением Правительства РФ от 25.09.2018 г. № 1133 установлен адрес сайта https://наш.дом.рф/ в качестве адреса сайта единой информационной системы жилищного строительства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Согласно ст. 20, 21 Закона № 214-ФЗ, проектная декларация включает в себя информацию о застройщике и информацию о проекте строительства.

Согласно ч. 4 ст. 19 Закона Л° 214-ФЗ застройщик обязан внести в проектную декларацию изменения, касающиеся сведений о застройщике и проекте строительства, а также фактов внесения изменений в проектную документацию, в течение трех рабочих дней со дня изменения соответствующих сведений.

Согласно ч. 5 ст. 19 Закона № 214-ФЗ, ежеквартально застройщик обязан вносить в проектную декларацию изменения, касающиеся сведений, предусмотренных п.6 ч.1 ст.20 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 6 ст. 19 Закона № 214-ФЗ изменения, указанные в частях 4 и 5 настоящей статьи, подлежат размещению застройщиком в ЕИСЖС, указанной в статье 23.3 настоящего Федерального закона, и направляются застройщиком в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указанный в части 2 статьи 23 настоящего Федерального закона, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи путем заполнения электронной формы проектной декларации с внесенными изменениями на сайте в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет", указанном в части 2 настоящей статьи, в течение пяти рабочих дней со дня внесения изменений в проектную декларацию. Такие изменения подлежат направлению застройщиком в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указанный в части 2 статьи 23 настоящего Федерального закона (в ред. Федерального закона от 01.07.2018 №175-ФЗ).

При проверке (на дату - 06.08.2019 г.) установлено, что проектная декларация по объекту капитального строительства «Жилой дом по ул. Хабаровской в Советском районе г, Астрахани» (I этап) в ЕИСЖС на официальном сайте https://наш.дом.рф/ и сайте застройщика www.insroyj.ru не размещена.

Согласно ч. 1 ст. 3.1. Закона 214-ФЗ застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства, обеспечивает свободный доступ к информации о своей деятельности посредством создания и ведения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сайта, в электронный адрес которого включено доменное имя, права на которое принадлежат такому застройщику или иному юридическому лицу, заключившему договор поручительства с застройщиком в соответствии со статьей 15.3 настоящего Федерального закона, и которое определено соглашением застройщика и указанного юридического лица (далее -официальный сайт застройщика) (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 304-ФЗ, действующей с 01.01.2017г.).

Согласно ч.1 ст. 3.1. Закона № 214-ФЗ, застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства, обеспечивает свободный доступ к информации (раскрывает информацию), предусмотренной настоящим Федеральным законом, путем размещения ее в единой информационной системе жилищного строительства, указанной в статье 23.3(настоящего Федерального закона. Информация считается раскрытой после ее размещения в указанной системе (в ред. Федерального закона от 01.07.2018 №175-ФЗ).

Согласно ч. 4 ст. 23.3. Закона № 214-ФЗ, застройщики обязаны размещать в системе информацию, раскрытие которой предусмотрено настоящим Федеральным законом, а также правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется строительство (создание) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости.

В соответствии с ч. 16, ч. 17 ст. 8 Федерального закона от 01.07.2018 №175-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", обязанность по размещению информации в ЕИСЖС у застройщиков возникаете 01.10.2018г.

До утверждения Правительством Российской Федерации порядка, способов, сроков и периодичности размещения информации в ЕИСЖС, предусмотренной статьей 23.3 Закона № 214-ФЗ, информации, обязательное размещение которой предусмотрено федеральными законами, состава такой информации застройщики обязаны размещать информацию, предусмотренную Законом № 214-ФЗ (в редакции Федерального закона № 175-ФЗ), в указанной системе в порядке, в составе, способами, в сроки и с периодичностью, которые утверждены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Порядок, состав, способы, сроки и периодичность размещения информации застройщиками в ЕИСЖС, указанной в ст. 23.3. Закона № 214-ФЗ утверждено Приказом Минстроя России от 11.05.2018 N 275/пр "Об утверждении Положения о порядке, составе, способах, сроках и периодичности размещения информации застройщиками в единой информационной системе жилищного строительства, указанной в статье 23.3 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Положение).

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 09.12.2016 №914/пр утверждены «Требования к порядку размещения на официальном сайте застройщика информации в отношении многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, строящихся (создаваемых) с привлечением денежных средств участников долевого строительства».

Перечень информации, подлежащей размещению застройщиком на сайте: щт.рз://наш.дом.рф/. установлен ч.2 ст. 3.1. Закона 214-ФЗ.

В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 3.1. Закона 214-ФЗ застройщик ООО «СК «Инвест-Строй» в ЕИСЖС в отношении объекта капитального строительства - «Жилой дом по ул. Хабаровской в Советском районе г. Астрахани» (I этап) обязан раскрывать следующую информацию:

1) разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, указанных в пункте 4 части 1 статьи 20 настоящего Федерального закона, а именно - о проектах строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в которых принимал участие застройщик в течение трех лет, предшествующих опубликованию проектной декларации, с указанием места нахождения указанных объектов недвижимости, сроков ввода их в эксплуатацию;

2) документы, указанные в пунктах 1, 3, 5 части 2 статьи 21 настоящего Федерального закона, а именно:

- разрешение на строительство (п.1 ч. 2 ст. 21),

- технико-экономическое обоснование проекта строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости;

- заключение I экспертизы проектной документации, если проведение такой экспертизы установлено федеральным законом (п.З ч. 2 ст. 21),

- документы, подтверждающие права застройщика на земельный участок (п.5 ч.2 ст. 21),

3) проектная декларация,

4)заключение о соответствии застройщика и проектной декларации (ч.2 ст. 3, ст. 20, 21),

5) проект договора участия в долевом строительстве или проекты таких договоров, используемые застройщиком для привлечения денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, отвечающие требованиям настоящего Федерального закона (в ред. Федерального закона от01.07.2018 N 175-ФЗ),

6)условия привлечения денежных средств участников долевого строительства по договору участия в долевом строительстве в соответствии с требованиями статей 15.4 и 15.5 настоящего Федерального закона в случае размещения таких средств на счетах эскроу (в ред. Федеральных законов от 29.07.2017 №218-ФЗ, от 01.07.2018 № 175-ФЗ),

7)документы, указанные в части 5 статьи 3 настоящего Федерального закона - годовая и Промежуточная бухгалтерская (финансовую) отчетность застройщика, аудиторское заключение,

8)фотографии строящихся (создаваемых) застройщиком с привлечением денежных средств участников долевого строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, отражающие текущее состояние их строительства (создания),

9)градостроительный план земельного участка (п. 9 введен Федеральным законом от 01.07.2018 № 175-ФЗ),

10) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия (п. 10 введен Федеральным законом от 01.07.2018 № 175-ФЗ),

11) извещение о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства, направленное в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (п. 13 введен Федеральным законом от 01.07.2018 № 175-ФЗ),

12) сведения об открытии или о закрытии расчетного счета застройщика с указанием номера такого счета, наименования уполномоченного банка и его идентификаторов (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер) (п. 14 введен Федеральным законом от 01.07.2018 № 175-ФЗ),

13) иная информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом (п. 15 введен Федеральным законом от 01.07.2018г. № 175-ФЗ).

При проверке (на дату - 06.08.2019г.) установлено, что застройщиком ООО «СК «Инвест-Строй» в отношении объекта капитального строительства - «Жилой дом по ул. Хабаровской в Советском районе г. Астрахани» (I этап) в ЕИСЖС на сайте:https://наш.дом.рф/ и сайте застройщика www.insroyi .ru вышеуказанная информация не размещена.

В соответствии с пп.1 ч.2 ст.1 Закона №214-ФЗ привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности допускается только на основании договора участия в долевом строительстве.

В соответствии с пп.1 ст. 3 Закона №214-ФЗ застройщик вправе привлекать денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования, размещения и (или) представления проектной Декларации в соответствии с Законом №214-ФЗ и государственной регистрации права собственности на земельный участок. В соответствии со ст.3.1. Закона №214-ФЗ застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства, обеспечивает свободный доступ к информации (раскрывает информацию), путем размещения ее в ЕИСЖС.

В соответствии с ч.2 ст. 19 Закона №214-ФЗ до заключения застройщиком договора с первым участником долевого строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, проектная декларация направляется в уполномоченный орган исполнительной власти с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи путем заполнения электронной формы проектной декларации на сайте ЕИСЖС. Уполномоченный орган в срок не более тридцати дней со дня получения проектной декларации осуществляет подготовку и выдачу застройщику заключения о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным ч. 1.1. и 2 ст. 3, ст. 20, 21 Закона №214-ФЗ или отказ в выдаче такого заключения.

В соответствии с пп.2.3 ч.2 ст. 19 Закона №214-ФЗ, если в течение шестидесяти дней со дня выдачи застройщику заключения о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным ч.2 ст.З, 20, 21 Закона №214-ФЗ, не поданы документы на государственную регистрацию договора с первым участником долевого строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, проектная декларация подлежит повторному направлению в уполномоченный орган исполнительной власти для получения заключения в порядке, установленном ч.2 ст. 19 Закона №214-ФЗ.

При проверке установлено, что застройщиком ООО «СК «Инвест-Строй» в службу строительного надзора Астраханской области 25.10.2017г. (вх. №3018) представлен пакет документов для получения заключения о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным ч. 2 ст. 3, ст. 20, 21 Закона №214-ФЗ. Заключение о соответствии №6 выдано службой 27.10.2017г. Затем вновь, 08.06.2018г. (вх. №1535) представлен пакет документов для получения заключения о соответствии. Заключение о соответствии №15 выдано 14.06.2018г. Однако, документы на государственную регистрацию договора с первым участником долевого строительства многоквартирного дома не поданы.

В связи с чем, ООО «СК «Инвест-Строй» утеряно право на привлечение денежных средств граждан для участия в долевом строительстве многоквартирных домов в соответствии с пп.2.3 ч.2 ст. 19 Закона № 214-ФЗ.

Службой направлен запрос от 29.07.2019 г. в Управление Федеральной регистрационной службы по Астраханской области. Из полученного ответа установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 30:12:030106:110 договора участия в долевом строительстве не зарегистрированы.

Действие Закона №214-ФЗ об участии в долевом строительстве распространяется также на отношения, возникшие при совершении сделок по привлечению денежных средств граждан иными способами (заключении предварительных договоров купли-продажи жилых помещений в объекте строительства, договоров об инвестировании строительства многоквартирного жилого дома или иного объекта недвижимости, договоров займа, обязательства по которому в части возврата займа прекращаются с передачей жилого помещения в многоквартирном доме или ином объекте недвижимости после завершения его строительства в собственность, договоров о совместной деятельности в целях осуществления строительства многоквартирного жилого дома или иного объекта недвижимости и т.д.).

При проведении проверки информации, поступившей в службу из прокуратуры Кировского района г. Астрахани 11.06.2019г. за вх. № 1618, установлено, что в нарушение пп.1 ч.2 ст. 1 Закона №214-ФЗ ООО «СК «Инвест-Строй» заключен предварительный договор купли-продажи квартиры с Кайкеновым А.Н. Вышеуказанными сторонами заключен договор, поименованный как предварительный договор купли-продажи квартиры, в соответствии с которым стороны обязуются заключить в будущем на предусмотренных им условиях основной договор о продаже недвижимого имущества, которое будет создано в последующем.

Согласно договора от 29.01.2019г., заключенного с покупателем Кайкеновым А.Н., ООО «СК «Инвест-Строй» обязуется передать в собственность покупателю жилое помещение по адресу: ул. Хабаровская в Советском районе г.Астрахани. Право продавца на реализацию осуществляется в силу строительства собственными силами квартиры на объекте «Жилой дом по ул.Хабаровской в Советском районе г.Астрахани» (I этап). Кайкенов А.Н. внес в кассу ООО «СК «Инвест-Строй» обеспечительный платеж в сумме 1,00 млн. руб. Что подтверждается приходным кассовым ордером №11 от 29.01.2019г.

Привлеченные денежные средства по данному договору в бухгалтерском учете отражены по кредиту счета 76.09 «Расчеты с прочими покупателями и заказчиками», предназначенного для учета поступлений денежных средств в виде обеспечительного платежа по предварительным договорам купли-продажи и использованы ООО «СК «Инвест-Строй» для осуществления деятельности по строительству объекта.

В ходе проверки (на дату - 06.08.2019 г.) установлено, что денежные средства Кайкенова А.Н. привлекались в нарушение пп.1 ч.2 ст.1, ч.1 ст. 3, ч.1 ст. 3.1. Закона №214-ФЗ. Привлечение денежных средств граждан по предварительным договорам купли-продажи квартир, в соответствии с которыми они обязуются заключить в будущем основной договор о продаже недвижимого имущества, попадает под действие норм Закона №214-ФЗ. Следовательно, при заключении вышеуказанного договора у ООО «СК «Инвест-Строй» возникает обязанность по применению законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов.

Из вышеизложенного следует, что юридическим лицом ООО «СК «Инвест-Строй» при строительстве объекта капитального строительства-«Жилой дом по ул. Хабаровской в Советском районе г. Астрахани» (I этап) привлекались денежные средства граждан в нарушение требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов, предусмотренных пп.1 ч.2 ст.1, ч.1 ст.3 , ч.1 ст. 3.1. Закона №214-ФЗ.

ООО «СК «Инвест - Строй» не были приняты все меры по исполнению требований действующего законодательства Российской Федерации в области долевого строительства.

Частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В судебном заседании представитель ООО «СК «Инвест-Строй» не оспаривал факт административного правонарушения, просил снизить размер административного штрафа.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании не возражал против снижения административного штрафа, поскольку ООО «СК «Инвест-Строй» вину признал и устранил правонарушение.

При таких обстоятельствах суда приходит к выводу о наличии в действиях ООО «СК «Инвест-Строй» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Процедура привлечения к административной ответственности проверена судом. Существенных нарушений административным органом не допущено.

Вместе с тем в соответствии с целями административного наказания, указанными в статье 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливаемые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях размеры административных штрафов должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности административных правонарушений и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, исходя, в частности, из того, что административное наказание не может иметь своей целью нанесение вреда деловой репутации юридического лица (часть 2 статьи 3.1), предоставляет судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, правомочие признать смягчающими обстоятельства, не указанные в данном Кодексе или законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 2 статьи 4.2).

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей (часть 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ)

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).

Административное наказание в виде штрафа назначено ООО «СК «Инвест-Строй» в размере, предусмотренном санкцией частью 1 статьи 14.28 КоАП - 500 000 рублей.

Снижение в данном случае административного наказания направлено на то, чтобы установленный размер административного штрафа не перестал быть средством предупреждения совершения новых правонарушений (часть 1 статьи 3.1 КоАП РФ) и не превратился в средство подавления экономической деятельности субъекта.

В рассматриваемой ситуации назначение обществу административного наказания в виде штрафа в размере 250 000 рублей соответствует характеру совершенного обществом административного правонарушения, соразмерно его тяжести, является справедливым и отвечает принципам юридической ответственности, регламентированными КоАП РФ.

Указанным административным наказанием достигается цель административного производства, установленная статьёй 3.1 КоАП РФ, в то время как применение меры административного наказания в виде штрафа в размере 500 000 рублей в данном случае будет носить неоправданно карательный характер, направленный на экономическое подавление субъекта.

Суд, оценив фактические обстоятельства совершения правонарушения, отсутствие вреда (доказательств наличия вреда не представлено), признание обществом события вменяемого правонарушения, размер суммы назначенного штрафа, финансовое положение общества, руководствуясь ст. 4.1 КоАП РФ, а также целями административного наказания, полагает возможным снизить размер административного штрафа, назначенного постановлением Службы строительного надзора Астраханкой области от 18.09.2019 № 22-Ю с 500 000 рублей до 250 000 рублей.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Изменить постановление Службы строительного надзора Астраханской области №22-Ю от 18 сентября 2019 года о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания «ИНВЕСТ-СТРОЙ» к административной ответственности по части 1 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 500 000 рублей, в части назначения наказания, снизив размер назначенной штрафной санкции с 500 000 рублей до 250 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия, через Арбитражный суд Астраханской области.

Информация о движении дела может быть получена на официальном интернет – сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru».

Судья

Г.Н. Бочарникова