ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А06-12765/16 от 13.02.2017 АС Астраханской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6

Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: astrahan.info@arbitr.ru

http://astrahan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Астрахань

Дело № А06-12765/2016

16 февраля 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 13.02.2017 года.

Полный текст решения изготовлен 16.02.2017 года.

            Арбитражный суд Астраханской области в составесудьи Аюповой А.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бурлуцким О.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской области о привлечении Муниципального ремонтно-эксплуатационного коммунального предприятия муниципального образования "Средневолжский сельсовет" к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии:

от заявителя – ФИО1, представитель по доверенности от 18.01.2017 года;

от лица, привлекаемого к административной ответственности – ФИО2, представитель по доверенности №2 от 30.01.2017 года;

            Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской области обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Муниципального ремонтно-эксплуатационного коммунального предприятия муниципального образования "Средневолжский сельсовет" к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержала в полном объеме. Пояснила, что в ходе проведения плановой выездной проверки было установлено, что лицом, привлекаемым к ответственности, с августа 2016 года осуществлялась деятельность по сбору и вывозу жидких бытовых отходов. Отходы вывозились на территорию несанкционированной свалки. С жителями муниципального образования был заключен соответствующий договор на вывоз жидких бытовых отходов. Однако, в нарушение требований законодательства, лицензии на данный вид деятельности организация не имела. По данному факту был составлен протокол об административном правонарушении, о чем был уведомлен руководитель организации. На составление протокола представитель организации не явился. Считает, что материалами дела установлено наличие в действиях учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.

Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, вину в совершении административного правонарушения признал. Пояснил, что лицензия не была получена, поскольку изначально предполагалось, что данная деятельность будет осуществляться лишь на время отсутствия оператора по вывозу и утилизации отходов. После проведенной проверки деятельность по вывозу жидких бытовых отходов прекращена. В настоящее время жители осуществляют вывоз жидких бытовых отходов самостоятельно.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

Согласно приказу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской области от 14.10.2016г. № 1258 в период с 16.11.2016г. по 13.12.2016г. проводилась плановая выездная проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в отношении МРЭКП МО «Средневолжский сельсовет».

В ходе административного расследования установлено следующее:

МРЭКП МО «Средневолжский Сельсовет» является юридическим лицом и свою деятельность ведет на основании Устава, утвержденного постановлением АМО «Енотаевский район» от 20.04.2015г. № 369, а также зарегистрированного за основным государственным регистрационным номером <***>, ему присвоен ИНН <***>.

Основными видами деятельности предприятия согласно Уставу являются: обеспечение населения и прочих потребителей водоснабжением, водоотведением, сбором и вывозом бытовых отходов и иными услугами по обслуживанию населения, санитарной очистки, а также сбор денежных средств за вышеуказанные услуги с населения и прочих потребителей.

Директором МРЭКП МО «Средневолжский Сельсовет» согласно распоряжению о продлении полномочий должности директора МРЭКП МО «Средневолжский Сельсовет» от 08.12.2014г. № 53-р является ФИО3.

В результате проведенных осмотров территорий и помещений МРЭКП МО «Средневолжский Сельсовет» установлено, что МРЭКП МО «Средневолжский Сельсовет» осуществляет свою деятельность на следующих площадках:

 I Промплощадка — производственная база (<...>), граничит с севера пустырь и далее жилая застройка на расстоянии 300м; с юга- ближайшая жилая застройка на расстоянии 60м; с севера-запада- административные здания; с остальных сторон пустырь. На данной площадке расположены: открытая стоянка автотранспорта, проводятся сварочные работы.

II Промплощадка — Котельная (<...>) граничит с севера и северо-востока-административные здания; с востока свободная территория и затем жилая застройка на расстоянии 200 м; с юго-востока- жилая застройка на расстоянии 17 м, с юга-магазин, с юго-запада- свободная от застроек территория; с запада - жилая застройка на расстоянии 40 м, с северо-запада- административные здания. Котельная обеспечивает теплоснабжением населения, организаций и учреждений п.Волжский, работает на природном газе.

Согласно документам, представленным МРЭКП МО «Средневолжский Сельсовет», а также в соответствии с протоколом осмотра территории от 16.11.2016г № б/н, Предприятие осуществляет прием жидких коммунальных отходов от населения с дальнейшим размещением данных отходов по адресному ориентиру: Астраханская область, Енотаевский район, юго-восточнее указателя «Шамбай-97», «ООО Волга-тур. База отдыха Высокий берег» координаты: N 46°57.7' 3' Е 47°32.275'.

В ходе проверки Управлением установлено, что предприятие осуществляет прием жидких коммунальных отходов IV класса опасности от населения с дальнейшим размещением данных отходов по адресным ориентирам: Астраханская область, Енотаевский район, юго-восточнее указателя «Шамбай-97», «ООО Волга-тур. База отдыха Высокий берег» координаты: N 46°57.7' 3' Е 47°32.275, не входящих в ГРОРО.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 04 мая 2011г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», деятельность по размещению (хранению и захоронению) отходов I – IV классов опасности подлежит лицензированию.

Согласно служебной записке отдела экологической экспертизы и нормирования от 18.10.2016 года №08-1143 Предприятие не имеет лицензию по сбору, транспортированию, обработке, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Кроме того, согласно договорам с собственниками жилых домом ФИО4 от 10.03.2016г. №15, ФИО5 от 14.01.2016 №3, ФИО6 от 14.01.2016 №;а, ФИО7 от 30.11.2016 №126, ФИО8 от 25.08.2016 №74, ФИО9 от 25.08.2016 №38, ФИО10 от 25.08.2016 №40, ФИО11 от 25.08.2016 №42 и квитанциями к ним предприятие взимало плату в размере 76 руб. с человека в месяц за вывоз жидких коммунальных отходов от населения. 

Согласно ведомости по коммунальным услугам за период 4 квартала 2015г. - 1,2,3 квартал 2016г. МРЭКП МО «Средневолжский Сельсовет» оказало населению вышеуказанных услуг на сумму 99067 руб. 33 коп.

Также   было установлено,   что   МРЭКП МО «Средневолжский Сельсовет» не осуществлял передачу принятых отходов сторонней организации, имеющей лицензию на размещение отходов 1-4 класса опасности, а осуществляло размещение этих отходов на свалке ТБО, расположенной по адресным ориентирам: Астраханская область, Енотаевский район, юго-восточнее указателя «Шамбай-97», «ООО Волга -тур. База отдыха Высокий берег» координаты: N 46°57.7' 3' Е 47°32.275', что подтверждается объяснением директора МРЭКП МО «Средневолжский Сельсовет», протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предприниматель помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 16.11.2016г., протоколом отбора проб от 16.11.2016г.

Указанные обстоятельства позволили административному органу придти к выводу о том, что МРЭКП МО «Средневолжский Сельсовет» осуществляло деятельность, связанную с обращением жидких коммунальных отходов (отходы коммунальные жидкие неканализованных объектов водопотребления) 4 класса опасности принятых от населения в части их размещения (хранения) на объекте, не включенном в Государственный реестр объектов размещения отходов, с адресными ориентирами: Астраханская область, Енотаевский район, юго-восточнее указателя «Шамбай-97», «ООО Волга -тур. База отдыха Высокий берег» координаты: N 46°57.7' 3' Е 47°32.275', с извлечением прибыли, в отсутствие специального разрешения (лицензии), что является нарушением ст. 9 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011г. М99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

По результатам административного расследования государственным инспектором по Астраханской области, ФИО1 14.12.2016 года составлен протокол об административном  правонарушении №06-1077/2016 в отношении юридического лица МРЭКП МО «Средневолжский Сельсовет» по признакам правонарушения, предусмотренные ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с положениями ч.3 ст.23.1 КоАП РФ, административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Предприятия к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.

Суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, которая в силу закона требует наличия специального разрешения (лицензии), а объективная сторона заключается в осуществлении такой деятельности без лицензии.

Юридическое лицо может быть субъектом ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ и признается виновным в совершении данного правонарушения если будет установлено, что оно при осуществлении деятельности предпринимательского характера имело возможность для выполнения требований законодательства, но не приняло всех зависящих от него мер по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

На основании ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" дано определение, что объект размещения отходов - это специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое); размещение отходов - это хранение и захоронение отходов.

Статьей 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" утратил силу в связи с введением в действие Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 которого лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.

В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 N 255, определен порядок лицензирования деятельности по размещению отходов I - IV классов опасности, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, осуществляемой юридическими лицами.

Согласно протоколу биотестирования отхода №723 от 22.11.2016г., проведенного ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - «ЦЛАТИ по Астраханской области», исследуемые пробы жидких коммунальных отходов отнесены к IV классу опасности.

В соответствии с пунктом 9 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792, конкретные виды отходов представлены в Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО) по наименованиям, а их классификационные признаки и классы опасности - в кодифицированной форме по 11-значной системе.

ФККО утвержден приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» и содержит, в том числе, сведения, включающие как вид отхода «отходы коммунальные жидкие неканализованных объектов водопотребления», имеющие классификационные коды 732 101 01 304 , соответственно, что свидетельствует об отнесении их к отходам IV-го класса опасности.

Оценив представленные в дело доказательства в порядке ст.71 АПК РФ, суд приходит к выводу о том, что фактически деятельность Предприятия была направлена на размещение отходов.

Таким образом, в содеянном содержится состав правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Правонарушение является длящимся, характеризующимся непрерывным осуществлением МРЭКП МО «Средневолжский Сельсовет» противоправного деяния до момента его обнаружения - дня, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения правонарушения. Указанным днем, исходя из характера данного конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления, суд признает день, в который указанное лицо, обладая всей совокупностью достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, пришло к выводу о его совершении и составило протокол об административном правонарушении.

Существенных процессуальных нарушений, допущенных на досудебной стадии, которые могли бы повлечь признание производства по делу незаконным, либо повлечь прекращение производства по нему ввиду отсутствия события или состава административного правонарушения, судом по материалам дела не установлено.

МРЭКП МО «Средневолжский Сельсовет» в лице руководства либо соответствующих работников должно было знать о том, что необходимо соблюдать требования о лицензировании деятельности по размещению отходов I - IV классов опасности. Несмотря на это, оно своевременно не приняло всех зависящих от него мер, приводящих к положительному результату по соблюдению данных требований, тем самым допустив правонарушение.

Событие административного правонарушения, факт совершения его МРЭКП МО «Средневолжский Сельсовет» и его вина судом установлены и подтверждены материалами дела: актом проверки, протоколом об административном правонарушении, правоустанавливающими документами в отношении земельного участка и полигона твердых бытовых отходов со всем его содержимым, протоколом биотестирования отхода, иными материалами дела.

С учетом всех обстоятельств дела, отсутствия отягчающих наказание обстоятельств, суд пришел к выводу о применении к МРЭКП МО «Средневолжский Сельсовет» административного наказания в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, чем по убеждению суда будут достигнуты задачи законодательства об административных правонарушениях и цели административного наказания, предусмотренные ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Привлечь Муниципальное ремонтно-эксплуатационное коммунальное предприятие муниципального образования "Средневолжский сельсовет", адрес: 416205, <...> (ИНН <***>, ОГРН <***>) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ и назначить наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб.
  Штраф подлежит перечислению на балансовый счет Управления федерального казначейства по Астраханской области (Управление Росприроднадзора по Астраханской области)  по следующим реквизитам:


ИНН <***>
     КПП 301501001
          БИК 041203001

Счет № 40101810400000010009

          КБК 04811625050016000140
     ОКТМО 12701000001
     Решение подлежит добровольному исполнению в шестидесятидневный срок.

          Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия, через Арбитражный суд Астраханской области.

Информация о движении дела может быть получена на официальном интернет – сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru

Судья

А.Н. Аюпова