414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6
Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: astrahan.info@arbitr.ru
http://astrahan.arbitr.ru
г. Астрахань | Дело № А06-13307/2019 |
24 января 2020 года |
Резолютивная часть решения объявлена 23 января 2020 года
Полный текст решения изготовлен 24 января 2020 года
Арбитражный суд Астраханской области в составе судьи Игнатьева Д.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пальцевой Е.Ю.,
рассмотрев заявление общества с ограниченной ответственностью производственной фирмы «ЮМЕНС» (414011, <...>, литер строения Б-3, помещение 14; ИНН <***>, ОГРН <***>) об отмене постановления Службы по тарифам Астраханской области (414000, <...> от 06.11.2019 №171.157 о назначении административного наказания по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью производственной фирмы «ЮМЕНС»: директор ФИО1 (паспорт),
от Службы по тарифам Астраханской области: заместитель начальника отдела правового обеспечения ФИО2, представитель по доверенности от 25.11.2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью производственная фирма «ЮМЕНС» (далее - ООО ПФ «ЮМЕНС», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Службы по тарифам Астраханской области (далее - Служба, административный орган) 06.11.2019 №171.157 о назначении административного наказания по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
В судебном заседании был поставлен вопрос о переходе из стадии предварительного судебного заседания в стадию судебного разбирательства.
Суд, выслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, руководствуясь пунктом 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), завершил предварительное заседание и продолжил рассмотрение дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции.
Представитель заявителя факт правонарушения не оспаривал, просил суд с учетом изложенных обстоятельств применить положения статьи 2.9 КоАП РФ и признать совершенное административное правонарушение малозначительным.
Представитель административного органа не возражал против применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Выслушав представителей заявителя и административного органа, исследовав материалы дела, арбитражный суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что на основании приказа от 03.09.2019 №219 в период с 04.09.2019 по 03.10.2019 должностными лицами Службы в отношении ООО ПФ «ЮМЕНС» проведено наблюдение за исполнением обязательных требований, установленных Стандартами раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающих услуги по транспортировке газа по трубопроводам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 872 (далее - Стандарты №872).
В ходе наблюдения административным органом выявлено, что ООО ПФ «ЮМЕНС» за период с 01.01.2019 по 01.09.2019 не разместило на своем официальном сайте https://umens30.wixsite.com/umensинформацию, подлежащую раскрытию в соответствии с пунктами 13, 15, 18, 19 Стандартов №872.
По факту выявленных нарушений 25.10.2019 должностным лицом Службы в отношении общества составлен протокол №171.171 об административном правонарушении по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
Постановлением Службы от 06.11.2019 №171.157 о назначении административного наказания ООО ПФ «ЮМЕНС» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об его отмене и прекращении производства по делу ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения.
Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).
Частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование сведений или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями, а также должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) либо должностными лицами органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен (тарифов), если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо нарушение порядка, способа или сроков, которые установлены стандартами раскрытия информации, и форм ее предоставления должностными лицами указанных органов и организациями, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.15, 13.19.1 и 13.19.2 настоящего Кодекса,
В соответствии с пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" в целях обеспечения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, открытости регулирования деятельности субъектов естественных монополий и защиты интересов потребителей субъекты естественных монополий обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о своей деятельности, которая регулируется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Свободный доступ к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий обеспечивается субъектами естественных монополий в соответствии со стандартами раскрытия информации, утвержденными Правительством Российской Федерации, путем ее опубликования в средствах массовой информации, включая сеть Интернет, и предоставления информации на основании письменных запросов потребителей.
Судом установлено, что общество осуществляет транспортировку газа по газораспределительным сетям и является субъектом естественной монополии на основании абзаца 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 872 утверждены Стандарты раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающих услуги по транспортировке газа по трубопроводам (далее - Стандарты №872).
Согласно пункту 3 Стандартов №872 субъектами естественных монополий информация раскрывается путем:
а) опубликования на официальном сайте субъекта естественных монополий и (или) ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт);
б) опубликования в официальных печатных средствах массовой информации, распространяемых в субъектах Российской Федерации, на территории которых субъекты естественных монополий оказывают регулируемые услуги по транспортировке газа по трубопроводам (далее - официальные печатные издания);
в) предоставления на безвозмездной основе по письменным запросам потребителей услуг по транспортировке газа по трубопроводам, в том числе в электронном виде (далее соответственно - запросы, потребители).
Пунктом 13 Стандартов №872 предусмотрено, что информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности в сфере оказания услуг по транспортировке газа по трубопроводам (включая структуру основных производственных затрат на оказание регулируемых услуг) содержит сведения:
а) об объемах транспортировки газа по трубопроводам с детализацией по направлениям, по которым устанавливаются регулируемые тарифы (как в целом, так и отдельно по независимым организациям);
б) об объемах товаротранспортной работы в сфере транспортировки газа по трубопроводам (как в целом, так и отдельно по независимым организациям) с детализацией по направлениям, по которым устанавливаются регулируемые тарифы (для субъектов естественных монополий, оказывающих услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам, стоимость услуг которых зависит от расстояния транспортировки газа);
в) о выручке от оказания регулируемых услуг по транспортировке газа по трубопроводам (в том числе отдельно по организациям, входящим в одну группу лиц с субъектом естественных монополий в соответствии с законодательством о защите конкуренции, оказывающим услуги по транспортировке газа по трубопроводам независимым организациям, раскрывают в составе информации о выручке от оказания регулируемых услуг по транспортировке газа по трубопроводам информацию о плановой расчетной выручке от оказания услуг по транспортировке газа по трубопроводам, определяемой на основе общего планируемого объема оказания услуг, исходя из которого устанавливаются регулируемые тарифы);
г) о структуре себестоимости оказания услуг по транспортировке газа по трубопроводам (материальные расходы, заработная плата с отчислениями, амортизация, арендная плата, капитальный ремонт и прочие расходы);
д) о численности персонала, занятого в регулируемом виде деятельности;
е) об основных проектных характеристиках магистральных газопроводов или газораспределительных сетей (протяженность газопроводов, количество компрессорных и газораспределительных станций, суммарная мощность перекачивающих агрегатов и газорегуляторных пунктов).
Приказом ФАС России от 18.01.2019 N 38/19 утверждены сроки и периодичность раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа.
Согласно приложению №11 к Приказу ФАС России от 18.01.2019 N 38/19 информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности в сфере оказания услуг по транспортировке газа по трубопроводам должна быть рахмещена в следующие сроки:
информация о плановых показателях - в течение первого квартала года;
информация о плановых расчетных показателях - 10-дневный срок после пересмотра или утверждения тарифов;
информация о фактических показателях (отчет) - в 10-дневный срок после утверждения финансовой отчетности, но не позднее 1 августа года, следующего за отчетным;
информация об объемах транспортировки газа поставщикам газа (форма 3) раскрывается по фактическим данным - в 10-дневный срок после утверждения финансовой отчетности, но не позднее 1 августа года, следующего за отчетным.
В силу пункта 15 Стандартов №872 информация о наличии (отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым услугам по транспортировке газа по магистральным газопроводам раскрывается с детализацией по зонам входа в газотранспортную систему и выхода из нее - для субъектов естественных монополий, для которых тариф на услуги по транспортировке газа по трубопроводам устанавливается с детализацией по зонам входа в газотранспортную систему и выхода из нее, определяемым на основании нормативных правовых актов. В случае если зона выхода из газотранспортной системы включает несколько газораспределительных станций, информация о наличии (отсутствии) технической возможности раскрывается по каждой газораспределительной станции отдельно.
В приложении №11 к Приказу ФАС России от 18.01.2019 N 38/19 указано, что Информация о наличии (отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым услугам по транспортировке газа подлежит раскрытию в следующие сроки:
информация о плановых (уточненных) показателях на следующий календарный месяц - не позднее 20-го числа текущего календарного месяца;
информация о фактических показателях за прошедший месяц - в течение 10 дней по окончании календарного месяца;
информация для целей определения возможности технологического присоединения к газораспределительным сетям - по окончании зимнего отопительного сезона, не позднее 1 апреля текущего года.
В соответствии с пунктом 18 Стандартов №872 информация об условиях, на которых осуществляется оказание регулируемых услуг по транспортировке газа по трубопроводам субъектами естественных монополий и (или) подключение (технологическое присоединение) к магистральному газопроводу или газораспределительной сети субъектов естественных монополий, содержит:
а) существенные условия и (или) типовую форму договора об оказании услуг по транспортировке газа (при ее наличии);
б) существенные условия, и (или) типовую форму договора о подключении (технологическом присоединении) к магистральному газопроводу, и (или) типовую форму договора о подключении к сети газораспределения субъектов естественных монополий (при их наличии);
в) сведения о сроках подачи заявок на оказание услуг по транспортировке газа по трубопроводам;
г) требования к содержанию заявок с указанием перечня необходимых для представления заявителем субъекту естественных монополий документов с целью получения доступа к услугам по транспортировке газа и подключения (технологического присоединения) к магистральному газопроводу субъекта естественных монополий;
д) требования к содержанию запросов о предоставлении технических условий и заявок о подключении (технологическом присоединении) с указанием перечня необходимых для представления заявителем субъекту естественных монополий документов с целью подключения (технологического присоединения) к газораспределительной сети субъекта естественных монополий.
Согласно приложению №11 к Приказу ФАС России от 18.01.2019 N 38/19 информация об условиях, на которых осуществляется оказание регулируемых услуг по транспортировке газа по трубопроводам, подлежит раскрытию в течение 30 дней по окончании года или со дня вступления изменений в силу.
В силу пункта 19 Стандартов №872 информация о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением (технологическим присоединением) к магистральному газопроводу субъекта естественных монополий, содержит регламент выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением (технологическим присоединением) к магистральному газопроводу субъекта естественных монополий.
Приложением №11 к Приказу ФАС России от 18.01.2019 N 38/19 предусмотрено, что информация о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к трубопроводам подлежит раскрытию в течение 30 дней по окончании года.
Судом установлено, что информация, указанная в пунктах 13, 15, 18, 19 Стандартов №872, ООО ПФ "ЮМЕНС" не опубликована на официальном сайте общества https://umens30.wixsite.com/umens.
Таким образом, факт не раскрытия ООО ПФ "ЮМЕНС" информации, предусмотренной пунктами 13, 15, 18, 19 Стандартов №872, подтверждается материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении от 25.10.201 №171.171.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалы дела обществом не представлены доказательства, позволяющие сделать вывод о том, что им были приняты все необходимые и достаточные меры, направленные на недопущение выявленных нарушений.
Следовательно, вина ООО ПФ "ЮМЕНС" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, административным органом установлена и доказана.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд пришел к выводу о наличии в действиях ООО ПФ "ЮМЕНС" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
Порядок привлечения общества к административной ответственности проверен судом, нарушений не установлено.
На дату вынесения постановления срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Службой при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ООО ПФ "ЮМЕНС" учитывалось имущественное и финансовое положение и в соответствии с пунктом 3.2 части 3 статьи 4.1 КоАП РФ было назначено административное наказание в виде административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного частью 1 статьи 19.8 .1 КоАП РФ, в размере 50 000 руб.
Вместе с тем суд, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения исходя из конкретных обстоятельств дела, считает возможным применить в рассматриваемом случае положения статьи 2.9 КоАП РФ и признать совершенное обществом правонарушение малозначительным.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснено в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" определено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Суд принимает во внимание, что в материалах дела отсутствуют сведения о наличии негативных последствий, наступивших в связи с допущенными обществом правонарушением, сведения о нарушении прав граждан или юридических лиц, права которых нарушены не опубликованием информации в соответствии с требованиями Стандартов. Суд также учитывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства наличия существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Проанализировав обстоятельства рассматриваемого дела и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, а также, учитывая характер и степень общественной опасности рассматриваемого правонарушения, устранение выявленных нарушений, суд пришел к выводу о наличии оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения общества от административной ответственности.
Согласно пункту 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, то арбитражный суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и его отмене.
Руководствуясь статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным и отменить постановление Службы по тарифам Астраханской области 06.11.2019 №171.157 о привлечении общества с ограниченной ответственностью производственной фирмы «ЮМЕНС» к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня его принятия, через Арбитражный суд Астраханской области.
Судья | Д.Н. Игнатьев |