АРБИТРАЖНЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6а
Тел/факс (8512) 39-23-23, E-mail: info@astrahan.arbitr.ru
http://astrahan.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Астрахань
Дело №А06-1637/2008 - 17
08 октября 2008 года
Арбитражный суд Астраханской области
в составе:
судьи: Рыбников А.Н.
при ведении протокола судебного заседания пом. Судьи Ю.В. Думченко
рассмотрев в судебном заседании дело
по иску МУП ЖКХ «Акватория»
Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ и УФК Астраханской области:
Астраханской области в лице Министерства ЖКХ АО и Министерства финансов Астраханской области
к____________________________________________________________________________
(наименование ответчика)
взыскании 619 483 руб. 33 коп.
о____________________________________________________________________________
при участии:
ФИО1 – директор, ФИО2 – представитель, ФИО3 – представитель, ФИО4 – представитель, ФИО5 – представитель;
от истца:______________________________________________________________________
Российской Федерации: ФИО6 – вед. специалист
Астраханской области: Мин. финансов Астраханской области: ФИО7 – зам. начальника отдела нормативно-правового обеспечения,
Министерство ЖКХ Астраханской области: не явился;
от ответчиков:_________________________________________________________________
МУП ЖКХ «Акватория» обратилось в суд с иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области о взыскании 619.483 руб. 33 коп., из которых 598.330 руб. 33 коп. – средства по возмещению расходов гражданам отдельных категорий, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате жилищных и коммунальных услуг и 21.153 руб. – сумма процентов за пользование чужими денежными средствами.
В последующем истец уточнил предмет иска и просит взыскать убытки, вызванные неполучением платы в связи с предоставлением потребителям по льготным ценам услуг в рамках реализации установленных законами и иными нормативными правовыми актами льгот.
Уточнение предмета иска судом принято.
В дальнейшем истец заявил ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве соответчиков Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Астраханской области и Министерство финансов Астраханской области.
В соответствии со ст. 46 АПК РФ судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Астраханской области и Министерство финансов Астраханской области.
В дальнейшем истец заявил ходатайство о замене ненадлежащего ответчика – Министерство финансов РФ в лице УФК по Астраханской области на надлежащего – Российскую Федерацию в лице Министерства финансов РФ в лице УФК по Астраханской области, а также о замене ненадлежащих ответчиков – Министерство ЖКХ Астраханской области и Министерство финансов Астраханской области на надлежащего – Астраханскую область в лице Министерства ЖКХ Астраханской области и Министерства финансов Астраханской области.
В соответствии со ст. 47 АПК РФ судом произведена замена ненадлежащего ответчика Министерство финансов РФ в лице УФК по Астраханской области на надлежащего – Российскую Федерацию в лице Министерства финансов РФ и УФК Астраханской области, а также о замене ненадлежащих ответчиков – Министерство ЖКХ Астраханской области и Министерство финансов Астраханской области на надлежащего – Астраханскую область в лице Министерства ЖКХ Астраханской области и Министерства финансов Астраханской области.
В судебном заседании истец заявил об уменьшении размера исковых требований до суммы 581.753 руб. 18 коп., из которых просит взыскать за счет казны Российской Федерации 170.411 руб. и за счет казны Астраханской области 411.341 руб. 92 коп. и отказался от иска в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами.
Судом уменьшение исковых требований и отказ от иска в соответствующих его частях приняты.
Ответчик – Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ в лице УФК Астраханской области иск не признал, считает, что согласно ст.ст. 16, 1069 ГК РФ за счет казны Российской Федерации подлежит возмещению вред (убытки), причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов. Право на возмещение вреда возникает при наличии совокупности обязательных условий предусмотренных законом. В связи с чем, истец требуя возмещения убытков должен доказать следующие обстоятельства: факт неисполнения или ненадлежащего исполнения государственным органом Российской Федерации своих обязательств, наличие и размер убытков, причинно-следственную связь между допущенными нарушениями и возникшим убытками, а также вину.
В соответствии со ст. 50 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год» от 19.12.2006 г. № 238-ФЗ г. в составе Федерального фонда компенсаций на субсидии бюджетам субъектов РФ на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, предусмотренные Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», федеральными законами «О ветеранах», от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» Астраханской области предусмотрено 266.754,7 тыс. руб.
Предоставление субвенций осуществлялось в соответствии с «Правилами расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для оплаты жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк» и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19.11.2004г. № 652.
За 2007 год из Федерального фонда компенсаций через УФК по Астраханской области из федерального бюджета на счет Астраханской области на реализацию указанных законов перечислено 266 754,700 руб.
Таким образом, средства, предусмотренные на финансирование указанных законов, перечислены в полном объеме, обязательства федерального бюджета и Министерства финансов РФ исполнены надлежащим образом.
Считаем необоснованным включение истцом в состав убытков расходов, связанных с предоставлением услуг по водоотведению в размере 1.108,03 руб. гражданам участникам ликвидации аварии на ЧАЭС, а также членам семей инвалидов ВОВ в размере 3.579,48 руб.
Так в соответствии со ст. 14 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» указанной категории граждан предоставляется льгота в размере 50% оплаты за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией.
Постановлением Совета Министров СССР от 23.02.1981 N 209 «Об утверждении положения о льготах для инвалидов ВОВ и семей погибших военнослужащих», предусмотрено, что инвалидам войны, а также проживающим совместно с ним членам их семей, предоставляется скидка в размере 50 процентов с установленной платы за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией.
Согласно Постановлению Правительства РФ «Об утверждении правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» от 12.02.1999г. № 167 «водопроводная сеть» - система трубопроводов и сооружений на них, предназначенных для водоснабжения, т.е. для забора, подготовки, транспортировки и передачи абонентам питьевой воды. При этом, водоотведение определено как технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации. Таким образом, право пользования в льготном порядке водопроводом, предполагает, что указанная льгота распространяется только на услуги по водоснабжению, а водоотведение осуществляется на общих условиях.
В нарушении со ст.ст. 65, 66, 125, 126 АПК РФ истцом не направлены в адрес ответчика, подтверждающие факт оказание услуг первичные документы, на основании которых производился расчет суммы предъявленных требований, что исключает возможность проверки таковых. Истцом, не представлены документы, подтверждающие статус льготной категории граждан и их право на получение льготы, а также доказательств противоправности действий ответчиков и наличия причинно-следственной связи между возникшими убытками и их действиями либо бездействием.
Ответчик – Астраханская область в лице Министерства финансов Астраханской области иск не признал, считает, что согласно пункту 2 статьи 15 ГК РФ, убытки представляют собой расходы, которое лицо, чье право нарушено, произвело или должно произвести для восстановления нарушенного права (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях
гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Возмещение убытков потерпевшей стороне есть одна из разновидностей мер гражданско-правовой ответственности.
Применение гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков возможно при наличии условий, предусмотренных в законе. В связи с чем, истец, требуя возмещения убытков с министерства финансов Астраханской области, должен был доказать их наличие, размер, факт неисполнения или ненадлежащего исполнения финансовым органом субъекта Российской Федерации своих обязательств по Закону Астраханской области от 12.12.2006г № 93/2006-03 «Об областном бюджете на 2007 год», а также причинную связь между нарушением права и возникшими убытками.
Таким образом, из содержания положений указанных выше норм следует, что удовлетворение исковых требований о возмещении убытков возможно лишь при доказанности совокупности указанных выше фактов. При недоказанности хотя бы одного из условий ответственности, основания для удовлетворения иска отсутствуют.
Министерство финансов Астраханской области свои обязательства,
установленные Законом Астраханской области «Об областном бюджете на 2007
год», выполнило в полном объеме.
В соответствии с частью 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации выступает в суде от имени субъекта Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к субъекту Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов. В соответствии с Законом Астраханской области «Об областном бюджете на 2007 год» главным распорядителем средств областного бюджета на компенсацию затрат организациям жилищно-коммунального комплекса в связи с предоставлением отдельным гражданам мер социальной поддержки является министерство жилищно - коммунального хозяйства Астраханской области, которое в соответствии с Временным положением о возмещении расходов организациям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги гражданам отдельных категорий, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате жилищных и коммунальных услуг, утвержденного постановлением Правительства Астраханской области от 19.05.2005 № 96-П, должно возмещать соответствующие затраты организациям жилищно-коммунального хозяйства.
Суд, изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, установил.
Как следует из материалов дела истец в период июнь – декабрь 2007 г. предоставлял гражданам льготных категорий, услуги по водоснабжению и водоотведению с взиманием с последних оплаты с учетом льгот, предусмотренных Федеральным законом от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах», Федеральным Законом от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», Законом РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», а также Постановлением Правительства Астраханской области от 27.04.05 г. № 72-П «О мерах социальной поддержки многодетных семей», Законом Астраханской области от 01.08.2000 г. № ЗЗ/2000-ОЗ «О дополнительных мерах социальной поддержки граждан, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике, а также непосредственно участвовавших в борьбе с терроризмом на территории Республики Дагестан и Чеченской Республики», Законом Астраханской области от 27.12.2004 г. № 68/2004-03 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан», Законом Астраханской области от 31.12.2004 г. № 72/2004-03 «О мерах социальной поддержки детей военнослужащих, погибших и пропавших без вести в период боевых действии ВОВ 1941-1945 г.г.», Постановлением Астраханского областного представительного собрания от 07.08.97г. № 189 «О социальной защите граждан, имеющих трудовой стаж, превышающий необходимый для назначения пенсии по старости или по выслуге лет на 15 лет».
Размер недополученных платежей в результате предоставления указанных льгот предъявлен истцом ко взысканию в качестве возмещения убытков.
Истцом представлены расчеты в отношении льготных категорий граждан.
Наличие граждан, пользующихся соответствующими льготами, подтверждено представленным истцом, заверенным соответствующим органом социальной защиты списком.
Неисполнение Российской Федерацией и Астраханской областью своих обязательств по компенсации затрат, произведенных истцом в связи с реализацией законно установленных льгот, влечет возникновение у организации убытков. При этом факт исполнения соответствующими финансовыми органами принятых бюджетов, сам по себе не освобождает Российскую Федерацию и Астраханскую область от исполнения вышеназванных обязательств. Убытки у истца возникли в результате недостаточного финансирования расходов на реализацию установленных льгот из средств соответствующих бюджетов.
В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
На основании статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Размер обязательств Российской Федерации своих обязательств по компенсации затрат, произведенных истцом в связи с реализацией законно установленных льгот за спорный период составил 170.411 руб., а обязательств Астраханской области 411.341 руб. 92 коп
При таких обстоятельствах суд считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При этом, в отношении возражения ответчика – Российской Федерации суд считает необходимым пояснить следующее.
В действовавшем на момент принятия Постановления Совета Министров СССР от 23.02.1981г. № 209 «Об утверждении положения о льготах для инвалидов ВОВ и семей погибших военнослужащих» и Закона Российской Федерации от 15.05.91г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» законодательстве Российской Федерации в составе определения коммунальных услуг отсутствовало, как самостоятельное, понятие водоотведение (канализация).
Так, согласно ст.57 ЖК РСФСР 1983г. под коммунальными услугами подразумевалось: водоснабжение, газ, электрическая, тепловая энергия и другие услуги, в то время как Жилищный кодекс РФ 2004г. в определение коммунальных услуг ввел понятие водоотведение (ст.154).
Из сказанного можно сделать вывод о том, что законодатель, указывая на предоставление отдельной категории граждан льготы в виде скидки на оплату за пользование водопроводом, как составной части коммунальных услуг, имел в виду услуги по водоснабжению и водоотведению.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.167-171, 176, п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л
Взыскать за счет казны Российской Федерации в пользуМУП ЖКХ «Акватория» сумму убытков в размере 170.411 руб. 26 коп.
Взыскать за счет казны Астраханской области в пользуМУП ЖКХ «Акватория» сумму убытков в размере 411.341 руб. 92 коп.
В части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 21.153 руб. производство по делу прекратить.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции не позднее месяца после его принятия
Судья
А.Н. Рыбников