ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А06-1705/07 от 13.07.2007 АС Астраханской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414014,   г. Астрахань,  пр. Губернатора Анатолия Гужвина,  д. 6а

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Астрахань

Дело № А06-1705/2007 -

13 июля 2007 года

Арбитражный суд Астраханской области

в составе:  судья  Цепляева Л.Н.

при ведении протокола судебного заседания судьей Цепляевой Л.Н.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Судоходная компания «Ирлайн»

к Астраханской таможне

о признании незаконным решения Астраханской таможни №10311000/03-04-34/026 от 01.06.2006 г.

при участии:

от заявителя: ФИО1, представитель, дов. от 30.05.2007 г.

от ответчика: ФИО2, зам. начальника прав. отдела, дов. от 05.12.2006 г. №01-03-66/17095

Общество с ограниченной ответственностью «Судоходная компания «Ирлайн» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Астраханской таможни №10311000/03-04-34/026 от 01.06.2006г. о классификации товара (сухогрузного теплохода «Доброгаст»), заявленного по ГТД № 10311020/071105/0004249. Судно имеет классификационное свидетельство Российского морского регистра судоходства, является морским судном, однако на основании решения таможенного органа классификация судна изменена, оно отнесено к прочим судам, в связи с чем, выставлено требование об уплате таможенных платежей № 336 от 08.06.2006г. на сумму 584 395 руб. 76 коп. Ходатайство ООО «СК «Ирлайн» о восстановлении пропущенного срока на обжалование, заявленное при подаче заявления, судом удовлетворено.

В судебном заседании от 12.07.2007г. представитель заявителя уточнил заявленные требования, просит дополнительно к заявленному требованию признать недействительным  требование об уплате таможенных платежей № 336 от 08.06.2006г., решение Астраханской таможни о взыскании денежных средств в бесспорном порядке № 75 от 05.07.2006г. - незаконным. В ходе судебного заседании представитель заявителя от требования в части признания незаконным решения Астраханской таможни о взыскании денежных средств в бесспорном порядке № 75 от 05.07.2006г. отказался, в остальном заявленные требования поддержал в полном объеме. Судом уточнение заявленных требований принято.

Астраханская таможня с заявленными требования не согласна.  Представитель пояснил, что при проверке ГТД № 10311020/071105/0004249 было установлено, что сухогруз классифицирован декларантом как морское судно, между тем, в соответствии с классификационным свидетельством РМРС от 20.10.2005г. теплоход является смешанным (река-море) плавание, т.е. он предназначен как для эксплуатации на море, так и для эксплуатации на других водоемах, следовательно, должен быть классифицирован в подсубпозицию 8901 90 990 0 (прочее).

В судебном заседании 12 июля 2007г. был объявлен перерыв до 10 час. 30 мин. 13 июля 2007г.

13.07.2007г. судебное заседание продолжено.

Законность принятых таможенным органом решений  проверяется судом с учетом действовавшего в тот период законодательства.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

07.11.2005г. бербоут - чартерными владельцем ООО «Судоходная компания «Ирлайн» была подана ГТД № 10311020/071105/0004249 на сухогрузный теплоход «Доброгаст». При оформлении судна декларантом был заявлен код товара в соответствии с ТН ВЭД России № 8901 90 100 0 – (морское судно). Срок ввоза судна был установлен до 03.11.2007г. Согласно заявленному коду товара, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.06.2002г. № 448, судно было ввезено с полным освобождением от уплаты таможенных платежей и налогов.

Ранее указанное судно временно ввозилось на территорию Российской Федерации предыдущим бербоут - чартерным владельцем ООО «Динеро А».  Так, 28.08.2003г. был осуществлен ввоз сухогрузного теплохода «Доброгаст» по ГТД № 10311020/240805/0003256 с освобождением от уплаты таможенных пошлин и с указанием кода товара  - № 8901 90 100 0. Срок ввоза был указан до 19.08.2004г., который в последствии был продлен до 24.08.2005г.

10.10.2005г. судно «Доброгаст» было вывезено с территории Российской Федерацией.

01.06.2006г. Астраханской таможней принято решение о классификации  товара № 10311000/03-04-34/026 в соответствии с ТН ВЭД России с присвоением иного кода товара, чем был заявлен декларантом, судно классифицировано по коду 8901 90 990 0 (прочие суда).  

08.06.2006г. таможней в адрес ООО «СК «Ирлайн» выставлено требование об уплате таможенных платежей № 336 на сумму 584 395 руб. 76 коп. В связи с несвоевременной уплатой таможенных платежей Обществу начислены пени в размере 26 590 руб. 02 коп. за период с 08.11.2005г. по 08.06.2006г.

Представитель Астраханской таможни  в судебном заседании указал, что в соответствии с классификационным свидетельством от 20.10.2005г. теплоход «Доброгаст» класса КМ*Л4IIСП является смешанным (река –море) плавание, то есть предназначенным как для эксплуатации на море (с определенными ограничениями), так и для эксплуатации на других водных объектах, а значит должен быть классифицирован под субпозицию 8901 90 990 0 (прочие). В свою очередь под субпозицию №8 901 90 100 0 (морские) должны включаться плавучие средства, предназначенные только для морской эксплуатации и имеющие наибольшую длину корпуса (исключая выступающие части) не менее 12 м. Считает, что факт присвоения Морским регистром судоходства пароходства судну класса КМ (*) Л4 II СП, означающего права судна эксплуатироваться в море с ограниченным районном плавания, не может служить доказательством  того, что судно по правилам интерпретации ТН ВЭД должно классифицироваться по субпозицию 8 901 90 100 0 как морское. Пояснил, что классификация судна Морским регистром необходимо для целей мореплавания, присвоение же товару кода ТН ВЭД необходимо для таможенных целей. В связи с чем, деятельность таможенных органов  по классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД не может регулироваться правилами и нормативными положениями, необходимыми Морскому регистру судоходству для присвоения судну класса.

Суд не может согласиться с доводами таможни и считает указанную позицию ошибочной по следующим основаниям.

Сухогрузный теплоход «Доброгаст» построен в августе 1992г. в г. Навашино, Россия. Порт приписки – Новороссийск. Согласно классификационному свидетельству, выданному 20.10.2005г. Российский морским регистром судоходства, судно имеет следующие параметры: длина - 99,23 м., ширина – 16, 50 м., высота борта - 5,50 м., осадка судна - 3,82 м., валовая вместимость – 2 975 тонн. В результате проведенного освидетельствования судну присвоен класс с символом КМ (*)  Л4 II СП.   Судно принадлежит «M&MCaspianPortsAG», бербоут-чартерным владельцем является ООО «СК «Ирлайн», судну разрешено плавание под государственным флагом Российской Федерации.

Постоянные ограничения смешанное (река море) плавание на волнении с высотой 3% обеспеченности 6,0 м. с удалением от места убежища: - в открытых морях не более 50 миль с допустимым расстоянием между местами убежища не более 100 миль; в закрытых морях не более 100 миль с допустимым расстоянием между местами убежища не более 200 миль.

Заявитель имеет лицензию № 018695 серия МТ 10001 на осуществление деятельности по перевозке морским транспортом грузов, выданную Министерством транспорта РФ 18.11.2004г. сроком действия до 17.11.2009г.

В соответствии со ст. 271 Таможенного кодекса Российской Федерации временный ввоз транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов допускается при соблюдении следующих условий:

если транспортное средство зарегистрировано за иностранным лицом и (или) на территории иностранного государства,

если транспортное средство ввозится на таможенную территорию РФ и используется иностранным лицом, за исключением случаев, когда транспортное средство используется тем российским лицом, которое надлежащим образом уполномочено  на это иностранным лицом,

если транспортное средство не используется на таможенной территории Российской Федерации во внутренних перевозках,

если транспортное средство после ввоза на таможенную территорию РФ не передается в аренду (в случае, если транспортное средство ввезено уже в качестве арендованного, - в субаренду), за исключением случая, когда договор аренды заключен в целях завершения транспортной операции путем немедленного ввоза транспортного средства.

Правительство Российской Федерации вправе устанавливать случаи временного ввоза транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, если временно ввезенное транспортное средство используется российским лицом либо зарегистрировано за российским лицом, при условии, что в течение срока временного ввоза транспортного средства право собственности на транспортное средство не переходит российскому лицу.

 В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2002г. № 448 «Об освобождении от обложения таможенными пошлинами и налогами временно ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации морских судов» установлено, что морские суда валовой вместимостью свыше 1000 (коды ТН ВЭД  8901 10 100 0, 8901 20 100 0, 8901 30 100 0,  8901 90 100 0), находящиеся в собственности иностранных лиц и зафрахтованные российскими лицами по договору тайм-чартера или бербоут-чартера, при условии их использования в международных перевозках товаров и пассажиров временно ввозятся  на таможенную территорию Российской Федерации с полным освобождением от обложения таможенными пошлинами и налогами на срок действия указанных договоров.

Постановлением Правительства  РФ от 30.11.2001г. № 830 «О таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности», (действовавшим на момент проведения таможенной проверки),  утвержден Таможенный тариф РФ, представляющий собой свод ставок ввозных таможенных пошлин, систематизированных в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (ТН ВЭД России).

Суда, лодки и другие плавучие средства включены в товарные позиции группы 89 ТН ВЭД России.

Таможенный орган полагает, что в соответствии с дополнительным примечанием 1 к группе 89 ТН ВЭД России (пояснения ГТК России) в подсубпозиции группы 89 должны включаться плавучие средства, предназначенные только для морской эксплуатации и имеющие наибольшую длину корпуса не менее 12 метров. 

Суд не может согласиться с названными доводами таможни, поскольку данное положение дополнительных примечаний не следует толковать буквально. В «Пояснениях к товарной  номенклатуре внешнеэкономической деятельности Российской Федерации» т. № 5, разделы 1-ХХ1 группы 01-97, изданным Государственным таможенным комитетом в 2003г., даются следующие пояснения: «Термин «плавучие средства, предназначенные только для морской эксплуатации» означает суда,  которые, исходя из их конструкции и оснастки, способны к эксплуатированию в море даже при плохой погоде (ветрах силой приблизительно 7 баллов по шкале Бофорта). Такие суда обычно оснащены водонепроницаемой палубой и устойчивым к атмосферным воздействиям надпалубными сооружениями».

Термин «плавучие средства», предназначенные только для морской эксплуатации», распространяется на суда, удовлетворяющие вышеперечисленным условиям, независимо от того, используются ли они фактически преимущественно в прибрежных водах, дельтах рек или на озерах. Любое морское судно, если ему позволяют маневренные  характеристики, может осуществлять плавание по реке, озеру или каналу, ограничением в таком случае является только осадка судна.

Судно  «Доброгаст» исходя из данных классификационного свидетельства, полностью соответствует приведенным условиям.

Кроме того, согласно п. 3 Основных правил интерпретации ТН ВЭД в случае, если по каким-либо причинам имеется возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, классификация таких товаров осуществляется следующим образом: предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание  товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием.

Согласно Международной Конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года с поправками, понятие «морское судно» означает судно, иное, чем те, которые плавают исключительно во внутренних водах, в пределах защищенных вод или в непосредственной к ним близости, либо в районах действия портовых правил.

Поэтому утверждение представителей таможенного органа о том, что морские суда могут быть отнесены к коду  8901 10 100 0 лишь в том случае, если они предназначены только для морской эксплуатации не основано на законодательстве, в том числе на нормах международного права.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.09.2000г. № 1377-р функции головной организации по унификации нормативной базы для проектирования, строительства, ремонта, переоборудования, модернизации и эксплуатации морских судов возложены на Российский морской регистр судоходства.

В Российской Федерации существует также Российский речной регистр. В отличие от Российского морского регистра судоходства, объектами классификационной деятельности Российского речного регистра являются суда внутреннего плавания, паромные переправы и наплавные мосты на внутренних водных путях, а также суда смешанного (река – море плавания) в соответствии с п. 1 статьи 35 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, п.1.5 Приказа Минтранса РФ от 01.11.2002г. № 136 «Об утверждении положения о классификации  судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания».

Таким образом, сферы деятельности двух классификационных обществ разделены и РМРС занимается только морскими судами.

В соответствии с классификационным свидетельством сухогрузное судно «Доброгаст» имеет класс Российского Морского Регистра Судоходства КМ (*) Л4 II СП.

В материалах дела также имеется письмо Российского морского регистра судоходства от 31.01.2007г., подтверждающее тот факт, что сухогрузное судно «Доброгаст» является морским (л.д. 45 т.1). Согласно названному письму т/х «Доброгаст», в символе класса которого указан ограниченный район плавания IIСП, классифицирован в соответствии с «Правилами классификации и постройки морских судов» Российского морского регистра судоходства и включен в регистровую книгу судов, которая содержит исключительно морские самоходные суда с регистровой вместимостью 100 и более регистровых тонн.

С учетом пояснений сторон, представленных документов, суд считает, что теплоход «Доброгаст» по всем параметрам постройки является морским судном. Судно находится под надзором Российского морского регистра судоходства и имеет соответствующее классификационное свидетельство, формула класса указывает на то, что морскому судну предоставлено право захода во внутренние воды для удобства перевозок.

Следовательно, решение Астраханской таможни о классификации товара от 01.06.2006г. № 10311000/03-04-34/026 является незаконным, а требование об уплате таможенных платежей № 336 от 08.06.2006г. подлежит признанию недействительным. 

В соответствии с ч. 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие.

Суд считает, что таможенный орган не представил законного обоснования классификации морского судна по коду товара «прочие суда и плавучие средства». Применение таможенным органом понятийного аппарата, используемого при классификации морских судов кодам ТН ВЭД России,  не соответствует нормам российского и международного законодательства.

         Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,   суд 

                                                   Р  Е  Ш  И  Л :       

         Заявление Общества с ограниченной ответственностью «Судоходная компания «Ирлайн» удовлетворить.

         Решение Астраханской таможни о классификации товара от 01.06.2006г. №10311000/03-04-34/026 признать незаконным и отменить.

Требование Астраханской таможни об уплате таможенных платежей №336 от 08.06.2006 г. признать недействительным.

Взыскать с Астраханской таможни в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Судоходная компания «Ирлайн» в возврат уплаченной государственной пошлины 2 000 рублей.

         Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию арбитражного суда Астраханской области в течение месяца со дня принятия.

Судья

                                Л.Н. Цепляева