ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А06-1714/10 от 15.04.2010 АС Астраханской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6

Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: info@astrahan.arbitr.ru

http://astrahan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Астрахань

Дело №А06-1714/2010

19 апреля 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена   15 апреля 2010 года

Полный текст решения изготовлен   19 апреля 2010 года

Арбитражный суд Астраханской области

в составе:

председательствующего Гущиной Т.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Фирсовой И.Ю.,

в заседании приняли участие:

от истца – Дрозд М.В. – представитель по доверенности от 05.04.2010г.,

от ответчика – Усова С.Н. - представитель по доверенности №25-02-03-09/38 от 16.11.2009г.,

рассмотрев в судебном заседании заявление Общества с ограниченной ответственностью (ООО) «Парма» к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Астраханской области об обжаловании постановления о привлечении к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Парма» обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Астраханской области о признании незаконным и отмене постановления № 02-03-04/1402 от 01.07.2009г. о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 40.000 рублей в связи с нарушением процедуры привлечения к ответственности и отсутствием состава административного правонарушения. Одновременно заявлено ходатайство о восстановлении срока на обжалование постановления № 02-03-04/1402 от 01.07.2009г.

Заявитель просит заявленные требования удовлетворить по тем основаниям, что он ненадлежащим образом уведомлен о составлении протокола и рассмотрении дела об административном правонарушении, также не имелось возможности своевременно направить справку о подтверждающих документах в связи отсутствием у общества исполнительного органа.

Ответчик с заявленными требованиями не согласен, полагает, что постановление вынесено в соответствии с требованиями закона, вина в совершенном административном правонарушении доказана, порядок привлечения к ответственности соблюден. Оснований для восстановления срока на обжалование постановления не имеется.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу:

ООО «Парма» заключило с фирмой «MORTEZAAMERITREDING» (Иран) контракт № 87.01 от 25.09.2008г. на поставку товара. В филиале № 8625 Акционерного коммерческого Сберегательного банка РФ - Астраханское отделение был оформлен 03.10.2008г. паспорт сделки № 08100001/1481/0112/1/0.

Согласно ГТД № 10311020/040209/0000396 и ведомости банковского контроля ООО «Парма» 04.02.2009г. осуществило в адрес фирмы «MORTEZAAMERITREDING» отгрузку товара на сумму 15242,68 долларов США. Справку о подтверждающих документах ООО «Парма» представило в уполномоченный банк 22.04.2009г. с нарушением срока, установленного пунктом 2.4 Положения Центрального Банка Российской Федерации от 01.06.2004г. № 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций".

Астраханской таможней была проведена проверка по соблюдению ООО «Парма» требований валютного законодательства, по результатам которой составлен акт № 10311000/050509/00047 от 05.05.2009г. и одновременно было вынесено определение о возбуждении в отношении ООО «Парма» дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По окончанию административного расследования Астраханской таможней 05.06.2009г. в отношении ООО «Парма» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренным частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По обстоятельствам, установленным в протоколе об административном правонарушении Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Астраханской области 01.07.2009г. вынесло постановление № 02-03-04/1402 о привлечении ООО «Парма» к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 40.000 рублей.

В соответствии с частями 1,2 статья 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об обжаловании постановления по делу об административном правонарушении может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.

В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.

Постановление ООО «Парма» получено 14.07.2009г., следовательно, срок обжалования истек 26.07.2009г.

ООО «Парма» обратилось в арбитражный суд 24.03.2010г. спустя более 8 месяцев. В ходатайстве о восстановления срока заявитель ссылается на обстоятельства указанные в заявлении об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.

Заявитель указывает, что он не был надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

Согласно пункта 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.

Как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «Парма» на момент совершения административного правонарушения было зарегистрировано по адресу г. Астрахань, ул. Звездная, дом 59, квартира 68, а 19.03.2009г. были внесены изменения адреса места нахождения: г. Астрахань, ул. Дзержинского, дом 76А. В ходе административного расследования был установлен почтовый адрес общества: г. Астрахань, ул. Вокзальная, дом 40, в контракте указан адрес: г. Астрахань, ул. Сахалинская, 7А, квартира 20.

По всем установленным адресам были направлены вызовы руководителя ООО «Парма», за исключением ул. Дзержинского, дом 76А, а по почтовому адресу г. Астрахань, ул. Вокзальная, дом 40, офис 297 была направлена телеграмма о вызове руководителя ООО «Парма» для дачи объяснений по факту нарушения валютного законодательства.

Директор ООО «Парма» Разеги Осгуи Моххамад Махмуд явился в назначенное время и был опрошен 20.05.2009г., при установлении его личности был установлен адрес его проживания г. Астрахань, ул. С. Перовской, дом 6, корпус 2, квартира 130.

О составлении протокола ООО «Парма» было уведомлено письмами и телеграммами по всем установленным адресам, по месту жительства директора ООО «Парма» и по прежнему месту регистрации телеграммы получил лично директор ООО «Парма», о чем свидетельствуют почтовые уведомления. По ул. Вокзальная, 40, офис 297 телеграмма получена бухгалтером Меркуловой.

О том, что ООО «Парма» извещено надлежащим образом о времени и месте составления протокола свидетельствует письмо № 001, переданное в Астраханскую таможню по факсу 01.06.2009г. о том, что явка Разеги Осгуи М.М. на составление протокола невозможна.

Согласно части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу в отношении которого он составлен, в течении трех дней со дня составления указанного протокола.

Астраханская таможня имела сведения о надлежащем извещении ООО «Парма», из письма, переданного ООО «Парма» по факсу, невозможно определить в какой период руководитель или иной законный представитель не могут явиться в Астраханскую таможню, кроме того, ООО «Парма» не заявила ходатайств о переносе даты составления протокола.

Суд пришел к выводу, что составление протокола об административном правонарушении в отношении ООО «Парма» в отсутствие законного представителя не противоречит требованиям части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Не может быть принят довод заявителя, что в протоколе об административном правонарушении отсутствуют сведения о лице, в отношении которого возбуждено административное дело, поскольку на втором листе протокола указаны все сведения в отношении лица, совершившего административное правонарушение, предусмотренное частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно: ООО «Парма» (ИНН 3017041378, КПП 30170100, почтовый адрес: 414041, г. Астрахань, ул. Вокзальная,40, офис 297; юридический адрес: 414045 г. Астрахань, ул. Дзержинского,76А, 2 этаж, кабинет 12).

Копии протокола об административном правонарушении 05.06.2009г. были направлены ООО «Парма» по месту регистрации и по почтовому адресу, с которого было направлено письмо факсом в адрес Астраханской таможни.

Территориальное управление Федеральной службы по финансово-бюджетному надзору в Астраханской области о времени и месте рассмотрения дела направило извещения по прежнему и настоящему месту регистрации ООО «Парма», из почтовых уведомлений следует, что по месту регистрации определение о времени и месте рассмотрения административного дела получено заблаговременно 19.06.2009г..

В соответствии с частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеется данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

ООО «Парма», будучи надлежащим образом извещенным, не обеспечило явку законного представителя и не заявило ходатайство об отложении слушания дела. В связи с чем, Территориальное управление Федеральной службы по финансово-бюджетному надзору в Астраханской области рассмотрело дело в его отсутствие в соответствие с частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 2 статьи 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях копия постановления по делу об административном правонарушении высылается лицу, привлеченному к административной ответственности , в течении трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Копия постановления была направлена ООО «Парма» по трем адресам: ул. Дзержинского,76А, кабинет 12, ул. Вокзальная,40, ул. Звездная,д.59, кв.68.

По месту регистрации ООО «Парма» копия постановления не была получена, поскольку почтовое отправление было возвращено в связи с истечением срока хранения, по почтовому адресу постановление было получено 09.07.2009г. и по прежнему месту регистрации постановление получено лично директором ООО «Парма» Разеги О.М.М. 14.07.2009г.. Представитель в судебном заседании подтвердил, что подпись в почтовом уведомлении соответствует подписи директора ООО «Парма» Разеги О.М.М.

При указанных обстоятельствах суд считает, что оснований для восстановления пропущенного срока на оспаривание постановления № 02-03-04/1402 от 01.07.2009г. о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 40.000 рублей не имеется.

Не может быть принят судом и довод заявителя об отсутствии состава административного правонарушения.

В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность предусмотрена за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 24 Федерального Закона от 10.12.2003г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее Закона) резиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 настоящего Федерального закона;

Согласно подпункта 2 пункта 3 статьи 23 Закона порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается для представления уполномоченным банкам - Центральным банком Российской Федерации.

Согласно пункта 2 статьи 5 Закона следует, что для реализации функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Центральный Банк РФ и Правительство РФ издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов, пунктом 4 статьи 5 Закона установлено, что Центральный Банк РФ устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления.

Формы, порядок и сроки представления резидентами уполномоченным банкам форм учета и отчетности – документов, связанных с проведением валютных операций, установлены Центральным Банком РФ Положением № 258-П от 01.06.2004г. «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанной с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций».

В соответствии с пунктами 2.1 и .2.2 Положения ЦБ РФ от 01.06.2004г. № 258-П подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах.

В соответствии с пунктом 2.4 Положения резидент представляет в банк ПС документы указанные в п.2.2 настоящего Положения, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации

ООО «Парма» осуществило 04.02.2009г. вывоз товара с таможенной территории по ГТД № 10311020/040209/0000396, справку о подтверждающих документах представило в уполномоченный банк 22.04.2009г., тогда как следовало представить 19.02.2009г.

Довод заявителя, что несвоевременность представления справки о подтверждающих документах связана со сменой руководства и регистрацией изменений в Едином государственном реестре юридических лиц, является несостоятельным, поскольку в силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств того, что ООО «Парма» приняла все необходимые меры для соблюдения требований закона по представлению справки о подтверждающих документах в уполномоченный банк административному органу и суду не представлено.

Исходя из изложенного суд считает, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Отказать Обществу с ограниченной ответственностью «Парма» в удовлетворении заявленного требования к Территориальному управлению Федеральной службы по финансово-бюджетному надзору в Астраханской области о признании незаконным и отмене постановление от 01.07.2009г. № 02-03-04/1402 о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 40.000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Саратов, ул. Первомайская, 74) в течении десяти дней со дня принятия и в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа (г. Казань, ул. Правосудия,2) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, через арбитражный суд Астраханской области.

Информация о движении дела может быть получена на официальном интернет – сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru

Судья

Т.С. Гущина