АРБИТРАЖНЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6
Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: info@astrahan.arbitr.ru
http://astrahan.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Астрахань
Дело №А06-2187/2013
23 мая 2013 года
Резолютивная часть решения оглашена 22 мая 2013 года
Полный текст решения изготовлен 23 мая 2013 года
Арбитражный суд Астраханской области
в составе:
судьи: Шарипов Ю.Р.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Моисеевой О.Н.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Росздравнадзора по Астраханской области к Федеральному казенному учреждению "Войсковая часть 15650" о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.14.43 КоАП РФ
при участии:
от заявителя – ФИО1, ФИО2
от ответчика – ФИО3, ФИО4
В арбитражный суд Астраханской области обратилось Управление Росздравнадзора по Астраханской области с заявлением о привлечении Федерального казенного учреждения "Войсковая часть 15650" к административной ответственности по ч.1 ст.14.43 КоАП РФ.
Административный орган требования поддержал. Считает, что собранными по делу доказательствами подтверждается совершение учреждением правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.45 КоАП РФ.
Федеральное казенное учреждение "Войсковая часть 15650" факт совершения правонарушения признал. Просит признать совершенное правонарушение малозначительным.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Управлением Росздравнадзора по Астраханской области в период с 01.03.2013 по 29.03.2013 на основании приказа Управления от 26.02.2013 № П30 -63/13, проведена плановая выездная проверка Федерального казенного учреждения "Войсковая часть 15650" по месту осуществления деятельности по адресу: г. 416506, <...> дом. 2Б, литер строения Б (поликлиника ФКУ - войсковая часть15650); 416507, Астраханская область, г. Ахтубинск, ФКУ - «Войсковая часть 15650», военный городок №1, номер на генеральном плане 326(медицинский пункт с лазаретом на 50 коек); 416507, Астраханская область, г. Ахтубинск, п. Грошево, ФКУ - «Войсковая часть 15650», военный городок №2, номер на генеральном плане 631 (медицинский пункт специального испытательного полигона).
Федеральное казенное учреждение «Войсковая часть 15650» осуществляет медицинскую деятельность, в соответствии с лицензией.
Для обеспечения лечебно-диагностического процесса Федеральное казенное учреждение «Войсковая часть 15650» снабжается лекарственными препаратами, осуществляет их хранение, применение.
Административный орган установил совершение Федеральным казенным учреждением «Войсковая часть 15650» правонарушения, которое выразилось в нарушении правил хранения лекарственных средств, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 23.08.2010 № 706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств»:
- в помещении хранения лекарственных средств (процедурный кабинет поликлиники, кабинет неотложной помощи поликлиники, кабинет функциональной диагностики поликлиники, процедурный кабинет медицинского пункта с лазаретом на 50 коек, процедурный кабинет медицинского пункта специального испытательного полигона) нарушаются условия хранения лекарственных средств, указанные на первичной и вторичной упаковке производителем, хранение лекарственных препаратов осуществляется без учета фармакологических групп (нарушение п. 3,8,32 приказа № 706н):
Наименование лекарственного препарата
Требуемая температура хранения (градусов)в соответствии с указанием на
упаковке производителя
Фактическая температура хранения (градусов) на момент проверки
Место хранения
Мильгамма раствор для внутривенного и внутримышечного введения 2 мл №10
Не выше +16С
+25С
Процедурный
кабинет
поликлиники
Аммиак раствор для наружного применения для ингаляций 10% 40мл
Не выше +20С
+25С
Процедурный
кабинет
поликлиники
Нитроглицерин 0,5мг капсулы №20
В прохладном месте
+25С
Кабинет неотложной помощи поликлиники
ФИО5 раствор для внутривенного введения 6% 400 мл
Не выше +20С
+25С
Кабинет неотложной помощи поликлиники
Аммиак раствор для наружного применения и ингаляций 40 мл 10%
От+12до+15С
+23С
Кабинет
функциональной
диагностики
поликлиники
Аммиак раствор для наружного применения и ингаляций 40 мл 10%
От+12до+15С
+22С
процедурный кабинет медицинского пункта с лазаретом на 50 коек
Гемодез-Н 400 мл раствор для инфузий
От 0 до +20С
+22С
процедурный кабинет медицинского пункта с лазаретом на 50 коек
Маннит 150 мг/мл 400 мл раствор для инфузий
Не выше +20С
+22С
процедурный кабинет медицинского пункта с лазаретом на 50 коек
Сульфацил натрия буфус капли 1,5 мл 20%
От+12до+15С
+17С
процедурный
кабинет
медицинского
пункта
специального
испытательного
полигона
- в помещениях хранения лекарственных препаратов (стоматологический кабинет поликлиники, кабинет функциональной диагностики поликлиники) отсутствует прибор для регистрации параметров воздуха (гигрометр) (нарушение п. 7 приказа № 706н);
помещениях хранения лекарственных препаратов (помещения хранения лекарственных препаратов поликлиники) отсутствует прибор для регистрации параметров воздуха (гигрометр) поверенный органами метрологического контроля в установленном порядке (нарушение п. 7 приказа № 706н);
- отделка помещения (процедурный кабинет поликлиники, кабинет функциональной диагностики поликлиники, помещения хранения лекарственных препаратов поликлиники, помещение хранения лекарственных препаратов медицинского пункта с лазаретом на 50 коек), где осуществляется хранение лекарственных препаратов не гладкая и не допускает возможности проведения влажной уборки: на стенах, потолке и окне покрытие растрескалось и местами осыпалось (нарушение п.6 приказа № 706н);
- не ведется учет лекарственных средств с ограниченным сроком годности, не определен порядок ведения учета лекарственных средств с ограниченным сроком годности (нарушение п. 11 приказа № 706н);
- лекарственные препараты с истекшим сроком годности (Тальк 50г., для обработки резиновых перчаток, фасовка аптеки госпиталя от 09.07.2002г, 1 уп.) и недоброкачественные лекарственные препараты на основании писем Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Кальция хлорид раствор для внутривенного введения 100 мг/мл 10 мл №10, производства ФГУП «Армавирскаябиофабрика», Россия, серии 03032009, в количестве 2 уп.; Димедрол-Виал раствор для внутривенного и внутримышечного введения 10 мг/мл 1 мл №10, производства «Сишуи Ксирканг Фармасьютикал Ко Лтд», Китай серии 110218, 1 уп.), подлежащие изъятию из обращения и размещению в специально выделенную и обозначенную (карантинную) зону, хранились вместе с другими лекарственными препаратами в шкафу (в помещениях хранения лекарственных препаратов поликлиники, процедурном кабинете медицинского пункта с лазаретом на 50 коек, процедурном кабинете медицинского пункта специального испытательного полигона), подлежащими для использования (нарушение п. 12 Приказа № 706н);
- осуществляется совместное хранение лекарственных препаратов общего списка с изделиями медицинского назначения: процедурный кабинет поликлиники, стоматологический кабинет поликлиники, кабинет неотложной помощи поликлиники, кабинет функциональной диагностики поликлиники, процедурный кабинет медицинского пункта с лазаретом на 50 коек, процедурный кабинет медицинского пункта специального испытательного полигона (нарушение п. 8 приказа № 706н).
29.03.2013 г. по результатам проверки составлен акт №53.
29.03.2013 г. административным органом в отношении войсковой части составлен протокол №1/12/2013 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.43 КоАП РФ.
При составлении протокола присутствовал командир войсковой части.
В соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ протокол об административном правонарушении и заявление о привлечении воинской части к административной ответственности направлены в арбитражный суд.
Суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, ч. 2 ст. 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с примечанием к данной статье, под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 названного Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
В силу п. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) требования к продукции или к связанным с ней процессам производства, хранения, реализации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Таким образом, объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, состоит, в том числе, в нарушении исполнителем требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам хранения, реализации, не соответствующих таким требованиям.
Согласно п. 1, п. 2 ст. 58 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" хранение лекарственных средств осуществляется производителями лекарственных средств, организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность, медицинскими организациями, ветеринарными организациями и иными организациями, осуществляющими обращение лекарственных средств. Правила хранения лекарственных средств утверждаются соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Несоблюдение требований, установленных пунктами 3, 6, 7, 8, 11, 12, 32, Правил хранения лекарственных средств, образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Поскольку Управлением Росздравнадзора по Астраханской области в пределах предоставленных ему полномочий установлено и вменено в вину Федерального казенного учреждения «Войсковая часть 15650» нарушение Правил хранения лекарственных средств, то есть обязательных требований к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам хранения, то указанное нарушение правомерно квалифицировано административным органом по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Пунктом 17 Общих положений о Федеральном казенном учреждении «Войсковая часть 15650» предусмотрено выполнение работ и оказание услуг учреждением приносящей доход медицинской, фармацевтической деятельности.
Факт несоблюдения требований Правил подтверждается материалами дела, в том числе, актом проверки №53 от 29.03.2013 г. (л.д.24-27), протоколом об административном правонарушении №1/12/2013 от 29.03.2013 (л.д. 14-21), что свидетельствует о наличии в действиях Учреждения события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения воинской части к ответственности судом не установлено.
Факт совершения правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.43 КоАП РФ войсковой частью не оспаривается. Учреждение просит признать совершенное правонарушение малозначительным.
Административный орган не возражает о применении положений о малозначительности.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснено в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного надлежит учитывать, что ст. 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных отношений.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого предусмотрена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношениям может быть оценено судом с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.
Суд, исходя из характера и степени общественной опасности административного правонарушения, допущенного заявителем, не выявил наступления каких-либо негативных последствий и причинения вреда соответствующим общественным отношениям, что свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения.
В соответствии с пунктом 18.1 постановления Пленума ВАС РФ N 10 квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
Оценив характер и степень общественной опасности административного правонарушения, допущенного заявителем, суд, принимая во внимание отсутствие сведений, что заявитель к административной ответственности за аналогичные правонарушения ранее привлекался, совершение учреждением действий направленных на устранение выявленных нарушений (приказ командира части №809 от 12.04.2013 (л.д.82-85)) приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае возбуждением дела об административном правонарушении, его рассмотрением и установлением вины лица, его совершившего, достигнуты предупредительные цели административного производства, установленные пунктом 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 206 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа, освобождая от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничивается устным замечанием
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Управления Росздравнадзора по Астраханской области о привлечении Федерального казенного учреждения «Воинская часть 15650» к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.
Федеральное казенное учреждение «Воинская часть 15650» освободить от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения.
Объявить Федеральному казенному учреждению «Воинская часть 15650» устное замечание о недопустимости нарушения законодательства при обращении лекарственных средств.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия, через Арбитражный суд Астраханской области.
Информация о движении дела может быть получена на официальном интернет – сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru
Судья
Ю.Р. Шарипов