ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А06-235/10 от 09.09.2010 АС Астраханской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6

Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: info@astrahan.arbitr.ru

http://astrahan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Астрахань

Дело №А06-235/2010

16 сентября 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 09 сентября 2010года

Полный текст решения изготовлен 16 сентября 2010года

Арбитражный суд Астраханской области в составе:

председательствующий судья Цепляева Л.Н., судьи Мирекина Е.И., Сорокин Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Максудовой Н.Х.

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Строительная компания «Маяк»

к Правительству Астраханской области

о признании недействующим постановления Правительства Астраханской области от 21.08.2008г. № 461-П (в редакции постановления Правительства Астраханской области от 29.05.2009 N 251-П) «О порядке привлечения товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств, предоставляемых в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007г. №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»

при участии:

от заявителя – ФИО1, представитель по доверенности от 27.01.2010 №009-оф, ФИО2, представитель по доверенности от 11.01.2010 №002-оф,

от заинтересованного лица – ФИО3, заместитель начальника отдела, доверенность от 11.01.2010 №1

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Строительная компания «Маяк» обратилось в арбитражный суд с заявлением к Правительству Астраханской области  о признании недействующим постановления Правительства Астраханской области от 21.08.2008г. №461-П «О порядке привлечения товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств, предоставляемых в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007г. №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - постановление Правительства Астраханской области, обжалуемое постановление)

Представитель заявителя в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования, просил признать пункты 9, 10, 12, 13, 14, 18 постановления Правительства Астраханской области нарушающими статьи 1, 15, 17 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», статью 1 Федерального Закона от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», статью 8 Федерального закона от 27.07.2006г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", статьи 1,10, 11, 49, 150, 307-309 Гражданского кодекса РФ, статьи 55, 57, 87, 88 Налогового кодекса РФ, статью 6 Закона РСФСР «О судебной системе в РСФСР». Представитель заявителя также просил признать приложение к Порядку (форма договора на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов) нарушающим статью 3 ГК РФ, считая, что указанное приложение нарушает установленный законом принцип разумности и равенства сторон.

Представитель Правительства Астраханской области с заявленными требованиями не согласилась, считая, что оспариваемое постановление соответствует Федеральному закону от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской иной экономической деятельности, препятствий к участию в отборе подрядных организаций на проведение капитального ремонта многоквартирных домов не создает, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит.

Определением арбитражного суда от 19 марта 2010года производство по делу прекращено по следующим основаниям.

Постановление Правительства Астраханской области от 21.08.2008 № 461-П «О порядке привлечения товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно­-строительным кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств, предоставляемых в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (опубликовано в Сборнике законов и нормативных правовых актов Астраханской области от 29.08.2008 № 46) является нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Астраханской области, принятым в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

В ходе рассмотрения спора суд пришел к выводу о том, что акт является нормативным, так как издан в установленном порядке правомочным органом государственной власти, устанавливает правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение.

В соответствии с пунктом 1 статьи 29, частью 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.

Согласно пункту 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» дела об оспаривании нормативных правовых актов, названные в статье 192 АПК РФ (о признании недействующим нормативного правового акта государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица), подлежат рассмотрению в арбитражном суде только в тех случаях, когда арбитражный суд прямо назван в федеральном законе в качестве суда, компетентного рассматривать эти дела.

В силу пункта 5 статьи 27 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации», законы субъекта Российской Федерации, правовые акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, правовые акты органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и правовые акты их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке. Названным Федеральным законом дела об оспаривании нормативных актов законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации не отнесены к подведомственности арбитражных судов.

С учетом изложенного судом сделан вывод, что заявление о признании недействующим постановления Правительства Астраханской области от 21.08.2008г. № 461-П не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, и на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ судом производство по делу прекращено.

Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30 июня 2010года определение арбитражного суда Астраханской области от 19 марта 2010года отменено, дело направлено в арбитражный суд Астраханской области для рассмотрения по существу.

При новом рассмотрении представители заявителя поддержали заявленные требования, представили письменные пояснения и просили признать:

1) пункты 7, 8, 10, 14 постановления Правительства АО в части отсутствия перечня требований и документов, необходимых для представления вместе с заявкой, а также оснований отклонения заявки и передачи права определять данный перечень и основания иным лицам, не соответствующими статьям 1, 15, 17 Федерального закона «О защите конкуренции»;

2) пункт 9 постановления в части предъявления к подрядной организации требований об отсутствии задолженности по обязательным платежам и подтверждение этого подлинником или копией справки из ИФНС, не соответствующим статьям 1,10, 49, 150, 307-309 Гражданского кодекса РФ, статьям 55, 57, 87, 88 Налогового кодекса РФ, статьям 1, 11, 15 ФЗ «О защите конкуренции»;

3) пункт 9 Постановления Правительства АО в части предъявления требования о наличии производственной базы, положительных отзывов, квалифицированных работников, как основания допуска к участию в отборе (принятия заявки) и неопределенности данных требований не соответствующим статьям 1, 11, 15 ФЗ «О защите конкуренции»;

4) пункт 13 постановления в части отсутствия порядка вскрытия конвертов и обеспечения возможности участникам присутствовать при вскрытии конвертов и оглашении содержания заявок и перечня документов, не соответствующим статьям 1, 15, 17 ФЗ «О защите конкуренции», статье 8 ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";

5) пункт 18 постановления в части исключения обязанности конкурсной комиссии (заказчика) уведомлять каждого участника о результатах рассмотрения заявки, не соответствующим статьям 1, 15, 17 ФЗ «О защите конкуренции», статье 8 ФЗ от 27.07.2006 N 149-ФЗ " Об информации, информационных технологиях и о защите информации ", статье 11 ГК РФ, статье 6 Закона РСФСР «О судебной системе в РСФСР»;

6) признать пункт 13 постановления в части ранжирования критериев оценки, их несопоставимости друг с другом и ограничения права на получения баллов, не соответствующим статьям 1, 15, 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

7) признать Приложение к порядку (Форма договора на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов) в части установления завышенной ответственности подрядчика и отсутствия норм об ответственности заказчика за несвоевременное перечисление денежных средств за выполненные работы, не соответствующим статьям 1, 15, 17 ФЗ «О защите конкуренции», статьям 1,3, 10 ГК РФ.

Заявитель считает, что неопределенность постановления Правительства Астраханской области позволяет иным лицам определять перечень требований и необходимых документов, возлагая чрезмерные и обременительные условия для участника, то есть установление для правоприменителя необоснованно широких пределов усмотрения, постановление не содержит порядок вскрытия конвертов и обеспечения возможности каждому из участников знать о предложениях другого участника, путем оглашения содержания всех заявок в присутствии явившихся участников. Пользуясь неурегулированностью данного вопроса, конкурсные комиссии не допускают к участию при вскрытии конвертов участников отбора.

В судебном заседании 06 сентября 2010г. в 17-30 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 09.09.2010г.

После перерыва заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации увеличил заявленные требования, просил признать пункт 5 оспариваемого постановления в части включения в комиссию представителей органов местного самоуправления, министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области не соответствующим статьям 1, 15, 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции». Указал, что введение в состав комиссии представителей органов власти ограничивает заказчиков на выбор подрядчика, позволяет использовать административный ресурс.

Представитель Правительства Астраханской области по заявленным требованиям возражала, в отзыве и в судебном заседании пояснила, что постановление Правительства Астраханской области от 21.08.2008 № 461-П не содержит требований о представлении участниками отбора справки из налогового органа об отсутствии задолженности по налогам и сборам и иным обязательным платежам в подтверждение «отсутствия задолженности по обязательным платежам». Нарушение организатором отбора этого условия является основанием для обжалования участником отбора действий (бездействий) уполномоченного органа в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ. Сведения об «отсутствии задолженности по обязательным платежам» заявитель должен указать, согласно пункту 9 Порядка, в заявке на участие в отборе.Поскольку в силу статьи 2 ГК РФ в сфере предпринимательской деятельности хозяйствующий субъект осуществляет деятельность на свой риск, он сам должен принять необходимые меры по уменьшению данных рисков. В рассматриваемом случае предоставление справки из ИФНС об отсутствии задолженности в подтверждение сведений, указанных в заявке, на добровольных началах не противоречит требованиям оспариваемого постановления, и не будет создавать преимущества перед другими участниками отбора. Капитальный ремонт многоквартирных домов требует привлечения к данным работам наиболее ответственных, опытных, квалифицированных организаций, которые в ходе осуществления ремонтных работ на иных объектах проявили себя как добросовестные подрядчики. Квалификацию работников предприятия подтверждают документы об образовании. Квалификационные требования к должностям или видам работ определены в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном Постановлением Минтруда России от 21.08.1998г. № 37, а также в тарифно-квалификационных справочниках по отраслям. В подтверждение соответствия квалификации работников выполняемым работам участник отбора может предоставить сведения в комиссию не обо всех работниках, а только о тех, кто в силу занимаемой должности и установленных должностных обязанностей будет непосредственно занят на выполнении определенного вида ремонтных работ, указанных в заявке. То есть на момент подачи заявки участник отбора должен располагать в своем штатесотрудниками, обладающими необходимой квалификацией. В части включения в комиссию представителей органов местного самоуправления и министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области пояснила, что, поскольку софинансирование работ по капитальному ремонту многоквартирных домов осуществляется за счет средств Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов, средств товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо средств собственников помещений в многоквартирных домах, поэтому в состав комиссии и включены представители органов местного самоуправления и министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области.

Представитель Правительства Астраханской области также пояснила, что постановлением от 19 мая 2010года № 213-П в оспариваемое постановление внесены следующие изменения: абзац пятнадцатый пункта 9 изложен в новой редакции - « отсутствие задолженности по обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника отбора по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период»; подпункты «а», «б» пункта 13 Порядка исключены; а пункт 14 Порядка дополнен новым абзацем «Организатор отбора в течение трех дней со дня подписания протокола о результатах отбора направляет его заверенную копию участникам отбора, подавшим заявки»; название приложения к Порядку изложено в следующей редакции «Типовая форма договора на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов».

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся доказательства, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению.

Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ установлены правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определена компетенция, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулируются отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 8 статьи 20 Федерального закона от 21.07.2007г. № 185-ФЗ субъекту Российской Федерации предоставлено право установления порядка привлечения товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств, предоставляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Во исполнение названной нормы Федерального закона Правительством Астраханской области 21.08.2008г. принято постановление № 461-П «О порядке привлечения товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств, предоставляемых в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007г. №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Согласно пунктам 2 и 3 оспариваемого постановления отбор подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома (далее - отбор) осуществляется товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией (далее - организатор отбора) самостоятельно.

В отборе могут участвовать юридические лица независимо от организационно-правовой формы собственности, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по выполнению капитального ремонта многоквартирных домов (далее - участники отбора) и имеющие предусмотренную действующим законодательством разрешительную документацию на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома и необходимую производственную базу (техническую оснащенность).

В соответствии с пунктом 5 оспариваемого постановления организатор отбора до начала его проведения создает комиссию по проведению отбора подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома (далее - комиссия) и утверждает ее состав, в который включаются представители организатора отбора, собственников помещений в многоквартирном доме, органов местного самоуправления (по согласованию), министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области и экспертной организации, аккредитованной в качестве органа по сертификации в системе "Росжилкоммунсертификация" (по согласованию).

Заявитель считает названный пункт в части включения в комиссию по отбору подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома представителей органов местного самоуправления (по согласованию) и министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области противоречащим пункту 2 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» поскольку введение в состав комиссии представителей органов власти ограничивает заказчиков на выбор подрядчика.

Согласно пункту 2 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Как следует из пункта 2 оспариваемого постановления, отбор подрядных организаций осуществляется товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом…, которые и создают комиссию. Представители органов местного самоуправления и министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области включаются в состав комиссии на правах члена комиссии, поскольку из постановления не следует, что они наделяются полномочиями организатора конкурса, председателя комиссии, или имеют решающий голос. Кроме того, в пункте 5 постановления имеется оговорка, что представители органов местного самоуправления включаются в состав комиссии по согласованию, что означает даже не обязательное их присутствие на конкурсе и принятие ими решения по проведению конкурса.

ОАО СК «Маяк» считает пункт 9 постановления в части предъявления к подрядной организации требований об отсутствии задолженности по обязательным платежам и подтверждение этого подлинником или копией справки из ИФНС, не соответствующим статьям 1,10, 49, 150, 307-309 Гражданского кодекса РФ, статьям 55, 57, 87, 88 Налогового кодекса РФ, статьям 1, 11, 15 ФЗ «О защите конкуренции». Кроме того, заявитель указал, что в постановлении не раскрыто понятие «обязательные платежи».

Однако, из текста постановления Правительства Астраханской области от 21.08.2008г. № 461-П не следует, что участник отбора должен представить справку из налогового органа об отсутствии задолженности по налогам и сборам и иным обязательным платежам и справку из арбитражного суда о непроведении ликвидации и банкротства.

Сведения об отсутствии задолженности по обязательным платежам заявитель должен указать в заявке на участие в отборе (абзац 15 пункта 9 Порядка).

Оспариваемым постановлением право хозяйствующих субъектов на участие в отборе не ставится в зависимость от предоставления справки из ИФНС об отсутствии задолженности, как и от предоставления справок из арбитражного суда.

Нарушение организатором отбора этого условия является основанием для обжалования участником отбора действий (бездействий) уполномоченного органа.

Понятие обязательных платежей: налогов и сборов определено федеральным законодательством, а именно, статьей 8 Налогового кодекса Российской Федерации. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Поэтому суд считает, что нет необходимости разъяснять это понятие в нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации.

Заявитель считает, что пункт 9 постановления не содержит определенности и четкости в части предъявления требования о наличии у участника отбора производственной базы, положительных отзывов, квалифицированных работников, как основания допуска к участию в отборе, и не соответствует статьям 1, 11, 15 ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, на которые могут быть израсходованы средства Фонда, относятся:

1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-,
 водоснабжения, водоотведения, в том числе с установкой приборов учета
 потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной
 воды, электрической энергии, газа);

2) ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для
 эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт;

3) ремонт крыш;

4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в
 многоквартирных домах;

5) утепление и ремонт фасадов.

В соответствии с требованиями части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

Следовательно, в случае, если в извещении о проведении отбора указаны виды работ, содержащиеся в Перечне видов работ по капитальному ремонту, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, наличие у участника отбора разрешительной документации (лицензии либо свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, выданного саморегулируемой организацией) обязательно в силу требований градостроительного законодательства. Организация, не имеющая лицензии либо свидетельства о допуске, к участию в отборе допущена не будет.

Постановлением Правительства Астраханской области от 19.05.2010 № 213-П «О внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 21.08.2008 № 461-П» такой критерий оценки, как наличие предусмотренной действующим законодательством разрешительной документации на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, предусмотренный подпунктом «а» пункта13 Порядка, исключен. Заявителем не представлено доказательств, что непредставление лицензии либо свидетельства о допуске к определенному виду работ послужило основанием для отказа в признании победителем отбора.

Квалификацию работников предприятия подтверждают документы об образовании.

Квалификационные требования к должностям или видам работ определены в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37), а также в тарифно-квалификационных справочниках по отраслям, например, Единый тарифно-квалификационный справочник работ
 и профессий рабочих, выпуск 3, раздел "Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы", утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 06.04.2007 № 243. В подтверждение соответствия квалификации работников выполняемым работам участник отбора может предоставить сведения в комиссию не обо всех работниках, а только о тех, кто в силу занимаемой должности и установленных должностных обязанностей будет непосредственно занят на выполнении определенного вида ремонтных работ, указанных в заявке.

То есть на момент подачи заявки участник отбора должен располагать в своем штате сотрудниками, обладающими необходимой квалификацией либоналичием таких работников в штате субподрядчика.

Статьей 11 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов.

Запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к:

1) установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

2) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) экономически или технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями (заказчиками), если такой отказ прямо не предусмотрен федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

5) навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования);

6) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

7) сокращению или прекращению производства товаров, на которые имеется спрос либо на поставки которых размещены заказы при наличии возможности их рентабельного производства;

8) созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

9) установлению условий членства (участия) в профессиональных и иных объединениях, если такие условия приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также к установлению необоснованных критериев членства, являющихся препятствиями для участия в платежных или иных системах, без участия в которых конкурирующие между собой финансовые организации не смогут оказать необходимые финансовые услуги.

Статьей 15 названного закона установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов, или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации

Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:

1) введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;

2) необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;

3) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;

4) дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;

5) установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;

6) предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;

7) предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 настоящего Федерального закона.

Таким образом, из содержания пункта 9 не усматривается, что его требования направлены на заключение незаконных соглашений между хозяйствующими субъектами, привели или могут привести к согласованным действиям хозяйствующих субъектов на товарном рынке, предоставляют какому-либо одному или нескольким хозяйствующим субъектам приоритеты, ограничивает свободное перемещение товаров, препятствует осуществлению деятельности.

Заявитель оспаривает пункт 10 Порядка, ссылаясь на отсутствие в данном пункте указания на точный перечень документов, являющихся приложением к заявке на участие в отборе.

Данный пункт не нарушает прав заявителя научастие в отборе, поскольку он должен рассматриваться во взаимосвязи с пунктами 8 и 9 Порядка.

Согласно пункту 8 Порядка перечень документов для подтверждения соответствия участника отбора предъявляемым требованиям формируется организатором отбора по конкретным объектам капитального ремонта и содержится в извещении, размещаемом организатором отбора на официальном сайте органа местного самоуправления.

Пунктом 9 Порядка определено содержание формы заявки на участие в отборе, в которой должно быть указано:

полное и сокращенное наименование участника отбора, почтовый адрес, телефон, адрес электронной почты;

прежнее наименование участника отбора, если оно было изменено, дату смены названия;

дату, место и орган регистрации участника отбора, организационно-правовую форму;

банковские реквизиты;

профилирующее направление деятельности;

наличие квалифицированных работников;

согласие участника отбора выполнить работы в сроки и на условиях, указанных в извещении о проведении отбора;

цена выполнения работ, предлагаемая участником отбора;

краткое описание предлагаемых работ, в том числе технологий и материалов, их объективные технические и качественные характеристики;

опыт работы по аналогичным объектам, отзывы заказчиков по ранее выполненным работам;

наличие предусмотренной действующим законодательством разрешительной документации на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома;

наличие производственной базы (техническая оснащенность);

сведения о сроках предоставляемой гарантии качества работ;

отсутствие задолженности по обязательным платежам (в редакции Постановления Правительства Астраханской области от 19.05.2010 N 213-П абзац изложен в новой редакции «отсутствие задолженности по обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника отбора по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период»);

данные о субподрядчиках, которых участник отбора намерен привлечь для выполнения работ, а также копии лицензий этих субподрядчиков на соответствующие виды работ.

И, как следует из пункта 10 Порядка, участник отбора должен приложить к заявке документы, подтверждающие сведения, указанные в пункте 9 Порядка.

Критерии отбора, установленные пунктом 13 Порядка, согласуются с основной целью мероприятий, определенных Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», направленных на реформирование жилищно-коммунального хозяйства.

Целью создания Фонда и предоставление на безвозвратной и безвозмездной основе финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, является создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий.

Исходя из общих положений статьи 162 Жилищного кодекса РФ о том, что по договору управления многоквартирным домом управляющая организация обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, можно сделать вывод, что капитальный ремонт (независимо от того, чьими силами он производится) - это работа, которую управляющая организация выполняет для собственников помещений. Поскольку управляющая организация несет ответственность за надлежащее содержание и обслуживание жилого дома, она вправе требовать в свою очередь от подрядных организаций ремонтных работ надлежащего качества и соблюдением требований их безопасности.

Соответственно, установление в оспариваемом Порядке таких критериев, как «соответствие квалификации работников выполняемым работам», «срок осуществления деятельности по виду экономической деятельности «строительство», «наличие положительных отзывов заказчиков по ранее выполненным работам по капитальному ремонту многоквартирных домов», «предоставление гарантии качества работ», не противоречит нормам Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», не ограничивает свободы предпринимательской деятельности, поскольку направлено на наиболее эффективное использования средств Фонда и собственников жилых помещений для проведения ремонтных работ, отвечающих требованиям качества и безопасности.

Пунктом 13 Порядка установлено, что преимущество будет отдано участнику, чья заявка наберет наибольшее количество баллов, что соответствует требованиям статьи 447 Гражданского кодекса РФ.

Применительно к статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации в сфере предпринимательства хозяйствующий субъект осуществляет деятельность на свой риск. Таким образом, исходя из этого, он сам должен принять необходимые меры по уменьшению данных рисков.

Соответственно, ссылка заявителя на «ненадлежащую градацию критериев оценки по их значимости», в то время как, по мнению заявителя, одним из главных критериев оценки заявки является цена, необоснованна.

Не состоятельна ссылка заявителя на нормы Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», поскольку отношения по отбору подрядной организации на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, где заказчиками выступают ТСЖ, ЖСК либо выбранные собственниками помещений в многоквартирном доме управляющие организации, указанный Федеральный закон не регулирует.

Организация отбора подрядных организаций и заключение в последующем договора на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома не направлены на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие разрешительную документацию на выполнение соответствующих видов работ, вправе принять участие в данном отборе. Отбор носит открытый характер, не содержит каких-либо дискриминационных условий для претендентов либо ограничений для участия в нем.

Оценка и сопоставление заявок на участие в отборе осуществляются комиссией в целях выявления лучших условий исполнения договора на выполнение работ по капитальному ремонту дома в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены оспариваемым нормативным правовым актом.

Согласно пункту 4 статьи 447 Гражданского кодекса РФ выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия. Таким образом, при проведении торгов в форме конкурса, определение победителя связано в большей части с предложением лучших условий, что не всегда связано с меньшей ценой сделки. Оценка и сопоставление предложений, утверждение результатов отбора, признание лица его победителем являются исключительной компетенцией комиссии по проведению отбора.

Поскольку отбор подрядных организаций осуществляется не в форме аукциона, а в форме конкурса, критерием оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены договора является такое условие, как качество работ.

Согласно пункту 14 Порядка по результатам рассмотрения и оценки заявок на участие в отборе составляется протокол о результатах отбора, который должен содержать сведения об организаторе отбора, обо всех участниках отбора, подавших заявки, об отклоненных заявках с обоснованием причин отклонения, о присвоенных заявкам на участие в отборе порядковых номерах, сведения об организации, определенной по итогам отбора.

Заявитель считает, что пункт 14 Порядка нарушает его право на доступ к информации и препятствует осуществлению права на судебную защиту.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» организации вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В соответствии с частью 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации торги проводятся в форме аукциона и конкурса.

Согласно статье 448 кодекса аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми.

В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо. В закрытом аукционе и закрытом конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели.

Поскольку в оспариваемом постановлении прямо не указано, что отбор подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома проводится в форме закрытого конкурса, следовательно, отбор проводится в форме открытого конкурса. Поэтому любой участник вправе присутствовать при рассмотрении заявок.

Заявителем представлены копии запросов в различные управляющие компании о предоставлении протоколов комиссии, в том числе копии запросов от 22.07.2009г. председателю конкурсной комиссии ООО УК «РЭО-6» о предоставлении протоколов комиссии по конкурсному отбору подрядной организации для проведения ремонта дома № 28 по ул. Акмолинская, и дома № 22 по ул. Лермонтова. В материалах дела имеется решение арбитражного суда от 04.12.2009г. по делу № А06-4700/2009 по иску ОАО Строительная компания «Маяк» ООО УК «РЭО-6» о признании незаконным отказа в участии в открытом отборе подрядной организации по капитальному ремонту многоквартирного дома № 28 по ул. Акмолинская в г. Астрахани (л.д. 49-51). Поскольку заявитель обратился в суд, следовательно, протокол комиссии ему был предоставлен.

Оспариваемое постановление не содержит положений об ограничении доступа юридических и физических лиц к информации о деятельности комиссии по проведению отбора.

Отказ конкурсной комиссии допустить участника отбора к процедуре рассмотрения заявок и отказ в предоставлении протокола комиссии может быть обжалован в установленном законодательством порядке.

Кроме того, постановлением Правительства Астраханской области от 19.05.2010г. №213-П пункт 14 Порядка дополнен абзацем следующего содержания: «Организатор отбора в течение трех дней со дня подписания протокола о результатах отбора направляет его заверенную копию участникам отбора, подавшим заявки».

Постановлением Правительства Астраханской области от 24.08.2008г. № 461-П в качестве приложения утверждена Форма договора на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов. Постановлением Правительства Астраханской области от 19.05.2010г. №213-П название приложения к Порядку изложено в следующей редакции: «Типовая форма договора на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов».

Заявитель считает, что форма договора не соответствует гражданскому законодательству, поскольку не содержит положений об ответственности заказчика за несвоевременное перечисление денежных средств за выполненные работы.

Основные положения о заключении договора установлены статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

С учетом специфики конкурсного отбора договор, заключаемый заказчиком с участником отбора относится к договорам строительного подряда.

В соответствии со статьей 740 Кодекса по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену. Договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором.

Согласно статье 743 Кодекса подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.

Договором строительного подряда должны быть определены состав и содержание технической документации, а также должно быть предусмотрено, какая из сторон и в какой срок должна предоставить соответствующую документацию.

В соответствии со статьей 746 Гражданского кодекса РФ оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 настоящего Кодекса.

Согласно статье 711 Кодекса заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов.

В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.

Исполнение обязательств, согласно статье 329 Кодекса, может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.

Раздел 5 Типовой формы договора предусматривает ответственность сторон, большей частью это размер неустойки, которая может быть применена к подрядчику за некачественное и несвоевременное выполнение работ.

Согласно статьям 393, 395 Гражданского кодекса РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.

За пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.

Исходя из изложенного, суд считает, что отсутствие нормы об ответственности заказчика за несвоевременную оплату произведенных работ не лишает подрядчика в судебном порядке возместить убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.

Правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциногенных факторов и их последующего устранения установлены Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Согласно статье 3 указанного Федерального закона антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится:

1) прокуратурой Российской Федерации - в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации;

2) федеральным органом исполнительной власти в области юстиции - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке и согласно методике, определенным Правительством Российской Федерации;

3) органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

Функции по проведению антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Правительства Астраханской области в установленном порядке в соответствии методикой, определенной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 №96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», осуществляет служба безопасности и информационной защиты Астраханской области (п.2.1 постановления Правительства Астраханской области от 04.04.2005 № 47-П «О службе безопасности и информационной защиты Астраханской области»).

Однако, оспариваемое постановление антикоррупционную экспертизу не проходило, поскольку принято 21 августа 2008года, редакция его изменена постановлением от 29.05.2009г. № 251-П, т.е. до принятия Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

На основании изложенного суд пришел к выводу, что оспариваемое постановление не противоречит нормам Федерального закона «О защите конкуренции», препятствий в отборе подрядных организаций на проведение капитального ремонта многоквартирных домов не создает.

В соответствии с частью 4 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.

Руководствуясь статьями 167 – 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления о признании недействующим постановления Правительства Астраханской области от 21.08.2008г. № 461-П (в редакции постановления Правительства Астраханской области от 29.05.2009 N 251-П) «О порядке привлечения товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств, предоставляемых в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007г. №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу немедленно.

Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение месяца со дня его вступления в законную силу.

Информация о движении дела может быть получена на официальном интернет – сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru

Председательствующий судья Л.Н. Цепляева

Судьи Е.И. Мирекина

Н.А. Сорокин