ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А06-2375/20 от 03.11.2020 АС Астраханской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6

Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: astrahan.info@arbitr.ru

http://astrahan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Астрахань

Дело № А06-2375/2020

09 ноября 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 03 ноября 2020 года

Арбитражный суд Астраханской области в составе судьи Ковальчук Т.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Яхъяевой Р.Ф.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Астраханский рисовод"

к Министерству сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области

о признании незаконным решения, изложенного в письме №02-07-7697 от 11.12.2019 об отказе в предоставлении субсидии и обязании устранить допущенные нарушения.

Третье лицо - Прокуратура Астраханской области

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности от 19.12.2019 (диплом);

от Министерства сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области – ФИО2, представитель по доверенности от 21.05.2020,  

от Прокуратуры  Астраханской области – не явились, извещены.

            Общество с ограниченной ответственностью "Астраханский рисовод" (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Министерству сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области (далее – Министерство) о признании незаконным решения, изложенного в письме №02-07-7697 от 11.12.2019 об отказе в предоставлении субсидии и обязании устранить допущенные нарушения.

В судебное заседание представитель Прокуратуры не явился, извещен надлежащим образом в соответствии со статьей 123  Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации.

В порядке статьи 156 Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие не явившегося лица.     

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования, по основаниям, изложенным в заявлении и пояснениях суду в судебном заседании, просил их удовлетворить в полном объеме.

 Представитель Министерства не согласен с заявленными требованиями по основаниям, изложенным в отзыве и пояснениях суду в судебном заседании, просит отказать в их удовлетворении.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

Как следует из материалов дела, Общество 27.11.2019 обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении субсидии в соответствии  с Порядком предоставления субсидии на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса в отрасли растениеводства, утвержденного постановлением Правительства Астраханской области от 08.02.2017 № 28-П (далее - Порядок).

Министерством по результатам рассмотрения заявления 11.12.2019 принято решение об отказе в предоставлении компенсации (субсидии) из федерального бюджета, выраженное в письме № 02-07-7697 (т. 1 л.д.28). В обоснование принятого решения указано на несоответствие лица, претендующего на получение компенсации, категории лиц, имеющих право на получение компенсации, установленной пунктом 1.5. раздела 1 Порядка.

Не согласившись с решением Министерства, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

 Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий установлены Федеральным законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее – Закон № 264-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона № 264-ФЗ для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1.5 Порядка субсидия предоставляется сельскохозяйственным товаропроизводителям(за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), отвечающим требованиям, установленным Федеральным законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность на территории Астраханской области.

Согласно части 1 статьи 3 Закона № 264-ФЗ сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель (далее - сельскохозяйственный товаропроизводитель), осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.

В соответствии с пунктом 2.20 Порядка комиссия в течение 6 рабочих дней со дня поступления документов сельскохозяйственных товаропроизводителей в порядке очередности регистрации министерством указанных документов с учетом требований пункта 1.6 Порядка рассматривает их и принимает решения о наличии оснований для предоставления (отказа в предоставлении) субсидии, которые оформляются протоколом заседания комиссии.

Решение о наличии оснований для отказа в предоставлении субсидии принимается комиссией при наличии оснований для отказа в предоставлении субсидии, установленных пунктом 2.22 раздела 2 Порядка.

При этом согласно пункту 2.21 Порядка Министерство на основании решения комиссии о наличии оснований для предоставления (отказа в предоставлении) субсидии в течение 3 рабочих дней со дня его принятия принимает решениео предоставлении субсидии и заключении с сельскохозяйственным товаропроизводителем соглашения о предоставлении
субсидии либо
об отказе в предоставлении субсидии, которое оформляется правовым актом министерства. В случае принятия решения об отказе в предоставлении субсидии в уведомлении указывается основание принятия такого решения.

Судом установлено, что в соответствии с Протоколом заседания комиссии по рассмотрению заявлений и документов, представляемых сельскохозяйственными
товаропроизводителями в целях получения субсидии на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса
вотрасли растениеводства от 05.12.2019 № 19 (далее - Протокол от 05.12.2019 №  19), по результатам рассмотрения заявления и документов, представленных Обществом в целях получения субсидии на приобретение  семян,  установлено,  что  имеются  основания  для  отказа  в
предоставлении субсидии на приобретение семян, а именно: на момент принятия
документовдля предоставления субсидии заявитель несоответствует требованиям, установленным Законом № 264-ФЗ , что в  соответствии с абзацем вторым подпункта 2.22.1 пункта 2.2 раздела 2 Порядка является основанием для отказа в предоставлении субсидии.

В соответствии с пунктом 2.21 Порядка и на основании Протокола от 05.12.2019 № 19 Министерством принято решение об отказе в предоставлении субсидии Обществу (распоряжение министерства от 10.12.2019 № 160).

О принятом решении Министерство в установленный законодательством срок уведомило Общество в письменной форме (письмо министерства от 11.12.2019 № 02-07-7697 об отказе в предоставлении субсидии).

Судом установлено, что фактически заявитель не согласен с выводом Министерства по вопросу применения понятия «календарный  год»  в   целях   определения   статуса   сельскохозяйственного товаропроизводителя в соответствии со статьей 3 Закона № 264-ФЗ.

Из правового анализа статьи 3 Закона № 264-ФЗ   следует, что право на компенсацию имеется у сельскохозяйственного производителя при условии, что в его доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год. При этом условие «за календарный год» определено как императивное и перечисленными выше актами дополнительно не раскрывается.

Министерством по данному вопросу направлялся запрос в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации о разъяснении возможности применение понятия «отчетный год», которому соответствует период с даты   государственной регистрации заявителей по 31 декабря того же календарного года включительно (исх. письмо министерства от 24.10.2019 № 02-11-01-2241).

По результатам рассмотрения данного запроса поступило письмо Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 06.11.2019  № 16/525, из содержания которого следует, что заявители, у которых с момента государственной регистрации до момента обращения за получением государственной поддержки прошло менее одного «календарного года», который в соответствии с бюджетным законодательством соответствует «финансовому году» и длится с 1 января по 31 декабря, не могут быть признаны сельскохозяйственными товаропроизводителями в установленном законодательством порядке.

Суд также отмечает, что в соответствии со статьей 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

В силу пунктов 1, 2 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно.

Первым отчетным годом является период с даты государственной регистрации экономического субъекта по 31 декабря того же календарного года включительно (позиция Высшего Арбитражного суда РФ определение от 15.01.2014 № ВАС-19213/13 по делу № А35-11199/2012).

Как видно из материалов дела, Общество было зарегистрировано 01.06.2018 и соответственно не могло подтвердить долю дохода от реализации сельскохозяйственной продукции в размере не менее чем семьдесят процентов, как за предыдущий, так и текущий календарный год. Таким образом, Общество статус сельскохозяйственного товаропроизводителя на момент подачи заявления в министерство не подтвердило, поскольку финансовый (календарный год) не закончен.

Следовательно, Общество не могло соответствовать требованиям, предусмотренным вышеназванными правовыми актами в силу прямого указания закона.

Аналогичная правовая позиция  изложена в Определении Верховного суда  Российской Федерации  № 302-ЭС20-7125 от 01.06.2020г., постановлении Шестого арбитражного апелляционного суда  от 25.05.2020г. по делу №А04-9691/2019.

28.02.2020г. Прокуратурой Астраханской области  Министерству  было выдано представление  об устранении нарушений бюджетного законодательства. В рамках проведенной проверке, прокуратурой был сделан вывод о том,  ООО «Астраханский рисовод»  в 2019 году  незаконно была предоставлена  субсидия    как сельхозпроизводителю, поскольку на дату рассмотрения заявки - 27.05.2019г.  Общество  не подходило под данную категории.   Во исполнение данного представления Министерством  в Арбитражный суд Астраханской области было подано исковое заявление о  взыскании субсидии за 2019 год.

В этой связи правовых оснований для предоставления Обществу компенсации у Министерства не имелось.

Приведенные заявителем доводы не свидетельствуют о незаконности оспариваемого решения, поскольку само по себе предоставление необходимой документации не является основанием для выплаты компенсации.

Согласно пунктам 3, 4 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно; никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации, при этом по общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное (пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из смысла данной нормы следует, что ненормативный акт, решения и действия могут быть признаны недействительным (незаконными) при наличии совокупности следующих условий: его несоответствии закону или иному правовому акту, нарушении указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, возложении на незаконных обязанностей на лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

В рассматриваемом случае, Обществом не доказано, что оспариваемое решение не соответствует закону и нарушает его права. С учетом изложенного, суд не нашел правовых оснований для удовлетворения заявленного требования о признании незаконными отказа Министерства от 11.12.2019 № 02-07-7697 в предоставлении компенсации.

Руководствуясь статьями 167-170,176,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Отказать ООО «Астраханский рисовод» в удовлетворении заявленных требований.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Астраханской области.

Информация о движении дела может быть получена на официальном интернет – сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru

Судья

Т.А. Ковальчук