АРБИТРАЖНЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6
Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: info@astrahan.arbitr.ru
http://astrahan.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Астрахань
Дело №А06-2584/2012
05 июня 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 01 июня 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 05 июня 2012 года.
Арбитражный суд Астраханской области
в составе:
судьи: Мирекиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Толоконниковой Ю.С.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Индивидуального предпринимателя ФИО1
к Министерству промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области
о признании незаконным распоряжения Министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области № 140-р от 19.03.2012 года «о проведении открытого конкурса, утверждении конкурсной документации и состава конкурсной комиссии» на право осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на маршрутах межмуниципального сообщения в Астраханской области по лоту № 1 «Астрахань - Ассадулаево»,
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца – ИП ФИО2, ИП ФИО3, ИП ФИО4 ИП ФИО5, ИП ФИО6,
при участии:
от заявителя – ФИО1, паспорт, ФИО7 – представителя по доверенности от 12.04.2012 г.,
от заинтересованного лица – ФИО8 – представителя по доверенности от 10.01.2012 г. № 02-02/1,
от третьих лиц: ИП ФИО2 ФИО3 ФИО4 – не явились, извещены,
от ИП ФИО5 – ФИО5 – представителя по доверенности от 11.10.2011 г.,
от ИП ФИО6 – ФИО11 – представителя по доверенности от 31.05.2012 г.,
Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в арбитражный суд с заявлением к Министерству промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области о признании незаконным распоряжения Министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области № 140-р от 19.03.2012 года «о проведении открытого конкурса, утверждении конкурсной документации и состава конкурсной комиссии» на право осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на маршрутах межмуниципального сообщения в Астраханской области по лоту № 1 «Астрахань- Ассадулаево» (с учетом принятых судом в судебном заседании в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ уточнений заявленных требований).
Основанием для удовлетворения заявленных требований представитель заявителя указывает на те обстоятельства, что объявление внеочередного конкурса на получение права осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальному маршруту № 101 «город Астрахань – село Ассадулаево» на 14 единиц подвижного состава, незаконно и нарушает права и законные интересы предпринимателя ФИО1 и предпринимателей, осуществляющих перевозки по данному маршруту по результатам конкурса от 20.12.2011 г. На момент объявления дополнительного конкурса оснований для его проведения, предусмотренных нормами ст. 7 Закона Астраханской области от 30.08.2011 г. № 49/2011-ОЗ «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в Астраханской области» не было. Изменение действующих маршрутов и расписаний движения по маршрутам межмуниципального назначения произведено также в нарушение норм Закона № 49/2011-ОЗ без определения потребности населения в транспортных услугах путем изучения пассажиропотоков и обследования трассы маршрута на предмет ее соответствия требованиям безопасности дорожного движения.
Представитель заинтересованного лица возражает против удовлетворения заявленных требований, пояснил, что распоряжением Министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области № 140-р от 19.03.2012 года было принято решение о проведении открытого конкурса, утверждении конкурсной документации и состава конкурсной комиссии на право осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на маршрутах межмуниципального сообщения в Астраханской области по лоту № 1 «Астрахань- Ассадулаево». Основанием для его проведения послужило обращение гр. ФИО12 с жалобами на нарушение водителями норм пассажировместимости на указанном маршруте. В настоящее время проведение открытого конкурса приостановлено на основании определения арбитражного суда от 19.04.2012 г. по настоящему делу.
Представители третьих лиц ИП ФИО5, ИП ФИО6 поддержали позицию заявителя, пояснили, что осуществляют перевозки по маршруту № 101 «Астрахань-Ассадулаево» по итогам проведения конкурса от 20.12.2011 г. на основании заключенных договоров на право осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа. Маршрут полностью заполнен перевозчиками, проведение повторного конкурса безосновательно и приведет к нарушению прав и законных интересов перевозчиков, осуществляющих деятельность на маршруте № 101. Ответчик мотивирует увеличение подвижного состава на данном маршруте поступающими жалобами жителей, однако представляет в судебное заседание жалобы одного гражданина, поступившие до заключения договоров администрацией с перевозчиками, выигравшими конкурс, и не учитывает результаты опроса пассажиров, проведенные сотрудником Управления транспорта, по вопросу изучения пассажиропотока и графика движения. В настоящее время перевозчиками разработан график движения маршрута, обеспечивающий отправление транспорта каждые пять минут, стоимость проезда определена в размере 27 рублей, что меньше установленного в субъекте тарифа.
Представители третьих лиц предпринимателей ФИО2 ФИО3 ФИО4 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
В соответствии с положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании 31.05.2012 г. судом в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 01.06.2012 г.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и исследовав представленные доказательства, суд установил:
Постановлением Министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области от 23.05.2011 года № 10-П утвержден реестр пригородных и межмуниципальных маршрутов регулярного сообщения в Астраханской области, в который вошел пригородный маршрут Астрахань (стадион)- Ассадулаево № 101.
В настоящее время деятельность по перевозке на указанном межмуниципальном маршруте осуществляют предприниматели: ФИО13, ФИО2, ФИО4, ФИО14, ФИО15, ФИО3, ФИО1, ФИО5, ФИО6.
Названные предприниматели осуществляют деятельность по перевозке пассажиров на основании договоров на право осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа, заключенных по результатам проведенного Министерством промышленности транспорта и природных ресурсов Астраханской области 20.12.2011 года конкурса на право осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам Астраханской области, в связи с истечением у нескольких предпринимателей сроков действия договоров.
Перевозка пассажиров по межмуниципальному маршруту № 101 «Астрахань-Ассадулаево» осуществляется автобусами в количестве 21 единица, по утвержденному перевозчиком расписанию, с началом выхода транспорта на линию 06 часов 00 минут - окончанием работы – 20 часов 00 минут, с интервалом движения по маршруту в 5 минут и установленному тарифу, определяемому в соответствии с порядком, утвержденным постановлением правительства Астраханской области № 566-П, но ниже установленного максимального уровня тарифа.
Согласно распоряжению Министерства промышленности транспорта и природных ресурсов Астраханской области от 19.03.2012 года № 140-Р в период с 21.03.2012 г. по 30.04.2012 г. решено провести открытый конкурс на право осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на маршруте № 101 «Астрахань-Ассадулаево» лот № 1 с потребностью 14 автобусов, утверждена конкурсная документация и состав конкурсной комиссии.
Не согласившись с объявлением внеочередного конкурса, полагая, что конкурс объявлен в нарушение норм Закона Астраханской области от 30.08.2011 г. № 49/2011-ОЗ «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в Астраханской области» предприниматель ФИО1 обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Определением арбитражного суда от 19.04.2012 г. удовлетворено заявление предпринимателя ФИО1 о принятии обеспечительных мер в виде приостановления проведения Министерством промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области внеочередного конкурса на получение права осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальному маршруту № 101 «город Астрахань-село Ассадулаево» до рассмотрения настоящего дела по существу.
Суд, установив фактические обстоятельства дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусмотрено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Как видно из материалов дела, с учетом уточненных требований в порядке статьи 49 АПК РФ, заявитель руководствуется статьями 197 - 201 главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ, предусматривающими право обращения заинтересованных лиц в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц.
Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется также судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализация права заинтересованных лиц на судебное обжалование по таким делам регулируется нормами главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Одним из способов судебной защиты нарушенного права, как следует из положений части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является гарантированная возможность обращения граждан, организаций и иных лиц в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из данных нормативных положений следует, что заявитель вправе был избрать для себя любой законный способ судебной защиты нарушенного права, включая обжалование в арбитражный суд как ненормативного правового акта, решения государственных органов власти, должностных лиц, так и их действий или бездействия.
Данная правовая позиция нашла отражение в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 5641/11 от 15.11.2011 года.
Учитывая те обстоятельства, что внеочередной конкурс на получение права осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальному маршруту № 101 не проведен, новые договора по его результатам не заключены, суд рассматривает настоящие требование не в рамках искового производства по делу о признании недействительными торгов, а в рамках главы 24 АПК РФ, в которой предметом судебной оценки при рассмотрении заявлений, поданных в порядке статьи 198 АПК РФ, могут быть обстоятельства, касающиеся соблюдения правил, предусмотренных законом, иными нормативно-правовыми актами, которые регулируют порядок проведения конкурса.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы местного значения решаются органами местного самоуправления самостоятельно
Как следует из подпункта 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Решение данных вопросов органами местного самоуправления взаимосвязано с полномочиями по обеспечению безопасности дорожного движения, возложенными на них в соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
Организация транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом базируется на договоре, заключаемом по итогам проведения торгов, правила осуществления которых, устанавливаются публично-правовым образованием самостоятельно.
Министерство промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области является исполнительным органом государственной власти Астраханской области, обеспечивающим осуществление государственной политики и нормативно-правового регулирования в области промышленности, в том числе топливно-энергетического комплекса, природных ресурсов, автомобильного, железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта. (Положение о Министерстве промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области, утв. Постановлением Правительства19.05.201 г. № 210-П).
Согласно п. 2.1.7.1 Положения Министерство осуществляет организацию транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении на территории Астраханской области путем:
- принятия решения об открытии новых маршрутов межмуниципального сообщения, изменении, закрытии действующих маршрутов межмуниципального сообщения, а также установлении и изменении расписаний движения транспортных средств по маршрутам межмуниципального сообщения на территории Астраханской области;
- проведения обследования дорожных условий на маршрутах межмуниципального сообщения на территории Астраханской области;
- утверждения паспортов маршрутов межмуниципального сообщения, расписаний движения транспортных средств и схем движения транспортных средств по маршрутам межмуниципального сообщения на территории Астраханской области;
- формирования и ведения реестра маршрутов межмуниципального сообщения на территории Астраханской области;
- организации и проведения конкурсов на право осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам межмуниципального сообщения в Астраханской области;
- согласования перевозок по заказам по маршрутам межмуниципального сообщения на территории Астраханской области с использованием остановочных пунктов, установленных на маршрутах межмуниципального сообщения на территории Астраханской области;
- осуществления контроля в сфере организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении на территории Астраханской области.
Отношения в области организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении, а также осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси на территории Астраханской области урегулированы нормами Закона Астраханской области от 30.08.2011 года № 49/2011-ОЗ «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в Астраханской области».
Порядок организации маршрутов межмуниципального сообщения урегулирован нормами статьи 5 Закона Астраханской области № 49/2011-ОЗ.
Согласно части 1 статьи 5 Закона № 49/2011-ОЗ открытие новых маршрутов межмуниципального сообщения, изменение, закрытие действующих маршрутов межмуниципального сообщения, а также установление и изменение расписаний движения по маршрутам межмуниципального сообщения осуществляются в порядке, установленном правилами организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, осуществляемых по маршрутам межмуниципального сообщения, утверждаемыми Правительством Астраханской области (далее - Правила), с учетом положений настоящего Закона и потребностей населения в транспортных услугах.
В соответствии с частью 2 Закона потребности населения в транспортных услугах определяются путем:
1) изучения пассажиропотоков и материалов транспортно-социологических опросов;
2) прогнозирования ожидаемых объемов перевозок пассажиров и багажа;
3) обследования дорожных условий и предполагаемых остановочных пунктов на предмет их соответствия требованиям безопасности дорожного движения и требованиям, предъявляемым к объектам транспортной инфраструктуры.
Открытие новых маршрутов межмуниципального сообщения, изменение, закрытие действующих маршрутов межмуниципального сообщения, а также изменение расписаний движения по действующим маршрутам межмуниципального сообщения осуществляются по инициативе уполномоченного органа, органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, перевозчиков, а также иных заинтересованных лиц представляемой в письменной форме. Указанная инициатива реализуется в порядке, установленном Правилами.
По результатам исследований, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, проведенных не позднее 50 дней со дня поступления от заинтересованного лица инициативы, уполномоченный орган в срок не позднее 60 дней со дня поступления инициативы принимает решение об открытии нового маршрута межмуниципального сообщения, изменении, закрытии действующего маршрута межмуниципального сообщения, изменении расписаний движения по действующим маршрутам межмуниципального сообщения либо направляет соответствующему заинтересованному лицу мотивированное заключение о невозможности открытия новых маршрутов межмуниципального сообщения, изменения, закрытия действующих маршрутов межмуниципального сообщения, изменения расписаний движения по действующим маршрутам межмуниципального сообщения.
Решение об открытии нового маршрута межмуниципального сообщения, изменении, закрытии действующего маршрута межмуниципального сообщения, изменении расписаний движения по действующим маршрутам межмуниципального сообщения подлежит опубликованию в "Сборнике законов и нормативных правовых актов Астраханской области" не позднее 7 дней со дня его принятия (ч. 3-5 Закона № 49/2011-ОЗ).
Согласно части 1 статьи 6 Закона № 49/2011-ОЗ уполномоченный орган в порядке, установленном Правилами, формирует и ведет реестр маршрутов межмуниципального сообщения.
В соответствии со статьей 7 Закона № 49/2011-ОЗ предоставление юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю права на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам межмуниципального сообщения осуществляется по результатам открытого конкурса, проводимого уполномоченным органом (далее - конкурс) в
порядке, установленном уполномоченным органом (далее - Порядок), за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи.
Согласно части 2 указанной статьи Конкурс проводится в случаях:
1) открытия новых маршрутов межмуниципального сообщения;
2) истечения срока действия договора;
3) досрочного расторжения договора.
В соответствии с Законом Астраханской области от 30.08.2011 N 49/2011-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в Астраханской области" постановлением Правительства Астраханской области от 15.02.2012 г. № 46-П утверждены Правила организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, осуществляемых по маршрутам межмуниципального сообщения на территории Астраханской области (далее – Правила).
Согласно пункту 1.3 Правил организацию регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам межмуниципального сообщения на территории Астраханской области (далее - маршрут межмуниципального сообщения) осуществляет министерство промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области (далее - министерство).
В соответствии с пунктами 3.1-3.4 организация маршрутов межмуниципального сообщения осуществляется министерством путем формирования маршрутной сети межмуниципального сообщения.
Маршрутная сеть формируется путем открытия новых маршрутов межмуниципального сообщения, изменения, закрытия действующих маршрутов межмуниципального сообщения, а также установления и изменения расписаний движения транспортных средств по маршрутам межмуниципального сообщения, схем движения транспортных средств по маршрутам межмуниципального сообщения (далее - схема движения).
Регулярные перевозки пассажиров и багажа по маршрутам межмуниципального сообщения осуществляются согласно расписанию движения транспортных средств по маршрутам межмуниципального сообщения и схеме движения, которые утверждаются министерством.
Регулярные перевозки пассажиров и багажа по маршрутам межмуниципального сообщения осуществляются транспортными средствами, прошедшими отбор в конкурсе на право осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам межмуниципального сообщения в Астраханской области.
Согласно п. 3.6 Правил Решение об открытии новых маршрутов межмуниципального сообщения, изменении, закрытии действующих маршрутов межмуниципального сообщения, а также установлении и изменении расписаний движения транспортных средств по маршрутам межмуниципального сообщения и схем движения принимается министерством по результатам:
- изучения пассажиропотока и материалов транспортно-социологических опросов;
- прогнозирования ожидаемых объемов регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам межмуниципального сообщения;
- обследования дорожных условий и предполагаемых остановочных пунктов на предмет их соответствия требованиям безопасности дорожного движения и требованиям, предъявляемым к объектам транспортной инфраструктуры.
На основании Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устава муниципального образования "Город Астрахань", в соответствии с решением постоянной комиссии по городскому хозяйству и благоустройству города от 03.09.2009 N 47 Городская Дума приняла решение от 10.09.2009 года № 119 «Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса на право заключения договора использования регулярного муниципального маршрута города Астрахани».
В соответствии с пунктом 3.1. Положения конкурс проводится в случае открытия нового маршрута, возникновения необходимости привлечения перевозчиков на уже существующий маршрут либо утверждения новой маршрутной сети.
Во исполнение Закона Астраханской области от 30.08.2011 N 49/2011-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в Астраханской области" разработан Порядок проведения открытого конкурса на право осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам межмуниципального сообщения в Астраханской области (далее - Порядок), утвержденный постановлением министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области от 18 октября 2011 г. N 31-П.
Порядок определяет условия проведения конкурса на право осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам межмуниципального сообщения в Астраханской области (далее - конкурс).
Основания для проведения конкурса приведенные в пункте 1.3 Порядка аналогичны основаниям, указанным в части 2 статьи 7 Закона № 49/2011-ОЗ.
Предметом конкурса является предоставление перевозчику права на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам межмуниципального сообщения в Астраханской области (пункт 1.5 Порядка).
Согласно пунктам 1.6., 1.7, 1.8 Порядка организатором конкурса является министерство промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области.
Организатор конкурса своим распоряжением принимает решение о проведении конкурса, дате его проведения, составе конкурсной комиссии, об утверждении конкурсной документации, размещает данное распоряжение на официальном сайте, осуществляет публикацию в средствах массовой информации.
Маршруты межмуниципального сообщения формируются в лоты организатором конкурса.
Проанализировав указанные нормы права, исследовав представленные в дело доказательства, и дав им оценку в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований о признании незаконным распоряжения Министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области № 140-р от 19.03.2012 года «о проведении открытого конкурса, утверждении конкурсной документации и состава конкурсной комиссии» на право осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на маршрутах межмуниципального сообщения в Астраханской области по лоту № 1 «Астрахань- Ассадулаево».
Как установлено судом, маршрут № 101 «Астрахань-Ассадуллавео» не является новым, до объявления распоряжением № 140-р от 19.03.2012 года внеочередного конкурса, предприниматели ФИО13, ФИО2, ФИО4, ФИО14, ФИО15, ФИО3, ФИО1, ФИО5, ФИО6 осуществляли деятельность по перевозке пассажиров по указанному маршруту на основании заключенных и не истекших договоров на право осуществления регулярных перевозок пассажиров.
Действующие договоры на право осуществления регулярных перевозок пассажиров досрочно не расторгнуты, не оспорены и не признаны недействительными в установленном порядке.
Согласно доводам заинтересованного лица, основанием для назначения внеочередного конкурса послужило информационное письмо начальника ПЭО, содержащее сведения о жалобах от жителей поселков Стекольный завод, Татаро-Башмаковка, указывающие на загруженность автобусов и нарушение водителями норм пассажировместимости на маршруте № 101, на основании этих жалоб проведен визуальный подсчет пассажиропотока, в ходе которого установлена большая загруженность маршрута.
Согласно предлагаемого начальником ПЭО нового расписания интервал движения по маршруту составляющий 8 минут подлежит уменьшению до 3-х минут. (л.д.74)
Указанное предложение не подтверждается: данными по изучению пассажиропотока с учетом фактического движения транспорта по утвержденному перевозчиками расписанию с интервалом движения 5 минут; исследованиями существующей инфраструктуры (состояние дорог, конечных пунктов маршрута для отстоя автотранспорта и т.д.) позволяющей при увеличении количества нахождения транспорта на линии обеспечить соблюдение требований безопасности дорожного движения; согласованием увеличения автотранспорта на пригородном маршруте проходящего через маршрутные линии города с учетом пропускной способности дорожной инфраструктуры города.
Таким образом, порядок изменения действующего маршрута межмуниципального назначения, а также изменение расписаний движений по маршруту установленный нормами Закона Астраханской области от 30.08.2011 N 49/2011-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в Астраханской области" и нормативными актами, принятыми в его исполнение - Порядком проведения открытого конкурса на право осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам межмуниципального сообщения в Астраханской области и Правилами организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, осуществляемых по маршрутам межмуниципального сообщения на территории Астраханской области, заинтересованным лицом не соблюдены.
Доводы о наличии жалоб от жителей подтверждены обращениями единственной гражданки ФИО12, указывающей на перегруженность маршрута при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров конкретным предпринимателем в период аномально низких температур в конце января 2012 года, вызвавших перебои в работе пассажирского автотранспорта по всей области.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованным лицом не представлено доказательств, подтверждающих определение потребности населения в транспортных услугах путем изучения пассажиропотока и материалов транспортно-социологических опросов, прогнозирования ожидаемых объемов регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам межмуниципального сообщения и оформления данных исследований актом изучения пассажиропотока и обследования дорожных условий и предполагаемых остановочных пунктов на предмет их соответствия требованиям безопасности дорожного движения и требованиям, предъявляемым к объектам транспортной инфраструктуры, в котором содержится заключение комиссии о возможности (невозможности) открытия нового маршрута межмуниципального сообщения.
Согласно нормам Закона Астраханской области «О порядке проведения на территории Астраханской области публичных мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования» ст. 2 п. 5 при проведении публичного мероприятия, в том числе и изменении межмуниципального маршрута уполномоченный орган в целях обеспечения прав граждан обязан обеспечивать регулярные перевозки пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа в соответствии с ранее установленным расписанием. В случае внесения в расписание изменений в связи с проведением публичного мероприятия эти изменения должны быть доведены до сведения населения не позднее чем за 5 дней до дня проведения публичного мероприятия. В исключительных случаях допускается временное изменение маршрута регулярных перевозок (организация движения транспорта общего пользования по временной схеме). Информация об изменении маршрута в тот же срок доводится до сведения населения.
Данное требование, равно как и порядок обследования дорожных условий требованиям безопасности перевозок перед изменением маршрута, Министерством промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области, не соблюдены.
Согласно Приказу агентства транспорта Астраханской области от 12.11.2009 N 34 "О комиссии по обследованию дорожных условий на пригородных и межмуниципальных маршрутах регулярного сообщения на территории Астраханской области"в целях оценки соответствия технического состояния и уровня содержания автомобильных дорог, улиц, искусственных дорожных сооружений, железнодорожных переездов, их инженерного оборудования требованиям безопасности дорожного движения при осуществлении пассажирских перевозок на пригородных и межмуниципальных маршрутах регулярного сообщения на территории Астраханской области создается Комиссия по обследованию дорожных условий на пригородных и межмуниципальных маршрутах регулярного сообщения на территории Астраханской области.
Комиссия определяет соответствие межмуниципальных и пригородных маршрутов регулярного сообщения требованиям безопасности дорожного движения, по результатам обследования дорожных условий на маршрутах регулярного сообщения принимает решения в том числе и об изменении или закрытии маршрута регулярного сообщения; о возможности открытия нового маршрута (при рассмотрении вопросов открытия новых маршрутов).
При указанных обстоятельствах, у Министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области отсутствовали основания для принятия распоряжения № 140-р от 19.03.2012 года «о проведении открытого конкурса, утверждении конкурсной документации и состава конкурсной комиссии» на право осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на маршрутах межмуниципального сообщения в Астраханской области по лоту № 1 «Астрахань - Ассадулаево».
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно п. 5 в ред. информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.05.2010 N 139 если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Распоряжение Министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области № 140-р от 19.03.2012 года «о проведении открытого конкурса, утверждении конкурсной документации и состава конкурсной комиссии» на право осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на маршрутах межмуниципального сообщения в Астраханской области по лоту № 1 «Астрахань-Ассадулаево» признать незаконным.
Взыскать с Министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области в пользу Индивидуального предпринимателя ФИО1 судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Астраханской области.
Информация о движении дела может быть получена на официальном интернет – сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru»
Судья
Е.И. Мирекина