ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А06-3109/07 от 07.06.2007 АС Астраханской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414014,   г. Астрахань,  пр. Губернатора Анатолия Гужвина,  д. 6а

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Астрахань

Дело № А06-3109/2007 - 7

13 июня 2007 года

(резолютивная часть решения объявлена 7.06.2007г. Полный текст решения изготовлен 13.06.2007г.)

Арбитражный суд   Астраханской области

в составе:  судьи     Сериковой Г.В.

при ведении протокола судебного заседания судьей Сериковой Г.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Акционерного коммерческого банка «Банк Москвы» (открытое акционерное общество) в лице Астраханского филиала к Управлению Федеральной Антимонопольной службы по Астраханской области о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной Антимонопольной службы по Астраханской области от 17.05.2007г. о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 10-АД (Р)-05-07

при участии:

отзаявителя: ФИО1 - юрисконсульт, доверенность от 17.11.2006г., паспорт <...>, выдано 19.10.2006г. Кировским РОВД г. Астрахани

от административного органа: ФИО2- ведущий специалист-эксперт, доверенность № 5 от 28.02.2007г., паспорт <...>, выдан 08.06.2002г. Кировским РОВД г. Астрахани

Акционерный коммерческий банк «Банк Москвы» (открытое акционерное общество) в лице Астраханского филиала обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной Антимонопольной службы по Астраханской области  (далее Астраханское УФАС России) о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной Антимонопольной службы по Астраханской области от 17.05.2007г.о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 10-АД (Р)-05-07.

Представитель заявителя поддержал требования по основаниям, указанным в заявлении.

Представитель административного органа заявленные требования не  признал, по основаниям, изложенным в отзыве.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд

У С Т А Н О В И Л:

Астраханским УФАС России на основании обращения гражданина ФИО3 с жалобой на действия Астраханского филиала ОАО «Банк Москвы», выразившиеся в распространении в периодическом  печатном издании - газете «РекТайм» от 09.03.2007г. № 9 рекламы «Кредитные карты Банка Москвы. Выбор прост беспроцентный кредит до 50 дней» в марте 2007г. проведен государственный контроль соблюдения законодательства РФ о рекламе. В результате проверки в отношении заявителя определением от 16.03.2007г. было возбуждено дело № 10-АД(Р)-05-07 по признакам нарушения законодательства о рекламе.

По результатам административного расследования 04.05.2007г. составлен протокол № 10-АД(Р)-05-07 об административном правонарушении по признакам состава правонарушения предусмотренного ст. 14.3  КоАП РФ - нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе.

На основании протокола, 17.05.2007г. в отношении Астраханское УФАС России вынесено постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 10-АД(Р)-05-07 в размере четырехсот минимальных размеров оплаты труда, что составляет 40 000 рублей.

Как следует из протокола и постановления, правонарушение заявителя выразилось в следующем.

В периодическом печатном издании - газете «РекТайм» от 09.03.2007  № 9 на странице 7 была размещена и распространена реклама следующего содержания: «Кредитные карты Банка Москвы с льготным периодом кредитования 11,5 % 10 % 0 % 11,5 % Выбор прост беспроцентный кредит до 50 дней. Полную информацию об услуге вы можете получить в Астраханском филиале ОАО «Банк Москвы». Астраханский филиал ОАО «Банк Москвы» 414000, Астрахань, ул. Бабушкина, 40/6 тел.: <***>, 22-36-57, <***> Факс: <***> Доп. офис: ул. С. Перовской, ТЦ «Александрия» телефон: <***> www. mmbank.rue-mail: info@mmbank.ru Ген. лиц. Банка России № 2748 от 14.10.2004 г.».

 В силу статей 819 - 821 ГК РФ кредит не может быть беспроцентным, является срочным, возвратным и возмездным.

Кредит, предоставляемый ОАО «Банк Москвы» также является процентным и составляет по кредитной карте, эмитируемой в рублях РФ - 23 % годовых (кредит до востребования), по кредитной карте, эмитируемой в долларах США и евро - 17 % годовых (кредит до востребования) (Приложение № 1 к Временному порядку предоставления физическим лицам карт в ОАО «Банк Москвы»; заявление на предоставление кредитной карты ОАО «Банк Москвы»).

Вместе с тем, распространенная ОАО «Банк Москвы» реклама «Кредитные карты Банка Москвы с льготным периодом кредитования 11,5% 10% 0% 11,5% Выбор прост беспроцентный кредит до 50 дней» является недостоверной, поскольку содержит информацию о беспроцентном кредите.

С учетом данных обстоятельств, суд считает, что действия Общества образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама или отказ от контррекламы).

Согласно п. 2 ч. 3 ст. 5 Федерального Закона № 38-ФЗ от 13.03.2006г. «О рекламе», недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения, в том числе о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

В соответствии с ч.7 ст.5 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Вместе с тем, в нарушение действующего законодательства в представленной суду рекламе Банка отсутствовала часть существенной информации о предоставляемом потребителям кредите, об условиях его приобретения и использования, при этом изменялся смысл информации о кредите, о его доступности всем категориям населения в связи с отсутствием в рекламе существенных и необходимых условий его приобретения, не позволяющих его получение всеми потребителями рекламы, в том числе теми из них, которые изъявили желание получить кредит, в зависимости от их возраста, места и характера регистрации (жительства), уровня их дохода, характера и стажа работы и прочее, а также в связи с отсутствием в рекламе существенных и необходимых условий использования кредита, содержащихся в документах банка (Правила выпуска и использования кредитных карт в АФ ОАО «Банк Москвы»; условия предоставления кредитной карты физическому лицу/Приложение № 1 к Временному порядку предоставления физическим лицам карт в ОАО «Банк Москвы»; приказ ОАО «Банк Москвы» от 16.03.2005 № 316 «О внесении изменений в «Тарифы и ставки комиссионного вознаграждения региональных филиалов ОАО «Банк Москвы», изданный в соответствии с решением Финансового комитета (п.3.1 Протокола от 20.04.2004 № 13); заявление на предоставление кредитной карты ОАО «Банк Москвы»).

Довод заявителя о том, что изображение в рекламе четырех гирь с процентными ставками (11,5 % 10 % 0 % 11,5 %) размещено для иллюстрации выгоды потенциального клиента, в случае пользования кредитом банка в льготный период кредитования, является несостоятельным.

Как пояснил в судебном заседании представитель административного органа эксперт Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Астраханской области - ФИО4, участвовавший в деле № 02-Р-05-07, пояснила, что изображение в рекламе ОАО «Банк Москвы» гирь с нанесенными на них процентами - 11,5 %, 10 %, 0 %, 11,5 % вводит потребителей рекламы в заблуждение. Данная информация ввиду ее наличия в рекламе понимается и истолковывается экспертом, а также другими сотрудниками ГУ Центрального Банка РФ по АО, которые проанализировали рекламу банка, как существование льготного периода кредитования - 50 дней, после истечения которого действуют процентные ставки равные 11,5 %, 10 %, 0 %, 11,5 % .

Таким образом, довод заявителя, о том, что рекламная информация «0 %», «до 50 дней», не может рассматриваться как условия, влияющие на стоимость кредита, потому что указаны для сравнения, что легче для бюджета клиента, его семьи, является неправомерным.

Суд считает, что содержание рекламы Банка, распространенной посредством периодического печатного издания, создало у потребителя рекламы, ввиду отсутствия в рекламе необходимой части существенной информации о кредите, об условиях его приобретения и использования, иное представление о предлагаемом Банком кредите.

Совершенное ОАО «Банк Москвы» административное правонарушение, предусмотренное ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ и услуг Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд считает, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, оснований к его отмене не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 207 - 211 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

      Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Акционерного коммерческого банка «Банк Москвы» (открытое акционерное общество) в лице Астраханского филиала о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной Антимонопольной службы по Астраханской области о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 10-АД (Р)-05-07 от 17.05.2007г. - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в установленный законом срок.

Судья                                                                                    Г.В. Серикова