АРБИТРАЖНЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6а
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Астрахань
Дело №А06-3146/2008 - 23
30 июня 2008 года
Резолютивная часть решения оглашена 26 июня 2008г.
Полный текст решения изготовлен 30 июня 2008г.
Арбитражный суд Астраханской области
в составе: судьи Цепляевой Л.Н.
при ведении протокола судебного заседания судьей Цепляевой Л.Н..
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Астраханской таможни
к Управлению по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Астраханской области
о признании постановления от 30.04.2008г. № 102 незаконным
при участии:
от заявителя – ФИО1-нач. отдела, дов. от 24.06.2008г. № 01-03-42/10332, ФИО2- нач. правового отдела, дов. т 28.12.2007г. № 01-03-42/22967, ФИО3, ст.гос. таможенный инспектор, дов. от 07.12.2007г. № 01-03-42/21644
от ответчика- ФИО4, представитель, дов. от 25.06.2008г. № 9, ФИО5, зам. начальника отдела, дов. от 30.01.2008г. № 1.
Астраханская таможня обратилась в арбитражный суд Астраханской области с заявлением об обжаловании постановления Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Астраханской области о назначении административного наказания от 30.04.2008г. № 102 за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ. Заявитель указал, что в 2006 году в Астраханской таможне имелось разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения сроком действия до 31.12.2006. До окончания срока действия разрешения 25.12.2006 Астраханской таможней был направлен действующий проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для продления на 1 год срока действия разрешения. Однако, в нарушение п.6 Порядка выдачи разрешений на выбросы вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденного Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 9.02.2007г. № 84, территориальный орган Ростехнадзора на обращение Астраханской таможни не отреагировал, ответа в таможню не поступило.
Представитель территориального органа Ростехнадзора заявленные требования не признал, указав, что 31.01.2007г. таможне был направлен обоснованный ответ о невозможности продления разрешения на выброс в связи с окончанием в 2006 году действия проекта предельно-допустимых выбросов в атмосферный воздух.
По ходатайству сторон в судебном заседании в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 11-00 час.25 июня 2008г., до 11 час. 15 мин. 26 июня 2008г.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Управлением по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Астраханскойобласти совместно с Астраханской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства Астраханской таможней.
Согласно справке проверки, Астраханская таможня имеет в своем составе 2 структурных подразделения, расположенных в Советском районе г. Астрахани»; 2 таможенных поста, расположенных в Советском и Трусовском районах г. Астрахани; 10 таможенных постов на территории Астраханской области, из которых в Ахтубинском районе Астраханской области, 5 таможенных постов в Красноярском районе, 2 таможенных поста - в Харабалинском районе и один таможенный пост - в Лиманском районе.
Предприятие расположено на 4 промплощадках:
промплощадка № 1 - структурное подразделение, расположенное по адресу: <...>. ФИО6, д. 42.
промплощадка № 2 - структурное подразделение, расположенное по адресу: <...>.
промплощадка № 3 - Астраханский таможенный пост, расположенный по адресу: 414006, <...> д.66.
промплощадка № 4 - таможенный пост «Аэропорт-Астрахань», расположенный по адресу: 414023, г. Астрахань, аэропорт Нариманово.
Проект предельно-допустимых выбросов в атмосферу для Астраханской таможни согласован Управлением по технологическому и экологическому надзору по Астраханской области 17.12.03г. Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух № 974ж/1438 от 01.01.06г., окончило свое действие 31.12.2006г.
С 01.01.2007г. выбросы вредных веществ в атмосферу предприятием осуществляются без разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, что является нарушением ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха».
Пылегазоочистных установок на предприятии нет. Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха на предприятии не ведется, что является нарушением ст. 25 ФЗ РФ «Об охране атмосферного воздуха».
08.04.2008г. заместителем Астраханского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в отношении Астраханской таможни возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ - выбросы вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.
В соответствии со ст. ст. 34, 39 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация сооружений и иных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды с соблюдением нормативов качества окружающей среды, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ.
Согласно п.1 ст. 14 Федерального Закона от 04.05.1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств устанавливается специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха.
В нарушение вышеназванных норм закона деятельность осуществляется без специального разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух автотранспортными источниками.
На момент проверки у Астраханской таможни отсутствовал действующий проект предельно-допустимых выбросов в атмосферу.
В нарушение п.1 ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» Астраханской таможней в период с 01.01.2007г. по 17.03.2008г. осуществлялись выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу.
Указанный факт свидетельствует о ненадлежащем исполнении Астраханской таможней требований природоохранного законодательства.
Представителем территориального органа Ростехнадзора представлены копия разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения, сроком действия с 01.01.2006г. по 31.12.2006г. В разрешении указано, что от каждого источника в отдельности значения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу зафиксированы в проекте нормативов ПДВ, который является неотъемлемой частью разрешения. Для продления разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу необходимо обратиться не позднее, чем за три месяца до истечения указанного срока действия разрешения с приложением отчета о выполнении запланированных в нормативе ПДВ мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
13.10.2007г. Астраханской таможней Министру по топливно-энергетическим ресурсам, недропользованию и охране окружающей среды по Астраханской области направлен проект нормативов ПДВ загрязняющих веществ в атмосферу для согласования временно согласованного выброса по саже для продления на один год.
Письмом от 25.10.2006г. № 01-12/3855 министерство по ТЭК и природным ресурсам Астраханской области согласовало действующий проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу по саже на уровне существующего положения для продления на 1 год срока действия разрешения на выброс ЗВ стационарным источником загрязнения.
25.12.2006г. Астраханская таможня направила в Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Астраханской области действующий проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для продления на 1 год срока действия разрешения на выброс ЗВ стационарными источниками загрязнения.
31.12.2007г. Управлением Ростехнадзора по Астраханской области дан ответ о невозможности продления разрешения на выброс в связи с окончанием в 2006году действия проекта предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух. Ответ получен таможней 05.02.2007г., что подтверждается уведомлением о вручении заказной корреспонденции.
На момент проверки проект предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух таможней не разработан и не направлен в Управление Ростехнадзора по Астраханской области для получения разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу.
Факт отсутствия разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения таможня признала, это подтверждается и договором возмездного оказания услуг № 902/2008 от 10.03.2008г., заключенному Астраханской таможней с ООО НИИАЦРП «Каспрыбтестцентр», согласно которому последний обязуется оказать услуги в виде разработки проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (ПДВ) для Астраханской таможни.
Кроме того, согласно документам, представленным Астраханской таможней при получении разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, действовавшему в 2006г., в состав организации входят: гаражи-стоянки автотранспорта с постами технического обслуживания (ТО) и текущего ремонта (ТР) машин, постом контроля токсичности отработавших газов автомобилей, шиноремонтным участком (постом), аккумуляторной и механической мастерской, административное здание, административно-бытовой корпус, материальные склады.
Представитель Управления Ростехнадзора по Астраханской области пояснил, что на единицы транспорта разрешение на выброс загрязняющих веществ не выдается, но на стационарные источники, к которым относятся стоянки с автотранспортом, а у таможни это гаражи-стоянки с постами технического обслуживания и ремонта, требуется наличие разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, поскольку в этом случае происходит выброс загрязняющих веществ в атмосферу. В постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении и в постановлении о привлечении Астраханской таможни к административной ответственности как раз и указано на истечение срока действия разрешения на все источники загрязнения.
В разрешении на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, действовавшем в 2006году, указано, что для продления разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу необходимо обратиться не позднее, чем за три месяца до истечения указанного срока действия разрешения с приложением отчета о выполнении запланированных в нормативе ПДВ мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Однако, как следует из представленных сторонами документов, таможенный орган обратился в Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Астраханской области по вопросу продления разрешения на выброс загрязняющих веществ только 25 декабря 2006г., т.е. Астраханской таможней не были приняты меры к своевременному оформлению и получению разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя и отмены постановления административного органа.
Заявителем пропущен 10-дневный срок на обжалование постановления о назначении административного наказания, и заявлено ходатайство о восстановлении срока на его обжалование. Обжалуемое постановление вынесено 30 апреля 2008г., а жалоба направлена в арбитражный суд 28 мая 2008г. Представитель Астраханской таможни пояснил, что вопросами подготовки материалов для получения разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу занимается отдел тылового обеспечения, постановление вынесено накануне праздничных дней, документы для подготовки жалобы находились у руководителя подразделения таможни, отвечающего за указанные вопросы, а руководитель подразделения убыл в командировку.
В соответствии с п. 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае пропуска срока на обжалование постановления по делу об административном правонарушении по ходатайству заявителя указанный срок может быть восстановлен судом. В целях обеспечения заявителю права на защиту интересов лица, привлеченного к административной ответственности, судом срок на обжалование постановления административного органа восстановлен.
Руководствуясь ст. ст. ст. 167- 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Астраханской таможни о признании незаконным постановления Управления по технологическому, экологическому надзору по Астраханской области от 30 апреля 2008г. № 102 о привлечении Астраханской таможни к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд (410031 <...>).
Судья Л. Н. Цепляева