АРБИТРАЖНЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6
Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: astrahan.info@arbitr.ru
http://astrahan.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Астрахань
Дело №А06-3295/2018
07 августа 2018 года
Резолютивная часть решения оглашена 01.08.2018 года.
Решение изготовлено в полном объеме 07.08.2018 года.
Арбитражный суд Астраханской области в составе судьи Аюповой А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бурлуцким О.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО "Астраханские тепловые сети" к Прокуратуре Советского района г.Астрахани
о признании представления об устранении нарушений в части нарушения в сфере законодательства о порядке рассмотрения обращения граждан от 06.03.2018г. №7-50/18 недействительным,
при участии:
от заявителя: ФИО1 – представитель по доверенности № 7 от 01.01.2018г.
от заинтересованного лица: ФИО2 – помощник прокурора Советского района г. Астрахани (служебное удостоверение ТО №255820, доверенность №8-263-18 от 20.06.2018г.)
Общество с ограниченной ответственностью "Астраханские тепловые сети" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Прокуратуре Советского района г.Астрахани о признании представления об устранении нарушений в части нарушения в сфере законодательства о порядке рассмотрения обращения граждан от 06.03.2018г. №7-50/18 недействительным.
Представитель заявителя в судебном заседании просил суд удовлетворить заявленное требование по основаниям, изложенным в заявление, считает, что Обществом не было допущено вменяемое нарушение, соответственно, отсутствовали основания для выдачи представления.
Представитель прокуратуры Советского района г. Астрахани в судебном заседании просил суд отказать в удовлетворении заявленного требования, считает обжалуемое представление законным и обоснованным, поскольку основания для выдачи представления подтверждены материалами дела.
Выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд
У С Т А Н О В И Л:
Как следует из материалов дела, по результатам проведения проверки соблюдения требований законодательства, заместителем Прокурора Советского района г. Астрахани в отношении заявителя вынесено представление от 06.03.2018г. №7-50/2018 об устранении выявленных нарушений в сфере жилищного законодательства и законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан.
Согласно оспариваемому представлению, заявитель допустил нарушения пунктов 4.1, 4.2 СНиП 41-03-2003 «Тепловая изоляция оборудования и трубопроводов», утвержденного приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2011г. №608 теплоизоляционная конструкция должна обеспечивать параметры теплохолодоносителя при эксплуатации, нормативный уровень тепловых потерь оборудованием и теплопроводами, безопасную для человека температуру их наружных поверхностей, а также установлены нарушения требований Федерального закона № 59 от 02.05.2006г. «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», выразившиеся в непредоставлении в течение 30 дней ответа потребителю на обращение.
Общество, не согласившись с указанным представлением в части нарушения в сфере законодательства о порядке рассмотрения обращения граждан от 06.03.2018г. № 7-50/18, обратилось в арбитражный суд.
Изучив обстоятельства дела и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности представленные доказательства, суд считает, что требование Общества подлежат удовлетворению, в силу следующего.
Согласно главе 24 АПК РФ дела, об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, в том числе судебных приставов - исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, такое заявление может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса, пункт 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», органы прокуратуры осуществляют, в том числе, надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В силу статей 22 и 24 данного Федерального закона прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами вносит представление об устранении таких нарушений в орган или должностному лицу, уполномоченному устранить допущенные нарушения. Такое представление подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их
причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть
сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее – Закон 59-ФЗ) установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц.
На основании ч. 2 ст. 1 Закона № 59-ФЗ письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
В силу пункта 3 статьи 8 Закона № 59-ФЗписьменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 указанного Федерального закона (ч. 2 ст. 8 закона).
Исходя из разъяснений Конституционного Суда РФ изложенных в Постановлении от 18.07.2012 N 19-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" организации, деятельность которых является публично значимой и затрагивает права и свободы граждан, несут обязанность рассматривать обращения граждан в соответствии с законом.
В силу статьи 12 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Согласно ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Как следует из материалов дела, на балансе ООО «Астраханские тепловые сети» имеется сеть теплоснабжения, расположенная вдоль многоквартирных домов № 29, 29 «а», 31, 31 «а», 33, 33 «а», 37, 4,6,8 расположенных по ул. Ставропольская г. Астрахани и домов № 2,4,6,8 по ул. Строителей г.Астрахани.
27.12.2017г. в адрес главного инженера ООО "Астраханские тепловые сети" ФИО3 от жильцов МКД по ул. Ставропольской и ул. Строителей поступило коллективное обращение о проведении обследования домов на предмет некачественного предоставления услуг в связи с низкой температурой подачи теплоэнергии, подписанное председателем ТСЖ "Кизанский" В.А. Ночевко (л.д. 20).
Указанное обращение было зарегистрировано в тот же день за вх. № 10645 от 27.12.2017г.
При этом порядок установления фактов предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества установлен Х Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011г. (далее - Правила № 354)
Так, в соответствии с пунктом 106 вышеуказанных Правил сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой.
Абзацем 2 пункта 108 Правил №354 установлено, что если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая несет ответственность за качество предоставления коммунальных услуг до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, и сотруднику аварийно-диспетчерской службы такой организации не известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки, которая должна быть проведена в месте прохождения указанной границы.
Время проведения проверки в случаях, указанных в настоящем пункте, назначается не позднее 2 часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время.
В соответствии с пунктом 109 Правил N 354 по окончании проверки составляется акт проверки с указанием даты и время проведения проверки, выявленных нарушениях параметров качества коммунальной услуги, использованных в ходе проверки методов (инструментов) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги.
Акт проверки составляется в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, подписывается такими лицами (их представителями), 1 экземпляр акта передается потребителю (или его представителю), второй экземпляр остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются заинтересованным лицам, участвующим в проверке.
В материалы дела представлены акты № 324, 325, 326 от 23.01.2018г. о совместном обследовании представителями ООО «Астраханские тепловые сети» и ТСЖ «Кизанский» жилых домов, где установлены параметры на вводе в жилых домах, соответствующие нормам действующего законодательства. Копии указанных актов проверок были выданы председателю ТСЖ «Кизанский» В.А. Ночевко (л.д. 28-30).
Таким образом, суд приходит к выводу, что заявителем обоснованно и правомерно в установленном законом порядке была разрешена ранее поступившая заявка путем проведения обследования домов на предмет предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, о чем были составлены соответствующие акты.
При этом суд считает ошибочным вывод прокуратуры о необходимости рассмотрения данного обращения в соответствии с Федеральным законом №59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
В данном случае, если исходить из требований вышеуказанного Закона, предъявляемым к письменному обращению, гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
При этом, как следует из представленного в материалы дела заявления от 27.12.2017г., обратного адреса для последующего направления ответа в обращении непосредственно председателю ТСХ "Кизанский" не указано, указан лишь контактный телефон, обращение содержало коллективную просьбу жильцов провести обследование многоквартирных домов, что впоследствии и было Обществом исполнено.
Относительно рассмотрения обращения, поступившего из Администрации Советского района г. Астрахани о рассмотрении вопроса по восстановлению теплоизоляционной защиты на теплопроводах, нарушений порядка и сроков рассмотрения обращения суд не усматривает.
На указанное обращение за исх. № 30-23-6377 от 28.12.2017г. Обществом с ограниченной ответственностью "Астраханские тепловые сети" направлен ответ от 23.01.2018г. №10-02-1-1-03/46.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое представление прокуратуры не соответствует требованиям закона и нарушает права заявителя в его экономической сфере деятельности, вследствие чего подлежит признанию недействительным.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 года N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе", если по результатам рассмотрения арбитражным судом заявления прокурора принято решение об отказе в удовлетворении требований прокурора, судебные расходы стороны, в пользу которой принят судебный акт, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.
Положениями статей 165 и 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что судебные акты по искам к Российской Федерации, в том числе о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации, исполняет Министерство финансов Российской Федерации.
Учитывая указанную правовую позицию, поддержанную также Арбитражным судом Северо-Западного округа в постановлении от 21.04.2017 года по делу N А21-4635/2016, расходы по госпошлине в сумме 3 000 рублей, понесенные заявителем по делу в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде первой инстанции, подлежат взысканию в его пользу за счет казны Российской Федерации.
Учитывая указанную правовую позицию, расходы по госпошлине в сумме 3 000 рублей, понесенные заявителем по делу в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде первой инстанции, подлежат взысканию в его пользу за счет казны Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 104, 110, 167, 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Представление Прокуратуры Советского района г. Астрахани об устранении нарушений в сфере жилищного законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан от 06.03.2018 года №7-50/18 признать недействительным.
Взыскать за счет казны Российской Федерации в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Астраханские тепловые сети" судебные расходы по оплате госпошлины в размере 3 000 рублей.
Излишне оплаченная государственная пошлина в размере 562 рублей подлежит возврату Обществу с ограниченной ответственностью "Астраханские тепловые сети" из федерального бюджета.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Астраханской области.
Информация о движении дела может быть получена на официальном интернет – сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru»
Судья
А.Н. Аюпова