414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6
Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: astrahan.info@arbitr.ru
http://astrahan.arbitr.ru
г. Астрахань | Дело № А06-3664/2015 |
05 октября 2015 года |
Резолютивная часть решения оглашена 25.09.2015 года
Полный текст решения изготовлен 05.10.2015 года
По делу в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 24.09.2015 года до 11 часов 25.09.2015 года.
Арбитражный суд Астраханской области
в составе:
судьи: Сорокин Н.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жабаровой Д.Р.
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
кадастрового инженера ФИО1
к Федеральному Государственному Бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра")
с участием третьего лица – Управления муниципального имущества администрации города Астрахани
о признании незаконным решения о приостановлении государственного кадастрового учета от 03.04.2015 года № 3015/116/2015-6050.
При участии:
от заявителя: ФИО2 - представитель по доверенности от 15.05.2015;
от заинтересованного лица: ФИО3 - представитель по доверенности № 38 от 29.09.2014; ФИО4 – представитель по доверенности № 39 от 21.07.2015; ФИО5, представитель по доверенности № 40 от 28.07.2015 года;
от третьего лица: ФИО6 – представитель по доверенности б/н от 03.04.2015 года.
Кадастровый инженер ФИО1 (далее заявитель, кадастровый инженер) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Федеральному Государственному Бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра") о признании незаконным решения о приостановлении государственного кадастрового учета от 03.04.2015 года № 3015/116/2015-6050.
Заявитель считает, что представленный им в ФГБУ "ФКП Росреестра" межевой план в полном объеме соответствует требованиям к подготовке межевого плана, утвержденным Приказом Минэкономразвития России «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков» № 412 от 24.11.2008 года. Требование органа кадастрового учета о предоставлении ненормативного правового акта органа местного самоуправления об образовании земельного участка на стадии осуществления государственного кадастрового учета незаконно, поскольку противоречит статье 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ).
Заинтересованное лицо требования кадастрового инженера ФИО1 оспорило. Считает, что представленный заявителем на утверждение межевой план содержит нарушения и ошибки, заявителем не представлено решение органа местного самоуправления об образовании земельного участка. Просит в удовлетворении заявления кадастрового инженера ФИО1 отказать.
По ходатайству заинтересованного лица к участию в деле привлечено третье лицо - Управление муниципального имущества администрации города Астрахани.
Третье лицо поддержало позицию органа кадастрового учета и также просит в удовлетворении заявления кадастрового инженера ФИО1 отказать.
Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав представленные в дело документы, суд
УСТАНОВИЛ:
17 февраля 2015 года в адрес ФГБУ «ФКП Росреестра» по Астраханской области обратилась кадастровый инженер ФИО1 с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости № 30-0-1-48/3002/2015-192 от 17.02.2015г., к которому было приложена доверенность от 09.09.2014г. и межевой план в форме электронного документа от 16.02.2015г.
По результатам проверки сведений об объекте недвижимости и содержащих их документов органом кадастрового учета установлено:
- межевой план, представленный в орган кадастрового учета в форме электронного документа, состоящий из набора файлов, установленных в один ZIP архив не прошел форматно - логический контроль при загрузке в Автоматизированную информационную систему Государственного кадастра недвижимости (далее АИС ГКН», а именно
« Описание ошибки:
Элемент: Земельный участок, обозначение 30:12:010086:1:ЗУ1. Раздел FormParcels/NewParcel/InnerCadastralNumbers. CadastralNumber=30:12:010617:77. Объект данного типа не найден в БД среди актуальных сведений. Элемент: STD_MP/Package/FormParcels/NewParcel/Inner_CadastralNumbers/CadastralNumber». Следовательно, Межевой план подготовлен не в соответствии с утвержденной xml-схемой (Приказ Росреестра П/237 от 25.06.2013).
В атрибуте XML-схемы InnerCadastralNumbers, соответствующий реквизиту "4" раздела "Сведения об образуемых земельных участков и их частях" указанный ОКС с кадастровым номером 30:12:010617:77 является помещением. Соответственно, графа 3 реквизита 4 раздела «Исходные данные», представленного в pdf-формате, заполнена неверно, так как в нем указываются кадастровые номера зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства. Кроме того, графа 2 данного раздела заполнена неверно, так как указывается исходный земельный участок, а не образуемый (п.37 Требований).
-В разделе «Схема геодезических построений» межевого плана указан масштаб, тогда как согласно форме межевого плана, утвержденной приказом Министерства экономического развития РФ от 24.11.2008г. № 412 такое обозначение в данных разделах не предусмотрено.
-В реквизите 1 раздела "Исходные данные" и в составе Приложения отсутствует реквизит документа и документ на основании которого подготовлен межевой план (п.22, п.33, п.50, п.52 Требований).
-Количество документов в разделе «Исходные данные» представленного в pdf-формате не соответствует их количеству в XML - файле, чем нарушается п. 19 Требований.
-В разделе «Чертеж земельных участков и их частей» обозначение исходного земельного участка не соответствует п.78 Требований.
-В предоставленном XML- файле отсутствует реквизит 4 "Исходные данные" "Сведения о наличии зданий, сооружений, объектов незавершённого строительств на исходных или изменённых земельных участках".
Решением № 3015/116/2015-3260 от 27.02.2015 года орган кадастрового учета приостановил осуществление кадастрового учета, указав на допущенные заявителем нарушения в представленном межевом плане.
24 марта 2015 года заявитель подгружает межевой план № 30-0-1-48/3002/2015-192 от 24.03.2015г., в котором устраняет вышеперечисленные нарушения в решении о приостановлении осуществления кадастрового учета за исключением двух нарушений,а именно:
- В реквизите 1 раздела "Исходные данные" и в составе Приложения отсутствует реквизит документа и документ, на основании которого подготовлен межевой план (п.22, п.33, п.50, п.52 Требований к подготовке межевого плана, утвержденным приказом Министерства экономического развития РФ от 21.11.2008г. № 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков» с изменениями и дополнениями, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 25.02.2014г. № 89 ( далее по тексту Требований)
- Количество документов в разделе «Исходные данные» представленного в pdf-формате не соответствует их количеству в XML - файле, чем нарушается п. 19 Требований.
В соответствии с пунктом 22 Требований в случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используются:
1) документы градостроительного зонирования (правила землепользования и застройки);
2) нормативные правовые акты, устанавливающие предельные (максимальные и
минимальные) размеры земельных участков;
3)документация по планировке территории (проекты межевания территорий);
4)документы, определяющие (определявшие) в соответствии с законодательством Российской Федерации местоположение границ земельного участка (земельных участков) при его образовании;
5)утвержденные в установленном порядке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, проекты организации и застройки территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, проекты перераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения;
(в ред. Приказа Минэкономразвития России от 22.12.2014 N 822)
6) утвержденные в установленном порядке материалы лесоустройства;
7) решения о предварительном согласовании предоставления земельных
участков, решения о предоставлении земельных участков, иные документы о правах
на земельные участки;
(в ред. Приказа Минэкономразвития России от 22.12.2014 N 822)
8)вступившие в законную силу судебные акты;
9)иные предусмотренные законодательством документы.
Порядок образования земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности регулируется статьей 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса (ред. от 28.12.2013г. с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014).
В соответствии со статей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Статьей 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены случаи, когда решение исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления об образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности не требуется:
1)раздела земельных участков, предоставленных садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан, а также земельных участков, предоставленных гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения;
2)образования земельных участков из земельных участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства;
3)образования земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории;
4)перераспределения земельных участков в соответствии со статьей 11.7 настоящего Кодекса;
5) иных предусмотренных федеральными законами случаев.
Однако, как обоснованно отмечает орган кадастрового учета, заявитель под эти основания не подпадает, соответственно во всех остальных случаях необходимо решение органов местного самоуправления об образование земельных участков.
Заявитель ссылается на пункт 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, что для принятия решения об образовании земельных участков необходимы следующие документы:
1)кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка;
2)правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Суд считает названную правовую позицию заявителя несостоятельной, поскольку решение об образовании земельных участков принимается органом местного самоуправления на основании схемы расположения земельного участка.
Ранее граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности обращались в орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на эти земельные участки в соответствии со статей 36 Земельного кодека Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 03.10.2004 N 123-ФЗ).
В правоприменительной практике сложилась коллизия правовых норм, что подтверждается исключением статьи 36 из Земельного кодекса с 1 марта 2015 года -Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ и внесением изменений статью 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации в пункт 2, на которую ссылается заявитель, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Ссылку кадастрового инженера ФИО1 на судебную практику суд считает необоснованной. В решении арбитражного суда от 24.02.2012 года по делу № А06-7513/2011 и решении суда от 14.09.2012 года по делу № А06-4513/2012 имела место быть совершенно иная ситуация.
Так, в данных делах заявитель имел право постоянного бессрочного пользования земельным участком, из которого намеревался образовать другие земельные участки. По данным делам заявители являлись единственными собственниками земельных участков, из которых образовывались другие участки. Поэтому, как обоснованно указано в названных выше решениях арбитражного суда, отсутствие ненормативного правового акта органа местного самоуправления не могло служить основанием отказа в постановке образуемых земельных участков на кадастровый учет.
Орган кадастрового учета по настоящему делу обоснованно утверждает, что правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на
спорный земельный участок отсутствуют, поскольку земельный участок не был
сформирован в установленном законном порядке, акт органа местного самоуправления об образовании земельного участка не принимался.
Таким образом, заявитель нарушил пункт 22 Требований к подготовке межевого плана, что повлекло законную приостановку осуществления кадастрового учета.
Заявитель при подаче заявления № 30-0-1-48/3002/2015-192 от 17.02.2015 года о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости (земельного участка) в графе адрес образуемому земельному участку присвоил адресный ориентир Астраханская область, г. Астрахань, р-н Кировский, ул. Белинского/ул. Магнитогорская, 1/7, что противоречит пункту 50 Требований, поскольку сведения об адресе земельного участка вносятся в реквизит "4" раздела "Сведения об образуемых земельных участках и их частях" при наличии соответствующего акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченного присваивать адреса земельным участкам. Копия такого акта включается в состав Приложения.
При отсутствии присвоенного в установленном порядке адреса земельного участка в соответствующую строку реквизита "4"вносится описание местоположения земельного участка (субъект Российской Федерации, муниципальное образование, населенный пункт и тому подобное в структурированном виде в соответствии с федеральной информационной адресной системой (ФИАС).
Таким образом, заявитель не представил акт органа местного самоуправления, уполномоченного присваивать адреса земельным участкам.
Кроме того, у образуемого земельного участка было указано разрешенное использование «для эксплуатации магазина», тогда как согласно кадастровой выписке о земельном участке от 25.04.2014 г. № 3015/115/2013-57686 с кадастровым номером 30:12:010086:1, из которого и образовывается новый земельный участок, относится к категории «земли населенных пунктов» с разрешенным использованием «для эксплуатации жилого дома», что также противоречит пункту 52 Требований.
27 мая 2015 года ФГБУ «ФКП Росреестра» по Астраханской области вынесло решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, поскольку в течение трехмесячного срока приостановления государственного кадастрового учета заявитель не устранил нарушения действующего законодательство, а именно не подготовил межевой план в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Суд отмечает, что согласно кадастровому паспорту помещения от 24.09.2015 года № 3015/115/2015-249627, материалам инвентарного дела № 3 163/26 на земельном участке, кадастровый номер 30:12:010086:1 находятся объекты недвижимости: жилой дом литер А, литер Б, литер В, литер Д и.т.д.
Жилой дом литер Б является многоквартирным жилым домом, в том числе магазин, под которым выделяется земельный участок путем раздела, входит в состав литера Б.
Следовательно, как обоснованно отмечает орган кадастрового учета, формирование нового земельного участка может затронуть права и законные интересы других собственников объектов капитального строительства, находившихся на данном земельном участке.
Требования кадастрового инженера ФИО1 о признании решения о приостановлении государственного кадастрового учета от 03 апреля 2015 года № 3015/116/2015-6050 не основаны на законе, противоречат фактическим обстоятельствам дела и удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления кадастрового инженера ФИО1 о признании недействительным решения ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о приостановлении государственного кадастрового учета от 03.04.2015 года № 3015/116/2015-6050 отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Астраханской области.
Информация о движении дела может быть получена на официальном интернет – сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru»
Судья | Н.А. Сорокин |