ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А06-4038/15 от 20.07.2015 АС Астраханской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6

Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: astrahan.info@arbitr.ru

http://astrahan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Астрахань

Дело № А06-4038/2015

27 июля 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена   20 июля  2015 года

Полный текст решения изготовлен   27 июля  2015 года

Арбитражный суд Астраханской области в составе: судьи Ковальчук Т.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бакастовой В.И.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью   «РосНедра Астрахань»

к  Управлению федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской области 

о признании незаконным и отмене постановления №04-161/2015 от 13.05.2015г.

при участии:

до перерыва:

от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности от 15.02.2014г.

от ответчика:  ФИО2, представитель по доверенности от 17.02..2015г.

после перерыва:

от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности от 15.02.2014г.

от ответчика: ФИО3, представитель по доверенности от 04.06.2015г.

             Общество с ограниченной ответственностью   «РосНедра Астрахань» ( далее ООО «РосНедра Астрахань», Общество, заявитель)   обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской области  ( далее  Управление Росприроднадзора, административный орган ) о признании незаконным и отмене постановления №04-161/2015 от 13.05.2015г.

            Представитель заявителя в судебном заседании  заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении и пояснениях суду.

            Представитель административного органа с заявленными требованиями не согласен  по основаниям, изложенным в отзыве и пояснениях суду.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд

В судебном заседании  13.07.2015 года в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв до 20.07.2015 года до 09 часов  15 минут. После перерыва судебное заседание было продолжено.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

 Управлением Росприроднадзора в период с  03.04.2015  года по 30.04.2015 года на основании приказа  № 267 от 16.03.2015 года была проведена плановая проверка ООО «РосНедра Астрахань»  соблюдений обязательных требований по охране  атмосферного воздуха, в области обращения с отходами производства и потребления, в области использования и охраны водных объектов, в области использования и охраны земель, а также соблюдения лицензионных  условий.

30 апреля 2015 года был составлен акт проверке. В ходе проверке было установлено, что Обществом в установленные сроки   не была представлена  годовая отчетность за 2014 года и за 1 квартал 2015 года по форме 2-гр и 7-гр, в нарушение пункту 10.1 статьи 10 лицензионного соглашения к лицензии  на право пользования недрами АСТ 00228 НР.

Усмотрев в действиях Общества, состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ Управлением Росприроднадзора  30 апреля 2015 года был составлен  протокол об административном правонарушении № 04-161/2015.

По  основаниям, изложенным в протоколе,  13 мая 2015 года  Управлением  Росприроднадзора было вынесено постановление  о привлечении ООО «РосНедра Астрахань» к административной ответственности по части 2 статьи 7.3. КоАП РФ  и назначении наказания в виде штрафа в размере 300 000 рублей.

            ООО «РосНедра Астрахань»,  не согласившись с указанным постановлением,  обратилось с заявлением об оспаривании  его  в судебном порядке.

   В соответствии с пунктами 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

           При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

   Согласно  части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

  В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

          Частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Объективной стороной указанного административного правонарушения является пользование недрами с нарушениями условий лицензии.

         В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора. Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов

            В силу пункта 10 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» пользователь недр обязан выполнять условия, установленные лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременно вносить платежи за пользование недрами.

 ООО «РосНедра Астрахань»  выдана лицензия на право пользование недрами АСТ 00228 НР, со сроком действия до 01.08.2030 года.

Согласно   пункту 10.1 статьи 10 «Отчетность» лицензионного соглашения   Общество обязано было предоставлять в Астраханьнедра:

- ежеквартально в течение 10 дней по окончании квартала  статистическую отчетность по формам 2-гр, 7-гр.;

- ежегодно  отчетность по формам  2-гр, 7-гр до 10 января.

          Представитель заявителя  пояснил, что отчетность не была представлена, поскольку на лицензионном участке Обществом работы не велись, отчетность была нулевая. 

           Судом данный довод отклонен как несостоятельный. Лицензионное соглашение не содержит исключения  в виде не предоставление отчетности при  отсутствии  работ на лицензионном участке.

           Довод  заявителя,  что  27 ноября 2014 года  Общество передало  лицензию АСТ 00228 НР  на право пользование недрами  ООО «Ресурсная компания», поэтому   у ООО «РосНедра Астрахань» не было обязанности предоставлять отчетность судом также отклонен как несостоятельный.

          Согласно письму  отдела геологии и лицензирования по АО от 18.03.2015 года  исх.АО-ЮФО-09-09/102 лицензия на ООО «Ресурсная компания» была  оформлена и зарегистрирована   17.03.2015 года.  Согласно пункту 2.2. лицензионного соглашения владелец лицензии обязан выполнить все обязательства, определенные в лицензии на случай досрочного  отказа от прав,  поэтому  Общество обязано было предоставить отчетность за 2014 год и за 1 квартал 2015 года.   

         Таким образом,  суд считает, что   материалами дела подтверждается  факт нарушения Обществом лицензионных условий, выразившихся в не предоставлении  в срок отчетности.

            Довод  заявителя, за совершенное административное правонарушение Общество  должно быть  привлечено к административной ответственности по статье 13.19 КоАП РФ,  судом отклонен как несостоятельный.

Статьей 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере соблюдения статистического законодательства Российской Федерации и актов статистической отчетности.

Объективная сторона правонарушения выражается в нарушении сроков представления установленной формы отчетности.

 Обществу   вменяется нарушение лицензионных условий, ответственность за данное правонарушение предусмотрена  частью 2 статьи 7.3. КоАП РФ.

          Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено.        

          Таким образом, оспариваемым постановлением  ООО «РосНедра Астрахань» обоснованно привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 7.3. КоАП РФ.

            Исследовав наличие обстоятельств для оценки выявленного правонарушения в качестве малозначительного (статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), с учетом соответствующих доводов общества, суд отмечает следующее.

Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

           В соответствии с абзацем 3 пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.04.2004 № 10, в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2008 № 60, квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

              Доказательств исключительности факта допущенного нарушения обществом не представлено. Довод заявителя,  что  не сданная отчетность была нулевая, поэтому не могла повлиять  на достоверность статистических данных, таким образом отсутствует существенная угроза  охраняемым отношениях в области охраны окружающей среды и природопользования, судом отклонен, как несостоятельный.

   В рассматриваемом случае неисполнение заявителем обязанности по   своевременному  представлению  отчетности  в  Астраханьнедра   свидетельствует об отсутствие со стороны заявителя надлежащего контроля за соблюдением исполнения соответствующих обязанностей. Существенная угроза охраняемым отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий,  а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих обязанностей в регулируемой сфере правоотношений, связанных с пользованием недрами.

  Вместе с тем, суд считает возможным изменить назначенное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей на наказание в виде административного штрафа в размере  150  000 рублей.

          Рассматривая вопрос о наличии оснований для снижения размера штрафа, назначенного  ООО «РосНедра Астрахань», суд  принимает во внимание, что назначенное заявителю административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей не соответствует тяжести совершённого правонарушения, а также принципам справедливости, целесообразности и законности административной ответственности, принимая во внимание характер и конкретные обстоятельства совершённого правонарушения, степень вины нарушителя, считает возможным снизить размер административного штрафа до 150 000 рублей.

           Снижение в данном случае административного наказания направлено на то, чтобы установленный размер административного штрафа не перестал быть средством предупреждения совершения новых правонарушений (часть 1 статьи 3.1 КоАП РФ) и не превратился в средство подавления экономической деятельности субъекта.

             В рассматриваемой ситуации назначение предприятию  административного наказания в виде штрафа в размере 150 000 рублей соответствует характеру совершенного предприятием  административного правонарушения, соразмерно его тяжести, является справедливым и отвечает принципам юридической ответственности, регламентированными КоАП РФ.

            Указанным административным наказанием достигается цель административного производства, установленная статьёй 3.1 КоАП РФ, в то время как применение меры административного наказания в виде штрафа в размере 300 000 рублей в данном случае будет носить неоправданно карательный характер, направленный на экономическое подавление субъекта.

 Принимая во внимание вышеизложенное, суд находит возможным применить к правонарушителю размер штрафа ниже низшего предела, предусмотренного частью 2 статьи  7.3.   КоАП  РФ, снизив размер штрафа до 150 000 руб.

Руководствуясь статьями 167-170,176,211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

              Отказать ООО «РосНедра Астрахань» в удовлетворении  заявленных требований о признании незаконным и отмене  постановления Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской области  № 04-161/2015 от 13.05.2015 года

   Изменить постановление  Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской области  № 04-161/2015 от 13.05.2015 года  о привлечении  ООО «РосНедра Астрахань»  к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ,  снизив размер административного штрафа с 300 000 рублей до 150 000 рублей.

  Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение вступает в законную силу со дня принятия  постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

 Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня его принятия, через Арбитражный суд Астраханской области.

Информация о движении дела может быть получена на официальном интернет – сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru»

Судья

Т.А. Ковальчук