414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6
Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: astrahan.info@arbitr.ru
http://astrahan.arbitr.ru
г. Астрахань | Дело № А06-4366/2020 |
01 марта 2021 года |
Резолютивная часть решения объявлена 19 февраля 2021 года
Полный текст решения изготовлен 01 марта 2021 года
Арбитражный суд Астраханской области в составе судьи Ковальчук Т.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Прокофьевой Ю.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению АО "Ипотечное агентство Астраханской области" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области о признании недействительным решения от 16.01.2020 по делу №030/05/28-1072/2019
третье лицо: ФИО1
при участии:
до перерыва 04.02.2021:
от заявителя: ФИО2, представитель по доверенности от 17.01.2020 (диплом);
от УФАС по АО: ФИО3, представитель по доверенности от 11.01.2020 (диплом);
от третьего лица: не явился, извещен
после перерыва 10.02.2021:
от заявителя: ФИО2, представитель по доверенности от 17.01.2020 (диплом);
от УФАС по АО: ФИО4, представитель по доверенности от 01.02.2021 (диплом);
от третьего лица: не явился, извещен
после перерыва 17.02.2021, 19.02.2021:
от заявителя: ФИО2, представитель по доверенности от 17.01.2020 (диплом);
от УФАС по АО: ФИО3, представитель по доверенности от 11.01.2020 (диплом); ФИО4, представитель по доверенности от 01.02.2021 (диплом);
от третьего лица: не явился, извещен
Акционерное общество "Ипотечное агентство Астраханской области" (далее АО "Ипотечное агентство Астраханской области", Общество, заявитель) обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее Астраханское УФАС, Управление) от 16.01.2020 по делу №030/05/28-1072/2019.
В судебном заседании был поставлен вопрос о переходе из стадии предварительного судебного заседания в стадию судебного разбирательства.
Суд, выслушав мнение представителей сторон, руководствуясь пунктом 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, завершил предварительное заседание и продолжил рассмотрение дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции.
В судебное заседание третье лицо (ФИО1) в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Определения о назначении предварительного и судебного заседаний были направлены судом по электронной почте, указанной ФИО1 (Е-mail: aydarov-1986@list.ru). Информации о других адресах у суда отсутствует. Информация о движении дела размещена на официальном интернет-сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru.
С учетом мнения сторон, суд в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации рассматривает дело в отсутствие не явившегося лица.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требованияпо основаниям, изложенным в заявлении и пояснениях суду в судебном заседании.
Представитель УФАС по АО не согласен с заявленными требованиями, считает решение обоснованным, вынесенным в соответствии с действующим законодательством, просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Судом в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв в судебном заседании 04.02.2021 до 10.02.2021 на 14 час. 30 мин., 10.02.2021 до 17.02.2021 на 13 час. 30 мин., 17.02.2021 до 19.02.2021 на 09 час. 45 мин.
Выслушав представителей сторон и исследовав материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Как следует из материалов дела, в антимонопольный орган поступило заявление гражданина "А." (вх. №6399 от 03.07.2019), содержащее информацию о распространении посредством стенда в холе здания, расположенного по адресу: <...>, рекламы следующего содержания: "Ипотечное агентство Астраханской области Создано Правительством Астраханской области ИПОТЕКА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ Приоритетные национальные проекты "Жилье" ул.Ленина, 20, 7 этаж, клм.11 тел.<***>, 30-63-63 ШИРОКИЙ ВЫБОР ПРОГРАММ ипотека на вторичное жилье, на квартиру в новостройке, ипотека с материнском капиталом, военная ипотека, на индивидуальный жилой дом, на переезд в другую квартиру, ипотека для молодой семьи и другие САЙТ ИПОТЕКА30.РФ" (далее Реклама).
Астраханским УФАС России была проведена проверка поступившего заявления и комиссией по делу №030/05/28-1072/2019 принято решение о признании наружной рекламы ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 28, части 7 статьи 5 Закона о рекламе (п. 1), предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе не выдавать (п. 2), передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Астраханского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (п. 3).
Не согласившись с указанным решением суда, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказ в удовлетворении заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 33 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе; возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Материалами дела, установлено, что 03.07.2019 в Астраханское УФАС по средствам электронной почты с электронного адреса aydarov-1986@listt.ru поступило заявление гражданина "А." вх. №6399, содержащее информацию о распространении посредством стенда в холе здания, расположенного по адресу: <...>, рекламы следующего содержания: " Ипотечное агентство Астраханской области Создано Правительством Астраханской области ИПОТЕКА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ Приоритетные национальные проекты "Жилье" ул.Ленина, 20, 7 этаж, клм.11 тел.<***>, 30-63-63 ШИРОКИЙ ВЫБОР ПРОГРАММ ипотека на вторичное жилье, на квартиру в новостройке, ипотека с материнском капиталом, военная ипотека, на индивидуальный жилой дом, на переезд в другую квартиру, ипотека для молодой семьи и другие САЙТ ИПОТЕКА30.РФ", что, по его мнению, нарушает нормы Закона о рекламе.
В указанном заявлении также указаны возражения на обработку персональных данных и передачу их третьим лицам.
Определением от 29.08.2019 Астраханским УФАС по результатам рассмотрения заявления гражданина "А." возбуждено дело по признакам нарушения законодательства о рекламе.
Пунктом 12 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508 (далее - Правила) установлено, что дело может быть возбуждено Федеральной антимонопольной службой или ее территориальными органами по собственной инициативе при выявлении фактов, указывающих на признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также по представлению прокурора, обращению органа государственной власти или органа местного самоуправления, заявлению физического или юридического лица.
Согласно пункту 13 указанных Правил, заявление подается в антимонопольный орган в письменной форме с приложением документов, свидетельствующих о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. В заявлении должны содержаться: наименование и место нахождения заявителя - юридического лица (фамилия, имя, отчество и место жительства заявителя - физического лица); наименование рекламодателя, рекламопроизводителя, рекламораспространителя, действия которых содержат признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе или наименование федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, принявшего акт, полностью или в части противоречащий законодательству Российской Федерации о рекламе; описание фактов, свидетельствующих о наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, с указанием способа, места и времени распространения рекламы или указание акта федерального органа исполнительной власти, акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, акта органа местного самоуправления, полностью или в части противоречащего законодательству Российской Федерации о рекламе, с приложением имеющихся доказательств.
Из материалов дела следует, что заявление гр. "АП" в антимонопольный орган соответствовало указанным требованиям, поскольку в нем содержится наименование заявителя, электронный адрес. Установление фактического места нахождения заявителя не входит в компетенцию антимонопольного органа.
Поскольку заявителем не давалось согласие на раскрытие своих персональных данных третьим лицам, Астраханским УФАС России данная информация была скрыта, в связи с чем, проверка проведена с учетом требований законодательства.
Согласно п. 1 ст. 3 Федеральный закон от 27.07.2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ), персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
В силу ст. 7 Закона N 152-ФЗ, операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 35 Закона о рекламе, сведения, составляющие коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну и полученные антимонопольным органом при осуществлении своих полномочий, не подлежат разглашению, за исключением предусмотренных Федеральным законом случаев.
Таким образом, заявление гражданина не являлось анонимным.
Кроме того, суд учитывает, что пунктом 12 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508 и частью 2 статьи 36 Закона о рекламе предусмотрено право антимонопольного органа по собственной инициативе возбуждать и рассматривать дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. В этой связи претензии общества к заявлению не влияют на правомерность возбуждения антимонопольным органом дела о нарушении законодательства о рекламе.
В информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" разъяснено, что вопрос о наличии в информации признаков рекламы решается с учетом конкретных обстоятельств дела (пункт 15).
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2020г. по делу №А06-7401/2019г.
Как следует из материалов дела, Управлением в ходе проверки установлено нарушение АО "Ипотечное агентство Астраханской области" законодательства о рекламе, выразившееся в несоответствии рекламы:
"Ипотечное агентство Астраханской области Создано Правительством Астраханской области ИПОТЕКА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ Приоритетные национальные проекты "Жилье" ул.Ленина, 20, 7 этаж, клм.11 тел.<***>, 30-63-63 ШИРОКИЙ ВЫБОР ПРОГРАММ ипотека на вторичное жилье, на квартиру в новостройке, ипотека с материнском капиталом, военная ипотека, на индивидуальный жилой дом, на переезд в другую квартиру, ипотека для молодой семьи и другие САЙТ ИПОТЕКА30.РФ", положениям части 7 статьи 5, частей 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о рекламе данный Закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 - 5 статьи 3 Закона о рекламе реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.
Направленность рекламы на неопределенный круг лиц оценивается исходя из выбранного способа и средства распространения рекламы, а также содержания самой рекламной информации.
Если рекламная информация представляет интерес и доступна также и иным лицам, не только входящим в ее целевую аудиторию, то направленность такой рекламы выходит за пределы целевой аудитории и относится к неопределенному кругу лиц.
Квалификация информации как рекламы зависит от совокупности направленности и содержания сути сведений, приведенных в такой информации.
Таким образом, в рассматриваемом случае информация, распространенная по средствам рекламного стенда, установленного в холле здания, расположенного по адресу: <...>, является рекламой, адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
На основании изложенного, суд считает, что вышеуказанная информация отвечает всем квалифицирующим признакам, предусмотренным п. 1 ст. 3 Закона о рекламе и является рекламой.
Согласно письменным пояснениям АО «Ипотечное агентство Астраханской области» (вх. № 8787 от 09.09.2019) Общество не является рекламодателем, рекламораспространителем и рекламопроизводителем спорной рекламы, поскольку руководитель не давал разрешения и поручения на изготовление и размещение такого объекта информации. Никаких договоров на изготовление и размещение вышеуказанной рекламное информации Обществом не заключалось. Организация не согласовывала макет Рекламы. Сведений о лице, определившем содержание Рекламы, у них не имеется.
Как следует из письменных пояснений АО «Ипотечное агентство Астраханской области» (вх. №11677 от 10.12.2019) Общество осуществляло деятельность в области ипотечного кредитования граждан в качестве агента Акционерного общества «Банк ДОМ РФ» (далее – AО «Банк Дом РФ) по договору об оказании услуг №РК -02/393-18 от 10.09.2018 в период с 01.01.2019 по 01.08.2019.
Согласно вышеуказанному договору взаимодействие АО «Ипотечное агентство Астраханской области» с АО «Банк Дом РФ» происходило по следующим этапам:
-консультация клиента и предварительный расчет максимально возможной суммы кредита;
-прием документов от потенциальных заемщиков для первичного андеррайтинга (проверки платежеспособности, работоспособности и прочих условий согласно Методике оценки кредитоспособности и платежеспособности заемщика и предмета ипотеки в АО «Банк Дом РФ»;
-направление документов на проверку в АО «Банк Дом.РФ» посредством информационной системы. На данном этапе также происходит заполнение электронной формы кредитного дела в ИСУР;
-получение решения, по заемщику (положительное/отрицательное). При положительном решении прием документов для андеррайтинга предмета ипотеки в соответствии с Методикой оценки кредитоспособности и платежеспособности заемщика и предмета ипотеки в АО «Банк Дом.РФ»;
-направление документов по предмету ипотеки на согласование посредством системы ИСУР. На данном этапе также происходит заполнение электронной формы кредитного дела в ИСУР;
-получение решения по предмету ипотеки (положительное/отрицательное). В случае положительного решения согласование с клиентом даты сделки;
-следующим этапом взаимодействия является импорт данных кредитного дела из информационной системы ЙСУР в информационную систему АПИКС;
- заведение кредитного дела в электронной системе АПИКС;
- прикрепление всех необходимых документов по сделки в систему в формате PDF;
-формирование кредитно-обеспечительной документации посредством системы АПИКС;
-распечатка и подписание кредитно-обеспечительной документации посредством системы АПИКС;
-распечатка и подписание кредитно-обеспечительной документации сторонами;
-согласование подписанного посредством прикрепления отсканированных документов в АПИКС;
-перечисление суммы кредита на счет заемщика происходит в соответствии с п.4.1 кредитного договора в зависимости от ипотечного продукта;
-направление клиентов в МФЦ для сдачи документов на государственную регистрацию права собственности.
В соответствии с устными пояснениями представителя Общества, данными в ходе рассмотрения дела, АО «Ипотечное агентство Астраханской области» займы населению не предоставляет, сведений о том, кто размещал, изготавливал и распространял спорную Рекламу у них не имеется.
Данный довод отклонен судом как несостоятельный.
Номер телефона <***>, содержащийся в тексте Рекламы, принадлежит Акционерному обществу «Ипотечное агентство Астраханской области» (вх. №7385 от 26.07.2019), осуществляющему финансовую деятельность по адресу: <...> (выписка из ЕГРЮЛ от 29.08.2019 №ЮЭ9965-19-78827063).
Согласно договору аренды нежилого помещения № 402 от 01.06.2017 , заключенному между ООО «ОФФИС» (ИНН <***>, адрес регистрации: 414000. <...>) (далее - ООО «ОФФИС») и АО «Ипотечное агентство Астраханской области», последнее арендует нежилое помещение в здании по адресу: 414000, <...> на 6 этаже, ком.№5, №12,15.
В соответствии с пояснениями ООО «ОФФИС» (вх. № 9455 от 30.09.2019), представленными в материалы дела ходе рассмотрения дела, а также пункту 4.2.4 вышеуказанного договора, АО «Ипотечное агентство Астраханской области» имеет право обозначить свое местонахождение путем размещения соответствующих табличек или указателей только перед входом в арендуемое помещение.
Таким образом, спорная реклама распространяется посредством стенда, расположенного в здании по адресу: <...>, в котором осуществляет свою деятельность АО «Ипотечное агентство Астраханской области».
В соответствии с информацией, размещенной на сайте Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области (https://minstroy.astrobl.ru) в рамках реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» на территории Астраханской области осуществляются мероприятия по обеспечению жильем молодых семей, выполнению государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством, ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, увеличению объемов ипотечного кредитования населения.
В соответствии с Соглашением о сотрудничестве, заключенным между Правительством Астраханской области и АО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию», на территории Астраханской области реализуется общефедеральная программа долгосрочного ипотечного жилищного кредитования, которая является составной частью национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России». Официально-уполномоченным оператором данной программы в Астраханской области является АО «Ипотечное агентство Астраханской области». Приоритетным направлением деятельности Агентства является обеспечение стабильного функционирования и развития областной ипотечной системы, реализация программ повышения доступности ипотеки для отдельных категорий граждан и содействие развитию строительного комплекса региона.
Вышеуказанное Соглашение позволяют АО «Ипотечное агентство по Астраханской области» выступать в качестве официального партнера федерального института в Астраханской области, реализующего государственные инициативы, направленные на повышение качества и доступности жилья для граждан. Это позволяет более активно реализовывать федеральные программы ипотечного кредитования в регионе.
Согласно имеющимся в материалах дела сведениям (вх. №9427 от 30.09.2019) АО «Ипотечное агентство Астраханской области» оказывало услуги по следующим программам:
-«Военная ипотека»: приобретение военнослужащими квартиры в многоквартирном доме (в том числе доме блокированной застройки) путем заключения договора купли-продажи, а также приобретение квартиры в многоквартирном доме на этапе строительства путем заключения договоров участия в долевом строительстве.
Срок кредита -36 месяцев.
-«Ипотека с материнским капиталом»: приобретение квартиры путем заключения договора купли-продажи с использованием средств материнского капитала.
Согласно п. 2.3.2 договоров займа №79/2018 - МСК от 13.11.2018 г. и №83/2018 -МСК от 14.12.2018, заключенных АО «Ипотечное агентство по Астраханской области» с гражданами, в целях погашения за счет средств материнского (семейного) капитала сумма займа и начисленных процентов за пользование суммой займа заемщик распорядитель не позднее истечения 1 (одного) месяца с даты фактического предоставления займа направляет заявление о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий -в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации. Заявление направляется с предъявлением документов, указанных в Правилах подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, утвержденных Приказом от 26.12.2008 г. №779н, и постановлении Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 №862 «О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала и улучшение жилищных условий».
Заемщик погашает сумму займа и уплачивает проценты, начисленные за пользование суммой займа, путем осуществления разового планового платежа за счет перечисления средств материнского (семейного) капитала и (или) за счет собственных средств.
Средства материнского (семейного) капитала перечисляются Пенсионным фондом Российской Федерации (территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации) в безналичном порядке на указанный банковский счет.
Также, согласно информации, размещенной на сайте Правительства Астраханской области «Астраханская область. РФ» АО «Ипотечное агентство по Астраханской области» предоставляло услуги по программам «Новостройка» (минимальный размер первоначального взноса - 10 % от стоимости жилья. Если первоначальный взнос менее 30 % от стоимости жилья, то заемщиком обязательно должна быть застрахована его ответственность перед кредитором, и «Вторичное жилье» - минимальная процентная ставка на приобретение вторичного жилья составляла 8,9%, а максимальная 12,7 %. Ее размер зависит от размерапервоначального взноса, срока и суммы кредита, наличие личного страхования заемщика.
В соответствии с дополнительным соглашением №1-НР к договору об оказании услуг от 10.09.2018 №PK-02/393-18 АО «Ипотечное агентство по Астраханской области» принимает на себя обязательство за вознаграждение оказывать АО «БанкДом.РФ» услуги по привлечению клиентов и по выдаче ипотечных кредитов в соответствии с настоящим договором.
Согласно кредитному договору №0000-9522/ИКР-19РБ от 29.11.2019 АО «Банк Дом.РФ», являющийся кредитной организацией по законодательству Российской Федерации, в лице генерального директора АО «Ипотечное агентство Астраханской области», действующего на основании доверенности, зарегистрированной в реестре, удостоверенной временно исполняющей нотариуса г. Москвы, предоставляет заемщику заемные средства в сумме и в порядке предусмотренном договором, а заемщик обязуется возвратить кредитору заемные средства, уплатить проценты за пользование ими и неустойку (при Наличии) на условиях, установленных договором.
Размещая на стенде, расположенном в холле здания по адресу: <...>
, рекламную информацию, АО «Ипотечное агентство Астраханской области» привлекало клиентов к финансовым услугам, предоставляемым Обществом и АО
«Банк Дом.РФ» в соответствии с договором об оказании услуг №РК-02/393-18 от
10.09.2018.
Данный вывод подтверждает так же и то, что согласно п. 4.1 договора об оказании услуг №РК-02/393-18 от 10.09.2018 (агентский договор) АО «Ипотечное агентство Астраханское области» вправе оказывать услуги по привлечению клиентов в соответствии с требованиями АО «Банк Дом.РФ».
Также, в ходе |рассмотрения дела Комиссией был исследован сайт «ипотека30.рф» (идентичен astipoteka.ru), указанный в тексте Рекламы, содержащий сведения о месте нахождения, реквизитах и деятельности АО «Ипотечное агентство Астраханской области», которые соответствуют тексту Рекламы и выписке из ЕГРЮЛ от 29.08.2019 №ЮЭ9965-19-78827063.
Указанный сайт является действующим и принадлежит АО «Ипотечное агентство Астраханское области», данный факт подтвердил и представитель Общества в ходе рассмотрения дела.
Как следует из материалов дела, Реклама направлена на привлечение внимания потребителей непосредственно к услугам по предоставлению займов, оказываемых АО «Ипотечное агентство Астраханской области» в рамках договора об оказании услуг №РК-02/393-18 от 10.09.2018, распространение данной рекламы (в том числе расходы на распространение и изготовление рекламы) с указанием номера телефона АО «Ипотечное агентство Астраханской области» не может являться целесообразным и привлекательным для иных субъектов-конкурентов.
В соответствии c текстом рекламы лицо, разместившее Рекламу, предоставляет услуги по ипотечному кредитованию граждан, в том числе в рамках «Приоритетных национальных проектов «Жилье» и «Федеральная ипотека».
Таким образом, содержащаяся в тексте Рекламы информация «приоритетные национальные проекты «Жилье», «Федеральная ипотека» и деятельность агентства по реализации данных программ подтверждает факт размещения и распространения Рекламы «Ипотечное агентство Астраханской области, поскольку привлекает внимание потенциального потребителя к программам, оператором которых является АО «Ипотечное агентство Астраханской области».
Согласно п. 3.1 Договора об оказании услуг № РК-02/393-18 от 10.09.2018 АО «Ипотечное агентство по Астраханской области» оказывает услуги, предусмотренные настоящим договором, за вознаграждение. За исполнение обязательств АО «Банк Дом.РФ» уплачивает агенту вознаграждение в размере 0,5 % от суммы выданного ипотечного кредита с фактом государственной регистрации залога (ипотеки) имущества в пользу банка, указанного в акте приема-сдачи оказанных услуг за расчетный период, что также подтверждает заинтересованность АО «Ипотечное агентство по Астраханской области» в распространении спорной рекламы.
На основании вышеизложенного, в силу пункта 5,6,7 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодателем, рекламораспространителем и рекламопроизводителем Рекламы является ОАО «Ипотечное агентство Астраханской области».
Общие требования к рекламе установлены ст. 5 Закона о рекламе, требования к рекламе финансовых услуг установлены ст. 28 Закона о рекламе.
В соответствии ч. 1 ст.28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 3 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме, осуществляемая за счет систематически привлекаемых на возвратной и платной основе денежных средств и (или) осуществляемая не менее чем четыре раза в течение одного года (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).
В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" Профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также не кредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.
В соответствии с п.6 ст.4 Федерального закона от 26,07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, кредитная организация, микрофинансовая организация, кредитной потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания,, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.
Как следует из анализа норм ч.1 ст. 28 Закона о рекламе и п.6 ст.4 Федерального закона от-26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», в рекламе банковских, страховых и финансовых услуг необходимо указывать лицо, которое оказывает такие услуги.) Если такие услуги предоставляет физическое лицо - индивидуальный предприниматель, то необходимо указать фамилию, имя, отчество лица, а также статус индивидуального предпринимателя. В случае предоставления таких услуг юридическими лицами - организациями, необходимо указывать на организационно-правовую форму таких организаций (например, закрытые или открытые акционерные общества, кооперативы), а также указывать непосредственное наименование организации.
Однако Реклама, распространенная посредством стенда, расположенного в холле здания по адресу: Астрахань, ул. Ленина, д. 20 не содержит указания на организационно-правовую форму лица, оказывающего финансовые услуги - АО «Ипотечное агентству Астраханской области», а также в тексте Рекламы отсутствует наименование и организационно-правовая форма банка-партнера АО «Банк ДОМ.РФ», оказывающего услуги по предоставлению ипотечного кредита в соответствии с договором об оказании услуг №РК-02/393-18 от 10.09.2018 г., как указано на сайте «astipoteka.ru».
Таким образом, Реклама не соответствует требованиям ч. 1 ст.28 Закона о рекламе.
Согласно ч. 7 ст. 5 Федерального Закона от 13.03.2006 года №38-Ф3 «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В рекламе существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.
Согласно кредитному договору №0000-9522/ИКР-19РБ от 29.11.2019 АО «Банк Дом.РФ», являющийся кредитной организацией по законодательству Российской Федерации, в лице генерального директора АО «Ипотечное агентство Астраханской области» «А», действующего на основании доверенности предоставляет заемщику заемные средства в сумме и в порядке предусмотренном договором, а заемщик обязуется возвратить кредитору заемные средства, уплатить проценты за пользование ими и неустойку (при наличии) на условиях, установленных договором.
В соответствии с п. 3.1 договора об оказании услуг №РК-02/393-18 от 10.09.2018 АО «Ипотечное агентство Астраханской области» принимает на себя обязательство за вознаграждение оказывать Банку услуги по привлечению клиентов и по выдаче ипотечных кредитов в соответствии с договором, требованиями банка и условиями программ.
Таким образом, в тексте Рекламы не содержится сведений о конкретном лице, предоставляющем финансовые услуги - предоставление ипотеки, в связи с чем, искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Следовательно, данную рекламу следует признать ненадлежащей, искажающей смысл информации и способствующей введению потребителя в заблуждение относительно финансовых отношений и лиц, предоставляющих услуги в области ипотечного кредитования.
Кроме того, согласно тексту рекламы АО «Ипотечное агентство Астраханской области» оказывает услуги по следующим программам: ипотека на вторичное жилье, на квартиру в новостройке, ипотека с материнским капиталом, военная ипотека, на индивидуальный жилой дом, на переезд в другую квартиру, ипотека для молодой семьи.
Однако вышесказанные программы не входят в перечень программ, содержащихся на сайте, указанном в тексте рекламы «ИПОТЕКА30.РФ» за исключением программы «Военная ипотека».
Согласно акту о результатах обследования сайта от 23.09.2019 г. АО «Ипотечное агентство Астраханской области» оказывает услуги по следующим программам:
-семейная ипотека с государственной поддержкой;
-приобретение жилого дома;
- перекредитование;
- приобретение готовой квартиры;
- легкая ипотека;
-военная ипотека;
-приобретение квартиры на этапе строительства;
-кредит под залог имеющейся квартиры;
-переменная ставка;
-ипотечный заём для предпринимателей;
- приобретение залоговой недвижимости;
- ипотека на машино-место.
Таким образом, содержащаяся в тексте Рекламы информация о программах, реализуемых AO «Ипотечное агентство Астраханской области», не соответствует сведениям, указанным на сайте «ИПОТЕКА30.РФ» и, следовательно, содержит недостоверные сведения, что свидетельствует о нарушении части 7 статьи 5 Закона о рекламе.
В соответствии с паспортом программы «Военная ипотека» данная услуга оказывается по следующим условиям: процентная ставка 9,1 % годовых; сумма ипотечного кредита (займа): минимальная – 500 000 руб., максимальная -2 757 977 рублей; срок кредита – от 3х лет. Первоначальный взнос. В случае приобретения недвижимого имущества не менее 20% от стоимости приобретаемой квартиры по договору приобретения. Допускается оплата первоначального взноса только средствами Целевого жилищного займа (ЦЖЗ) без привлечения собственных средств заёмщиков. При перекредитовании сумма кредита должна составлять не более 80% от стоимости передаваемого в залог предмета ипотеки, но не более остатка задолженности по предшествующему кредитному договору.
Данная информация является существенной для потребителя, а ее отсутствие искажает смысл информации, чем вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Так, введение потребителей в заблуждение посредством распространения рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации о товаре, условиях его приобретения или использования, способно привести к неправильному выбору потребителем товара (услуги) с необходимым ему набором потребительских свойств.
Таким образом, вышеуказанная реклама нарушает ч. 7 ст. 5, ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.
Реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской
Федерации, признается ненадлежащей и не допускается законом согласно ст. 3 Закона
о рекламе.
В судебном заседании представитель заявителя пояснила, что выводы УФАС по АО были сделаны на основании фото, представленного ФИО1, самостоятельного осмотра Управление не проводило. Акт фиксации распространения рекламы от 08.07.2019г. был представлен УФАС по АО позднее, а не с материалами дела, что является доказательством этого факта.
Судом данный довод отклонен как несостоятельный.
В ходе судебного разбирательства УФАС по АО был представлен диск с фотографиями, подтверждающими проведение УФАС мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований Закона о рекламе. Данный диск судом был просмотрен, на нем содержатся фотографии, идентичные фото, приложенной к акту от 08.07.2029 года.
Как пояснил представитель УФАС по АО, по вине сотрудника данный акт находился в материалах другого дела с АО «Ипотечное агентство Астраханской области».
По мнению суда, несвоевременное предоставление в материалы дела акта от 08.07.2019г. не может являться доказательством того, что этот акт был подготовлен позднее.
Довод заявителя о недопустимости вынесения УФАС по АО определения об исправлении допущенной описки (опечатки) в решении от 15.12.2020г., судом отклонен как несостоятельный.
В соответствии с частью 1 статьи 51.1 Закона о защите конкуренции комиссия, принявшая решение и (или) предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства, по заявлению лица, участвующего в деле, или по собственной инициативе вправе дать разъяснение решения и (или) предписания без изменения их содержания, а также исправить допущенные в решении и (или) предписании описки, опечатки и арифметические ошибки.
Суд считает, что внесенное определение от 15.12.2020 являются опиской (опечаткой), поскольку не изменяют содержания, сути, объема оспариваемого решения.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что антимонопольный орган правомерно признал спорную рекламу ненадлежащей, как нарушающей требования части 7 статьи 5, частей 1 статьи 28 Закона «О рекламе».
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что решение УФАС по АО от 16.01.2020 по делу №030/05/28-1072/2019 является законным и обоснованным.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного, требования заявителя подлежат оставлению без удовлетворения в полном объеме.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Отказать АО «Ипотечное агентство Астраханской области» в удовлетворении заявленных требований.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Астраханской области.
Информация о движении дела может быть получена на официальном интернет – сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru
Судья | Т.А. Ковальчук |