ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А06-4453/17 от 07.08.2018 АС Астраханской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6

Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: astrahan.info@arbitr.ru

http://astrahan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Астрахань

Дело №А06-4453/2017

13 августа 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 07 августа 2018 года

Полный текст решения изготовлен 13 августа 2018 года

Арбитражный суд Астраханской области в составе судьи Аюповой А.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бурлуцким О.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Министерства сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области

к Управлению Федерального казначейства по Астраханской области

о признании недействительными акта проверки от 24.03.2017 года в части выводов о допущенном нарушении, выразившемся в не проведении министерством в 2016 году контрольных мероприятий в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей ИП Главы КФХ Андросова П.А., ООО АСК "СпецСтрой99" и представления от 05.05.2017 года №25-28-25-024/15,

с участием в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – Индивидуального предпринимателя Главы крестянского фермерского хозяйства Андросова Павла Анатольевича и ООО «АСК «СпецСтрой99»

при участии:

от заявителя: Мамедова С.Н. – представитель по доверенности №01-11-01-385 от 05.03.2018;

от заинтересованного лица: Литвинова Н.А. - представитель по доверенности от 10.01.2018; Кудакова И.Н. - представитель по доверенности от 06.07.2018;

от третьих лиц: не явились, извещены.

Министерство сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Астраханской области о признании недействительными акта проверки от 24.03.2017 года в части выводов о допущенном нарушении, выразившемся в не проведении министерством в 2016 году контрольных мероприятий в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей ИП Главы КФХ Андросова П.А., ООО АСК "СпецСтрой99" и представления от 05.05.2017 года №25-28-25-024/15.

Определением суда от 05.07.2017г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Глава крестьянского фермерского хозяйства Андросов П.А. и ООО АСК «СпецСтрой99».

Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

Дело рассматривается в соответствии со ст. 156 АПК РФ в отсутствие надлежащим образом извещенных третьих лиц.

Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении и пояснениях суду.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании не согласился с заявленными требованиями, просил в удовлетворении требований отказать по основаниям, изложенным в отзыве.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

Как следует из материалов дела, Управлением Федерального казначейства по Астраханской области в период с 02.03.2017г. по 20.03.2017г. в отношении Министерства сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области проведена плановая выездная проверка соблюдения условий предоставления и использования средств из федерального бюджета на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий, начисленных по договорам сельскохозяйственного страхования в области растениеводства и животноводства, в рамках государственной программы Российской Федерации «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020г.»

По результатам проведения выездной проверки был составлен акт от 24.03.2017г.

В акте проверки указано, что Министерством сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области в нарушение раздела 9 Государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса Астраханской области», утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 10.09.2014г. №368-П, пункта 1 Соглашения о предоставлении субсидии от 14.07.2016г. б/н, пункта 1 Соглашения о предоставлении субсидии от 26.07.2016г. б/н и пунктов 2.1.31-2.1-32 Положения о министерстве сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области, утвержденного постановлением Правительства Астраханской области от 26.11.2014г. № 541-П, в 2016г. не проводились контрольные мероприятия в части проведения проверок по соблюдению условий и целей предоставления субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям ИП Главе КФХ Андросову П.А., ООО АСК «СпецСтрой99» за счет средств федерального бюджета в общей сумме 449 462,19 руб.

По результатам рассмотрения Акта проверки Министерством сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области в адрес УФК по Астраханской области направлены возражения на указанный акт (исх. от 05.04.2017г. № 01-11-565).

В возражениях аргументированно указано на необоснованность и незаконность Акта проверки в части выводов о непроведении министерством проверок по соблюдению условий и целей предоставления субсидии. Однако указанные возражения министерства во внимание не приняты.

УФК по Астраханской области в адрес Министерства направлено Представление от 05.05.2017г. № 25-28-25-024/15 с требованиями о необходимости рассмотрения информации об указанных нарушениях бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, о принятии мер по устранению причин и условий их совершения и недопущению в дальнейшем указанных нарушений.

Заявитель, не согласившись с актом проверки и представлением УФК по Астраханской области в части выводов о допущенном нарушении, выразившемся в непроведении министерством в 2016 году контрольных мероприятий в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей - ИП Главы КФХ Андросова П.А., ООО АСК «СпецСтрой99», обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассмотрев заявленные требования, суд считает их подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно положениям пункта 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В целях повышения для субъектов малого и среднего предпринимательства доступности банковских кредитов, направляемых ими на расширение производства, приобретение и модернизацию основных средств, внедрение новых технологий, инновационную деятельность, на территории области и в связи с тем, что при принятии решения Комиссией по координации вопросов кредитования АПК Минсельхоза России учитывается целый ряд показателей, в том числе соответствие инвестиционного проекта приоритетным направлениям развития АПК и целесообразность реализации инвестиционного проекта в регионе, в целях упрощения доступа к банковским кредитам постановлением Правительства Астраханской области от 10.09.2014 N 368-П утверждена государственная программа "Развитие агропромышленного комплекса Астраханской области".

Разделом 9 Государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса Астраханской области», утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 10.09.2014г. №368-П, предусмотрено, что Министерство, отвечающее за текущее управление реализацией государственной программы:

- определяет основное содержание направлений государственной программы, их соответствие программным целям и задачам;

- создает условия для реализации программных мероприятий;

- осуществляет в установленном порядке меры по полному и качественному выполнению программных мероприятий;

- с учетом выделяемых на реализацию государственной программы финансовых средств ежегодно уточняет ее показатели эффективности, затраты на программные мероприятия, механизм ее реализации и состав исполнителей;

- осуществляет оперативный мониторинг реализации государственной программы;

- проводит ежегодный анализ результатов реализации программных мероприятий;

- организует размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о ходе и результатах реализации государственной программы;

- осуществляет контроль за исполнением мероприятий государственной программы, ее непосредственными и конечными результатами, целевым и эффективным использованием финансовых средств;

- ежеквартально, до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом отчетного года, представляет в министерство экономического развития Астраханской области отчеты о ходе реализации государственной программы по утвержденной форме. Ежегодный отчет представляется до 1 февраля года, следующего за отчетным периодом. Руководитель министерства несет персональную ответственность за реализацию государственной программы.

Согласно пункту 1 Соглашений министерство обязуется предоставить субсидию получателю субсидии, а получатель субсидии обязуется соблюдать условия, цели и порядок её предоставления, выполнять иные обязательства, установленные Соглашением, а также дает свое согласие на осуществление министерством, органами государственного финансового контроля Астраханской области проверок соблюдения им условий, целей и порядка предоставления субсидии.

Согласно подпунктам 2.1.31, 2.1.32 Положения министерство осуществляет разработку и реализацию государственных программ Астраханской области и ведомственных целевых программ, а также функции государственного заказчика государственных программ Астраханской области в установленной сфере деятельности министерства, проводит анализ реализации государственной политики в сфере агропромышленного комплекса и рыбохозяйственного комплекса Астраханской области.

В соответствии с пунктом 5 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ обязательным условием предоставления субсидий является согласие их получателей на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления.

В соответствии с пунктом 10 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

Таким образом, разделом 9 Государственной программы не устанавливаются требования к порядку и срокам проведения министерством проверок соблюдения условий и целей предоставления субсидий.

В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что соглашения не содержат положений об обязательствах министерства по проведению указанных проверок в строго определенные сроки и не устанавливают порядок их проведения. Срок действия Соглашений также не ограничен. Также Бюджетным кодексом Российской Федерации, иными правовыми актами РФ и Астраханской области не установлены обязательные требования к срокам, периодичности и порядку проведения министерством проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии.

Так, в отношении указанных субсидий контроль целевого и эффективного использования бюджетных средств, соблюдения условий и порядка их предоставления осуществляется на стадии рассмотрения представленных в целях субсидирования документов, в том числе на соответствие предъявляемым к заявителям требованиям и условиям предоставления субсидии.

С целью рассмотрения вышеуказанных документов по каждому направлению министерством созданы соответствующие комиссии, в состав которых входят должностные лица различных структурных подразделений министерства, осуществляющих проверку соответствующих документов.

Комиссии принимают решения о наличии оснований для предоставления субсидии по каждому заявлению (предварительный контроль), которые отражены в протоколах заседаний указанных комиссий. Всего за 2016 год комиссиями рассмотрены документы 124 заявителей. Необходимо отметить, что указанная проверка была своевременно проведена министерством в отношении ИП Главы КФХ Андросову П.А., ООО АСК «СпецСтрой99».

Кроме того, порядки предоставления субсидий, утвержденные постановлениями Правительства Астраханской области, устанавливают обязательные требования к отчетности, согласно которым сельскохозяйственный товаропроизводитель обязан в порядке и сроки, установленные правовым актом министерства, представлять отчетность о своем финансово-экономическом состоянии по формам, установленным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. На основании анализа указанных отчетов министерством также на постоянной основе осуществляется текущий контроль соблюдения получателями субсидии условий, целей и порядка их предоставления.

В целях осуществления внутреннего финансового контроля в соответствии с постановлением Правительства Астраханской области от 29.12.2014 №661-П «О Порядке осуществления главными распорядителями средств бюджета Астраханской области, главными администраторами доходов бюджета Астраханской области, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета Астраханской области внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита» министерством принят приказ от 29.02.2016 №68 «Об утверждении порядков в сфере осуществления внутреннего финансового контроля в министерстве сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области», утверждены карта внутреннего финансового контроля и журнал внутреннего финансового контроля.

Контроль осуществляется структурными подразделениями министерства, непосредственно осуществляющими бюджетные процедуры в форме самоконтроля и (или) контроля по уровню подчиненности и подведомственности, смежного контроля на постоянной основе в процессе осуществления соответствующих бюджетных процедур.

Таким образом, посредством вышеуказанных контрольных мероприятий министерством также осуществляется проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями, в том числе контроль за правомерностью и своевременностью использования средств субсидии.

Проверки получателей бюджетных средств (последующий контроль) проводятся министерством в соответствии с утвержденным планом проверок на текущий календарный год, включающим проведение проверок получателей бюджетных средств, которым указанные средства были предоставлены в предыдущем финансовом году.

Как установлено судом и следует из материалов дела, приказом министерства от 29.12.2016 №70 утвержден План проверок получателей субсидий, предоставленных министерством сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области, на 2017 год (далее - План проверок на 2017 год).

Пунктом 7 Плана проверок на 2017 год предусмотрено проведение плановой проверки ООО АСК «СпецСтрой99» как получателя субсидии на возмещение части затрат на уплату страховых премии за период с 01.01.2016 по 31.12.2016 (основание проведения последующего контроля - статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

При этом суд обращает внимание, что УФК по Астраханской области в ходе рассмотрения дела не представлено соответствующих доказательств, свидетельствующих о том, что проверки по вопросу целевого и эффективного использования предоставленных средств субсидии должны быть осуществлены именно в том году, в котором представлена субсидия.

Так, согласно Соглашениям срок их действия определен с момента подписания и до полного исполнения сторонами принятых на себя обязательств. Соглашениями не установлено, что проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии должны быть проведены в 2016 году.

В ходе выездной проверки УФК Астраханской области министерством представлена вся необходимая документация, подтверждающая проведение контрольных мероприятий в части проведения проверок по соблюдению условий и целей предоставления субсидии, в том числе карта внутреннего финансового контроля, протоколы комиссий, отчетность о финансово-экономическом состоянии получателей субсидий, План проверок на 2017 год. Однако УФК Астраханской области указанные сведения не были учтены и приняты во внимание, что повлекло за собой выводы о наличии соответствующих нарушений.

Необходимо также отметить, что в ходе выездной проверки соблюдения условий предоставления и использования средств из федерального бюджета УФК Астраханской области не выявлено нарушений бюджетного законодательства в отношении ИП Главы КФХ Андросова П.А. и ООО АСК «СпецСтрой99», в отношении ООО АСК «СпецСтрой99» не удалось лишь подтвердить статус Общества в качестве сельскохозяйственного товаропроизводителя, что не исключает наличия у ООО АСК «СпецСтрой99» указанного статуса.

Более того, исходя из отчетов о финансово-экономическом состоянии, представленных ООО АСК «СпецСтрой99» в 2015-2016 годах, следует, что указанный заявитель на момент представления документов в целях субсидирования обладал статусом сельскохозяйственного товаропроизводителя в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.12.2006 №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

Кроме того, как указано в Представлении нарушение в части непроведения министерством проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии в денежном выражении составило 449 462,19 рубля.

При этом в графе «Нарушение в денежном выражении» указана общая сумма субсидии, предоставленных сельскохозяйственным товаропроизводителям ИП Главе КФХ Андросову П.А., ООО АСК «СпецСтрой99» за счет средств федерального бюджета. Вместе с тем проверкой УФК по Астраханской области фактов неправомерного получения и (или) нецелевого использования денежных средств в отношении данных сельскохозяйственных товаропроизводителей не выявлено.

Приказом Казначейства России от 29.07.2016 №12н «Об утверждении форм и требований к содержанию документов, составляемых должностными лицами Федерального казначейства при реализации полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере» утверждена, в том числе форма Представления, согласно которой графа «Нарушение в денежном выражении» заполняется при возможности денежного выражения нарушения.

Проверка, в свою очередь, представляет собой совокупность действий должностных лиц, наделенных полномочиями по осуществлению финансового контроля, связанных с проведением проверки соблюдения юридическими и физическими лицами требований бюджетного законодательства, в том числе в части соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии.

Следовательно, объективно оценить в денежном выражении нарушение в части непроведения проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии, невозможно.

Проанализировав по правилам статьи 71 АПК РФ представленные документы, суд считает обоснованными доводы Министерства сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области о том, что выводы УФК Астраханской области об имевшем место нарушении со стороны министерства основаны на неверном толковании норм права, не подтверждаются положениями нормативных правовых актов, Соглашений, положенных в основу данного толкования, а также фактическими обстоятельствами.

Доводы представителей заинтересованного лица относительно того, что акт и выданное на его основании представление фактически не возлагают властно-распорядительных полномочий на проверяемое лицо, а выдаются исключительно с целью последующего недопущения выявленных в ходе проведенной проверки нарушений, суд находит несостоятельными, поскольку акт проверки получателя бюджетных средств содержит затрагивающие интересы проверяемого лица выводы о нарушении последним бюджетного законодательства, а непосредственно представление устанавливает срок для исполнения в форме требования о рассмотрении информации об указанных нарушениях и принятия мер по устранению причин и условий их совершения.

Соответственно, при несогласии с выводами проверяющего органа о допущенных нарушениях, в соответствии со статьей 198 АПК РФ лицо вправе обратиться в арбитражный суд с соответствующим заявлением, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствует закону и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также незаконно возлагают на него какие-либо обязанности.

С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что акт выездной проверки Управления Федерального казначейства по Астраханской области от 24.03.2017 года в части выводов о допущенном нарушении, выразившемся в непроведении Министерством сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области в 2016 году контрольных мероприятий в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей ИП Главы КФХ Андросова П.А., ООО АСК "СпецСтрой99", и представление от 05.05.2017 года №25-28-25-024/15 подлежат признанию недействительными.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявление Министерства сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области удовлетворить.

Признать акт выездной проверки Управления Федерального казначейства по Астраханской области от 24.03.2017 года в части выводов о допущенном нарушении, выразившемся в непроведении Министерством сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области в 2016 году контрольных мероприятий в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей ИП Главы КФХ Андросова П.А., ООО АСК "СпецСтрой99", и представление от 05.05.2017 года №25-28-25-024/15 недействительными.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Астраханской области.

Информация о движении дела может быть получена на официальном интернет – сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru»

Судья

А.Н. Аюпова