АРБИТРАЖНЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6
Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: info@astrahan.arbitr.ru
http://astrahan.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Астрахань
Дело №А06-4481/2010
28 сентября 2010 года
Арбитражный суд Астраханской области
в составе:
судьи Колмаковой Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Камаевой О.И.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Промпласт»
к Управлению федеральной антимонопольной службы по Астраханской области
о признании постановления № 34-А-03-10 от 14.07.2010 о привлечении к административной ответственности незаконным
при участии:
от заявителя - ФИО1 – представитель по доверенности от 27.09.2010 № 467
от заинтересованного лица - ФИО2 – представитель по доверенности от 28.01.2010
Общество с ограниченной ответственностью «Промпласт» (далее – заявитель, общество, ООО «Промпласт») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее – антимонопольный орган) о признании незаконным постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 34-А-03-10 от 14.07.2010 по части 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в размере 300 000 рублей.
Представитель заявителя просит суд заявленные требования удовлетворить в связи с тем, что состав административного правонарушения в действиях общества отсутствует, поскольку диспозиция статьи 19.8 КоАП РФ не подразумевает наступления ответственности за нарушение сроков предоставления необходимой информации, ответственность наступает только в случае непредставления информации, либо предоставления заведомо недостоверных сведений. Пояснила, что информация не была представлена в срок по вине юриста общества, которая понесла дисциплинарное наказание в виде выговора. Считает, что административное правонарушение не повлекло никаких общественно опасных последствий и не создало угрозы охраняемым общественным отношениям, просит применить положения административного законодательства о малозначительности.
Представитель заинтересованного лица просит суд отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований. Пояснила, что антимонопольный орган направил в адрес общества письменный запрос о предоставлении информации со сроком предоставления - не позднее 14.06.2010. Поскольку информация была представлена в письменном виде с нарушением установленного срока (25.06.2010) в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ. Постановление о привлечении к административной ответственности по данной норме обоснованно и вынесено в соответствии с нормами административного законодательства.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 21.09.2010 объявлялся перерыв до 28.09.2010 до 08 час. 30 мин.
Выслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
В связи с рассмотрением дела № 04-К-03-10, возбужденного Управлением федеральной антимонопольной службы по Астраханской области в отношении ООО «Промпласт», в адрес общества 27.05.2010 было направлено определение об отложении дела, содержащее запрос о предоставлении информации (л.д. 41-44).
Запрашиваемую информацию необходимо было представить в срок не позднее 14.06.2010.
Как подтверждается уведомлениями № 61525, 61524 о вручении, имеющимся в материалах административного производства, и не оспаривается заявителем, данное определение было получено обществом по юридическому адресу - 04.06.2010, по фактическому адресу – 03.06.2010.
Согласно входящему штампу административного органа, общество представило запрашиваемую информацию 25.06.2010 (л.д. 9).
Данные обстоятельства представителем заявителя не оспариваются.
В связи с непредставлением обществом запрашиваемой у него информации в установленный срок (не позднее 14.06.2010) должностное лицо антимонопольного органа 05.07.2010 составило в отношении ООО «Промпласт» протокол № 34-А-03-10 об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ.
На основании данного протокола и иных доказательств по делу об административном правонарушении, постановлением антимонопольного органа от 14.07.2010 № 34-А-03-10 заявитель был привлечен к административной ответственности по вышеназванной норме в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
В соответствии с пунктом 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Судом проверена процедура привлечения ООО «Промпласт»к административной ответственности. Установлено, что нарушений порядка привлечения к административной ответственности антимонопольным органом не допущено.
Представитель заявителя в судебном заседании также подтвердила, что претензий к процедуре привлечения общества к административной ответственности не имеет.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Пункт 11 части 1 статьи 23 Закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее - Закон № 135-ФЗ) предусматривает, что антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия: проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, физическими лицами, получает от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме, в установленном законодательством Российской Федерации порядке обращается в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
В силу части 1 статьи 25 Закона № 135-ФЗ коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган по его мотивированному требованию документы, объяснения в письменной или устной форме, информацию (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями для рассмотрения заявлений и материалов о нарушении антимонопольного законодательства, дел о нарушении антимонопольного законодательства, осуществления контроля за экономической концентрацией или определения состояния конкуренции.
Частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации).
Поскольку ООО «Промпласт» запрошенные антимонопольным органом сведения в установленный срок не представило, суд приходит к выводу, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ.
Суд не принимает довод представителя заявителя о том, что нарушение срока предоставления сведений в антимонопольный орган по его требованию не образует состава административного правонарушения, установленного частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ.
Суд считает, что состав административного правонарушения, предусмотренный частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, охватывает действия, связанные не только с непредставлением документов, но и с нарушением сроков их представления, установленных в требовании антимонопольного органа. В ином случае привлечение к административной ответственности по данной норме КоАП РФ было бы в принципе невозможным, поскольку последующее (с нарушением сроков) представление документов не позволило бы применить административную санкцию, установленную в целях обеспечения исполнения антимонопольными органами возложенных на них функций в установленные сроки.
Данная правовая позиция подтверждается Постановление ФАС Поволжского округа от 24.11.2009 по делу N А06-4828/2009.
Суд также не принимает довод представителя заявителя в обоснование заявленного требования о том, что ответственность за неисполнение запроса антимонопольного органа в виде выговора понесла юрист общества – ФИО3, поскольку требование о предоставлении информации было направлено антимонопольным органом непосредственно юридическому лицу (ООО «Промпласт») и правовая обязанность по его исполнению была именно у общества.
Непредставление обществом запрашиваемой информации в срок по вине должностного лица не является обстоятельством, освобождающим общество от ответственности, установленной административным законодательством.
Представитель заявителя просит суд применить положения административного законодательства о малозначительности.
В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
При этом, как следует из пункта 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», если же малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
На основании пункта 18 и 18.1 указанного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Из определения об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении № 04-К-03-10 от 25.05.2010, содержащем запрос антимонопольного органа о предоставлении информации, направленного в адрес общества, следует, что запрошенная информация необходима для рассмотрения дела, возбужденного в отношении ООО «Промпласт», по заявлению жителей поселка Новоначаловский по признакам нарушения статьи 10 Закона № 135-ФЗ в части незаконного прекращения подачи питьевой воды населению поселка с 06.11.2009, которое было восстановлено в конце мая 2010 года.
Оценив, в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ обстоятельства дела и представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что в данном случае правонарушение не может быть признано малозначительным, поскольку нарушает установленный порядок реализации функций антимонопольного органа в части обеспечения государственного контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами антимонопольного законодательства, который должен носить устойчивый характер и соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений. Данное правонарушение посягает на интересы государства, препятствует осуществлению его органами контрольных функций и обеспечению реализации единой государственной антимонопольной политики, в связи с чем, ответственность за его совершение наступает вне зависимости от наступивших последствий (состав административного правонарушения является формальным). Совершенное обществом правонарушение выражается, прежде всего, в пренебрежительном отношении к формальным требованиям публичного права.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
Заявитель не представил суду никаких доказательств существования обстоятельств, которые в рассматриваемом случае свидетельствовали бы об исключительности случая вмененного обществу административного правонарушения, что позволило бы признать его малозначительным.
Таким образом, у ООО «Промпласт» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Характер совершенного правонарушения и иные обстоятельства учтены административным органом при назначении административного наказания. Наказание назначено в пределах минимальной санкции.
Суд считает, что назначенное ООО «Промпласт» административное наказание согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), отвечает положениям статей 3.5, 4.1, 4.5 КоАП РФ, а равно соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости юридической ответственности.
Суд, оценив конкретные обстоятельства совершенного правонарушения и степень угрозы охраняемым общественным отношениям, приходит к выводу о невозможности применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Исходя из изложенного, суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Обществу с ограниченной ответственностью «Промпласт» в удовлетворении заявленного требования о признании Постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области № 34-А-03-10 от 14.07.2010 г. о привлечении к административной ответственности по части 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 300 000 рублей отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу, через арбитражный суд Астраханской области.
Информация о движении дела может быть получена на официальном интернет – сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru
Судья
Н.Н. Колмакова