414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6
Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: astrahan.info@arbitr.ru
http://astrahan.arbitr.ru
г. Астрахань | Дело № А06-4871/2021 |
28 сентября 2021 года |
Резолютивная часть решения объявлена 22 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Астраханской области в составе судьи Сафроновой Ф.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Урбан Т.Э.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Речмортранс" к Астраханской таможне
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу №10311000-224/2021 от 27.04.2021 г.
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1, представитель по доверенности от 19.04.2021 (диплом)
от заинтересованного лица – ФИО2, представитель по доверенности от 12.05.2021 №07-19/07489;
В судебном заседании от 21.09.2021 на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 22.09.2021 года.
Общество с ограниченной ответственностью "Речмортранс" (далее - Заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Астраханской таможне (далее - Таможня, таможенный орган) об отмене постановления о назначении административного наказания по делу №10311000-224/2021 от 27.04.2021 г.
Представитель заявителя поддержал заявленное требование в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении и пояснениях в судебном заседании, просил их удовлетворить.
Представитель таможенного органа не согласен с заявленными требованиями, по основаниям, изложенным в отзыве и пояснениях в судебном заседании, просил отказать в удовлетворении заявления.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
Как следует из материалов дела, 02.01.2021 на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) в порт Астрахань прибыл теплоход «Капитан Пшеницин» с товаром - «нефть сырая», следующим из Республики Туркменистан в адрес ООО «Эстейт Сити Групп» по коносаменту от 15.12.2020 № 15/20. Согласно транспортным (перевозочным) документам и договору бербоутного чартера кодовое название «БЭРКОН 2001» от 21.09.2016 б/н, бербоутным фрахтователем теплохода «Капитана Пшеницин» и перевозчиком товара является ООО «Речмортранс».
При оформлении теплохода «Капитан Пшеницин» на приход ООО «Пульсар», являющимся агентом судна в порту Астрахань и действующим по поручению перевозчика ООО «Речмортранс» в электронном виде посредством КПС «Портал Морской порт» на Астраханский таможенный пост Астраханской таможни 02.01.2021 13 часов 00 минут представлена предварительная информация о прибытии теплохода «Капитан Пшеницин» на таможенную территорию ЕАЭС.
02.01.2021 в 19 часов 07 минут в КПС «Портал Морской порт» поступило уведомление о прибытии теплохода «Капитан Пшеницин» на таможенную территорию Евразийского экономического союза и стандартные документы перевозчика, в том числе общая декларация от 02.01.2021 и декларация о грузе от 02.01.2021, составленные и подписанные капитаном теплохода «Капитан Пшеницин» ФИО3
В графе 13 общей декларации и в графе 8 декларации о грузе вес брутто перемещаемого товара - «легкая сырая нефть» заявлен перевозчиком как 4449 т.
Должностными лицами Астраханского таможенного поста с участием должностного лица оперативно-розыскного отдела Астраханской таможни проведен таможенный досмотр товара - «нефть сырая».
По результатам замеров груза, проведенных в ходе таможенного досмотра, было установлено, что фактическое количество товара - «нефть сырая», находящегося в грузовых танках теплохода «Капитан Пшеницин», составляет 4501,426 т., что больше на 52,426 т., чем указано перевозчиком в общей декларации от 02.01.2021 и декларации о грузе от 02.01.2021.
Таможенным органом по результатам проведённых замеров составлен акт судовых замеров перед выгрузкой «ULLAGEREPORT» от 02.01.2021 и акт таможенного досмотра № 10311020/030121/000002.
В ходе проведения административного расследования и при анализе документов таможенным органом установлено, что несоответствие веса фактически погруженного груза сведениям, указанным в коносаменте от 15.12.2020 № 15/20, было установлено судовой командой непосредственно после окончания погрузки, еще до прибытия теплохода «Капитан Пшеницин» на таможенную территорию Евразийского экономического союза, а именно судовой командой 15.12.2020 проведены замеры погруженного груза - «нефть сырая», по результатам которой было установлено превышение веса на 39,415 т. и составлен акты судовых замеров перед выгрузкой «ULEAGEREPORT» от 15.12.2020.
Таможенный орган пришел к выводу, что при прибытии 02.01.2021 теплохода «Капитан Пшеницнн» на таможенную территорию Евразийского экономического союза Заявитель представил на Астраханский таможенный пост общую декларацию и декларацию о грузе от 02.01.2021, содержащие недостоверные сведения о весе брутто товара - «нефть сырая».
Таким образом, в ходе производства по делу об административном правонарушении установлено, что генеральная декларация от 02.01.2021 и грузовая декларация от 02.01.2021, представленные Астраханскому таможенному посту для целей таможенного оформления, содержат недостоверные сведения о весе брутто товара и в силу примечания 2 к статье 16.2 КоАП РФ являются недействительными документами, что свидетельствует о нарушении Обществом 02.01.2021 в г. Астрахань положений подпункта 2 пункта 1 статьи 89 ТК ЕАЭС и совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ - "Сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам".
16.04.2021 Таможенным органом в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении № 10311000-224/2021.
По результатам рассмотрения дела, Таможней в отношении Общества вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10311000-224/2021 от 27.04.2021, Общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде предупреждения.
Не согласившись с данным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и действий государственных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.
Как указано в пункте 2 Примечания к статье 16.1 КоАП РФ для целей применения настоящей главы под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
В соответствии с подпунктом 26 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС перевозчиком является лицо, осуществляющее перевозку (транспортировку) товаров и (или) пассажиров через таможенную границу Союза и (или) перевозку (транспортировку) товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Союза.
Согласно пункту 1 статьи 88 ТК ЕАЭС перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии товаров на таможенную территорию Союза путем представления документов и сведений, предусмотренных статьей 89 настоящего Кодекса, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, либо путем представления документа, содержащего сведения о номере регистрации предварительной информации, представленной в виде электронного документа.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 89 ТК ЕАЭС предусмотрено, что при осуществлении международной перевозке водным транспортом перевозчик обязан представить таможенному органу документы и сведения, в том числе о товарах (наименования, общее количество и описание).
В случае если сведения, подлежащие представлению в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи, не содержатся в представленных перевозчиком документах либо если документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, не представляются в соответствии с пунктом 2 статьи 80 настоящего Кодекса, перевозчик обязан представить иные документы, содержащие недостающие сведения, либо заявить недостающие сведения и (или) сведения о документах, которые не представляются, путем подачи заявления в произвольной форме (пункт 3 статьи 89 ТК ЕАЭС).
Факт правонарушения, выразившийся в сообщении в таможенный орган недостоверных сведений о весе брутто товара при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС путем представления недействительных документов - генеральной декларации от 02.01.2021 и грузовой декларации от 02.01.2021, содержащих недостоверные сведения, установлен административным органом и судом и подтверждается материалами дела.
Как следует из материалов дела, в генеральной декларации от 02.01.2021 и грузовой декларации от 02.01.2021, представленных в таможенный орган при прибытии теплохода «Капитан Пшеницнн» в порт Астрахань, указан вес брутто перемещаемого товара "легкая сырая нефть " 4449 тонн.
Вместе с тем, как установлено Таможней по результатам таможенного досмотра (АТД № 10311020/030121/000002), в результате замеров груза, установлено, что фактическое количество товара - «нефть сырая», находящегося в грузовых танках теплохода «Капитан Пшеницин», составляет 4501,426 т., что больше на 52,426 т., чем указано перевозчиком в общей декларации от 02.01.2021 и декларации о грузе от 02.01.2021 при прибытии товара на таможенную территорию ЕАЭС.
03.01.2021 в порту Астрахань сюрвейером АО «Интертек Рус» ФИО4 по поручению грузополучателя проведены замеры количества груза, находящегося на теплоходе «Капитан Пшеницин», по результатам которого составлены сюрвейерский отчет № 7961-0001-21. Проведенными замерами факт превышения количества погруженного на судна товара — «нефть сырая» над весом, указанным в грузовых документах, был подтвержден, установленное количество товара составило 4499,840 т., превышение составило 50,840 т.
09.01.2021 при выгрузке груза в танкер-накопитель «ЭКО+» составлен акт перевалки от 09.01.2021 № 1, согласно которому с борта теплохода «Капитан Пшеницин» перевалено товара в количестве 4502,609 т., танкером-накопителем «ЭКО+» принят товар в количестве 4489,189 т., что также превышает сведения о весе товара, заявленные ООО «Речмортранс» таможенному органу при прибытии теплохода «Капитан Пшеницин» на таможенную территорию Евразийского экономического союза.
Письмом ООО «Эстейт Сити Групп» от 17.02.2021 № 17/02-2 представлены счет на оплату от 16.12.2020 № 149 и платежное поручение от 17.12.2020 № 52, согласно которым ООО «Эстейт Сити Групп» в адрес Заявителя осуществлена оплата за услуги морской перевозки груза - «нефть сырая» в количестве 4449 т. на сумму 120 123,00 долларов США (8 819 442,67 рублей).
22.01.2021 Обществом в адрес ООО «Эстейт Сити Групп» в дополнении к счету от 16.12.2020 № 149 выставлен счет на оплату от 22.01.20201 № 15 за услуги морской перевозки груза - «нефть сырая» в количестве 52,426 т. на сумму 1415,50 долларов США.
Из представленных документов следует, что грузоотправителем компанией «rivaGuzellikMerkeziisl. EnerjiKimyasalUrunlerPaz. Ins. San. VeTic. TtdSti» в адрес ООО «Эстейт Сити Групп» фактически был отгружен, а Заявителм перевезен товар - «нефть сырая» в количестве 4501,426 т., т.е. на 52,426 т. больше сведений о весе товара, заявленных Обществом таможенному органу при прибытии теплохода «Капитан Пшеницин» на таможенную территорию Евразийского экономического союза.
По факту несоответствия веса груза капитаном теплохода «Капитан Пшеницин» ФИО3 выпущено письмо-протест от 15.12.2020 и о данном факте в телефонном режиме уведомлено ООО «Речмортранс», от которого поступило указание подписывать грузовые документы на основании сведений о количестве товара, предоставленных грузоотправителем.
Изложенные обстоятельства в полной мере подтверждают факт недостоверности сведений о количестве (весе брутто) товара "нефть сырая", заявленных таможенному органу при прибытии теплохода «Капитан Пшеницин» на таможенную территорию ЕАЭС.
Довод Общества о том, что при проведении замеров фактическая плотность не измерялась, при отсутствии таких данных невозможно определить и ее фактическое количество, суд считает необоснованным в силу следующего.
При проведении в ходе таможенного досмотра замеров количества груза 02.01.2021 использовалась плотность (0,8255 при 15°), предоставленная грузоотправителем и указанная в паспорте качества от 15.12.2020, составленным инспектором компанией «SGSTurkmenLtd», оказывающей услуги по независимой экспертизе, контролю, испытаниям и сертификации.
Данная же плотность также использовалась судовой командой при определении количества груза по результатам замеров, проведённых 15.12.2020 после погрузки груза на теплоход «Капитан Пшеницин», также при проведении 03.01.2021 инспекции сюрвейером АО «Интертек Рус» ФИО4 и при сдаче 09.01.2021 груза в танкер-накопитель «ЭКО+».
В силу статьи 223 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» результаты проведения таможенного контроля, в том числе результаты таможенной экспертизы, могут быть признаны в качестве доказательств по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях и подлежат оценке судом, арбитражным судом или должностным лицом при рассмотрении указанных дел, жалоб на решение, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц либо дел по экономическим спорам, разрешаемых арбитражным судом, наряду с другими доказательствами в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, законодательством об административном судопроизводстве или законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Акт таможенного досмотра № 10311020/030121/000002 соответствует установленной форме, утвержденной Решением Комиссии таможенного союза от 20.06.2010 № 260 «О формах таможенного досмотра», составлен уполномоченным лицом таможенного органа в рамках имеющейся компетенции по результатам проведения в установленном порядке таможенного контроля.
Оснований полагать, что таможенный контроль, по результатам которого был составлен вышеуказанный акт таможенного досмотра, проведен с нарушением закона, не имеется.
На основании результатов замеров, проведенных 02.01.2021 в ходе таможенного досмотра, Заявителем в адрес ООО «Эстейт Сити Групп» выставлен счет на оплату от 22.01.20201 № 15 за услуги морской перевозки груза - «нефть сырая» в количестве 52,426 т. на сумму 1415,50 долларов США.
При этом необходимо отметить, что согласно сведениям, содержащимся в сюрвейерском отчете № 7961-0001-21, при инспекции применялся таблица 54А «Сырые нефти. Корректировка объема к 15 °С с учетом плотности при 15 °С», являющаяся приложением к стандарту ASTMD1250-80 «Стандартное руководство по таблицам измерения параметров нефти и нефтепродуктов». Данный стандарт разработан ASTMInternational (AmericanSocietyforTestingandMaterials), являющейся международной организацией, разрабатывающей и издающей добровольные стандарты для материалов, продуктов, систем и услуг.
Сведения о стандартах ASTMи области применения находятся в свободном доступе в открытых источниках информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.10.2010 № 1106-ст введен «ГОСТ Р 54273-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Нефть и нефтепродукты. Руководство по таблицам измерения параметров».
Согласно пункту 3 ГОСТ Р54273-2010 настоящий стандарт идентичен стандарту АСТМ Д 1250-08 «Стандартное руководство по таблицам измерения параметров нефти и нефтепродуктов» (ASTMD1250-08 «Standardguideforuseofthepetroleummeasurementtables»).
Приложением А1 утверждено Руководство для таблиц измерения параметров нефти и нефтепродуктов ASTMD1250-80, APIMPMSГЛАВА 11.1-1980, IP200/80(90).
Согласно пункту А 1.1.1 Руководства настоящие таблицы измерения параметров нефти и нефтепродуктов предназначены для применения при расчетах количеств сырой нефти и нефтепродуктов в стандартных условиях в любой из трех широко применяемых системах измерения. Эти таблицы предусмотрены для стандартизированного расчета измеряемых количеств нефтяных жидкостей, независимо от источника, места назначения или единиц измерения, используемых покупателем или по закону.
Программное средство (ПО), которое использовалось при расчетах массы нефти 15.12.2020, 02.01.2021, 03.01.2021, установлено на теплоходе «Капитан Пшеницин» и используется ООО «Речмортранс» при осуществлении расчетов количества груза, перевозимого на данном судне.
Заявитель, как пользователь данного программного средства, должен располагать сведениями об его наименовании, производителе/разработчике, наличии лицензий, порядка использования.
При этом, вышеуказанные сведения о данном программном обеспечении не имеют значения для выяснения вопроса о наличии или отсутствии в действиях общества события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 16.1 КоАП РФ, по причине осуществления данным программным средством исключительно автоматизированного математического расчета на основании внесенных в программу сведений о товаре.
Кроме того, довод Общества о том, что документов подтверждающих проведение проверки термометра и линейки, использованных при замерах, к ату таможенного досмотра или акту замеров не приложено, в связи с чем акт судовых замеров является недопустимым доказательством, судом отклоняется в сиу следующего.
Как пояснил представитель Таможни в письменном отзыве и в судебном заседании, измерительные инструменты (рулетка измерительная металлическая В80 и термометр контактный цифровой ТК-5.06), которые использовались для проведения замеров груза, являются судовыми измерительными инструментами, и согласно сведениям, предоставленным Российским морским регистром судоходства не входят в Номенклатуру объектов технического наблюдения регистра, в связи с чем, их освидетельствование и испытание не требуется.
Данные судовые измерительные инструменты используются ООО «Речмортранс» при осуществлении перевозок груза, в том числе при взаимоотношениях с контролирующими органами, а именно для определения количества и при таможенном декларировании судового топлива.
Факт непредставления Заявителем сведений о поверке вышеуказанных инструментов не свидетельствуют о невозможности использования результатов, полученных с их применением, с учетом того факта, что замеры, проведённые 15.12.2021 судовой командой с использованием судовых измерительных инструментов явились основанием для выпуска капитаном теплохода «Капитан Пшеницин» письма-протеста от 15.12.2020.
Как следует из объяснения капитана теплохода «Капитан Пшеницин» ФИО3 судовые замеры проводились с целью защиты интересов судовладельца в случае возникновения коммерческих споров относительно количества груза.
Из вышеизложенного следует, что судовые замеры и полученные на основании них результаты используются Обществом для своей защиты при спорах с грузополучателями, грузоотправителями и иными лицами, соответственно данные сведения имеют доказательственное значение относительно количества груза и учитываются сторонами споров и арбитражными (третейскими) судами при их разрешении, в связи с чем, утверждение об их недостоверности и произвольности не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющейся морской практике.
Факт превышения количества груза, выявленный 02.01.2021 при проведении таможенного досмотра, подтверждается всеми измерениями, проведенными с момента погрузки груза на судно и его выгрузки в р.п. Ильинка Икрянинского Астраханской области, а именно замерами, проведенными 15.12.2021 после погрузки груза на судно (акт судовых замеров после выгрузки «ULLAGEREPORT» от 15.12.2020), 03.01.2021 при проведении инспекции груза сюрвейером АО «Интертек Рус» ФИО4 (отчет сюрвейера от 03.01.2021 № 7961-0001-21) и при его выгрузке 09.01.2021 в танкер-накопитель «ЭКО+» (акт перевалки от 09.01.2021 № 1).
Кроме того, методики (методы) измерений массы брутто и нетто нефти и массы нефтепродуктов и порядок их выполнения установлен стандартом «ГОСТ 8.587-2019. Межгосударственный стандарт. Государственная система обеспечения единства измерений. Масса нефти и нефтепродуктов. Методики (методы) измерений» (введен в действие Приказом Росстандарта от 14.11.2019 № 1170-ст) (далее - стандарт).
Согласно пункту 3.6 стандарта косвенный метод статических измерений массы нефти/нефтепродуктов (indirectmethodofstaticmeasurementsmassofoil/oilproducts) это метод статических измерений, при котором значение массы нефти/нефтепродуктов определяют на основании результатов измерений плотности и объема нефти/нефтепродуктов в резервуарах, резервуарах (танках) речных или морских наливных судов, цистернах.
В силу пункта 5.3 стандарта для измерений массы нефти/нефтепродуктов в резервуарах (танках) речных или морских наливных судов применяют косвенный метод статических измерений.
Обстоятельства определения веса товара - «нефть сырая» при его прибытии 02.01.2021 на таможенную территорию Евразийского экономического союза и при проведении таможенного досмотра, соответствуют косвенному методу статистического измерения.
Согласно таблице № 1 «Максимальная допускаемая относительная погрешность измерений», являющейся приложением к стандарту, при косвенном методе статистического измерения при диапазоне измерений от 200 т. и более максимальная допускаемая относительная погрешность измерений массы брутто нефти/нефтепродуктов (мазутов) составляет ±0,50%.
По отношению к весу брутто товара, определенного по результатам таможенного досмотра (4501,426) относительная погрешность измерения может составлять ±22,5 т., таким образом, выявленное по результатам таможенного досмотра превышение веса брутто товара в 52,426 т. не входит в пределы допускаемой погрешности и превышает возможную погрешность измерений на 29,93 т.
Разница между количеством фактически перемещаемого товара и количеством, указанным в товаросопроводительных документах, значительна, такое несоответствие не могло быть вызвано погрешностью измерений, что должно было быть очевидным для Общества, осуществляющим свою деятельность по перевозке грузов на профессиональной основе.
Таким образом, факт превышения количества товара - «нефть сырая», прибывшего на таможенную территорию Евразийского экономического союза, сведениям, представленным Заявителем таможенному органу при его прибытии, а именно их превышение, подтверждается совокупностью доказательств, приобщенным к материалам дела об административном правонарушении.
В связи с вышеизложенным, доводы, приведенные Заявителем, не свидетельствуют об отсутствии в его действиях события и состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ.
Суд считает доказанным наличие в действиях Общества объективной стороны правонарушения по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ, выразившейся в сообщении Обществом в таможенный орган недостоверных сведений о весе брутто товара путем представления недействительных документов (генеральной декларации от 02.01.2021 и грузовой декларации от 02.01.2021, содержащих недостоверные сведения).
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что, оценивая вину перевозчика в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, выразившегося в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о количестве товара, надлежит выяснять, в какой мере положения действующих международных договоров в области перевозок (Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) 1956 года, Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) 1951 года, Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 года, Конвенции Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов 1978 года и других) предоставляли перевозчику возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена ответственность частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, а также какие меры были приняты перевозчиком для их соблюдения.
При определении вины перевозчика, сообщившего таможенному органу недостоверные сведения о грузах, количество которых определяется весовыми параметрами, необходимо выяснять, значительна ли разница между количеством фактически перемещаемого товара и количеством, указанным в товаросопроводительных документах, а также насколько такое несоответствие могло быть очевидным для перевозчика, осуществляющего свою деятельность на профессиональной основе, исходя из осадки транспортных средств, его технических возможностей и других подобных показателей. Вопрос о том, значительно ли несоответствие между количеством фактически перемещаемого товара и количеством, указанным в товаросопроводительных документах, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств данного правонарушения.
Отношения, связанные с международной морской перевозкой грузов, регулируются, среди прочих актов, Конвенцией о морской перевозке грузов от 31.03.1978 (далее - КМПГ).
Согласно пункту 1 статьи 16 КМПГ если в коносаменте содержатся данные, касающиеся общего характера, основных марок, числа мест или предметов, веса или количества груза, в отношении которых перевозчик или другое лицо, выдающее коносамент от его имени, знает или имеет достаточные основания подозревать, что они не точно соответствуют фактически принятому, а в случае выдачи "бортового" коносамента - погруженному грузу, либо если у него не было разумной возможности проверить такие данные, перевозчик или такое другое лицо должен внести в коносамент оговорку, конкретно указывающую на эти неточности, основания для подозрений или отсутствие разумной возможности проверки
В рассматриваемом случае разница между весом брутто товара, заявленного Обществом, и весом брутто товара, определенным в ходе проведения таможенного контроля Астраханским таможенным постом, является значительной и составляет 52,426 тонн.
При этом, суд полагает, что у Общества имелась возможность для сообщения в таможенный орган достоверных сведений о весе брутто товара, поскольку на момент прибытия теплохода «Капитан Пшеницин» на таможенную территорию ЕАЭС Общество располагало сведениями об имеющемся расхождении фактического веса товара со сведениями, указанными в коносаментах, о чем свидетельствуют письмо-протест от 15.12.2020, выпущенным капитаном теплохода «Капитан Пшеницин» ФИО3 в котором отражена разница между коносаментным весом груза и судовыми замерами.
Таким образом, при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС Общество могло и должно было сообщить Астраханскому таможенному посту о фактическом количестве товара, рассчитанного по судовым замерам, а также о наличии факта несоответствия данных сведений со сведениями, указанными в транспортных документах, что Обществом сделано не было
Следовательно, Общество имело правовую и реальную возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но перевозчиком не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований таможенного законодательства, что позволяет сделать вывод о наличии вины Общества во вмененном административном правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд считает доказанным наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, выразившегося в сообщении Обществом в таможенный орган недостоверных сведений о весе брутто товара путем представления недействительных документов.
Нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, судом не установлено.
Учитывая изложенное, суд признает оспариваемое постановление законным и обоснованным, вынесенным полномочным административным органом с соблюдением процедуры привлечения к административной ответственности, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, при наличии законных оснований для привлечения заявителя к административной ответственности и с учетом обстоятельств, имеющих значение для дела.
В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Отказать Обществу с ограниченной ответственностью "Речмортранс" в удовлетворении заявленных требований.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия, через Арбитражный суд Астраханской области.
Информация о движении дела может быть получена на официальном интернет – сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru»
Судья | Ф.В. Сафронова |