АРБИТРАЖНЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6
Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: info@astrahan.arbitr.ru
http://astrahan.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Астрахань
Дело №А06-5061/2009
15 декабря 2009 года
Резолютивная часть решения объявлена 10 декабря 2009 года
Полный текст решения изготовлен 15 декабря 2009 года
Арбитражный суд Астраханской области
в составе:
судьи: Сорокин Н.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания С.В. Леонтьевой
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества "Южная нефтяная компания"
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Южном Федеральном округе
о признании незаконными и отмене постановлений регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Южном Федеральном Округе № 58-09-250/пн от 15.04.2009 года и № 58-09-317/пн от 01.07.2009 года о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
при участии:
от заявителя – ФИО1, представитель, доверенность без номера от 31.07.2009 года;
от заинтересованного лица – не явился, извещен надлежащим образом (почтовое уведомление № 80100 от 25.11.2009 года).
Открытое акционерное общество «Южная нефтяная компания» (далее заявитель, общество, ОАО «ЮНК») обратилось в арбитражный суд к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Южном Федеральном Округе (далее административный орган, Региональное отделение) с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений № 58-09-250/пн от 15.04.2009 года и № 58-09-317/пн от 01.07.2009 года.
Требования заявителя мотивированы тем, что 07.12.2006 года обществом с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Астрахань» инициирован в суде корпоративный спор, направленный на вытеснение из состава акционеров ОАО «ЮНК» иностранного инвестора Джей-Пи-ЭМ Партнерс ЛДС. На даты представления сведений об аффилированных лицах в административный орган с 07.12.2006 года по 24.03.2009 года состоялись параллельные собрания акционеров общества, на которых избирались различные составы Совета директоров акционерного общества. Решения собрания акционеров, а также вносимые на основании данных собраний акционеров сведения в Единый государственный реестр юридических лиц обжалованы в судебном порядке. Вступивших в законную силу актов суда на сегодняшний день не имеется. В связи с чем заявитель лишен возможности представить достоверные сведения в административный орган, так их достоверность устанавливается в судебном порядке.
Будучи извещенным надлежащим образом о месте и времени слушания, административный орган в судебное заседание не явился, заявив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии. Ходатайство судом удовлетворено, так как суд считает возможным рассмотреть настоящий экономический спор в отсутствие представителя административного органа без ущерба для полноты, объективности и всесторонности рассмотрения дела.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие лица, надлежащим образом уведомленного о времени и месте судебного заседания.
В отзыве на заявление ОАО «ЮНК» региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Южном Федеральном Округе доводы заявителя оспорило. Административный орган пояснил, что общество имело реальную возможность представить соответствующие требования на конкретную дату. Единственным определяющим критерием, установленным для исполнения данной обязанности, является государственная регистрация юридического лица в организационно-правовой форме открытого акционерного общества. Никаких исключений либо оснований для освобождения от исполнения данной обязанности законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Таким образом, не могут являться основаниями для неисполнения установленной обязанности обстоятельства, описанные ОАО «Южная нефтяная компания», поскольку, список аффилированных лиц призван как раз отражать положение лиц, способных оказывать влияние на деятельность юридического лица в течение отчетного периода.
В соответствии с п. 8.5.3 Положения о раскрытии информации, в этом списке отдельным разделом должны быть указаны изменения, произошедшие в списке аффилированных лиц акционерного общества в течение отчетного квартала.
Следовательно, в случае если в течение отчетного квартала аффилированные лица ОАО «Южная нефтяная компания» менялись в результате судебных решений или в результате проведения внеочередных общих собраний акционеров, то такие изменения должны быть отражены в списке аффилированных лиц в хронологическом порядке. Изменения в составе аффилированных лиц, которые могут произойти в результате будущих судебных решений, как утверждает заявитель, общество должно будет указать в соответствующем будущем отчетном периоде.
Согласно п. 8.5.2 Положения о раскрытии информации список аффилированных лиц акционерного общества должен содержать сведения, которые известны или должны быть известны этому акционерному обществу. То есть ОАО «Южная нефтяная компания» должны была внести в список аффилированных лиц только те сведения, которые ему достоверно известны.
Как коммерческая организация, ОАО «Южная нефтяная компания» является хозяйствующим субъектом, целью деятельности которого является извлечение прибыли, тем самым до момента внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц о ликвидации общества, оно является равноправным участником рыночных отношений, основанных на добросовестной конкуренции и свободе экономической деятельности, и одновременно является субъектом, обязанным исполнять требования, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Следовательно, единственным основанием для прекращения исполнения обязанности по представлению списка аффилированных лиц в регистрирующий орган является прекращение деятельности открытого акционерного общества в данной организационно-правовой форме.
Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Выслушав доводы заявителя, исследовав представленные доказательства, суд установил следующие имеющие существенное значение для правильного разрешения спора обстоятельства.
15.04.2009 года и 01.07.2009 года руководителями регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Южном федеральном округе на основании протоколов должностных лиц административного органа об административном правонарушении в отношении ОАО «ЮНК» вынесены постановления № 58-09-250/пн и № 58-09-317/пн о привлечении заявителя к административной ответственности в виде штрафа в сумме соответственно 30 000 рублей и 700 000 рублей по части 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение обществом (эмитент) порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг.
Основанием вынесения постановлений послужило не представление заявителем сведений в административный орган об аффилированных лицах по состоянию на дату окончания 4 квартала 2008 года и дату окончания 1 квартала 2009 года.
Заявитель обжаловал названные выше постановления административного органа по мотивам невозможности предоставления достоверных сведений.
Суд считает заявленные требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг или лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей (в старой редакции) и от семисот тысяч рублей до одного миллиона рублей в редакции Федерального закона от 09.02.2009 года № 9-ФЗ.
В соответствии с частью 4 статьи 93 Федерального закона от 26.12.1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» акционерное общество обязано вести учет его аффилированных лиц и представлять отчетность о них в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Состав, порядок и сроки обязательного раскрытия информации акционерным обществом установлены Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденным Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 года N 06-117/пз-н.
Пунктом 8.5 указанного Положения установлена обязанность акционерного общества раскрывать информацию об аффилированных лицах в форме списка, составленного на дату окончания отчетного квартала, не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала. Список аффилированных лиц должен быть представлен в регистрирующий орган в письменной форме и подписан уполномоченным лицом акционерного общества, подтверждающим тем самым достоверность всей содержащейся в нем информации.
Список аффилированных лиц Открытого акционерного общества «Южная нефтяная компания» за 4-й квартал 2008 года должен был быть представлен заявителем в РО ФСФР в ЮФО в срок до 16.02.2009 года, за 1 квартал 2009 года – до 15 мая 2009 года.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, предусмотренная законодательством обязанность предоставления списка аффилированных лиц заявителем в установленные законом сроки не исполнена. Данное обстоятельство заявителем не оспаривается.
Таким образом, в действиях Открытого акционерного общества «Южная нефтяная компания» имеется и доказан административным органом состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку общество не представило в регистрирующий орган отчет за 4-й квартал 2008 года по истечение 16.02.2009 года и за 1-й квартал 2009 года – по истечении 15 мая 2009 года.
Нарушений административным органом порядка привлечения заявителя к административной ответственности судом при исследовании материалов административного производства не установлено.
Между тем, суд считает привлечение заявителя к административной ответственности незаконным по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Санкция части 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность как за не представление сведений, так и предоставление недостоверных сведений.
7 декабря 2006 года ООО «Астраханьгазпром» (в настоящее время – ООО «Газпром добыча Астрахань») инициирован корпоративный спор, направленный на исключение из состава акционеров ОАО «ЮНК» иностранного инвестора Джей-Пи-Эм Партнере ЛДС (JPMPartnersLDC), арбитражное дело №А06-7642/2006.
Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций по данному делу принимали судебные акты в пользу ООО «Газпром добыча Астрахань» и только 24 марта 2009 года Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации все судебные акты по делу №А06-7642/2006 отменены, в иске ООО «Газпром добыча Астрахань» отказано.
За это время (с 07.12.2006 года по 24.03.2009 года) состоялись «параллельные» собрания акционеров ОАО «ЮНК». на которых избирались различные составы Совета директоров и разные генеральные директоры.
Так, на собрании без кворума акционеров, проведенном ООО «Астраханьгазпром» 11.12.2007 года, избран Совет директоров ОАО «ЮНК» в составе: ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 Генеральным директором избран ФИО10, утвержден Устав в новой редакции с изменением юридического адреса общества (улица Шаумяна, 73 в городе Астрахани).
На основании решений данного собрания, проведенного без кворума, в Единый государственный реестр юридических лиц (далее ЕГРЮЛ) с 20.12.2007 года были внесены сведения о новом адресе общества, о ФИО10 как генеральном директоре, в налоговом органе зарегистрирован Устав в новой редакции.
На собрание 11.12.2007 года акционер Джей-Пи-Эм Партнере ЛДС, обладающий 50,49% голосующих акций ОАО «ЮНК», не был допущен, в связи с чем было проведено «параллельное» собрание акционеров с участием Джей-Пи-Эм Партнере ЛДС, на котором решения по всем вопросам повестки дня собрания не были приняты.
В результате двух собраний акционеров, проведенных 11.12.2007 года по одним и тем же вопросам имелись противоположные решения, а при наличии регистрации в ЕГРЮЛ результатов собрания без кворума, создалась ситуация неопределенности с персональным составом Совета директоров и личностью генерального директора общества, а также юридическим адресом общества и Уставом общества.
09.01.2008 года на собрании акционеров, проведенном ОАО «ЮНК» с участием Джей-Пи-Эм Партнере ЛДС, Совет директоров избран в составе: Гетти К.Р., Джефферс Д.Э., ФИО11, Питер М., ФИО12, ФИО13, ФИО4, ФИО7, ФИО9 Генеральным директором избран ФИО13 При этом сведения о генеральном директоре ФИО13 внесены в ЕГРЮЛ только 29.05.2009 года после отмены 12.05.2009 года обеспечительных мер, наложенных судом.
Решения собрания без кворума акционеров ОАО «ЮНК» от 11.12.2007 года решением арбитражного суда по делу №А06-7106/2007 не отменено, однако в мотивировочной части постановления суда апелляционной инстанции от 15.05.2009 года по данному делу установлено, что собрание акционеров от 11.12.2007 года, созванного ООО «Астраханьгазпром», проведено без кворума, а потому не имеет юридической силы. Поскольку решение не имеющее юридической силы собрания акционеров ОАО «ЮНК» зарегистрировано в ЕГРЮЛ, то вопрос о его исключении из ЕГРЮЛ рассматривается в рамках арбитражного дела №А06-3882/2009, производство по которому в настоящее время приостановлено определением суда от 12.08.2009 года.
Решения собрания акционеров ОАО «ЮНК» от 09.01.2008 года также обжалованы в арбитражный суд Астраханской области в рамках дела № А06-808/2008, производство по которому повторно приостановлено определением суда от 07.09.2009 года.
Статья 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях запрещает предоставление недостоверной информации, а при изложенных выше обстоятельствах какой персональный состав аффилированных лиц (Совет директоров и генеральный директор ОАО «ЮНК») следует считать достоверным и предоставить о них информацию в настоящее время невозможно, так как достоверность сведений зависит от будущих решений арбитражного суда Астраханской области по делам № А06-808/2008 и № А06-3882/2009.
3
Не располагая достоверной информацией об аффилированных лицах общества ОАО «ЮНК» не могло представить в регистрирующий орган сведений о его аффилированных лицах.
В сложившейся ситуации суд считает обоснованными доводы заявителя об уважительности причин пропуска процессуального срока обжалования постановлений административного органа в судебном порядке.
Учитывая конкретные обстоятельства совершенного заявителем правонарушения, суд считает, что оснований для привлечения ОАО «ЮНК» к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Восстановить открытому акционерному обществу «Южная нефтяная компания» процессуальный срок на обжалование в судебном порядке постановлений постановления регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Южном Федеральном Округе.
Требования Открытого акционерного общества «Южная нефтяная компания» удовлетворить, постановления регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Южном Федеральном Округе № 58-09-250/пн от 15.04.2009 года и № 58-09-317/пн от 01.07.2009 года о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере соответственно 30 000 рублей и 700 000 рублей признать незаконными и отменить полностью.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Астраханской области.
Судья
Н.А. Сорокин