ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А06-5231/20 от 28.10.2020 АС Астраханской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6

Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: astrahan.info@arbitr.ru

http://astrahan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Астрахань

Дело №А06-5231/2020

03 ноября 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 28 октября 2020 года

Арбитражный суд Астраханской области в составе судьи Ковальчук Т.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Прокофьевой Ю.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Расчетный центр Астрахани" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Астраханской области об отмене постановления №04-233 от 28.05.2020

третьи лица: ФИО1, ООО «Астраханские тепловые сети»

при участии:

до перерыва 22.10.2020г.

от заявителя: ФИО2, представитель по доверенности от 19.08.2020 (диплом);

от административного органа: ФИО3, представитель по доверенности от 28.08.2020 (диплом)

от третьих лиц:

ФИО1 – не явился, извещен;

от ООО «Астраханские тепловые сети» - ФИО2, представитель по доверенности № 101 от 24.03.2020 (диплом)

после перерыва 28.10.2020г.

от заявителя: ФИО2, представитель по доверенности от 19.08.2020 (диплом);

от административного органа: ФИО3, представитель по доверенности от 28.08.2020 (диплом)

от третьих лиц:

ФИО1 – паспорт

от ООО «Астраханские тепловые сети» - ФИО2, представитель по доверенности № 101 от 24.03.2020 (диплом)

Общество с ограниченной ответственностью "Расчетный центр Астрахани" (далее ООО «РЦ Астрахани», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Астраханской области (далее Управление Роспотребнадзора по Астраханской области, Управление) об отмене постановления №04-233 от 28.05.2020.

В судебном заседании представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении и пояснениях суду.

Представитель Управления Роспотребнадзора по Астраханской области с заявленными требованиями не согласился, считает вину Общества доказанной материалами дела, просил в удовлетворении отказать.

Представитель ООО «Астраханские тепловые сети» поддержал позицию заявителя.

ФИО1 поддержал позицию Управления Роспотребнадзора по АО.

В судебном заседании 22.10.2020г. в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом был объявлен перерыв до 28.10.2020г. до 09 час.15 мин. После перерыва судебное заседание было продолжено.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

Как следует из материалов дела, в Управление Роспотребнадзора по Астраханской области из Прокуратуры Ленинского района г.Астрахани поступило обращение ФИО1 (вх.№650/ж от 20.02.2020), согласно которому потребитель просил провести проверку законности требований руководства ООО «РЦ Астрахани», изложенных в объявлении, размещенном в газете «Комсомолец Каспия», а также законность требования документов, указанных в объявлении, размещенном в ООО «РЦ Астрахани» при сверке начислений и выдаче справок.

На основании распоряжения Управления Роспотребнадзора по Астраханской области №244 от 19.03.2020 в отношении ООО «РЦ Астрахани» была проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой запрошены копии документов и пояснения необходимые для всестороннего и полного рассмотрения вопросов, изложенных в обращении потребителя (мотивированный запрос о предоставлении информации от 19.03.2020 №04/3902).

В ходе проверки было установлено, что при анализе публичного договора теплоснабжения, размещенного на официальном сайте ООО «Астраханские тепловые сети» сроки передачи показаний индивидуальных приборов учета потребленного горячего водоснабжения ежемесячно с 19 по 22 число, что противоречит требованиям п.п.Ж п.31, п.п.К (1) п.33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (далее - Правила).

Также при изучении публичного договора теплоснабжения установлено отсутствие информации, позволяющей агенту - ООО «РЦ Астрахани» запрашивать документы у клиентов (потребителей), указанные в объявлении для получения информации по состоянию лицевого счета, выдачи справок об отсутствии/наличии задолженности при каждом обращении потребителей для сверки данных.

24.03.2020 от ООО «РЦ Астрахани» в Управление Роспотребнадзора по Астраханской области поступили документы, из которых установлено, что между ООО «Астраханские тепловые сети» и ООО «РЦ Астрахани» заключен агентский договор №443 от 12.03.2020, в котором отсутствует пункт, позволяющий Агенту запрашивать документы, указанные в объявлении для получения информации по состоянию лицевого счета, выдачи справок об отсутствии/наличии задолженности при каждом обращении потребителей для сверки данных.

Усмотрев в действиях ООО «РЦ Астрахани», состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, 18.05.2020 Управлением Роспотребнадзора по АО в отношении Общества был составлен протокол об административном правонарушении № 04/124.

По основаниям, изложенным в протоколе № 04/124, 28 мая 2020 года Управлением Роспотребнадзора по АО в отношении ООО «РЦ Астрахани» было вынесено постановление №04/233 о привлечении к административной ответственности по части 1 ст. 14.4 КоАП РФ и наказания в виде штрафа в размере 20 000 руб.

Не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности, заявитель обратился в суд с заявлением.

В силу части 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с пунктом 7 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ продажа товаров, не соответствующих частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за продажу товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.4.2 настоящего Кодекса.

Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения в области защиты прав потребителей и интересовгосударства в области предпринимательской деятельности, связанной с торговлей, оказанием различного рода услуг и выполнением определенного вида работ.

Субъектом правонарушения является лицо, оказывающее населению соответствующую услугу.

Объективная сторона административного правонарушения предполагает совершение действий, в частности по оказанию услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) их оказания.

Таким образом, статьи 14.4 КоАП РФ направлена на охрану общественных отношений в сфере защиты прав потребителей.

В силу положений пунктов 1, 2 статьи 4 Закона РФ N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.

Из абзаца 2 части 2 статьи 1 Закона о защите прав потребителей следует, что Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).

В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг Правительство Российской Федерации Постановлением от 06.05.2011 N 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее Правила).

Указанные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

В соответствии с требованиями п.п. Д п. 31 Правил Исполнитель обязан производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя (при наличии). В случае если проведение такой проверки непосредственно при обращении потребителя невозможно, проверка может производиться в срок, определенный по договоренности потребителя и исполнителя, но не превышающий 1 месяц со дня обращения потребителя. Документы по результатам проверки предоставляются потребителю способом, согласованным потребителем и исполнителем, не позднее 5 рабочих дней после завершения такой проверки.

Согласно п.п. Ж п. 31 Правил исполнитель обязан принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства, сеть Интернет и др.), и использовать показания, полученные не позднее 25-го числа расчетного месяца, при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания.

На основании п.п. К (1) п. 33 Правил потребитель обязан при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу, не позднее 25-го числа текущего расчетного периода.

Как следует из материалов дела, между ООО «Астраханские тепловые сети» (Принципал) и ООО «РЦ Астрахани» (Агент) заключен агентский договор №443 от 12.03.2020.

Согласно п.п. 3.3.1 п. 3.3. агентского договора Агент обязан исполнять поручения Принципала в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ и условиями настоящего Договора.

При этом, как считает административный орган, в Правилах и в Агентском договоре отсутствует пункт, позволяющий запрашивать документы, указанные в объявлении для получения информации по состоянию лицевого счета, выдачи справок об отсутствии/наличии задолженности при каждом обращении потребителей для сверки данных.

Управлением при изучении копии публичного Договора Теплоснабжения, размещенного на официальном сайте ООО «Астраханские тепловые сети» установлено, что согласно п.п. 2.4.9 п. 2 договора обязанность на потребителя по предоставлению документов указанных в объявлении возложена только при заключении договора, иные причины, позволяющие требовать данные документы, договорными обязательствами не предусмотрены.

Также Управление считает, что предусмотренный п.п. 2.5.2 п. 2 договора теплоснабжения срок передачи показаний индивидуального прибора учета потребленного горячего водоснабжения - ежемесячно с 19 по 22 число противоречит п.п. К (1) п. 33 Правил, и полученному от ООО «РЦ Астрахани» ответу, а также способствует возникновению задолженности у потребителей перед исполнителем услуг.

Таким образом, Управлением сделан вывод, что ООО «Расчетный центр Астрахани» нарушены обязательства перед пользователем услуг в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.

Таким образом, привлекая ООО «Расчетный центр Астрахань» к административной ответственности по части 1 статье 14.4 КоАП РФ, административный орган обязан был установить все элементы данного административного правонарушения (субъект, объект, субъективную сторону, объективную сторону).

В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами.

Перечень доказательств не является исчерпывающим. Доказательствами могут быть любые документы (материалы), на основании которых могут быть установлены обстоятельства, предусмотренные статьей 26.2 КоАП РФ.

Как указывалось выше, в силу пункта 1 статьи 26.1 КоАП РФ в числе прочих выяснению подлежит наличие события административного правонарушения.

Событие - один из видов юридических фактов, с которыми закон связывает возникновение правоотношений.

Подробное описание существа вмененного правонарушения является важным фактором для определения его юридической квалификации в точном соответствии с Особенной частью КоАП РФ, которой предусмотрена административная ответственность за совершение конкретного противоправного деяния.

Событие должно быть описано конкретно, с указанием обстоятельств совершения виновного деяния (действия, бездействия).

Для привлечения Общества к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, необходимо установить как факт оказания реальной услуги, так и нарушение при этом конкретных требований нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг.

Вместе с тем, согласно договору теплоснабжения исполнителем коммунальных услуг является ООО «Астраханские тепловые сети», а не ООО «Расчетный центр Астрахани».

ООО «Расчетный центр Астрахани» в рамках агентского договора №443 от 12.03.2020, заключенного с ООО «Астраханские тепловые сети» осуществляет юридические и иные действия от имени и за счет ООО «Астраханские тепловые сети» по начислению размера платы за коммунальные услуги «отопление» и «горячее водоснабжение», выставлению платежных документов для оплаты, приему платежей от потребителей, перечислению денежных средств Принципалу.

Следовательно, ООО «Расчетный центр Астрахань» не является субъектом правоотношений по предоставлению коммунальный услуг по договорам теплоснабжения, заключенных ООО «Астраханские тепловые сети» и не устанавливал срок передачи показаний индивидуального прибора учета потребленного горячего водоснабжения - ежемесячно с 19 по 22 число.

В соответствии с пунктом 2.3. Агентского договора конкретные процедуры и сроки совершения Агентом действий, предусмотренных договором определяются Регламентом взаимодействия строй ( приложение № 2 к Договору).

Пункт 5.1 Регламента позволяет ООО «Расчетный центр Астрахань» запрашивать у потребителей документы, необходимые для сверки расчетов по коммунальным платежам.

В соответствии с пунктом 5.6.4 Регламента Агент осуществляет действия по ведению «Досье» Потребителей, включающие документы и сведения, необходимые для заключения договоров в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Вышеизложенные обстоятельства опровергают вывод административного органа об отсутствии у ООО «Расчетный центр Астрахань» право запрашивать документы для сверки расчетов с Принципалом.

Таким образом, содержание протокола, оспариваемого постановления и представленные доказательства не позволяют однозначно установить наличие события и состава вменяемого административного правонарушения.

В соответствии с ч. 3 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ привлекаемое лицо не обязано доказывать свою невиновность, неустранимые сомнения о виновности лица, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии со ст. 64 АПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.

В силу ч. 5 ст. 205 АПК РФ обязанность по доказыванию возлагается на административный орган. Между тем бесспорных доказательств объективной стороны вменяемого правонарушения в деле не имеется.

Согласно конституционно-правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации N 119-О от 21.04.2005, положения части 2 статьи 2.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ, предусматривающие основания, при наличии которых юридическое лицо может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности и имеют целью исключить возможность привлечения юридических лиц к административной ответственности при отсутствии их вины.

Поскольку административным органом в материалы дела не представлено неопровержимых доказательств, подтверждающих наличие противоправных и виновных действий общества, то отсутствует необходимый элемент состава административного правонарушения, что в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

На основании изложенного суд считает, что административным органом не доказана правомерность привлечения Общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить постановление Управления Роспотребнадзора по Астраханской области № 04/233 от 28.05.2020г.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия, через Арбитражный суд Астраханской области.

Информация о движении дела может быть получена на официальном интернет – сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru

Судья

Т.А. Ковальчук