ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А06-5545/2022 от 03.10.2022 АС Астраханской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6

Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: astrahan.info@arbitr.ru

http://astrahan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Астрахань

Дело № А06-5545/2022

06 октября 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 03  октября  2022 года

Арбитражный суд Астраханской области в составе судьи Цепляевой Л.Н.

при ведении протокола судебного заседания ФИО1

рассмотрев в судебном заседании дело по искуПрокурора Астраханской области   к Публичному   акционерному обществу «Астраханская энергосбытовая компания»  (ИНН <***>, ОГРН <***>), Муниципальному казенному  дошкольному общеобразовательному   учреждению  «Детский сад №6 «Ручеек» (ИНН <***>, ОГРН <***>)   о  признании недействительным (ничтожным)  п. 3.2, 3.2.1, 3.2.2 Контракта  №63015  от 19.01.2022 г.

при участии:

от истца: Безуглая  Н.Р. прокурор отдела,  удостоверение №13723,

от ответчика: ФИО2 доверенность   от 01.03.2022 г.

МКДОУ «Детский сад №6 «Ручеек» - не явились, извещены

Прокурор Астраханской области обратился в арбитражный суд сиском к Публичному   акционерному обществу «Астраханская энергосбытовая компания» и Муниципальному казенному  дошкольному общеобразовательному   учреждению  «Детский сад №6 «Ручеек» в защиту интересов муниципального учреждения и неопределенного круга лиц  о  признании недействительными (ничтожными)  пунктов 3.2, 3.2.1, 3.2.2 Контракта  №63015  от 19.01.2022 г.

Ответчик МКДОУ «Детский сад №6 «Ручеек», надлежащим образом извещенный о времени и месте проведения судебного заседания, в судебное заседание не явился, отзыв на исковое заявление не представил.

            В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд  с учетом   мнения сторон считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика -   МКДОУ «Детский сад №6 «Ручеек» .

            Представитель прокурора  исковые требования   поддержала в   полном объеме.

Представитель  ответчика  ПАО  «Астраханская   энергосбытовая компания»  возражала против удовлетворения   исковых требований   по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, пояснив, что оспариваемые пункты договора энергоснабжения не могут быть признаны   ничтожными, т.к. соответствуют  Правилам полного  и (или) частичного   ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства  Российской Федерации от 04.05.2012г. №442.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

Как следует из материалов дела, Прокуратурой области проведена проверка соблюдения законодательства о закупках в деятельности МКДОУ «Детский сад № 6 «Ручеек» г. Харабали Астраханской области, в ходе которой установлено следующее.

19.01.2022г. между Муниципальным казенным дошкольным общеобразовательным   учреждением  «Детский сад №6 «Ручеек» и ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» заключен контракт №63015(ИКЗ 223301000799530220100100040013512247) на основании п. 29 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно пункту 1.1. контракта, гарантирующий поставщик обязан осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или путем заключения договоров с третьими лицами обеспечить передачу электрической энергии и предоставление иных услуг,  неразрывно связанных с  процессом снабжения электрической энергией потребителя, а потребитель обязан принимать и оплачивать приобретаемую энергию (мощность) и оказанные услуги в сроки и на условиях, определённых настоящим Контрактом.

Согласно п.3.2. контракта, гарантирующий поставщик имеет право:

3.2.1. Вводить ограничение режима потребления электрической энергии в установленном действующими нормативно-правовыми актами РФ порядке при наступлении любого из следующих обстоятельств:

1)получение законного требования судебного пристава - исполнителя о введении ограничения режима потребления;

2)нарушения потребителем своих обязательств, выразившиеся в следующих действиях: не исполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате электрической энергии, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком по основному обязательству, возникшему из договора энергоснабжения.

Согласно п.3.2.2. контракта гарантирующий поставщик имеет право приостановить исполнение обязательств по контракту путем введения ограничения режима потребления электроэнергии, в том числе до уровня технологической, аварийной брони (при наличии объектов с установленной технологической, аварийной броней) в порядке и случаях, определенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отказ потребителя от признания задолженности или указанного уведомления размера задолженности не является препятствием для введения ограничения режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств. В случае исполнения потребителем в полном объеме указанного в письменном уведомлении требования об оплате, в срок до введения ограничения режима потребления, такое ограничение не вводится. При исполнении потребителем указанного в письменном уведомлении требования в период действия ограничения режима потребления, поставка электрической энергии возобновляется не позднее чем через 24 часа с момента поступления денежных средств в кассу гарантирующего поставщика или получения им подтверждения факта перечисления банком потребителя денежных средств на расчетный счет гарантирующего поставщика.

Положения статьи 546 Гражданского   кодекса  Российской Федерации  являются специальными по отношению к пункту 3 статьи 450 ГК РФ, в силу чего сторонами при заключении договора энергоснабжения не могут быть предусмотрены дополнительные основания (помимо прямо названных в статье 546 ГК РФ) для расторжения или изменения данного договора во внесудебном порядке путем одностороннего отказа от его исполнения.

Полагая, что ограничение либо прекращение подачи электроэнергии в образовательное учреждение может повлечь за собой нарушение законных прав неопределенного круга лиц, Прокурор Астраханской области обратился  в защиту интересов муниципального  учреждения и неопределенного круга лиц  с настоящим исковым заявлением.

На основании ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Часть 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает право прокурора обратиться в арбитражный суд с иском о признании сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъекта Российской Федерации, доля участия муниципальных образований, недействительными, а также с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной указанными лицами.

  Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителей сторон, исследовав доказательства, содержащиеся в материалах дела, суд  считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 72 Бюджетного Кодекса РФ, закупка товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 29 части 1 статьи 93 ФЗ № 44 от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» между ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» и МКДОУ «Детский сад № 6 «Ручеек» г.Харабали Астраханской области заключен государственный контракт № 63015 от 19.01.2022г.

Согласно условиям контракта, ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» приняло на себя обязательства по поставке электрической энергии, МКДОУ «Детский сад № 6 «Ручеек» г. Харабали Астраханской области обязано принимать и оплачивать потребленную электрическую энергию в сроки определенные указанным контрактом.

Пунктами 3.2, 3.2.1, 3.2.2 контракта сторонами согласовано право гарантирующего поставщика вводить режим ограничения электрической энергии, а также приостанавливать исполнение обязательств по контракту путем введения ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе и до уровня аварийной брони.

Отказ потребителя (МКДОУ «Детский сад № 6 «Ручеек» г. Харабали Астраханской области) от признания задолженности или ее размера не является препятствием для введения ограничения режима поставки в случае, неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по уплате электрической энергии (п. 3.2.2 контракта).

Согласно пунктам 1 и 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Законодательство РФ об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из ГК РФ, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.

К отношениям, связанным со снабжением электрической энергией, применяются правила о договоре энергоснабжения, предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

Пунктом 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусмотрена возможность прекращения или ограничения подачи энергии в установленном порядке.

В силу статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор энергоснабжения является публичным договором и в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может устанавливать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.

К отношениям по договору снабжения электрической энергией применяется § 6. Энергоснабжение ГК РФ, если законом или иными правовыми актами не установлено иное(п. 4 статьи 539 ГК РФ).

В соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике" Правительством Российской Федерации утверждено Постановление Правительства РФ № 442 от 04.05.2012г. « О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии».

Пунктом 48 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 №442, установлено право гарантирующего поставщика в связи с наступлением обстоятельств, указанных в Правилах N 442, инициировать в установленном порядке введение полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии по договору.

Согласно подпункту "б" пункта 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 №442, ограничение режима потребления электрической энергии вводится при нарушении своих обязательств потребителем, выразившемся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа, либо к образованию задолженности потребителя перед энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке в размере, установленном в договоре.

В соответствии с пунктом 24 указанных Правил инициатор введения ограничения режима потребления электрической энергии вправе потребовать в установленном законодательством Российской Федерации порядке с потребителя, в отношении которого было введено ограничение в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах втором, четвертом и пятом подпункта "б", подпунктах "ж" и "к" пункта 2 Правил N 442, компенсации расходов на оплату действий исполнителя (субисполнителя) по введению ограничения режима потребления такого потребителя и последующему еговосстановлению, а также на совершение им действий, предусмотренных названными Правилами.

Согласно пунктам 2 и 4 Правил №442 ограничение режима потребления электрической энергии вводится при неисполнении потребителем своих обязательств по оплате электрической энергии (мощности) на основании письменного уведомления о необходимости введения ограничения режима потребления, переданного в сетевую организацию. Ограничение режима потребления вводится сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии в точке (точках) поставки потребителя, в отношении которого требуется введение ограничения режима потребления (пункт 5 Правил №442).

В силу пункта 7 Правил №442 инициатор введения ограничения не позднее чем за 10 дней до заявляемой им даты введения ограничения режима потребления направляет исполнителю уведомление о необходимости введения ограничения режима потребления, содержащее следующие сведения: наименование потребителя и описание точки поставки потребителя, в отношении которого вводится ограничение режима потребления; основания введения ограничения режима потребления; вид подлежащего введению ограничения режима потребления; сроки вводимого ограничения режима потребления; сведения об уведомлении потребителя о планируемом ограничении режима потребления.

Пункт 17 Правил №442 предусматривает порядок введения ограничения электроэнергии в отношении потребителей, имеющих акт согласования технологической и (или) аварийной брони.

Согласно абзацу 14 пункта 17 Правил № 442 при отсутствии у потребителя акта согласования технологической и (или) аварийной брони, составленного и согласованного в установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике порядке, ограничение режима потребления в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением таким потребителем своих обязательств либо в связи с прекращением обязательств сторон по договору вводится в соответствии с пунктом 15 или 16 настоящих Правил, вплоть до полного ограничения режима потребления. В этом случае потребитель, у которого отсутствует акт согласования аварийной и (или) технологической брони, несетответственность, в том числе перед третьими лицами, за последствия, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с настоящими Правилами.

Пункт 18 Правил N 442 предусматривает порядок введения ограничения в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, в отношении которых частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил не ниже уровня аварийной брони.

Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается. При этом перечень данной категории потребителей является исчерпывающим и указан в приложении к Правилам №442.

Таким образом, право введения ограничения поставки электрической энергии, в том числе и до уровня аварийной брони при соблюдении специального порядка со стороны ресурсоснабжающей организации, при нарушении потребителем обязательств по уплате потребленной электрической энергии, в том числе и авансовых платежей, предусмотрено как гражданским законодательством РФ, так и специальными нормами права.

В соответствии с частью 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 №25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды.

Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.

Кроме того,  Распоряжением  Губернатора  Астраханской области  от 10.06.2022г. №322-р  утвержден перечень потребителей электрической энергии (мощности) ограничение  режима потребления энергии которых может привести к экономическим, социальным последствиям в Астраханской области, к которым МКДОУ «Детский сад №6 «Ручек»  не относится.

На основании изложенного, пункты 3.2,3.2.1,3.2.2 контракта энергоснабжения № 63015 от 19.01.2022г., заключенного между МКДОУ «Детский сад № 6 «Ручеек» г. Харабали Астраханской области и ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» не могут быть признаны ничтожными, т.к. соответствуют Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 №442.

С учетом вышеизложенного, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

Руководствуясь статьями 167-171, 176  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение вступает в законную силу со дня принятия  постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Астраханской области.

Информация о движении дела может быть получена на официальном интернет – сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru

Судья

Л.Н. Цепляева