ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А06-5697/09 от 02.11.2009 АС Астраханской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6

Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: info@astrahan.arbitr.ru

http://astrahan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Астрахань

Дело №А06-5697/2009

06 ноября 2009 года

Резолютивная часть решения оглашена 02 ноября 2009г.

Полный текст решения изготовлен 06 ноября 2009г.

Арбитражный суд Астраханской области

в составе:

судьи: Блажнова Д.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Максудовой Н.Х.,

рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Газпромэнерго» в лице Южного филиала к ГУ Астраханскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ

о признании недействительным решения № 330 от 30.07.2009 г. в части,

при участии:

от заявителя   – ФИО1 – руководитель учетно-контрольной группы по доверенности №391 от 01.10.2009г.; ФИО2 – юрисконсульт 1 категории по доверенности №229 от 31.03.2009г.

от заинтересованного лица   – ФИО3 – главный специалист-ревизор контрольно-ревизионного отдела по доверенности №01-48/05-37191 от 02.10.2009г.; ФИО4 представитель по доверенности №01-48/11-4400 от 06.02.2009г.

Общество с ограниченной ответственностью «Газпромэнерго» в лице Южного филиала (далее Общество) обратилось в арбитражный суд Астраханской области с заявлением (с учетом уточнения, л.д. 143, 145) о признании недействительным решения ГУ Астраханского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации (далее Фонд) от 30.07.2009г. №330 в части непринятия к зачету суммы выплаченных пособий по социальному страхованию в размере 1.352.948руб.33коп., в размере 1.692,97руб., в размере 1523,50 руб. и суммы пособий по нетрудоспособности 5.132,22руб., всего в сумме 1.361.297,02руб.

Заявитель считает, что ГУ Астраханское региональное отделение ФСС неправомерно отказалось включить надбавку за разъездной характер работы в состав заработной платы, из которого начисляются пособия по государственному страхованию, поскольку законодатель не ограничивает термин «районный коэффициент» только коэффициентом, установленным только для районов Крайнего Севера, следовательно, коэффициенты установленные к заработной плате могут применяться и учитываться при расчете пособий по беременности и родам в иных местностях (высокогорные районы, пустынные и безводные местности, отдаленные местности). Помимо указанного, пояснила, что по пунктам 2.3, 2.4 и 2.6 акта заинтересованного лица итоговая сумма непринятых расходов составляет 42359,19 рублей, а не 43882,69 рублей, которая указана заинтересованным лицом.

Заинтересованное лицо просит суд отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований, считает, что в силу Трудового кодекса РФ указанные заявителем выплаты не входят в систему оплаты труда, они являются компенсацией затрат работника, связанных с выполнением трудовых обязанностей. Таким образом, заявитель производил своим работникам компенсацию не за работу в особых условиях, а за обстоятельства связанные с отдаленностью места работы от места жительства работников. При этом, заявителем не учитывается что, к местностям с особыми климатическими условиями законодатель относит районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, к которым Астраханская область не относится. Кроме того, представитель заинтересованного лица пояснил, что не оспаривает тот факт, что по пунктам 2.3, 2.4 и 2.6 акта проверки итоговая сумма непринятых расходов составляет 42359,19 рублей, а не 43882,69 рублей.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ

В период с 04.05.2009г. по 15.05.2009г. должностными лицами ГУ Астраханского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации на основании решения заместителя управляющего ГУ Астраханского регионального отделения фонда социального страхования РФ от 03.04.2009г. № 05/2-255 проведена проверка Общества с ограниченной ответственностью «Газпромэнерго» (Южного филиала) по вопросам расходов на цели обязательного социального страхования, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога в счет начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд за период с 01.01.2007г. по 31.12.2008г.

Проверка проводилась выборочным методом, в ходе проверки сделаны выводы, в том числе и о следующих нарушениях:

- размер пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам определялся с учетом коэффициента за работу в пустынной и безводной местности, который не относится к районным коэффициентам. В названной части не принята к зачету сумма 1352948 рублей (л.д. 23);

- выплата пособий по листкам нетрудоспособности после нарушения режима продолжалась в полном объеме. В названной части не принята к зачету сумма 22739,39 рублей, в которую вошла1692,27 рублей, расчитанная заинтересованным лицом без учета районного коэффициента (л.д. 24);

- в проверяемом периоде в состав заработка для исчисления пособия по временной нетрудоспособности включалась надбавка за время проезда в нерабочее время от сборного пункта до места работы и обратно. Указанные расходы не приняты к зачету в счет начисленного единого социального налога, в сумме 5132,22 рублей (л.д. 26);

Сумма не принятых к зачету расходов в названной части составила 1359773,52 рублей.

По результатам проверки составлен Акт № 357 от 29.06.2009г., на основании которого заместителем управляющего ГУ Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования РФ принято решение № 330 от 30.07.2009г. о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования в сумме 1516218,78 рублей.

Суд считает названное решение, в обжалуемой части, подлежащим признанию недействительным исходя из следующего.

Признавая в качестве одного из основных принципов правового регулирования трудовых отношений обеспечения права каждого работника на выплату справедливой заработной платы (статья 2), законодатель определил в Трудовом кодексе Российской Федерации, что оплата труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, производится в повышенном размере (статья 146); в состав заработной платы помимо вознаграждения за труд в зависимости от его сложности, количества, качества и условий выполняемой работы включаются также выплаты компенсационного и стимулирующего характера (часть 2 статьи 129).

Раздел VII Трудового кодекса Российской Федерации «Гарантии и компенсации» предусматривает соответствующие выплаты работникам (в пределах, установленных законодательством в целях возмещения затрат (расходов), которые они несут в связи с исполнением трудовых и некоторых других обязанностей).

Согласно положениям статьи 164 Трудового кодекса Российской Федерации гарантии представляют собой средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав области социально-трудовых отношений; компенсации – денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных Федеральным законам обязанностей.

В соответствии со статьей 423 Трудового кодекса Российской Федерации впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991г. № 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых государств», применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

Изданные до введения в действие Кодекса нормативные правовые акты Президента Российской федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.

В соответствии со статьей 148 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами. К числу местностей с тяжелыми климатическими условиями относятся районы Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока и другие. Применение районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате в отношении лиц, работающих в этих климатических регионах, регулируются Законом Российской Федерации от 19.02.1993г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Распоряжением Совета Министров СССР от 23.09.1981г. № 1921р за работу в пустынной и безводной местности к заработной плате работников, занятых на геологоразведочных работах, бурении скважин, строительстве и эксплуатации объектов Астраханского газоконденсатного месторождения, установлен коэффициент 1, 35.

Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам №106 от 19.02.1987г. названный коэффициент распространен на работников предприятий и организаций железнодорожного и автомобильного транспорта, электроснабжения, технологической связи, ОРСа, медсанчасти, коммунального, бытового обслуживания и культурно-просветительных учреждений за время их работы в зоне обслуживания объектов Астраханского газоконденсатного месторождения.

Максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам за полный календарный месяц, согласно статье 15 Федерального закона № 17-ФЗ от 11.02.2002г. «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002г.», не может превышать 11 700 рублей. Частью второй указанной статьи установлено, что в районах и местностях, где районные коэффициенты применяются в установленном порядке к зарплате, максимальный размер названного пособия определяется с учетом этих коэффициентов.

Поскольку законодатель не ограничивает термин «районный коэффициент» только коэффициентом, установленным для районов Крайнего Севера, следовательно, коэффициенты, установленные к заработной плате в иных районах и местностях, могут применяться и учитываться при расчете пособий по беременности и родам в иных районах и местностях.

В связи с чем, заявитель правомерно определял размер пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам с учетом коэффициента за работу в пустынной и безводной местности, составляющего 1,35, в том числе с 05.04.2007 г. по 13.04.2007 г. по больничному листу ВЛ № 1258509, выданному 05.04.2007 г. ФИО5 (л.д. 44, 81, 82).

Согласно статьям 315, 316, 317 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, размеры и порядок выплат которых устанавливаются Федеральным законом «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», направленный на возмещение дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера и предусматривающий, что работникам предприятий, учреждений, организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, в соответствии со статьей 7 Кодекса гарантируется выплата районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате; согласно статье 10 Кодекса для всех производственных и непроизводственных отраслей устанавливается единый районный коэффициент к заработной плате и начисляется без ограничения ее максимального размера; выплата районного коэффициента к заработной плате учитывается во всех случаях исчисления средней заработной платы.

Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера. В соответствии со статьей 135 Трудового кодекс Российской Федерации система заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного вида выплат устанавливаются работникам организаций, финансируемых из бюджета – соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами, работникам организаций со смешанным финансированием – законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций; работникам других организаций – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций трудовыми договорами.

В соответствии со статьей 149 Трудового кодекса Российской Федерации предприятия обязаны производить работникам доплаты при выполнении работ в условиях труда, отклоняющихся от нормальных. Размеры доплат и условия их выплат устанавливаются коллективным договором, трудовым договором.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2004г. №76-О выплаты районных коэффициентов и процентных надбавок выступают элементами оплаты труда, составной частью заработной платы.

Доплата за разъездной характер работы предусмотрена Дополнением и изменением № 4 в положение о порядке оплаты труда работников Филиалов ООО «Газпромэнерго», утвержденным генеральным директором 14.04.2006 г. и Коллективным договором Общества на 2007- 2009 годы, с учетом приложения № 4 (л.д. 16, 108-109).

В соответствии с пунктом 5.3 приложения № 4 к Коллективному договору за дни поездок к рабочему месту и обратно (Астрахань – п.Аксарайский - Астрахань) если затрачивается не менее 3 часов выплачивается доплата в размере до 20 процентов месячной тарифной ставки, и до 15 процентов (п. Красный Яр – п. Аксарайский - п. Красный Яр) если время проезда составляет не менее 2 часов (л.д. 109).

Таким образом, в состав заработной платы, согласно Трудовому кодексу Российской Федерации, включаются все выплаты, производимые работодателем работнику на основании коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов.

Из вышеназванных законоположений следует, что выплаты районных коэффициентов и процентных надбавок выступают элементами оплаты труда, составной частью заработной платы, они не могут отождествляться с компенсациями, призванными возместить работникам, согласно статье 167 Трудового кодекса Российской Федерации, конкретные затраты, связанные именно с непосредственным выполнением ими своих трудовых обязанностей, (то есть обусловленные реальными расходами, такими как переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

В связи с чем, суд считает обоснованным включение указанных выплат (за разъездной характер работы) в состав заработка для исчисления пособий по социальному страхованию.

Правомерность вышеизложенной позиции подтверждается Постановлением ФАС Поволжского округа от 19.06.2008 г. по делу № А06-5707/07, по которому вынесено Определение ВАС РФ от 04.12.2008г. № 13186/08 об отказе в передаче дела в президиум ВАС РФ, а также Постановлениями ФАС Поволжского округа: от 03.06.2008г. по делу № А06-5742/07; от 11.06.2008г. по делу № А06-5932/07; от 03.03.2005г. по делу № А06-2157У/3-23/04.

Кроме того, при сложении сумм, непринятых заинтересованным лицом к зачету и указанных в пунктах 2.3, 2.4, 2.6 акта проверки: 8680+14930,49+18748,70 (л.д. 27-28) образуется сумма пособий по беременности и родам, составляющая 42359,19 рублей. Однако по данным заинтересованного лица данная сумма составляет 43882,69 рублей, которая определена путем вычета из общей суммы непринятых по акту расходов 1519 720,95 рублей, непринятой к зачету суммы расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности, составляющей 1475838,26 рублей (л.д. 26, 28, 29).

Таким образом, судом установлено, и не оспаривается заинтересованным лицом, что последним в названной части была допущена арифметическая ошибка при расчете не принятой к зачету суммы, которая составила 1523,50 - разницу между 42359,19 рублей (верной суммы по пунктам 2.3, 2.4, 2.6, акта проверки) и 43882,69 рублей (суммой по данным заинтересованного лица, при расчете которой была допущена арифметическая ошибка).

На основании изложенного суд считает, что заявитель также правомерно оспаривает решение заинтересованного лица в части не принятия к зачету 1523,50 рублей

С учетом изложенного, суд считает, что решение Фонда от 30.07.2009г. № 330 в обжалуемой заявителем части принято неправомерно, поскольку противоречит вышеназванным нормам.

В соответствии с требованиями пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Суд считает, что последствием признания недействительным решения Фонда в обжалуемой части является возложение на Фонд обязанности принять к зачету расходы заявителя на выплату пособий по социальному страхованию в размере 1.352.948руб.33коп., в размере 1.692,97руб., в размере 1523,50 руб. и суммы пособий по нетрудоспособности в размере 5.132,22руб., всего в сумме 1.361.297,02руб.


  На основании изложенного, руководствуясь статьями 104, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Решение Государственного учреждения Астраханского регионального отделения фонда социального страхования от 30 июля 2009 года № 330 в части непринятия к зачету суммы выплаченных пособий по социальному страхованию в размере 1352948,33руб., в размере 1692,97руб., в размере 1523,50 руб. и суммы пособий по нетрудоспособности в размере 5132,22руб., всего в сумме 1361297,02руб., признать недействительным.

Обязать Государственное учреждение Астраханского регионального отделения фонда социального страхования принять к зачету расходы Общества с ограниченной ответственностью «Газпромэнерго» в лице Южного филиала, непринятые к зачету вышеназванным решением, на выплату пособий по социальному страхованию в размере 1352948,33руб., в размере 1692,97руб., в размере 1523,50 руб. и суммы пособий по нетрудоспособности в размере 5132,22руб., всего в сумме 1361.297,02руб.

Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Газпромэнерго» из федерального бюджета уплаченную им госпошлину в размере 2000 рублей.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Астраханской области.

Информация о движении дела может быть получена на официальном интернет – сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru

Судья

Д.Н. Блажнов