АРБИТРАЖНЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6
Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: astrahan.info@arbitr.ru
http://astrahan.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Астрахань
Дело №А06-6224/2013
05 декабря 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена 04 декабря 2013 года
Полный текст решения изготовлен 05 декабря 2013 года
Арбитражный суд Астраханской области
в составе: судьи Бочарниковой Г.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Доценко А.Р.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Общества с ограниченной ответственностью "ГолденЛес"
к Астраханской таможни
о признании незаконным решение Астраханской таможни по корректировке таможенной стоимости товара от 28.05.2013 года по декларации на товары № 10311020/270513/0002406, как несоответствующие ТКТС; об обязании Астраханскую таможню возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "ГолденЛес" излишне уплаченные таможенные платежи в размере 177.926, 31 рублей, в десятидневный срок с даты вступления решения в законную силу; об обязании Астраханскую таможню устранить допущенные нарушения прав Общества с ограниченной ответственностью "ГолденЛес", путем применения первого метода определения таможенной стоимости товара,
при участии до перерыва:
от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности №1 от 21.08.2013 года;
от Астраханской таможни: ФИО2, главный государственный таможенный инспектор правового отдела, представитель по доверенности №07-34/90 от 10.01.2013 года;
при участии после перерыва:
от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности №1 от 21.08.2013 года;
от Астраханской таможни: ФИО3, главный государственный таможенный инспектор правового отдела, представитель по доверенности №07-34/13196 от 02.09.2013 года;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ГолденЛес" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Астраханской таможни о признании незаконным решение Астраханской таможни по корректировке таможенной стоимости товара от 28.05.2013 года по декларации на товары № 10311020/270513/0002406, как несоответствующие ТКТС; об обязании Астраханскую таможню возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "ГолденЛес" излишне уплаченные таможенные платежи в размере 177.926, 31 рублей, в десятидневный срок с даты вступления решения в законную силу; об обязании Астраханскую таможню устранить допущенные нарушения прав Общества с ограниченной ответственностью "ГолденЛес", путем применения первого метода определения таможенной стоимости товара.
Представитель Астраханской таможни в судебном заседании заявила устное ходатайство об объявлении перерыва в данном судебном заседании для возможности предоставления дополнительных документов.
Возражений не последовало.
В судебном заседании от 27.11.2013 года в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 04.12.2013 года до 09 час. 45 мин. Объявление о перерыве размещено в соответствии с рекомендациями, данными в Информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19 сентября 2006 года № 113 «О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», на сайте Арбитражного суда Астраханской области.
После перерыва судебное заседание продолжилось 04.12.2013 года в 09 час. 45 мин.
Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, с учетом заявленных уточнений. Считает, то у Астраханской таможни отсутствовали основания для непринятия заявленного Обществом метода определения таможенной стоимости товара.
Представитель Астраханской таможни возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, считает, что заявитель не представил достаточных документов для определения таможенной стоимости товара методом по стоимости сделки.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные документы, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным, если оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц.
Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявленного требования без удовлетворения.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При оценке доводов сторон суд принимает во внимание положения пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которому обязанность доказывания обоснованности принятия оспариваемого акта лежит на органе, принявшем оспариваемый ненормативный акт. Вместе с тем бремя доказывания обстоятельств, на которые ссылается лицо в обоснование своих требований и возражений в соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лежит на лице, которое ссылается на указанные обстоятельства.
Из материалов дела следует, что 10 октября 2012 года между Обществом с ограниченной ответственностью «ГолденЛес» и фирмой «ESTEGHBAL TEJARAT CASPIAN СО» (Исламская республика Иран) был заключен контракт № 03, спецификация №1 от 05.03.2013 года и дополнительное соглашение № 4 от 25.04.2013 года, на поставку товара «финики сушеные в картонных коробах по 10 кг нетто, маркировка «Боостан финик» на согласованных условиях. Поставка осуществлялась на условиях CFR-Астрахань.
При помещении ввозимого товара под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, ООО «ГолденЛес» в Декларации на товары № 10311020/270513/0002406 определило таможенную стоимость товара №1 - «финики сушеные», код ТНВЭД ТС 0804100009- по стоимости сделки с ввозимым товарами (статья 4 Соглашения «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза, ратифицированного РФ Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. N 258-ФЗ (далее - Соглашение).
Для подтверждения заявленной стоимости обществом в таможенный орган был представлен следующий пакет документов, необходимых для начала проверки ДТ: договор купли продажи № 03 от 10.10.2012г. ; инвойс № 91/12-110 от 05.03.2013 г., спецификация № 1 от 05.03.2013 года, дополнительное соглашение № 4 от 25.04.2013 года, коносамент, паспорт сделки, комплект учредительных документов, декларация соответствия и иные документы , которые имелись у заявителя исходя из условий сделки , в соответствии со ст. 183 ТК ТС и Решением Комиссии Таможенного Союза от 20.09.2010 г № 376, указанные в описи к ДТ № 10311020/270513/0002406.
Таможенный орган, посчитав, что имеются признаки, указывающие на то, что заявленный при декларировании по ДТ № 10311020/270513/0002406 сведения могут являться недостоверными, принял решение о проведении дополнительной проверки от 28.05.2013 года.
В Решении о проведении дополнительной проверки, таможенный орган в срок до 06.06.2013 г., просил декларанта представить следующий дополнительные документы: сведения о стоимости ввозимого (ввезенного) товара в стране отправления — экспортная таможенная декларация страны отправления, прайс-лист производителя ввезенных товаров, бухгалтерские документы об оприходовании товаров, договор реализации на территории таможенного союза, платежные документы по оплате предшествующих поставок идентичных товаров, банковские платежные документы по оплате счетов-фактур по декларируемой партии товаров или по предыдущим поставкам товаров в адрес получателя.
Запрашиваемые документы, в рамках принятого таможенным органом решения о проведении дополнительной проверки, Обществом представлены не были ввиду их отсутствия и того, что на стадии таможенного оформления им был представлены документы, полно и объективно отражающие заявленную таможенную стоимость по первому методу.
Не согласившись с применением Обществом первого метода определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами (статья 4 Соглашения об определении таможенной стоимости) и в связи с отказом Общества в предоставлении дополнительных документов, Астраханская таможня приняла Решение о корректировке таможенной стоимости от 28.05.2013 года.
Корректировка таможенной стоимости товаров была произведена на основе третьего метода определения таможенной стоимости ( по стоимости сделки с однородными товарами ), в связи с чем, обществу были дополнительно начислены таможенные платежи в размере 177 926 рублей 31 копейка. ( гр. В КТС-1).
Суд считает, что действия таможенного органа по корректировке таможенной стоимости товара являются незаконными по следующим основаниям.
Порядок определения таможенной стоимости ввезенных товаров предусмотрен Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза" которое действует с 06.07.2010 г. (далее по тексту - Соглашение).
Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами в соответствии со ст. 75 ТК ТС являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика).
Налоговая база для исчисления налогов определяется в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза (в РФ - исходя из таможенной стоимости товаров).
Согласно пункта 2 статьи 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов. Сведения, указанные в пункте 2 настоящей статьи, заявляются в декларации таможенной стоимости и являются сведениями, необходимыми для таможенных целей.
В соответствии с Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза", основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 настоящего Соглашения, (метод 1).
Как следует из статьи 4 Соглашения от 25.01.2008 г. таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 настоящего Соглашения, при любом из следующих условий:
1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и
распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:
- установлены совместным решением органов Таможенного союза;
- ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы;
- существенно не влияют на стоимость товаров;
2) продажа товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;
3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 5 настоящего Соглашения могут быть произведены дополнительные начисления;
4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей стороны.
При невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии со статьями 6 и 7 настоящего Соглашения в качестве основы для определения такой стоимости может использоваться либо цена, по которой ввозимые, идентичные или однородные товары были проданы на единой таможенной территории таможенного союза (статья 8 настоящего Соглашения), либо расчетная стоимость товаров, определяемая в соответствии со статьей 9 настоящего Соглашения. Лицо, декларирующее товары, имеет право выбрать очередность применения указанных статей при определении таможенной стоимости ввозимых товаров.
В случае если для определения таможенной стоимости ввозимых товаров невозможно использовать ни одну из указанных статей, определение таможенной стоимости товаров осуществляется в соответствии со статьей 10 настоящего Соглашения.
В пунктах 2, 3 статьи 2 вышеуказанного соглашения предусмотрено, что в целях обеспечения законности, единообразия и беспристрастности системы оценки товаров для таможенных целей она не должна быть основана на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров. При этом, таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Процедура определения таможенной стоимости товаров должна быть общеприменимой, то есть не различаться в зависимости от источников поставки товаров (страны происхождения, вида товаров, участников сделки и др.). Процедуры определения таможенной стоимости ввозимых товаров не должны использоваться сторонами в качестве антидемпинговых мер.
В соответствии со статьей 183 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом.
К таким документам относятся:
1) документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную декларацию;
2) документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки, а в случае отсутствия внешнеэкономической сделки - иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, а также и иные коммерческие документы, имеющиеся в распоряжении декларанта;
3) транспортные (перевозочные) документы;
4) документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений;
5) документы, подтверждающие соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;
6) документы, подтверждающие страну происхождения товаров в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
7) документы, на основании которых был заявлен классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности;
8) документы, подтверждающие уплату и (или) обеспечение уплаты таможенных платежей;
9) документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных платежей, на применение полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с таможенными процедурами, установленными настоящим Кодексом, либо на уменьшение базы (налоговой базы) для исчисления таможенных пошлин, налогов;
10) документы, подтверждающие изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов;
11) документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров;
12) документ, подтверждающий соблюдение требований в области
валютного контроля, в соответствии с валютным законодательством государств-
членов таможенного союза.
13) документ о регистрации и национальной принадлежности
транспортного средства международной перевозки - в случае перевозки товаров
автомобильным транспортом при их помещении под таможенную процедуру
таможенного транзита (пункт 1).
При таможенном декларировании товаров представляются оригиналы документов либо их копии (пункт 4).
В соответствии со статьей 183 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее -ТК ТС) подача декларации на товары должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом.
К таким документам относятся:
1) документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную
декларацию;
2) документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки, а в
случае отсутствия внешнеэкономической сделки - иные документы, подтверждающие
право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, а также и иные
коммерческие документы, имеющиеся в распоряжении декларанта;
3) транспортные (перевозочные) документы;
4) документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений;
5) документы, подтверждающие соблюдение ограничений в связи с применением
специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;
6) документы, подтверждающие страну происхождения товаров в случаях,
предусмотренных настоящим Кодексом;
7) документы, на основании которых был заявлен классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности;
8) документы, подтверждающие уплату и (или) обеспечение уплаты таможенных платежей;
9) документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных платежей, на применение полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с таможенными процедурами, установленными настоящим Кодексом, либо на уменьшение базы (налоговой базы) для исчисления таможенных пошлин, налогов;
10) документы, подтверждающие изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов;
11) документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров;
12) документ, подтверждающий соблюдение требований в области валютного контроля, в соответствии с валютным законодательством государств-членов таможенного
союза.
13) документ о регистрации и национальной принадлежности транспортного
средства международной перевозки - в случае перевозки товаров автомобильным
транспортом при их помещении под таможенную процедуру таможенного транзита (пункт
1).
При таможенном декларировании товаров представляются оригиналы документов либо их копии (пункт 4).
На момент ввоза товара на таможенную территорию ТС и подачи в таможенный орган указанной ДТ подлежали применению нормы Порядка декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного Союза от 20.09.2010 № 376.
Согласно пункту 1 Приложения № 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров при декларировании товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию ТС в соответствии с выбранной таможенной процедурой, по первому методу определения таможенной стоимости декларантом представляются документы для подтверждения заявленных сведений по таможенной стоимости:
- учредительные документы покупателя ввозимых товаров;
- внешнеторговый договор купли-продажи (возмездный договор поставки), действующие приложения, дополнения и изменения к нему;
- счет-фактура (инвойс);
- банковские документы (если счет-фактура оплачен в зависимости от условий внешнеторгового контракта), а также другие платежные документы, отражающие стоимость товара;
- страховые документы в зависимости от установленных договором условий сделки;
- договор по перевозке (договор транспортной экспедиции, если такой договор заключался), погрузке, разгрузке или перегрузке товаров, счет-фактура (инвойс) за перевозку (транспортировку), погрузку, разгрузку или перегрузку товаров, банковские документы (если счет-фактура оплачен) или документы (информация) о транспортных тарифах или бухгалтерские документы, отражающие стоимость перевозки (если перевозка товара осуществлялась собственным транспортом декларанта), - в случаях, когда транспортные расходы до аэропорта, порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, или из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены вычеты расходов по перевозке (транспортировке) товаров после их прибытия на таможенную территорию Таможенного союза;
- котировки мировых бирж, в случае, если ввозится биржевой товар;
- договор об оказании посреднических услуг (агентский договор, договор комиссии, договор об оказании брокерских услуг), счета-фактуры (инвойсы), банковские платежные документы за оказание посреднических услуг в зависимости от установленных договором условий сделки;
- договоры, счета-фактуры (инвойсы), счета-проформы, бухгалтерские документы, таможенные декларации, оформленные таможенными органами государств - членов Таможенного союза на вывоз товаров (если товары поставлялись на вывоз с таможенной территории Таможенного союза), и другие документы о стоимости товаров и услуг, предоставленных покупателем бесплатно или по сниженным ценам для использования в связи с производством и продажей для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза ввозимых (ввезенных) товаров, если предоставление таких товаров и услуг предусмотрено внешнеторговой сделкой и их стоимость не включена в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате;
- лицензионный договор, счет-фактура, банковские платежные документы, бухгалтерские и другие документы, содержащие сведения о платежах за использование объектов интеллектуальной собственности, которые относятся к ввозимым (ввезенным) товарам (если указанные платежи предусмотрены в качестве условия продажи ввозимых товаров);
- документы (в том числе бухгалтерские) и сведения, содержащие данные о части дохода (выручки), которая прямо или косвенно причитается продавцу в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования ввезенных товаров (если это предусмотрено условиями внешнеторговой сделки);
- договоры, счета, банковские платежные документы о стоимости тары, упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке, в случае, если данные расходы произведены покупателем, но не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимый товар (если это предусмотрено условиями внешнеторговой сделки);
- другие документы и сведения, которые декларант может представить в подтверждение заявленной таможенной стоимости.
В случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с Таможенным кодексом ТС, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.
В случае невозможности принятия решения в отношении заявленной декларантом таможенной стоимости товаров при обнаружении признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, должностное лицо принимает решение о проведении дополнительной проверки (статья 69 ТК ТС).
По письменному запросу таможенного органа, декларант обязан представить следующие дополнительные документы и сведения в зависимости от обстоятельств конкретной сделки и от выбранного декларантом метода определения таможенной стоимости товара (т.е. имеющие отношение к рассматриваемой сделке и ввозимым товарам), в частности: прайс-листы производителя ввозимых (ввезенных) товаров либо его коммерческое предложение; сведения о стоимости ввозимого (ввезенного) товара в стране отправления: экспортная таможенная декларация страны отправления (если ее заполнение предусмотрено в стране отправления) и заверенный ее перевод; сведения о стоимости ввозимых (ввезенных) товаров в разрезе торговых марок (брендов), моделей, артикулов, если эти сведения не указаны во внешнеторговом договоре (приложении, спецификации), счете-проформе (инвойсе); упаковочные листы; бухгалтерские документы об оприходовании товаров; договоры на поставку оцениваемых, идентичных, однородных товаров для их продажи на единой таможенной территории Таможенного союза; сведения, разъясняющие основания предоставления продавцом скидок покупателю на конкретную партию товара, их величину, если такие скидки предусмотрены внешнеторговым договором, но не определены количественно; оферты, заказы, прайс-листы продавцов оцениваемых, идентичных, однородных товаров, а также товаров того же класса или вида (если имеются); документы и сведения о физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров и их влиянии на ценообразование; документы и сведения о перевозке и перегрузке товаров (при транспортировке несколькими видами транспорта); документы и сведения, подтверждающие производимые после прибытия на единую таможенную территорию Таможенного союза оцениваемых товаров строительство, возведение, сборку, монтаж, обслуживание или техническое содействие (смета и график проведения монтажных и пуско-наладочных работ, акты выполненных работ и т.п.) в отношении таких оцениваемых (ввозимых) товаров, как промышленные установки, машины или оборудование; документы об урегулировании сторонами внешнеэкономической сделки претензий о несоответствии стоимости фактически поставленного товара и контрактной (инвойсной) стоимости в связи с отклонением количества и (или) качества поставленного товара от количества и качества, исходя из которого определялась контрактная (инвойсная) стоимость товара; документы, подтверждающие, что взаимосвязь между продавцом и покупателем не повлияла на стоимость сделки с ввозимыми товарами.
Таким образом, требования статьи 183 ТК ТС и Решения Комиссии Таможенного союза № 376 заявителем были соблюдены в полном объеме.
В соответствии со статьей 111 ТК ТС таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при совершении таможенных операций, с целью установления достоверности сведений, подлинности документов и (или) правильности их заполнения и (или) оформления.
Проверка достоверности сведений, представленных таможенным органам при совершении таможенных операций, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, анализа сведений таможенной статистики, обработки сведений с использованием информационных технологий, а также другими способами, не запрещенными таможенным законодательством таможенного союза. При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить в письменной форме дополнительные документы и сведения с целью проверки информации, содержащейся в таможенных документах.
В абзаце 3 пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 № 29 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров» отмечено, что отказ декларанта от предоставления объяснений и документов, обосновывающих заявленную им таможенную стоимость, при отсутствии объективных препятствий к их представлению должны рассматриваться как невыполнение условия о ее документальном подтверждении и достоверности, влекущее исключение использования метода определения таможенной стоимости товара по цене сделки.
Однако эта позиция подлежит применению в совокупности с позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2005 № 13643/04, согласно которой обязанность предоставлять по требованию таможенного органа документы, необходимые для подтверждения заявленной таможенной стоимости, может быть возложена на декларанта только в отношении документов, которыми тот реально располагает или должен их иметь в силу закона либо обычая делового оборота.
На основании чего, представленные документы, для целей таможенного оформления товаров, полностью соответствуют указанным выше нормам таможенного законодательства.
Таким образом у таможенного органа, отсутствовали правовые основания для непринятия заявленной таможенной стоимости, по причине якобы документального не подтверждения стоимости сделки.
При этом, суд приходит к выводу, что экспортная декларация страны отправления и прайс-лист не является документами, требование о представлении которых установлено законодательством РФ и законодательством таможенного союза. Общество не предоставило в таможенный орган экспортную декларацию, так как не обладает информацией о наличии такой, поскольку данный вопрос относится к правовому регулированию страны-экспортера, то есть находится вне рамок воздействия со стороны заявителя.
Условиями контракта от 10.10.2012 года № 03 не предусмотрено предоставление поставщиком каких либо дополнительных документов, а именно экспортной декларации, прайс-листа все сведения о стоимости продукции содержатся в вышеупомянутом контракте.
Кроме того, наличие экспортной декларации или ее отсутствие не влияет на размер обязательств покупателя по оплате приобретенного товара, учитывая, что согласно вышеизложенного заявленная декларантом таможенная стоимость подтверждена иными надлежащими доказательствами, представленными декларантом в таможенный орган.
Бухгалтерские документы об оприходовании товаров, запрошенные таможенным органом, являются внутренними документами Общества и не могут подтверждать таможенную стоимость товара.
Запрошенные таможенным органом, банковские платежные документы по оплате декларируемой товарной партии не могут быть предоставлены, так как контрактом от 10.10.2012 г. № 03 не предусмотрена оплата денежными средствами в счет поставок товара с Иранской стороны.
Декларант не располагал документами, запрошенными таможенным органом и не должен иметь их в силу закона и обычаев делового оборота и характера сделки.
Согласно статье 424 Гражданского кодекса РФ цена сделки определяется соглашением сторон, а не ценовым уровнем, сложившимся в определенном регионе на однородные товары.
Следует учитывать, что для оформления товара по ДТ № 10311020/270513/0002406 заявителем был представлен указанный контракт, дополнительные соглашения, спецификации и инвойс фактически образуют единый взаимодополняющий коммерческий пакет документов в рамках осуществленной поставки товара, содержащий необходимый перечень сведений о товаре для целей исчисления и уплаты таможенных платежей с использованием первого метода определения таможенной стоимости. Сведения в данных документах также позволяют с достоверностью установить цену применительно к количественно определенным характеристикам товара, условия поставки и оплаты.
С учетом изложенного, стороны договорились о поставке именно той партии товара, сведения о котором заявлены в ДТ№ 10311020/270513/0002406 и основаны на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации, что указывает на правомерность применения обществом при определении таможенной стоимости первого метода - по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
Противоречий и несоответствий в указанных документах таможенным органом не установлено. Кроме того, фактическое исполнение сделки сторонами также устраняет сомнения в достижении сторонами договоренности по всем существенным условиям поставки партии товара.
Таким образом, в силу статьи 432 ГК РФ, факт заключения декларантом контракта с Иранской фирмой подтвержден. Представленные заявителем сведения позволяют идентифицировать декларируемый товар с товаром по заявленным условиям сделки.
По смыслу Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза" в ходе таможенного оформления товаров у декларанта возникает обязанность представить имеющиеся у него документы с целью подтверждения соответствия контрактной и таможенной стоимостей товара. В связи с этим таможенный орган обязан опровергнуть, при необходимости, сведения декларанта и доказать обратное - несоответствие действительной стоимости товаров стоимости, заявленной в таможенных целях. Декларант не обязан, а вправе доказать достоверность сведений, поэтому отсутствие у него тех или иных документов, запрошенных таможенным органом, не может однозначно свидетельствовать о неопределенности и недостоверности заявленных в таможенных целях сведений, если они подтверждаются и (или) не опровергаются иными документами (доказательствами).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 26.07.2005 № 29 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров» разъяснил, что под несоблюдением условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товаров, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений.
Исходя из правовой позиции, приведенной в пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 26.07.2005 № 29, следует, что документальная неподтвержденность заявленной таможенной стоимости заключается в следующем:
- отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме. Документальным подтверждением заключения сделки является контракт № 03 от 10.10.2012 года;
- отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара. Согласно спецификации №1 от 05.03.2013 г., дополнительного соглашения № 4 от 25.04.2013 года , к контракту № 03 от 10.10.2012 года стоимость товара заявленного в ДТ 10311020/270513/0002406 .определена и согласована;
- отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, условий поставки и оплаты. Согласно спецификации №1 от 05.03.2013 г., дополнительного соглашения № 4 от 25.04.2013 года, определены условия поставки и оплаты за товар.
- наличие доказательств недостоверности таких сведений, то есть их необоснованного расхождения с аналогичными сведениями в других документах, выражающих содержание сделки, а также коммерческих, транспортных, платежных (расчетных) и иных документах.
Из анализа представленных при таможенном оформлении документов следует, что первые три из вышеперечисленных обстоятельств не имели места, а конкретных указаний на недостоверность сведений, содержащихся в представленных ООО «ГолденЛес» документах, таможенным органом не выявлено.
На основании вышеприведенной позиции ВАС РФ довод Астраханской таможни о том, что данные, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости, не подтверждены документально, не соответствует материалам дела.
Таможенный орган на основании представленных документов пришел к выводу, что заявленная декларантом стоимость не подтверждена и подлежит корректировке, в результате чего было принято Решение от 28.05.2013 года, обоснованием которого явилось, по мнению таможни, что продажа и цена сделки зависят от соблюдения условий, влияние которых не может быть учтено.
Однако в соответствии со статьей 69 ТК ТС таможня проводит дополнительную проверку в случае обнаружения при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены. Представленные декларантом документы являлись достоверными и в полной мере подтверждали таможенную стоимость товара. При проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска у декларанта возникает обязанность представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо представить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены. При необходимости таможенный орган обязан опровергнуть сведения декларанта и доказать обратное - несоответствие действительной таможенной стоимости товаров стоимости, заявленной декларантом в таможенных целях. Декларант вправе доказать достоверность сведений и правомерность избранного им метода определения таможенной стоимости. В связи с этим непредставление декларантом тех или иных документов, запрошенных таможенным органом, не может однозначно свидетельствовать о неопределенности и недостоверности заявленных в таможенных целях сведений, если они подтверждены и не опровергнуты иными документами.
Таким образом, обязанность декларанта представить по требованию таможенного органа объяснения и дополнительные документы возникает лишь при наличии признаков недостоверности сведений о таможенной стоимости товаров либо в случае, когда заявленные сведения должным образом не подтверждены.
В обосновании принятого решения о корректировке таможенной стоимости, таможенный орган приходит к выводу, что стоимость сделки документально не подтверждена.
Данный вывод не соответствует действующему законодательству.
Исходя из правовой позиции, приведенной в пункте 2 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 26 июля 2005 г N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров", следует, что признаки недостоверности сведений о цене сделки при определении таможенной стоимости могут проявляться в значительном отличии цены сделки от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов по сделкам с идентичными и однородными товарами, ввезенными на территорию РФ при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таковых - данных иных официальных или общепризнанных источников информации.
Исходя из представленных при таможенном оформлении документов следует, что корректировка таможенной стоимости товара, задекларированного ООО «ГолденЛес» в ДТ № 10311020/270513/0002406, производилась на основе выписки из ДТ, полученной из Информационно-аналитической системы «Мониторинг-Анализ».
Кроме того, довод таможенного органа о том, что ввезенный обществом товар не оплачен и не подлежал оплате, так как был ввезен в счет исполнения экспортного контракта, суд считает не состоятельным, по нижеследующему:
Согласно части 2 статьи 4 Соглашения от 25.01.2008 года ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца, при этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей Стороны.
Из материалов дела (ведомость банковского контроля) усматривается, что ООО «ГолденЛес» в рамках спорного внешнеэкономического контракта № 03 от 10.10.2012 года, было вывезено (на экспорт) товара на сумму 3 238 836,90 руб., при этом срок оплаты за товар предусмотрен авансовыми платежами либо в течении 360 дней с даты вывоза , в том числе встречными поставками , а ввезено (на импорт ) в счет исполнения обязательств по договору на таможенную территорию Таможенного Союза товара на сумму 738 888 руб., в том числе и по спорной ДТ.
Таким образом, задекларированный по ДТ № 10311020/270513/000240 ввезенный товар на сумму 246 296 руб. был оплачен экспортной (встречной) поставкой товара.
Данное обстоятельство подтверждает аксиому о единой экономической и правовой сущности договоров мены и купли-продажи, а также то, что цена товара, согласованная в смешанном договоре имеет то же юридическое значение, что и в договоре купли-продажи.
Кроме того, Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20.12.2012 года № 283 «О применении метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с возимыми товарами (метод 1)» не исключает возможность применения в качестве определения таможенной стоимости метода по цене сделки с ввозимыми товарами при применении бартерных взаиморасчетов, поскольку такие взаиморасчеты свидетельствуют о возмездности сделки и о переходе права собственности на товары к иному лицу.
Из материалов дела не следует, и таможней не доказано, что указанные бартерные взаимные расчеты между сторонами контракта повлекли изменение цены и как следствие таможенной стоимости товаров.
Довод Астраханской таможни, о том, что решение о корректировки таможенной стоимости было принято по добровольному согласию декларанта и он не вправе заявлять о незаконности Решения, суд считает несостоятельным.
Так, согласно правовой позиции, выраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 13328/12 от 05.03.2013 года, факт самостоятельной корректировки обществом таможенной стоимости ввозимого товара не препятствует декларанту в реализации права на оспаривание решения таможни о корректировке таможенной стоимости и права требовать возврата излишне уплаченных таможенных платежей. Действующее законодательство не устанавливает запретов и ограничений на предъявление требований о возврате излишне уплаченных таможенных платежей даже в том случае, если платежи декларантом вносились добровольно.
Суд считает, что оспариваемое решение Астраханской таможни подлежит признанию незаконным, поскольку в материалы дела не было представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности применения заявителем по рассматриваемой поставке метода определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами.
Поскольку Астраханская таможня не обосновала невозможность применения метода таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами, то требование, направленное на обязание Астраханской таможни устранить допущенные нарушения прав заявителя, путем принятия первого метода определения таможенной стоимости товара по цене сделки с ввозимыми товарами, суд считает соответствующим пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, и подлежащим удовлетворению.
Данный способ восстановления нарушенных прав не противоречит нормам законодательства, что подтверждается и сложившейся судебной практикой (Определение об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № ВАС-17298/13 от 02 декабря 2013 г., Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24.07.2008 года по делу № А12-3517/2007 и др.).
Поскольку судом установлено отсутствие оснований для корректировки таможенной стоимости, то на Астраханскую таможню возлагается обязанность по возврату заявителю данных платежей.
Согласно статье 89 Таможенного кодекса Таможенного союза излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с данным Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение Астраханской таможни по корректировке таможенной стоимости товара от 28.05.2013 года по декларации на товары № 10311020/270513/0002406, как несоответствующие ТКТС.
Обязать Астраханскую таможню возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "ГолденЛес" излишне уплаченные таможенные платежи в размере 177.926, 31 рублей, в десятидневный срок с даты вступления решения в законную силу.
Обязать Астраханскую таможню устранить допущенные нарушения прав Общества с ограниченной ответственностью "ГолденЛес", путем применения первого метода определения таможенной стоимости товара.
Взыскать с Астраханской таможни в пользу Общества с ограниченной ответственностью «ГолденЛес» судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 6537 рублей 78 копеек.
Взыскать с Астраханской таможни в доход федерального бюджета Российской Федерации в сумме 1800 рублей 00 копеек.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Астраханской области.
Информация о движении дела может быть получена на официальном интернет - сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru».
Судья Г.Н. Бочарникова