ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А06-6390/2022 от 20.10.2022 АС Астраханской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6

Тел/факс (8512) 48-23-23, E-mail: astrahan.info@arbitr.ru

http://astrahan.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Астрахань

Дело № А06-6390/2022

27 октября 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 20 октября 2022 года

Арбитражный суд Астраханской области в составе судьи Ковальчук Т.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Прокофьевой Ю.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Ваш Ломбард» об отмене постановления № 22-3691/3110-1 Отделения по Астраханской области южного главного управления Центрального банка Российской Федерации о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № ТУ-12-ЮЛ-22-3691 от 12.07.2022 года;

при участии:

от заявителя: ФИО1, доверенность от 19.07.2022 (диплом);

от административного органа: ФИО2, доверенность от 30.07.2022 (диплом).

Общества с ограниченной ответственностью «Ваш Ломбард (далее – ООО «Ломбард», Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления № 22-3691/3110-1 Отделения по Астраханской области южного главного управления Центрального банка Российской Федерации ( далее о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № ТУ-12-ЮЛ-22-3691 от 12.07.2022 года.

В судебном заседании представитель заявителя вину в совершении административного правонарушения признал, просит суд заменить штраф на предупреждение.

Представитель административного органа не возражал против замены штрафа на предупреждение.

Изучив представленные документы, выслушав пояснения сторон, суд

УСТАНОВИЛ:

Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения информации ООО «Ваш ломбард», представленной в ответ на запрос Аналитического центра по ломбардам от 18.04.2022 № ТЦ-44-3-4/4773, установлено, что согласно п. 5.1 Договора № 2004101-0068576/22ИМО страхования имущества юридических лиц (автотранспортные средства в ломбарде) от 11.01.2022 и платежному поручению № 254 от 18.01.2022, договор вступает в силу с 00 часов 00 минут дня, следующего за днем оплаты всей суммы страховой премии (при оплате страховой премии одновременно) и действует до 24 часов 00 минут 13 января 2023 г. Таким образом, срок действия договора с 19.01.2022 по 13.01.2023. Общая страховая сумма согласно Договору составляет 500 тыс. руб.

По результатам анализа представленного Реестра и Договора страхования имущества установлено, что имущество, принятое в залог в период с 31.12.2021 по 18.01.2022 не было застраховано, что является нарушением требований части 1 статьи 6 Федерального закона № 196-ФЗ.

Кроме того, в периоды с 01.02.2022 по 05.02.2022,  11.02.2022 по 31.03.2022,  08.04.2022 по 21.04.2022 сумма оценки вещей превышала сумму, на которую застрахованы вещи согласно Договору, что также явилось нарушением требований части 1 статьи 6 Федерального закона № 196-ФЗ.

Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 статьи 15.26.2 КоАП РФ,  30.06.2022 ведущим юрисконсультом юридического отдела Отделения Астрахань ФИО3 в отношении ООО «Ваш ломбард» составлен протокол № ТУ-12-ЮЛ-22-3691/1020-1 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.26.2 КоАП РФ.

По основаниям, изложенным в протоколе об административном правонарушении, 12.07.2022 заместителем управляющего отделением Астрахань ФИО4 вынесено постановление № ТУ-12-ЮЛ-22-3691, о привлечении ООО «Ваш ломбард» к административной ответственности по части 1 статьи 15.26.2 КоАП РФ и назначении наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением в части назначения ООО «Ваш ломбард»   обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

В силу части 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с пунктом 7 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Согласно части 1 статьи 15.26.2 КоАП РФ нарушение ломбардом законодательства Российской Федерации о ломбардах влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения в сфере деятельности в области предоставления краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.

Субъектом правонарушения является организация, предоставляющая краткосрочные займы гражданам и хранение вещей.

Объективная сторона административного правонарушения выражается в нарушение ломбардом требований ФЗ «О ломбардах», а именно нарушение требований к содержанию залогового билета.

В соответствии со статьей 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», статьей 2.3 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ) Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами и нормативными актами Банка России, в том числе за ломбардами.

Согласно части 2 статьи 2.3 Закона №196-ФЗ регулирование деятельности ломбардов и надзор за их деятельностью, за исключением их деятельности по хранению вещей, сдаче в аренду (субаренду) недвижимого имущества, их деятельности банковского платежного агента, оказания ими консультационных и информационных услуг, осуществляются Банком России.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона № 196-ФЗ ломбард обязан страховать в пользу заемщика или поклажедателя за свой счет риск утраты и повреждения вещи, принятой в залог или на хранение, на сумму, равную сумме ее оценки, произведенной в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона. Заложенная или сданная на хранение вещь должна быть застрахована на протяжении всего периода ее нахождения в ломбарде.

Общество, факт совершения им правонарушения не оспаривает, указывает, что вмененное нарушение устранено самостоятельно, добровольно до выявления административного правонарушения и составления протокола, ни один потребитель финансовых услуг, как заведомо слабая сторона не пострадал от действий ООО «Ваш Ломбард».

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Проверив порядок привлечения Общества к административной ответственности, суд установил, что административным органом процессуальных нарушений, влекущих отмену постановления по делу об административном правонарушении, не допущено.

Наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. назначено административным органом в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 15.26.2 КоАП РФ, соответствует характеру, степени тяжести и общественной опасности совершенного обществом правонарушения.

Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП не установлено.

Общество просит суд заменить назначенное административное наказание в виде штрафа на предупреждение, ссылаясь на совершение правонарушение впервые, наличие статуса субъекта малого и среднего предпринимательства, а также устранением обстоятельств послуживших основанием для вынесения постановления об административном правонарушении.

Так 20.04.2022 Обществом заключено дополнительное соглашение № 1 к Договору 2004101-0068576/22ИМО, согласно которому страховая сумма увеличена и составила 1073 тыс. рублей. В соответствии с пунктом 6 дополнительного соглашения и представленным платежным поручением от 22.04.2022 № 281 дополнительное соглашение вступило в силу с 22.04.2022. Таким образом,  с 22.04.2022 нарушения требований части 1 статьи 6 Федерального закона № 196-ФЗ устранены.

В силу части 3 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

В свою очередь, в соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

При этом по смыслу части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии всех поименованных в данной норме условий и обстоятельств правоприменитель (в том числе и административный орган) должен заменить административное наказание в виде штрафа на предупреждение. Т.е., законодателем использована формулировка "административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение", что исключает усмотрение суда или иного органа, рассматривающего дело об административном правонарушении (в отличие, например, от положений статьи 2.9 и части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Таким образом, при совершении субъектами малого и среднего предпринимательства правонарушений, в частности, административных правонарушений в области таможенного дела, административный орган должен рассмотреть вопрос о наличии условий для замены административного наказания.

К числу таких условий, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, относятся: отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствие имущественного ущерба; совершение административного правонарушения впервые.

ООО «Ваш Ломбард» 10.08.2022 внесено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства как микропредприятие.

Доказательств наступления каких-либо неблагоприятных последствий в результате совершения административного правонарушения  Обществом  не представлено.

При таких обстоятельствах, учитывая, что Общество самостоятельно обнаружило и устранило нарушение, впервые совершило правонарушение, отсутствуют обстоятельства, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, а именно, причинение вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, суд полагает возможным применить часть 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, заменив административный штраф на предупреждение.

ООО «Ваш Ломбард» при подаче заявления была оплачена госпошлина в размере 3 000 рублей на основании платежного получения № 308 от 21.07.2022 года.

В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Следовательно, уплаченная госпошлина подлежит возврату из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Изменить постановление Отделения по Астраханской области Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации № 22-3691/3110-1 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № ТУ-12-ЮЛ-22-3691 от 12.07.2022 года в части назначения ООО «Ваш Ломбард» наказания, заменив административный штраф на предупреждение.

Возвратить ООО «Ваш Ломбард» из федерального бюджета излишне уплаченную госпошлину в размере 3000 рублей.

 Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия, через Арбитражный суд Астраханской области.

Информация о движении дела может быть получена на официальном интернет – сайте Арбитражного суда Астраханской области: http://astrahan.arbitr.ru»

Судья

Т.А. Ковальчук