414014, г. Астрахань, пр. Губернатора Анатолия Гужвина, д. 6
г. Астрахань Дело № А06- 6412/2006-13
“05” декабря 2006 года.
Резолютивная часть решения объявлена – 30.11.2006 года.
Полный текст решения изготовлен – 05.12.2006 года.
Арбитражный суд Астраханской области
в составе: Мирекиной Е.И.
судьи
при ведении протокола судебного заседания судьей Мирекиной Е.И..
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Позитив»
к Инспекции ФНС России по Советскому району г. Астрахани
о признании ненормативного правового акта недействительным
при участии
от заявителя – представитель ФИО1
от налогового органа – ФИО2 - нач. юр. отдела,
установил:
ООО «Позитив» обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения ИФНС РФ по Советскому району г. Астрахани за № 08-29/191 от 20.06.06года «о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения».
Основанием для признания решения недействительным истец указывает:
- несоблюдение налоговым органом требований статьи 101 Налогового Кодекса РФ при привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности;
- незаконность отказа в предоставлении налогового вычета.
Ответчик заявленные требования отклонил в полном объеме, т.к. считает решение о привлечении к налоговой ответственности обоснованным и соответствующим требованиям Налогового Кодекса РФ.
Налогоплательщик, в нарушение требований статьи 172 НК РФ налоговые вычеты заявил в отсутствие первичных бухгалтерских документов.
Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, установил:
Общество в соответствии со статьей 143 Налогового Кодекса РФ является плательщиком налога на добавленную стоимость.
При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за февраль 2006 года, налоговый орган, пришел к выводу о незаконном применении налогоплательщиком налоговых вычетов, без подтверждения первичными бухгалтерскими документами.
По результатам налоговой проверки 20.06.2006 года налоговым органом принято решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по статьям 122 и 126 НК РФ и доначислении к уплате в бюджет НДС за февраль 2006 года в размере 564 608 рублей и пени 20 722,22 рублей.
Общество не согласилось с данным решением и просит признать его недействительным.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле и исследовав представленные доказательства, суд считает, что заявленные требования налогоплательщика подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 106 Налогового Кодекса РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
Объективная сторона налогового правонарушения по статье 122 Налогового Кодекса РФ состоит в занижении налогооблагаемой базы или неправильном исчислении налога по итогам налогового периода, повлекших неуплату или неполную уплату сумм налога.
Согласно разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, «неуплата или неполная уплата сумм налога» означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом по уплате конкретного налога в результате совершения указанных в статье 122 НК РФ деяний (действий или бездействия). (п.42 Постановления № 5 от 28.02.2001 года).
Как следует из оспариваемого решения, вывод налогового органа о применении налогоплательщиком налоговых вычетов без подтверждения первичными бухгалтерскими документами сделан только на основании факта не вручения налогоплательщику направленного по почте требования о предоставлении документов и явился основанием для доначисления налога, пени и привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности.
В соответствии с пунктами 1,2 статьи 171 НК РФ к налоговым вычетам, уменьшающим общую сумму налога, относятся суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения.
Согласно, пункту 1 статьи 172 Налогового Кодекса РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК, производятся на основании счетов – фактур, выставляемых продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг).
В соответствии с положениями статей 31, 88, 93 Налогового Кодекса РФ при проведении камеральных налоговых проверок на основе представленных налоговых деклараций налоговые органы вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Обязанность по представлению документов в рамках статьи 172 Налогового Кодекса РФ возникает у налогоплательщика, согласно части 4 статьи 88 Налогового Кодекса РФ, только при условии направления налоговым органом соответствующего требования.
Поскольку решение об отказе в налоговом вычете выносится по результатам камеральной налоговой проверки, налоговый орган не имеет права отказать налогоплательщику в налоговом вычете, если соответствующая налоговая проверка им не была проведена.
Поскольку нормы статьей 88, 171,172 Налогового Кодекса РФ не обязывают налогоплательщика одновременно с подачей налоговой декларации представлять документы, подтверждающие правильность применения налогового вычета (в частности счета-фактуры), а у налогового органа была информация о не вручении налогоплательщику требования о предоставлении документов – налоговый орган фактически камеральную налоговую проверку не проводил.
Обязанность налогоплательщика представить затребованные налоговым органом документы возникает у него с момента получения требования налогового органа о предоставлении указанных документов. (Определение Конституционного Суда РФ № 266-О от 12.07.2006 года)
Вывод налогового органа об отсутствии налогоплательщика по юридическому адресу сделан только на основании отметки почтальона на конверте, без проверки юридического адреса и составления соответствующего акта об отсутствии юридического лица по юридическому адресу.
Информацией о том, что по адресу: <...> находится многоэтажное здание с многочисленными офисами юридических лиц, налоговый орган располагал, однако мер для вручения налогоплательщику извещения о проведении камеральной проверки и требования о предоставлении документов не предпринял.
Кроме того, налоговым органом грубо нарушен порядок производства по делу о налоговом правонарушении, установленный статьей 101 НК РФ, - налоговый орган принял решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности без направления в адрес налогоплательщика извещения о времени и месте рассмотрения материалов проверки, лишив тем самым права на представление объяснений, возражений и доказательств в свою защиту.
Данные грубые нарушения требований налогового законодательства повлекли принятие налоговым органом незаконного решения.
В соответствии с положениями статьи 101 Налогового Кодекса РФ в решении о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности должны быть изложены обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, документы и иные сведения которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов.
Как установлено в судебном заседании основанием для принятия решения о доначислении налога и привлечении к налоговой ответственности явился факт не причинения вреда бюджету в виде неуплаты налога, а непредставление в пятидневный срок указанных в требовании документов.
Исходя из положений статьи 108 Налогового Кодекса РФ – никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.
Согласно статьи 93 Налогового Кодекса РФ – должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика необходимые для проверки документы.
Относимость истребуемых документов к предмету проверки определяется должностным лицом налогового органа. Требование о предоставлении документов должно быть направлено обязанному лицу в письменном виде.
Пятидневный срок для представления документов исчисляется с момента получения обязанным лицом требования о предоставлении документов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 93 Налогового Кодекса РФ - отказ налогоплательщика от предоставления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 Налогового Кодекса РФ.
Доказательств, того, что налогоплательщик получил требование о предоставлении документов, налоговым органом не представлено.
Не заполнение налогоплательщиком одного из разделов в представленной налоговой декларации, также не подтверждает факта неуплаты или неполной уплаты налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога и других неправомерных действий, определяющих состав налогового правонарушения по статье 122 Налогового Кодекса РФ.
О выявленных ошибках в заполнении налоговой отчетности налоговый орган, в соответствии с требованиями статьи 88 Налогового Кодекса РФ, обязан был довести до сведения налогоплательщика с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.
Данные требования указанной нормы налоговым органом не выполнены.
Отсутствие в решении обстоятельств подтверждающих факты отказа в предоставлении документов, неуплаты или неполной уплаты налогоплательщиком налога в бюджет свидетельствует об отсутствии события налогового правонарушения и вины лица в совершении налогового правонарушения, что на основании статьи 109 НК РФ является обстоятельством, исключающим привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь статьёй 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Решение Инспекции ФНС России по Советскому району г. Астрахани № 08-29/191 от 20.06.2006 года «о привлечении к налоговой ответственности ООО «Позитив» - признать недействительным.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию арбитражного суда Астраханской области в течение месяца.
Судья Е.И. Мирекина