ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А06-6710/07 от 12.12.2007 АС Астраханской области


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

414014,   г. Астрахань,  пр. Губернатора Анатолия Гужвина,  д. 6

Именем Российской Федерации

     Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г.  Астрахань                                                                                      Дело № А06-6710/2007-13

“14”   декабря   2007 года.

Резолютивная часть решения объявлена 12.12.2007 года.

Полный  текст решения  изготовлен 14.12.2007 года.

Арбитражный суд   Астраханской области

в составе:                        Мирекиной Е.И.

судьи

при ведении протокола судебного заседания  помощником  судьи  Коршуновым  И.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению   

Федерального Государственного Образовательного Учреждения Высшего Профессионального  Образования  «Краснодарский  университет  Министерства  внутренних  дел  Российской  Федерации»  (КрУ МВД  России)  в  лице  Астраханского  филиала  Краснодарского  университета  МВД России  (АсФ КрУ  МВД  России)

к   ИФНС  России  по   Советскому  району  г.  Астрахани

о  признании  незаконными  решений     ИФНС  России   по   Советскому  району  г. Астрахани   №  08-2425/4982836  от  03.09.2007 г.,  № 08-8501/5239903  от  02.11.2007 г.

При участии:

от истца:     ФИО1  – доверенность  в  деле.

от ответчика:    ФИО2  – доверенность  в  деле,  ФИО3  -  доверенность в  деле,  ФИО4  -  доверенность в  деле.

установил:

ФГОУВПО  «Краснодарский  университет  Министерства  внутренних  дел  Российской  Федерации»  (КрУ МВД  России)  в  лице  Астраханского  филиала  Краснодарского  университета  Министерства  внутренних  дел  Российской  Федерации  (КрУ  МВД  России) обратилось в суд с иском о признании незаконными решений  ИФНС  России   по   Советскому  району  г.  Астрахани    №  08-2425/4982836  от  03.09.2007 г. « об  отказе  в  привлечении  к  ответственности  за  совершение  налогового  правонарушения» в части  начисления земельного налога за 1 квартал  2007 года в сумме   214 187 рублей и пени   - 10 220,3 рублей,  и решения  ИФНС  России   по   Советскому  району  г.  Астрахани  № 08-8501/5239903  от  02.11.2007 г. «о  привлечении   к  ответственности  за  совершение  налогового  правонарушения»  о начислении к уплате в  бюджет  земельного налога в  размере 856 747 рублей, пени – 74 508,43 рублей и штрафа по статье  122 НК РФ в размере 171 349,4 рублей. 

  Основанием для признания решения недействительным заявитель указывает,  что  решения не соответствуют закону, нарушают права и законные интересы в сфере экономической деятельности образовательного учреждения и незаконно возлагают на него обязанности по уплате налоговых санкций.

Ответчик заявленные требования не признал, т.к. считает, что решения о  привлечении  к   налоговой  ответственности  приняты  в соответствии с требованиями налогового законодательства.

Суд, выслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, установил:

ИФНС  России   по   Советскому   району  г.  Астрахани,  в  соответствии  со  ст.  88  НК  РФ,  была  проведена  камеральная   налоговая    проверка представленных налогоплательщиком - налоговой декларации по земельному  налогу  за  2006 год  и  расчета по  земельному  налога  за 1 квартал 2007 года и приняты  два решения. 

Согласно решению от 03.09.2007г. М 08-2425/4982836 АсФ КрУ МВД России было предложено уплатить недоимку по налогу на землю за 1 квартал 2007 года в размере 214187  рублей, пени по указанному налогу в размере 10220  рублей 30 копеек, всего по решению - 224407 рублей 30 копеек.

Согласно решению от 02.11.2007г. № 08-8501/5239903 АсФ КрУ МВД России было предписано уплатить недоимку по налогу на землю за 2006 год в размере 856747  рублей, пени по указанному налогу в размере 74508  рублей 43 копейки и штраф в размере 171349  рублей 40 копеек, всего по решению - 1102604  рубля 83 копейки.

Налогоплательщик не согласился с данными решениями налогового органа  и просит признать  их незаконными.

Суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 389 НК РФ не признаются объектом налогообложения по земельному налогу земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности.

Как следует из текста приведенной нормы, применительно к учреждениям системы МВД России, законом предусмотрены следующие основания непризнания земельных участков объектом налогообложения:

-земельные участки должны быть ограничены в обороте;

-они должны быть предоставлены для обеспечения безопасности.

В соответствии с подпунктом 2 п.4. ст. 27 Земельного Кодекса  Российской Федерации к землям, изъятым из оборота и исключенным из объектов налогообложения, относятся земельные участки, на которых находятся здания, строения и сооружения, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ, пограничные войска, другие войска, воинские формирования и органы.

Согласно пп.5 п.5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации - ограничены в  обороте  земельные участки, предоставленные для  обеспечения   обороны и  безопасности, не указанные в п.4 настоящей статьи.

В соответствии со  статьей 12 Закона Российской Федерации от 05.03.1992г. № 2446 «О безопасности» -  силы и средства обеспечения безопасности включают в себя, в том числе  органы внутренних дел. Расширительного толкования по каждым силам обеспечения не имеется.

В статье 1 закона Российской Федерации от 05.03.1992г. № 2446-1 «О безопасности» установлено, что «Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз», которая достигается « ...проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства» (статья 4 ФЗ  «О безопасности»).

К функциям по обеспечению безопасности, в частности, относятся создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности и управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях (статья 9 ФЗ «О безопасности»).

В соответствии с положениями   статьи  110 Конституции  Российской Федерации и Указа Президента Российской Федерации  от 09.03.2004 года № 314 «О системе и структуре органов  исполнительной власти» Министерство  внутренних дел Российской Федерации  входит  в систему Федеральных органов  исполнительной власти.

В подпункте 25 пункта 8 Положения о МВД России, устанавливающего полномочия МВД России, среди прочих полномочий предусмотрено, что МВД России «организует кадровое обеспечение системы МВД России, подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку кадров...».

Система органов внутренних дел Российской Федерации установлена в пункте 5 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, в соответствии с которым «МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в его систему главные управления МВД России по федеральным округам, министерства внутренних дел, главные управления, управления внутренних дел по субъектам Российской Федерации, управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управления (отделы) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, окружные управления материально-технического и военного снабжения, органы управления внутренними войсками, соединения и воинские части внутренних войск, представительства (представителей) МВД России за рубежом, иные организации и подразделения, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска».

Следовательно, иные организации и подразделения, помимо прямо названных в указанной норме, являются органами внутренних дел, в случае если они созданы «в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска».

Руководство и организация деятельности по обеспечению системы МВД России специалистами возложено на Департамент кадрового обеспечения МВД России (ДКО МВД России), который входит в центральный аппарат МВД России (Приказ МВД России от 10 ноября 2004 года № 730 «Об утверждении структуры центрального аппарата МВД России).

В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 Положения о Департаменте кадрового
обеспечения МВД России, утвержденным приказом МВД России от 29 ноября 2004 года
№ 788, к основным задачам ДКО МВД России относится «...организационно-
методическое руководство образовательными учреждениями МВД России ...».

В соответствии с п.п. 2 и 3 Устава КрУ МВД России, утвержденного приказом МВД России от 18.04.2006 г. № 276, права учредителя КрУ МВД России осуществляет Министерство внутренних дел Российской Федерации, а организационно-методическое руководство КрУ МВД России осуществляет Департамент кадрового обеспечения МВД России.

Согласно п.п.5 и 14 Устава КрУ МВД России истец является федеральным государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования, реализующим образовательные программы среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; осуществляющим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации; выполняющим фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук и актуальным проблемам деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.

 А основной задачей КрУ МВД России является удовлетворение потребности подготовки высококвалифицированных кадров для органов внутренних дел с высшим и средним профессиональным образованием, сочетающих глубокие профессиональные знания с необходимыми профессионально-нравственными и моральными качествами.

В соответствии с п. 177 Устава КрУ МВД России за Краснодарским университетом МВД России закреплены в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки, которые оно вправе использовать только по назначению - для обеспечения образовательной деятельности в целях удовлетворения потребности подготовки высококвалифицированных кадров для органов внутренних дел с высшим и средним профессиональным образованием, сочетающих глубокие профессиональные знания с необходимыми профессионально-нравственными и моральными качествами.

В Краснодарском университете МВД России, в том числе и в Астраханском филиале Краснодарского университета МВД России, предусмотрена правоохранительная служба в специальных званиях.

В соответствии с приказом МВД России от 14 июня 2006 года № 430 «Об организационно-штатных вопросах Краснодарского университета МВД России» руководители, большинство преподавателей и сотрудников подразделений, все курсанты и слушатели ответчика являются сотрудниками милиции, которые проходят службу на должностях рядового, младшего, среднего и старшего начальствующего состава, в соответствии с заключенным с МВД России контрактом.

Согласно ч. 1 статьи 17 Закона РФ от 18 апреля 1991 года № 1026-1 «О милиции» -«Сотрудниками милиции в Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие на должностях рядового или начальствующего состава органов внутренних дел, которым в установленном порядке присвоены специальные звания рядового или начальствующего состава милиции».

В соответствии с п. 28 Устава КрУ МВД России личный состав образовательного учреждения является резервом Министра внутренних дел Российской Федерации и

может в установленном порядке привлекаться к охране общественного порядка и другим мероприятиям.

В соответствии с пп. 9, 10 п. 19 Типового  положения о министерстве внутренних дел, главном управлении, управлении внутренних дел по субъекту Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 25.10.2006г. № 846, начальник управления внутренних дел субъекта РФ, привлекает для охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий, возникновении стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций сотрудников Астраханского филиала Краснодарского университета МВД России.

Таким образом, Краснодарский университет МВД России является федеральным бюджетным учреждением, где проходят службу аттестованные сотрудники органов внутренних дел (сотрудники милиции), созданным для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел, входит в систему органов внутренних дел и, следовательно, земли, выделенные образовательному учреждению, ограничены в обороте.

Земли, которыми наделен Краснодарский университет МВД России на праве постоянного (бессрочного) пользования, используется им для подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров органов внутренних дел, т.е. для нужд обеспечения безопасности.

Таким образом,  налоговый  орган, в силу  положений  подпункта 1 пункта 2 статьи 389 НК РФ, необоснованно признал земли Краснодарского университета МВД России объектом налогообложения земельного налога.

Суд считает необоснованным и подлежащим отклонению довод налогового органа, что заявителем не переведены в соответствующую  категорию занимаемые им  земельные участки, поскольку  правовое значение для признания земель землями безопасности, имеет  фактическое их использование.

Обязанность по приведению назначения земель в соответствие с фактическим их использованием, возлагается на органы, предоставившие эти земли для нужд обеспечения безопасности.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-170, 201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные  требования  Федерального  государственного  образовательного  учреждения  высшего  профессионального  образования  «Краснодарский  университет  Министерства  внутренних  дел  РФ»  в  лице  Астраханского  филиала  удовлетворить.

Признать  незаконными  решения  ИФНС  России  по  Советскому  району г.  Астрахани  от  03.09.2007 г.  № 08-2425/4982836  и  от  02.11.2007 г.  № 08-8501/5239903  «о  привлечении  к  ответственности  за  совершение  налогового  правонарушения».

Взыскать  с  ИФНС  России  по  Советскому  району  г.  Астрахани  в  пользу  АсФ  КРУ  МВД  России  судебные  расходы  в  сумме  4000  рублей.  

Решение может быть обжаловано в   Двенадцатый  арбитражный  апелляционный  суд  в течение месяца.

Судья:                                                                                                         Мирекина Е.И.